Отклонения в поведении гиперопекаемых и гипоопекаемых детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 13:16, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования определяется кризисом института семьи, порождающего негативные тенденции в воспитательной сфере. Гиперопека и гипоопека - два совершенно разных стиля-противоположности, которые наносят непоправимый вред душевному здоровью маленького ребенка и продолжают доставлять проблемы во взрослой жизни. Пытаясь развить в своем ребенке самостоятельность, взрослые часто допускают весьма распространенные противостоящие друг другу ошибки: чрезмерная опека ребенка (гиперопека) и полное устранение от помощи ребенку, поддержки его (гипоопека). В случае чрезмерной опеки ребенок может стать инфантильным, во втором случае – беспомощным, упрямым.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….….3
1 Теоретические аспекты изучения отклонения в поведении при гиперопеке и гипоопеке детей дошкольного возраста.…………………………………….…6
1.1 Особенности детско-родительских отношений в семье ……………..….6
1.2 Понятие гиперопеки и связанные с ней отклонения в поведении
детей……………………………………………………………………...…..…8
1.3 Понятие гипоопеки и связанные с ней отклонения в поведении детей.14
2 Эмпирическое исследование отклонений в поведении гиперопекаемых и гипоопекаемых детей дошкольного возраста…………………………………...18
2.1 Описание и ход исследования…………………………………………18
2.2 Результаты исследования и их интерпретация……………………….20
2.3 Коррекционно-педагогическая работа с гиперопекаемыми и
гипоопекаемыми детьми и их родителями……………………………….26
Заключение……………………………………………………………….………31
Список использованных источников…………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курс. НАТАЛЬЯ психология 2.doc

— 325.50 Кб (Скачать файл)

Традиционно выделяют два  типа гиперопротекции - потворствующая и доминирующая [3].

Потворствующая гиперпротекция представляет собой воспитание по типу «ребенок - кумир семьи». Ошибка в формировании личности заключается в том, что ребенку с детства внушают, какой он великолепный, талантливый, немедленно выполняют любые его прихоти и капризы, все трудности решают за ребенка родители (чаще - один из родителей). Для такого ребенка  характерен очень высокий уровень притязаний, он стремится быть лидером, стремится выделиться, быть в центре внимания. Это не самые плохие черты  характера. Однако порой все это ведет к не самым радужным последствиям - когда ребенок попадает в коллектив, например в группу детсада или в новый класс, он ожидает такого же уровня внимания и восхищения, как и в семье. Но зачастую таланты и умения такого ребенка являются многократно преувеличенными, и не самые высокие оценки его деятельности морально подавляют ребенка.

Формируется истероидный  тип личности, стремящийся к успехам и славе, но при малейшей неудаче оказывающийся на грани нервного срыва, а порой и суицида. Особенно остро это проявляется в подростковом возрасте.

Такого ребенка тяготит не недостаток любви, а её излишек. Свобода ребенка при таком типе взаимоотношений мнимая - развивают и поощряют те виды активности ребенка, за которые он получит похвалу от родителя. При потворствующей гиперпротекции все потребности ребенка реализуются, но в пределах узкой группы - членов семьи, а то время, как в прочих коллективах  он испытывает серьезные трудности.

Этот тип отношений  соотносится с либеральным типом  воспитания - попустительство в поведении  ребенка и идеализация его  черт.

Доминирующая гиперпротекция - это стиль воспитания, при котором у ребенка, можно сказать, отнимают собственную волю.  Доминирующая гиперпротекция  играет главную роль в формировании инфантильных, закомплексованных личностей. Для этого вида гиперопеки характерно ограничение сферы деятельности ребенка, постоянное накладывание запретов, ограничение самостоятельности. Каждое движение ребенка контролируется, любая мелочь обрастает правилами. Все это - серьезный психологический прессинг, и не каждый ребенок может его выдержать. При доминирующей гиперопеке способности, умения ребенка занижаются - в целях «безопасности» и контроля. В итоге ребенок действительно оказывается неспособен выполнять подчас элементарные для своего возраста задачи, так как растет в убеждении что он «ещё маленький» и «сделает не так».

Из-за недостатка самостоятельности у ребенка не реализуется потребность в уважении и самоуважении, одна из важнейших, благодаря которой личность окончательно созревает.

Доминирующая гиперпротекция соотносится с авторитарным стилем в воспитании. Родитель зачастую является непререкаемым авторитетом, его воля - закон.

Для гиперопеки также  характерен так называемый психологический  симбиоз. Это те случаи, когда происходит полное психологическое слияние  ребенка и родителя. Ребенок полностью  ограждается от возможных трудностей, родитель непрестанно беспокоится о нем, порой это приобретает нездоровые, навязчивые формы. Дети буквально живут жизнью родителей, часто говорят фразами мамы или папы, высказывают их суждения о мире, как правило, нелицеприятные и мизантропичные. Родители данного типа нередко говорят, что «детство-лучшее время», что лучше и уютнее всего в семье, а кругом опасности[3].

