Отчет о психолого-педагогической практике на базе МДОУ Детский сад № 240
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2014 в 21:27, отчет по практике
Краткое описание
Цель практики – знакомство с основным содержанием работы МДОУ Детский сад № 240 комбинированного вида "Ручеек", с созданиями условий для формирования психического, социально-личностного здоровья воспитанников и обеспечением эффективного развития способностей, а также с особенностями профессиональной деятельности педагога-психолога в данном учреждении. Задачи практики: 1. Познакомиться с учреждением: -выявить общие сведения об учреждении и его структуре -основные задачи и направления деятельности учреждения -о составе специалистов и их обязанностях -о проблемах учреждения
Содержание
Введение 3 1.Ориентировочный этап психолого –педагогической практики 5 1.1. Характеристика учреждения 5 1.2.Основные направления деятельности ДОУ 7 1.3 Специфика деятельности педагога-психолога в МДОУ Детский сад № 240 комбинированного вида "Ручеек". 13 2. Основной этап психолого-педагогической практики 32 2.1 План беседы с родителями 35 2.2 Посещение, групповых и индивидуальных занятий для ознакомления. Отчет о консультациях 39 2.3 Организация и проведение индивидуальных обследований 40 Заключение 50 Список литературы 52
Положение о психолого-педагогической
службе учреждения
Дополнительная документация:
Приказ Минобразования России
от 22.10.99 № 636 "Об утверждении Положения
о службе практической психологии в системе
Министерства образования Р.Ф."
Инструктивное письмо Минобразования
России от 24.12.01 № 29/1886-6 "Об использовании
рабочего времени педагога-психолога
в образовательном учреждении"
Инструктивное письмо Минобразования
России от 07.01.99.№ 70/23-16 "О практике проведения
диагностики развития ребенка в системе
дошкольного образования"
Постановление от 19.11.99 № 429
"Об установлении доплат педагогическим
работникам образовательных учреждений
г. Омска"
Письмо Минобразования России
от 22.01.98 № 20-58-07 ин/20-4 "Об учителях-логопедах
и педагогах-психологах учреждений образования"
Положение о психолого-медико-педагогического
консилиума МДОУ.
Санитарно-эпидемиологические
требования к устройству, содержанию и
организации режима работы дошкольных
образовательных учреждений (СанПиН 2.4.1.1249-3).
План психолого-педагогической
характеристики дошкольника
Приказ Минобразования России
от 01.03.2004 Москва 945 "О режиме рабочего
времени и времени отдыха работников образовательных
учреждений" (Положение к данному приказу).
Этический кодекс практического
психолога образования.
Распределение рабочего времени
педагога-психолога и циклограмма работы
педагога-психолога дошкольного образовательного
учреждения.
Перечень психологического
инструментария, используемого психологом
в работе.
Психологические карты обследованных
воспитанников образовательного учреждения.
Материалы выступлений психолога
на собраниях, семинарах и т.д.
Комплексные, или общеобразовательные
программы:
- "Детство" авторский
коллектив РГПУ им А.И. Герцена
под ред.
Т.И. Бабаевой;
- Программа воспитания
и обучения в детском саду
под ред.
М.А. Васильевой;
- "Радуга" (научный руководитель
Т.Н. Доронова);
- "Развитие" (коллектив
Детского центра Л.А. Венгера);
- "Детский сад –
дом радости" (Н.М. Крылова, В.Т. Иванова);
- "Детский сад – 2100"
в системе образования "Школа
– 2100" под ред. Р.Н. Бунеева;
• Специализированные (локальные
или парциальные) программы
включают одно или несколько
направлений развития ребенка:
- "Семицветик" (В.И. Ашиков,
С.Г. Ашикова);
- "Юный эколог" (С.Н.
Николаева);
- "Наш дом – природа"
(Н.А. Рыжова);
- "Я – человек" (С.А.
Козлова);
- "Музыкальные шедевры"
(О.П. Радынова)
- "Программа воспитания
и обучения детей с ФФН" Т.Б.
Филичева, Г.В. Чиркина и многие
другие.
Знакомство с рабочим кабинетом
педагога-психолога
Пространство кабинета педагога-психолога
является важной частью развивающей предметной
среды образовательного учреждения, организация
и обогащение которой должны строиться
с учетом закономерностей детского развития,
отвечать критериям функционального комфорта.
