Отчет по практике в ГУО «Ясли-сад №432»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 16:09, отчет по практике

Краткое описание

Цель практики – закрепление и углубление теоретических знаний психодиагностических методов (наблюдения, анкетирования, интервью, контент-анализ) исследования, совершенствование организационного, технологического и интерпретационного аспектов диагностической работы; формирование профессионально значимых качеств личности студента-психолога. Задачи практики: Изучение системы психологической работы на базах практики, содержания деятельности психолога; Приобретение и совершенствование психологических знаний, навыков и умений, приобретенных в период обучения в университете; применение их в практической деятельности;

Вложенные файлы: 1 файл

Психодиагностическая практика.docx

— 115.91 Кб (Скачать файл)

 

 Повышенный уровень  личностной тревожности свидетельствует  о недостаточно хорошей эмоциональной  приспособленности, адаптированности ребёнка к жизненным ситуациям, вызывающим беспокойство. Психодиагностика тревожности оценивает внутреннее отношение данного ребёнка к определённым социальным ситуациям, дает полезную информацию о характере взаимоотношений, сложившихся у данного ребёнка с окружающими людьми, в частности в семье, в детском саду.

 

 Психодиагностический  изобразительный материал в этой  методике представлен серией рисунков. Каждый рисунок сюжетно представляет собой некоторую типичную для жизни ребёнка-дошкольника ситуацию. Каждый из описанных рисунков выполнен в двух вариантах: для мальчиков (на рисунке изображён мальчик) и для девочек (на рисунке представлена девочка). В процессе тестирования испытуемый идентифицирует себя с ребёнком того же пола, что и он сам. Лицо данного ребёнка не прорисовано полностью, дан лишь общий контур его головы.

 

 Каждый рисунок снабжен  двумя дополнительными изображениями  детской головы, по размерам точно  соответствующими контуру лица  ребенка на рисунке. На одном  из дополнительных изображений  представлено улыбающееся лицо  ребёнка, а на другом — печальное.

 

 Предлагаемые рисунки  изображают типичные жизненные  ситуации, с которыми сталкиваются  дети-дошкольники и которые могут  вызывать у них повышенную  тревожность. Так, например, рис. 1 (игра с младшими детьми), рис. 5 (игра со старшими детьми) и  рис. 13 (ребёнок с родителями) имеют  положительную эмоциональную окраску.  Рис. 3 (объект агрессии), рис. 8 (выговор), рис. 10 (агрессивное нападение) и  рис. 12 (изоляция) имеют отрицательную  эмоциональную окраску. Рис. 6 (укладывание  в постель в одиночестве), рис. 7 (умывание), рис. 9 (игнорирование), рис. 11 (собирание игрушек) и рис. 14 (еда в одиночестве) имеют двойной  эмоциональный смысл, который  может быть как положительным,  так и отрицательным.

 

 Предполагается, что выбор  ребёнком того или иного лица  будет зависеть от его собственного  психологического состояния в  момент проведения тестирования.

 

 Двусмысленные рисунки  в методике имеют основную  «проективную» нагрузку. То, какой  смысл придаёт ребёнок именно  этим рисункам, указывает на типичное  для него эмоциональное состояние  в подобных жизненных ситуациях.

 

 В процессе психодиагностики  рисунки предъявляются ребёнку  в строгой последовательности, один  за другим. Показав ребёнку рисунок,  экспериментатор к каждому из  них даёт инструкцию — разъяснение  следующего содержания:

 

 К рис. 1. Игра с младшими  детьми: «Как ты думаешь, какое  у ребёнка будет лицо, весёлое  или печальное? Он (она) играет  с малышами».

 

 К рис. 2. Ребёнок и  мать с младенцем: «Как ты  думаешь, какое лицо будет у  этого ребёнка: печальное или  весёлое? Он (она) гуляет со  своей мамой и малышом».

 

 К рис.3 . Объект агрессии: «Как ты думаешь, какое лицо  будет у этого ребёнка: весёлое  или печальное?»

 

 К рис.4. Одевание: «Как  ты думаешь, какое лицо будет  у этого ребёнка: весёлое или  печальное? Он (она) одевается».

 

 К рис.5. Игра со старшими  детьми: «Как ты думаешь, какое  лицо будет у этого ребёнка:  весёлое или печальное? Он (она)  играет со старшими детьми».

 

 К рис. 6. Укладывание  спать в одиночестве: «Как ты  думаешь, какое лицо будет у  этого ребёнка: весёлое или  печальное? Он (она) идёт спать».

 

 К рис.7. Умывание: «Как  ты думаешь, какое лицо будет  у этого ребёнка: весёлое или  печальное? Он (она) в ванной».