Например, такие мамы даже физически привязывают ребенка  к себе - например, устраивая ритуалы  прощания и встречи с поцелуями  и объятиями, хотя со стороны может  быть заметно, что ребенку такие чрезмерные ласки не слишком нравятся и что он рад бы был от них избавиться.

Отклонения в поведении  при  гиперопеке:

  • Несамостоятельность. Это проявляется в том, что ребенок не хочет и не умеет ничего делать сам. Такие люди, даже уже, будучи подростками или взрослыми пассивны и постоянно ожидают помощи от родителей, даже не пытаясь самостоятельно разрешить проблему.
  • Зависимость от родителей, от чужого мнения.
  • Опасность попадания под влияние других людей.
  • Неразвитость коммуникативных навыков.
  • Неуверенность в себе.
  • Беспомощность.
  • Покорность.
  • Недостаток настойчивости и трудолюбия.
  • «Выученная беспомощность», т.е. любое препятствие воспринимается как непреодолимое.
  • Инфантильность, т.е. личностная незрелость

Обычно более высокий  уровень заботы проявляется к  детям первых лет жизни, при наличии  заболеваний, физических и нервно-психических дефектов. Вне действия этих факторов гиперопека более свойственна не очень общительным матерям, с ограниченным, заранее определенным кругом общения. Недостаточную общительность они компенсируют в отношениях с детьми. Более выражена, чем у отцов, связь между типом темперамента матери и характером заботы: гиперопека чаще встречается у матерей с флегматическим и меланхолическим темпераментом. В большей степени гиперопека свойственна доминирующим в семье матерям, отражая их непроизвольную установку на создание зависимости у детей. При этом срабатывает психологический механизм «обязывания» детей действовать определенным, раз и навсегда заданным образом.

К тому же нередко эти  матери пытаются образовать с дочерьми изолированную пару общения в  семье, чрезмерно опекая их и не допуская участия отца в воспитании. Если дочь похожа на отца и испытывает потребность эмоционального контакта с ним, подобная конфликтная структура семейных отношений может неблагоприятно сказаться на формировании характера девочки и ее последующих отношений в браке.

Особая разновидность  гиперопеки встречается у матерей  с истерическими чертами характера, амбициозных, добивающихся признания  своей власти любой ценой. Средством  этого признания является ребенок, достижения которого всячески подчеркиваются, выделяются; вокруг ребенка создается ореол исключительности и нередко культ вседозволенности.

Фактически об этой форме  гиперопеки еще полтораста лет назад, задолго до оформления современных  психологических концепций воспитания, писал в своих «Письмах о воспитании» выдающийся русский публицист Н.В.Шелгунов: «Усиленная односторонняя любовь, сконцентрировавшая все свои приятные воспоминания на ребенке и перенесенная на него, является именно тем элементом порчи, о котором мы говорим. Отчего же первенцы и единственные дети, а иногда и дети последние выходят большей частью неправильно воспитанными? Только потому, что любимый ребенок - кумир матери, и ее любовь направлена именно на то, чтобы отстранить от ребенка все, что мешает его детскому благополучию. Мало того, что ребенок не знает отказов, но его окружает еще целая сеть безгласных поощрений, постоянно ему льстящих. В каждом взгляде матери ребенок читает одобрение, на каждом шагу чувствует, что он первый, единственный человек - центр земли, около которого все вращается и которому служит. И незаметно, шаг за шагом, ребенок растет в исключительном чувстве первенства, вне препятствий, противоречий и помех и вырастает несчастным «первым человеком», с дряблым характером, с отсутствием всякой сдерживающей дисциплины, неспособным на борьбу с жизнью. Если «первый человек» наконец найдет свое место между людьми, то путем многих и многих страданий». [25]

Таким образом, главная  неблагоприятная роль гиперопеки - передача избыточного беспокойства детям, психологическое заражение не свойственной возрасту тревогой. Это порождает зависимость, несамостоятельность, инфантилизм, неуверенность в себе, избегание риска, противоречивые тенденции в формировании личности, отсутствие своевременно развитых навыков общения [3].

Родителям необходимо отдавать себе отчет в том, не окрашено ли их отношение к детям чрезмерной озабоченностью и тревогой. Честное осознание скрытых мотивов своего поведения, как правило, способствует нормализации отношения к детям и всей внутрисемейной атмосферы.

 

1.3 Понятие гипоопеки и связанные с ней отклонения в поведении детей

        

Теперь рассмотрим другую крайность воспитательных воздействий  - гипоопеку или гипопротекцию.

Гипоопека — эмоциональное отвержение ребенка своими родителями (в том числе скрытое), недостаток тепла, любви и заботы, предоставление ребенка самому себе, лишение его всяческой поддержки и помощи.