Сложная зональная организация
рабочего пространства кабинета педагога-психолога
в идеальном варианте предполагает его
размещение в нескольких комнатах. Однако
это не предусмотрено проектами типовых
зданий российских детских садов.
Таблица 1.Перечень мебели для
оборудования кабинета педагога-психолога
Наименование мебели
Количество, шт.
Примечание
Рабочий стол педагога-психолога
1
Для рабочей (личной) зоны педагога-психолога
и зоны первичного приема
Компьютерный стол
1
Стул
2
Кресло
2
Для зоны консультативной работы
или релаксации. Столик можно заменить
тумбочкой
Маленький круглый столик
1
Шкаф
1
Для хранения документации,
методических материалов, пособий
Стол парта
1
Для деятельности индивидуально
или малой подгруппой в диагностической
зоне и зоне коррекционно-развивающей
работы
Стул
2
Ковер
1
Если позволяет пространство.
Для организации игровой зоны для одного-двух
детей или использования в коррекционно-развивающей
работе
Дополнительные средства дизайна
(панно, живые цветы и пр.)
По необходимости
–
Оптимальный вариант – объединить
при оборудовании кабинета педагога-психолога
два помещения (например, небольшое помещение
и стандартный класс или групповую). Такая
модель кабинета особенно функциональна,
если в образовательном учреждении работает
не один психолог, а несколько специалистов.
В этом случае они могут вести прием одновременно
не мешая друг другу. Зональное разделение
при этом может быть следующим:
При оформлении кабинета необходимо
также обратить внимание на цвет входной
двери. Дверь является важной частью помещения
и почти всегда вызывает у посетителей
определенные психологические ассоциации.
В зависимости от цвета, в который она
окрашена, дверь как бы приглашает войти
в кабинет или, наоборот, не располагает
к этому. Например, дверь, окрашенная в
мрачный серый цвет, вызывает отрицательные
эмоции и нежелание ее открывать.
Исследования Института цветопсихологии
в Цюрихе (Швейцария) показали, что дети
отдают предпочтение тому или иному цвету
в зависимости от возраста. В раннем возрасте
они предпочитают красный или пурпурный,
а девочкам, главным образом, нравится
розовый цвет. В возрасте 9–11 лет интерес
к красному постепенно заменяется интересом
к оранжевому, затем к желтому, желто-зеленому
и, наконец, зеленому цвету. После 12 лет
любимый цвет большинства – синий. Статистические
исследования подтвердили, что синий цвет
является наиболее предпочтительным и
для взрослых людей. Такая смена пристрастий
совпадает с процессами общего развития
человека, с постепенно возникающей склонностью
к более глубоким цветам. Исследования
также показали наличие связи между предпочитаемым
цветом и психологическими характеристиками
человека.
В зависимости от расположения
цвета в комнате он может по-разному воздействовать
на человека. Поэтому при оформлении функциональных
зон кабинета педагога-психолога необходимо
учитывать следующие рекомендации.
Зоны ожидания приема и консультативной
работы желательно оформить так, чтобы
цветовое решение пространства обеспечивало
относительный покой, настроенность на
диалог, свободное общение. Поэтому не
следует использовать насыщенные оттенки
красно-оранжевого цвета, а также создавать
резкие цветовые контрасты.
Зону игровой терапии рекомендуется
оформлять с применением ярких насыщенных
тонов, иногда резко контрастирующих.
Зону релаксации и снятия психоэмоционального
напряжения не следует перенасыщать мелкими
деталями, они будут раздражать и оказывать
стимулирующее, а не расслабляющее действие.
Стены, пол, мебель, портьеры должны быть
спокойных, нейтральных тонов, не вызывающих
дополнительного возбуждения. Предпочтительными
являются голубые и зеленые цвета.