 

 К рис. 8. Выговор: «Как  ты думаешь, какое лицо будет  у этого ребёнка: весёлое или  печальное?»

 

 К рис. 9. Игнорирование:  «Как ты думаешь, какое лицо  будет у этого ребёнка: весёлое  или печальное?»

 

 К рис. 10. Агрессивное  нападение: «Как ты думаешь,  какое лицо будет у этого  ребёнка: весёлое или печальное?»

 

 К рис.11. Собирание  игрушек: «Как ты думаешь, какое  лицо будет у этого ребёнка:  весёлое или печальное? Он (она)  убирает игрушки».

 

 К рис.12. Изоляция: «Как  ты думаешь, какое лицо будет  у этого ребёнка: весёлое или  печальное?»

 

 К рис.13. Ребёнок с  родителями: «Как ты думаешь, какое  лицо будет у этого ребёнка:  весёлое или печальное? Он (она)  со своими мамой и папой».

 

 К рис. 14. Еда в одиночестве:  «Как ты думаешь, какое лицо  будет у этого ребёнка: весёлое  или печальное? Он (она) ест».

 

 Выбор ребёнком соответствующего  лица и его словесные высказывания  фиксируются в специальном протоколе  (табл. 1).

 

 Протоколы, полученные  от каждого ребёнка, подвергаются  далее анализу, который имеет  две формы: количественную и  качественную.

 

 Количественный анализ  состоит в следующем. На основании  данных протокола вычисляется  индекс тревожности ребёнка (ИТ), который равен выраженному в процентах отношению числа эмоционально-негативных выборов к общему числу рисунков.

 

 

 ИТ = Количество эмоционально  негативных выборов / 14 * 100%

 

 

 По индексу тревожности  (ИТ) дети в возрасте от 3,5 лет  до 7 лет условно могут быть  разделены на три группы:

 

1. Высокий уровень тревожности.  ИТ по величине больше 50%.

 

2. Средний уровень тревожности.  ИТ находится в пределах от 20% до 50 %.

 

3. Низкий уровень тревожности.  ИТ располагается в интервале  от 0% до 20%.

 

 В ходе качественного  анализа каждый ответ ребёнка  (второй столбец протокола) анализируется  отдельно. На основе такого анализа  делаются выводы относительно  эмоционального опыта общения  ребёнка с окружающими людьми  и того следа, который этот  опыт оставил в душе ребёнка.  Особенно высоким проективным  значением в этой связи обладают  рис.4 (одевание), 6 (укладывание в  постель в одиночестве), 14 (еда  в одиночестве). Дети, в этих ситуациях  делающие отрицательные эмоциональные  выборы, с высокой степенью вероятности  будут обладать высоким ИТ. Дети, делающие отрицательные эмоциональные  выборы в ситуациях, изображенных  на рис. 2 (ребёнок и мать с  младенцем), рис. 7 (умывание), рис. 9 (игнорирование)  и рис. 11 (собирание игрушек), с  большой вероятностью получат  высокий или средний индекс  ИТ.

 

 

 Таблица 1

Протокол к методике «Выбери  нужное лицо»

Имя ребенка:____________ Возраст  ребенка:__________

Дата проведения обследования:_____________

Номер и содержание рисунка

Высказывания ребенка

Выбор лица

   

веселое

печальное

1. Игра с младшими детьми 

     

2. Ребенок и мать с  младенцем 

     

3. Объект агрессии 

     
  1. Одевание
     
  1. Игра со старшими детьми
     
  1. Укладывание спать в одиночестве
     
  1. Умывание 
     
  1. Выговор
     
  1. Игнорирование
     
  1. Агрессивное нападение
     
  1. Собирание игрушек
     
  1. Изоляция 
     
  1. Ребенок с родителями
     
  1. Еда в одиночестве
     

 Диаграмма 2.

 

 

 Высокий уровень тревожности  обнаружен почти у половины  детей (49%), низкий – у 25% детей  и средний – у 26% воспитанников. (диаграмма 2)

 

3. Анкета для родителей

 

 

 Цель: выявить уровень  знаний и представлений у родителей  о воспитании ребёнка шестилетнего  возраста.

 

 Методика проведения: Родителям было предложено ответить  на вопросы, которые позволили  нам выявить уровень их знаний.

 

 Обработка результатов  показала, что из 10 родителей только 1 (13 %) имеет достаточно полные  знания о воспитании детей  шестого года жизни.

 

7 человек (67 %) имеют недостаточно  знаний о ребёнке, выделяют  ту или иную сторону в его  воспитании.

