Отчет по практике в МБОУ ДОД ЦДТ Устиновского района

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2014 в 16:04, отчет по практике

Краткое описание

Цель практики: формирование профессиональных умений и навыков в системе подготовки педагога-психолога. Задачи: 1. Определение основных характеристик и качеств, необходимых для работы педагогом-психологом; 2. Воспитывать интерес к психологической профессии, стимулировать стремление к саморазвитию; 3. Формировать положительное отношение к профессии психолога. В процессе практики необходимо овладеть следующими умениями: - умение выявлять, составлять специфические характеристики, необходимые для работы психолога; - проводить анализ документации педагога-психолога; - анализировать и обобщать передовой психологический опыт и личный практический опыт.

Вложенные файлы: 1 файл

отчёт по практике.docx

— 63.20 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Филиал государственного образовательного учреждения высшего профессионального  образования «Глазовский государственный  педагогически институт имени В.Г. Короленко» в г. Ижевске

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОТЧЁТ

 

 ПО КОМПЛЕКСНОЙ  ПРАКТИКЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

Руководитель практики:

Неклюдова Л. В.

 

 

Выполнил:

студентка 4 курса специальности 

«Педагогика и психология»

Трефилова Д. В.

 

 

Руководитель практики в МБОУ ДОД ЦДТ Устиновского района

Дюгаева Н. М.

Трефилова Л. М

 


 

 

 

 

 

 

Ижевск, 2013

Отчёт по практике

 

В период со 02.12.2013 по 20.12.2013 года на базе МБОУ ДОД ЦДТ Устиновского района. Центр детского творчества - одно из крупнейших учреждений дополнительного образования детей в районе, которому более 30 лет. Сегодня Центр детского творчества - это многопрофильное учреждение, базирующееся на двух территориальных площадках (ул. Союзная 75 и ул. Труда 2). Центр имеет необходимую материально-техническую базу для обеспечения образовательного процесса: кабинеты для занятий, оснащенные специальным оборудованием для различных видов творческой деятельности, два танцевальных зала, небольшой актовый зал и театральный зал, швейную мастерскую, фотолабораторию. Образование детей в ЦДТ опирается, главным образом, на потенциал их свободного времени и свободу выбора деятельности. Но наряду с этим осуществляется постоянный диалог со школами, заключаются договора по предметам дополнительного образования, что выстраивает процесс интеграции общего и дополнительного образования. В Центре в различных творческих объединениях добровольно и бесплатно занимаются более 1600 юных жителей района от 6 до 18 лет.

Педагог-психолог осуществляет диагностику психического развития, отклонений в развитии детей и подростков, выявляет причины, трудности адаптации учащихся, отклоняющегося поведения детей и подростков; консультации, касающиеся индивидуального обучения и воспитания. Отношений родителей и детей в семье, различные проблемы личной жизни несовершеннолетних проводит индивидуальную психолого-педагогическую коррекцию поведения и психических процессов несовершеннолетних, психотерапевтическую работу при начальных стадиях психических отклонений у детей и подростков. При  травмировании психики несовершеннолетних, ставших жертвами преступлений, правонарушений, социальных, технологических и природных катастроф и других травмирующих событий, оказывает помощь в реадаптации и ресоциализации несовершеннолетних.

Во время  практики было организовано рабочее  место, созданы все условия для  полного и качественного прохождения  комплексной практики.

Цель практики: формирование профессиональных умений и навыков в системе подготовки педагога-психолога.

Задачи:

  1. Определение основных характеристик и качеств, необходимых для работы педагогом-психологом;
  2. Воспитывать интерес к психологической профессии, стимулировать стремление к саморазвитию;
  3. Формировать положительное отношение к профессии психолога.

В процессе практики необходимо овладеть следующими умениями:

- умение выявлять, составлять специфические характеристики, необходимые для работы психолога;

- проводить анализ документации  педагога-психолога;

- анализировать и обобщать передовой  психологический опыт и личный  практический опыт.

 

Цели  и задачи МБОУ ДОД ЦДТ Устиновского района:

 

Основные цели ЦДТ:

- обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья и профессионального самоопределения, творческого труда детей в возрасте преимущественно от 6 до 18 лет;

- адаптация их к жизни в обществе;

- формирование общей культуры;

- организация содержательного досуга;

- удовлетворение потребностей детей в занятиях физической культурой и спортом.

Деятельность ЦДТ направлена на реализацию основных задач дополнительного образования детей, к которым отнесены:

– развитие мотивации личности к познанию и творчеству, физическая и спортивная подготовка детей и подростков, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства.