Таблица 2. Связь между любимым
цветом и психологическими характеристиками
человека
Возраст, лет
Предпочитаемый цвет
Цвет, вызывающий отрицательное
отношение
Преобладающее психологическое
состояние
4–10
Красный, пурпурный, розовый,
бирюзовый
Черный, темнокоричневый, серый
Пребывание в мире сказок
11–12
Зеленый, желтый, красный
Оливковый, пастельнозеленый,
лиловый
Преобладание чувственного
восприятия мира
13–16
Ультрамарин, синий,оранжевый,
зеленый
Фиолетовый, лиловый
Рациональный подход к восприятию
мира
В кабинете педагога-психолога
обязательно должны быть растения, способствующие
созданию оптимальных условий для занятий
и отдыха. Кроме того, цветы, цветочные
стеллажи и стенки могут играть роль функциональных
перегородок, разделяющих различные зоны
кабинета (например, отделять зону первичного
приема от игровой зоны).
В кабинете рекомендуется размещать
живые цветы, зеленые травяные газоны,
фитокомпозиции, которые оказывают благоприятное
психологическое влияние на посетителей.
Органичным дополнением к фитодизайну
является использование во время занятий
записей звуков природы: шума леса, морского
прибоя, пения птиц.
Рабочее место современного
специалиста немыслимо без технического
оснащения, позволяющего максимально
эффективно использовать рабочее время.
Технические средства необходимы педагогу-психологу
для проведения занятий с детьми, обработки
и систематизации результатов обследований,
создания банка психологических данных,
тщательной подготовки к проведению диагностической
и коррекционно-развивающей работы и т.
д.
Соответственно в кабинете
педагога-психолога должны быть:
- оргтехника (компьютер, принтер,
ксерокс);
- система видеозаписи
и видеовоспроизведения с набором
видеозаписей и слайдов;
- система звукозаписи
и звуковоспроизведения с набором
звукозаписей.
Кабинет педагога-психолога
при любом варианте его организации, независимо
от размера помещения и его материально-технического
оснащения, является "лицом" работающего
в нем специалиста, отражает индивидуальность
как профессионала и как личности.
В этом кабинете должно быть
комфортно не только самому педагогу-психологу,
но и приходящим туда детям и взрослым.
Для кабинета педагога-психолога
отведено помещение площадью не 30 м2, чтобы
одновременно в нем могли находиться 10–12
человек и работа проходила в комфортных
условиях.
Кабинет расположен в доступном
месте на первом этаже здания, что позволит
посетителям избежать лишних контактов
и при необходимости соблюсти конфиденциальность
встречи. Кабинет педагога-психолога территориально
изолирован.
Помимо территориальной для
кабинета психолога важна также звуковая
изоляция. Для ее обеспечения в кабинете
установлена двойная дверь
Пространство кабинета организовано
в соответствии со спецификой профессиональной
деятельности психолога. Исходя из этого
оно разделено на несколько рабочих зон,
имеющих различную функциональную нагрузку.
Можно выделить следующие зоны:
- первичного приема и
беседы с клиентом;
- консультативной работы;
- диагностической работы;
- коррекционно-развивающей
работы;
- игровой терапии;
- релаксации и снятия
эмоционального напряжения;
- рабочую (личную) зону педагога-психолога;
- ожидания приема.
Зона первичного приема и беседы
с клиентом оснащена рабочим столом, компьютером.
Рядом со столом педагога-психолога стоит
шкаф и в котором находятся необходимые
диагностические, методические материалы,
инструментарий для проведения психологического
обследования, литератураи т. д., а также
картотека с данными о клиентах (детях,
педагогах, родителях).
В кабинете потолок окрашен
в голубой цвет, а стены – в светло-желтые
тона. В оформлении кабинета использованы
элементы ландшафтотерапии (фотообои,
слайды с динамической подсветкой по периметру,
панно с изображением пейзажей, декоративно-художественные
композиции из комнатных растений, аквариум
и т. д.). В кабинете имеются мягкие кресла
с удобными спинками и подлокотниками,
а в зону релаксации – с подголовниками
или высокими спинками.
Зона консультативной работы
предполагает создание доверительной
обстановки, помогающей посетителю, пришедшему
на прием к педагогу-психологу, спокойно
обсудить волнующие его проблемы. Оформлена
она в МДОУ №240 "Ручеек" так, чтобы
посетители чувствовали себя максимально
комфортно. Способствуют этому цветовая
гамма, выдержанная в мягких, пастельных
тонах, а также такие элементы интерьера,
как удобные, уютные кресла, композиции
из комнатных растений, панно из природных
материалов и т. п.