 

 У 1 пары родителей  (10 %) частичные, отрывистые знания  о ребёнке и его воспитании. А 1 пара (10 %) совсем отказались  от ответов, что говорит о  их неосведомлённости по данному  вопросу. (диаграмма 3)

 

 Таким образом, мы  констатируем, что большинство родителей  не обладают достаточным уровнем  знаний об особенностях возраста  своего ребёнка, о формах, способах, методах воспитания.

Диаграмма 3.

 

 

 

5. Анализ результатов  исследования

 

 

 Сравнивая данные по  этой методике и результаты  тестов, направленных на обследование  детей, мы обнаружили, что нарушения  в родительских отношениях к  детям оказывают влияние на  их эмоциональное состояние, в  частности, на проявление тревожности.

 

 Таким образом, в  результате проведенного исследования, суммируя полученные результаты, мы выделили уровни детско-родительских  отношений в семье. Критериями  определения уровней детско-родительских  отношений для нас явились:

 

 детские отношения  к родителям;

 

 знания родителей о  воспитании ребенка;

 

 родительские отношения  к детям.

 

 Высокий уровень –  характеризуется достаточным объемом  знаний и представлений родителя  о воспитании ребенка. Ребенок  в семье чувствует себя комфортно  и уютно. Родители уважают своего  ребенка, одобряют его интересы  и планы, стараются во всем  помочь ему, поощряют его инициативу  и самостоятельность.

 

 Средний уровень - характеризуется  недостаточным объемом знаний  и представлений родителя о  воспитании ребенка. Родители  нарушают взаимоотношения с детьми, ребенок чувствует себя одиноким, они не предоставляют ему самостоятельности.

 

 Низкий уровень –  характеризуется незнанием родителей  о воспитании детей. Ребенок  не удовлетворен своим семейным  положением, испытывает повышенную  тревожность. Родители воспринимают  своего ребенка плохим, неприспособленным,  неудачливым, испытывают по отношению  к ребенку раздражительность  и обиду.

 

 

 

 

 Результаты проведенного  нами исследования показали, что  средний и низкий уровни в  развитии детско-родительских отношений  вызывают особое внимание, так  как в отношениях родителей  с детьми прослеживаются некие  нарушения, которые сказываются  на появлении у детей тревожности.

 

 Причинами, повлекшими  за собой возрастание тревожности  у детей, является то, что:

 

 у родителей не сформировано  полное представление о воспитании  ребенка;

 

 ребенок не ощущает  себя уютно и комфортно в  семье (он не удовлетворен своим  положением в семье);

 

 дети растут в условиях  дефицита добра, ласки, любви;  боятся наказания;

 

 в семье – неблагоприятная  обстановка; чрезмерная опека.

 

 

6. Психокоррекционная работа. Обоснование выбора коррекционных мероприятий

 

 

 По мнению отечественных  и зарубежных авторов (А.И. Захаров,  Е.Б. Ковалёва, Р.В. Овчарова, А.А. Осипова, А.С. Спиваковская, А. Адлер, К. Роджерс, Г.Л. Лэндрэт и другие) очень важна коррекция различных нарушений эмоциональных состояний и дисгармонии в развитии личности.

 

 Коррекция – это  система мероприятий, направленных  на исправление недостатков психологического  развития или поведения человека  с помощью специальных средств  психологического воздействия.

 

 Психологическая коррекция  – это такая деятельность, которая  направлена на повышение возможности  участия клиента в самых различных  сферах (в обучении, поведении, в  отношениях с другими людьми), на раскрытие потенциальных творческих  резервов человека.

 

 Психологическая коррекция  различается по видам и формам.

 

 По видам: симптоматическая, каузальная; познавательной сферы;  личности; аффективно-волевой сферы;  поведения; межличностных отношений.

 

 По формам: индивидуальная; групповая; смешанная; программированная;  директивная; не директивная;  сверхкороткая; длительная; общая;  частная; специальная.

 

 Несмотря на различия  в теориях, целях, процедурах  и формах коррекционной работы, психологическое воздействие в  целом сводится к тому, что  один человек пытается помочь  другому.

 

 Основываясь на причинах  неэффективности родительских отношений,  таких как: педагогическая и  психологическая неграмотность  родителей; ригидные стереотипы  воспитания; личностные проблемы  и особенности родителей, вносимые  в общение с ребёнком; влияние  особенностей общения в семье  на отношения родителей к ребёнку  и др., предлагает в качестве  основного метода коррекции когнитивно-поведенческий тренинг.

Информация о работе Отчет по практике в ГУО «Ясли-сад №432»