Цель работы педагога-психолога: оказание психологической помощи участникам образовательного процесса, направленной на преодоление психолого-педагогических проблем, возникающих в различных ситуациях; оказание помощи в выборе образовательного маршрута с учётом личностных и интеллектуальных особенностей, возможностей и склонностей.

Задачи профессиональной деятельности:

  1. Формирование у обучающихся и их родителей, педагогических работников психологической компетентности, потребности в психологических знаниях и интересах собственного развития и для решения профессиональных задач;
  2. Сохранение и укрепление здоровья, содействие личностному, интеллектуальному, социальному развитию обучающихся за счёт дополнения современных методов обучения и воспитания эффективными психолого-педагогическими технологиями и обеспечения здоровье сберегающего образовательного пространства;
  3. Выявление и предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, разработка профилактических программ и конкретных рекомендаций обучающимся, педагогическим работникам, родителям (законным представителям) по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития;
  4. Определение индивидуальных особенностей и склонностей личности обучающихся, её потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации;
  5. Активное психологическое воздействие, направленное на устранение или компенсацию выявленных отклонений в личностном и психологическом развитии обучающихся с затруднениями в освоении образовательной программы, гармонизация межличностных отношений;
  6. Психологическое обеспечение профессионального самоопределения и выбора оптимального вида занятости обучающихся с учётом их интеллектуально-личностных возможностей, мотивационной направленности и социально-экономической ситуации на рынке труда.

 

Принципы работы психолога образовательного учреждения:

 

  1. Принцип целостности предполагает, что психологическая  служба должна быть ориентирована на учебное учреждение как целое, система. В отношении работы с учащимися это означает, что психологическая служба должна охватить своим вниманием большинство учащихся, не менее 70%. Только при такой ориентации результаты деятельности психологической службы становятся явно заметными и способны существенно влиять на функционирование учреждения как целостного организма.
  2. Принцип профессионально-педагогической активности состоит в утверждении активной роли педагога, в деятельности психологической системы. Индивидуальную психолого-педагогическую работу с учащимися ведёт не психолог, а учитель. При этом он использует результаты психодиагностических исследований учащихся, которые предоставляются педагогу школьным психологом. Данный принцип обоснован необходимостью «охвата» психологической службой большинства учащихся. Указанный принцип отражает представления о педагоге не только как об учителе-предметнике, но и как о профессионале в области воспитания и развития личности ребёнка, подростка.
  3. Принцип взаимовоздействия состоит в том, что деятельность психолога, учителей и администрации построена не просто на взаимодействии, но на взаимодействии их всех как элементов подсистемы «психологическая служба».
  4. Принцип достаточной ограниченности касается выбора психодиагностических методик и создания инвариантной, целостной системы методов и методик изучения личности учащихся.

 

Основные направления деятельности психолога.

 

Работа с учащимися

  1. Психолого-педагогическая диагностика
  2. Коррекционно-развивающая и консультативная работа
  3. Диспетчерская работа

Работа с родителями

  1. Консультирование по вопросам воспитания и психологического развития детей.
  2. Информирование по итогам проведения психологической диагностики.
  3. Психологическое просвещение родителей.

 

Сотрудничество с педагогами предметниками и руководителями

  1. Консультирование педагогов по вопросам, связанным с обучением, взаимодействием, психологическим развитием учащихся.
  2. Психологическое просвещение педагогов.

 

Работа с администрацией

 

  1. консультации  по вопросам деятельности психолога
  2. информирование по психологическим вопросам
  3. совместное планирование деятельности

 

Научно-методическая и организационно-методическая деятельность службы.

 

  1. Разработка  нового и адаптация существующего  инструментария деятельности психолога.
  2. Осуществление совместной методической и практической работы, профессиональная супервизия сотрудников.

 

 

Кабинет педагога-психолога.

 

Кабинет психолога представляет собой помещение 15 м 2, предназначенное  для приема индивидуальный занятий  и хранения картотеки (инструментария, документации). Кабинет психолога  эстетически оформлен. Стены и  мебель окрашены в теплые тона.

Стандартное помещение  класса предполагает разделить на несколько  зон, соответствующих функциональному  назначению. Это зона первичного приема и беседы с клиентом, консультативная  зона, зона игровой терапии, зона релаксации и снятия психолого-эмоционального напряжения.

- Зона первичного  приема. Она оснащается рабочим  столом и шкафом (методический  материал по диагностике и  коррекционно-развивающий материал), картотекой с данными ребенка  и результатами их обследования.

- Зона консультативной  работы. Сюда входит журнальный  столик, два кресла, диван, а также  в этой зоне должен быть  неяркий свет.

-Зона игровой терапии.  Эту зону составляет мягкое  покрытие пола, передвижная мягкая  мебель, дидактические и развивающие  игры, поделочные материалы.