Ребенок предоставлен самому себе, родители не интересуются им. Он ощущает себя ненужным, лишним, нелюбимым. Родители лишь временами вспоминают, что он есть и уделяют ему минимум внимания. Такие дети часто рано взрослеют и с малолетства вынуждены сами думать о себе, завидуя всем детям, о которых заботятся родители. Такая форма воспитания способствует появлению у ребенка чувства собственной неполноценности, тревожной мнительности, ощущения вины, аутоагрессии и т.д. В подростковом возрасте такие дети более подвержены риску попасть в неблагоприятную среду общения, где они будут искать того, кто позаботится о них и избавит их от груза непосильных забот.

Формы гипоопеки.

Самая распространенная форма гипоопеки современного общества – это подмена эмоционального общения с ребенком материальными  ценностями. Родители постоянно заняты, они любят своих детей, но много  работают, чтобы заработать побольше денег для счастья. Не замечая при этом, что счастье – всегда рядом с ними. Папа никак не может сводить сына в кино, заглаживая вину очередным дорогим подарком. Или мама вечером сидит в «Одноклассниках», а маленький ребенок слоняется по дому в поисках интересного занятия. Уже и мультики все пересмотрены, и рисунки нарисованы, и даже игрушки прибраны, а мама все где-то там, в виртуальной реальности[27].

Постоянные нравоучения, воспитательные беседы, требования, наказания  при эмоциональной холодности родителей, отсутствии ласки и тепла являются не редкой формой воспитания детей. И это тоже гипоопека. Не редки в таких семьях моральные унижения и физические наказания детей.

Другая же форма гипоопеки  — полный бесконтрольный режим, отсутствие ограничений,  личной жизнью ребенка никто не интересуется, он предоставлен сам себе. Это случается, когда родители, например, разводятся и усиленно начинают устраивать свою личное счастье, свою жизнь. Или это преднамеренно выбранный воспитательный ход. Так некоторые родители, чаще отец, объясняют воспитание ими в ребенке самостоятельности, независимости.

Гипоопека ассоциируется не только с неблагополучными семьями, а еще и с детским домом, домом малютки. И, не потому, что там работают черствые люди. Отнюдь нет, просто детишек там гораздо больше, чем воспитателей[3].

Малыши в домах малютки, оказавшись там, через некоторое время перестают плакать, испытывая дискомфорт. Они быстро учатся тому, что на их зов никто не приходит, они молча ждут, когда до них дойдет очередь… Уже с младенческого возраста они знают, что мир черств и каждый здесь сам за себя.

Доверие к миру — вот  чему учит мать, которая ласково  берет заплакавшего малыша на руки. Он еще не успел испугаться, а мама уже что-то ласково щебечет ему на ушко. Именно с появлением  доверия к миру начинает свое социальное, психологическое и познавательное развитие малыш [3].

Дети, которых коснулась гипоопека чувствуют себя ненужными, нелюбимыми, постоянной помехой для всех. И это ужасно, потому что каждый человек, а тем более ребенок, нуждается в любви, тепле, ласке, заботе, сочувствии, поддержке, полноценном общении.

Последствия гипоопеки.

А последствия, которые несет гипоопека весьма печальные. И некоторые даже негативнее, чем последствия гиперопеки.

Для маленьких детей, не получающих должного внимания от своих родителей, характерно проявление непослушания. Они специально ломают игрушки, грубят, дерутся и т.п. Ведь их наверняка теперь накажут, а это, своего рода, тоже внимание. Другие детишки замыкаются в себе и придумывают мнимых друзей. Это проявляется так называемый «синдром Карлсона».

Не получая любви, заботы и полноценного общения, у ребенка  начинается деформация личности, замедляется  его психологическое и интеллектуальное развитие. Тормозится развитие речи. Постоянное чувство отверженности рождает равнодушие к окружающим, жестокости, приводит к серьезным нарушениям  в социальном и эмоциональном развитии. Познавательная активность ребенка гасится.

Сюда можно добавить психогенные нарушения: сосание  пальца, грызение ногтей, периодическое заикание, энурез, нарушения      сна. Эти дети тревожны, замкнуты, имеют очень низкие адаптационные способности. Также у них часто проявляется синдром гиперактивности.

Отдельным пунктом нужно  отметить синдром беспомощности. И  это действительно серьезно. Как это ни парадоксально, но у таких детей очень сильно замедляется процесс формирования независимости. Гипоопека делает детей абсолютно нелюбопытными, они ничем не интересуются, живут по течению, у них очень низкая самооценка. В дальнейшем у них могут развиться различные формы зависимости — от шопоголизма до наркомании.

Эмоциональное отвержение проявляется еще одним не очень  приятным качеством. Ребенок в буквальном смысле начинает «липнуть» к тем  взрослым, кто проявил к нему хоть малейшее внимание. В дальнейшем это может проявить себя в том, что любой человек противоположного пола, который проявит к нему внимание, будет обречен стать его божком. И, если это, к примеру, молодой человек, который проявляет знаки внимания девушке, «воспитываемой» в атмосфере гипоопеки,  она будет преданно смотреть ему в глаза, считать его самым-самым. Она не будет замечать его похождений «налево», его неучастие в семейной жизни будет считать нормой.

Информация о работе Отклонения в поведении гиперопекаемых и гипоопекаемых детей дошкольного возраста