-Зона релаксации  и снятия психолого-эмоционального  напряжения. Это зона находится  на втором этаже коррекционного  учреждения. Представляет собой  комнату около 15 м 2. Эту зону составляет сухой бассейн, мячи, тактильные мячи, мягкие игрушки, светильник "Павлиний хвост", сенсорное оборудование, удобное расположение мягкой мебели (пуфики, коврики, маты), – все это предназначено для релаксации и снятия мышечного напряжения.

В ходе ознакомления с  деятельностью психолога, мы рассмотрели  рабочие папки, находящиеся на столе  у психолога. Перечень документации, находящейся в папке перечислен ниже:

1 папка

План работы педагога–психолога на 2013-2014 учебный год

Сюда входят следующие  разделы:

1.Психодиагностика

-Психологическая коррекция

-Психопрофилактика

-Психологическое консультирование

-Экспертная работа

-Методическая работа

2. График работы педагога-психолога  МБОУ ДОД ЦДТ Устиновского района

3. График коррекционно-развивающих  занятий на 2013-2014 учебный год.

4. График диагностических  занятий на 2013-2014 учебный год.

5. Индивидуальный план  профессиональной деятельности  педагога –психолога на 2013-2014 год

6. Схема помещения  I этаж на случай ЧС

7. Должностная инструкция  педагога-психолога

План работы психолого-медико-педагогического  консилиума на 2013-2014 учебный год

1 График плановых  заседаний ПМПК

2. Журнал записи детей  на ПМПк

3. Журнал регистрации  и рекомендаций специалистов  и коллегиального заключения  и рекомендаций ПМПк

4. Протокол

Психолога – медико-педагогического  консилиума

Решение психолога- медико-педагогического консилиума

5. Приложение

1) Психолога – педагогическая  характеристика на учащегося

2) Заключение по результатам  проведенного психодиагностического  исследования

3) Результаты психологического  обследования детей подготовительного  класса

4) Выписки из истории  развития ребенка

5) Выписка из протокола  ПМПк для предоставления на ПМПК

6) Индивидуальное заключение

3 папка

1 ) Мини-тренинг "Мы команда"

2) "Морские приключения" (психологическая игра для подростков)

3) Анкета

4) Рабочая тетрадь для детей

5) Учебное пособие для детей подготовительного класса

6) Диагностика для педагогов

-Анализ учителем  особенностей индивидуального стиля  своей педагогической деятельности

- Анкета для учителей

- Методика оценки  учителя (МОРУ)

- Опросник для учителя  по диагностике адаптации учащегося

9) Профориентация

-Анкета интересов

-Анкета учащегося  по профориентации

-Дифференциально-диагностический  опросник

-Тесты

10) Диагностика личностных  особенностей подростков

-диагностика личностных  особенностей подростков с нарушением  слуха

-дифферинциально – диагностический опросник

-опросник социально-психологический

-формы таблиц, рекомендуемых  при обобщении данных по диагностике  учащихся

11) Диагностика "Психологическая готовность"

-Диагностический пакет  по определению уровня сформированности  познавательной сферы детей с  нарушением слуха

-Методики

-Формы таблиц по  адаптации

-Диагностика памяти  восприятия, мышления, наглядно-действенного  мышления, внимания

-Анкета для родителей

-Схема-характер учащихся

-Психолого-педагогическая  характеристика учащегося

-Результаты исследования.

В ЦДТ имеется сенсорная комната. Сенсорная комната или комната психологической разгрузки представляет собой специально оборудованное помещение, предназначенное как для проведения диагностических и терапевтических сеансов с детьми с различными неврологическими отклонениями, так и для обычных детей. Использование сенсорной комнаты в ходе общеобразовательного процесса дает возможность снять тревожные невротические переживания, страхи, создать эмоционально спокойное состояние, активизировать детей. Регулярные занятия оказывают многообразное воздействие на психоэмоциональное состояние ребенка: тонизирующее, стимулирующее, укрепляющее, восстанавливающее, успокаивающее, расслабляющее. Коррекционно-психологическая деятельность в сенсорной комнате проводятся в игровой форме индивидуально или группами. Ход занятий корректируется специалистом, в зависимости от цели. Продуманное сочетание возможностей сенсорной комнаты способствуют эффективно проводить коррекционные мероприятия, способствуют оптимизации общеобразовательного процесса и повышению мотивационного уровня ребенка. Сама комната очень уютная и теплая. На полу мягкое ковровое покрытие. Особый уют создают тяжелые занавесы, не пропускающие свет.

Информация о работе Отчет по практике в МБОУ ДОД ЦДТ Устиновского района