Отчет по практике в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 19:48, отчет по практике

Краткое описание

Цель практики:
Изучить основные направления работы педагога-психолога в условиях среднего общеобразовательного учреждения. Сформировать активную профессиональную позицию педагога-психолога среднего образовательного учреждения.
В ходе практики студент решает следующие задачи:
Знакомится со спецификой работы педагога-психолога в школе.
Закрепляет теоретические знания и практические умения взаимодействия с детьми младшего школьного, подросткового и старшего школьного возрастов.
Формирует практические умения в диагностическом, коррекционно-развивающем и социально-педагогическом направлениях работы педагога-психолога

Содержание

1.Дневник студента-практиканта……………………………………………………….……….3
2.База практики……………………………………………………………………….…………..5
3.Цель практики………………………………………………………………………….……….6
4.Список диагностических методик…………………………………………………….…….....7
5.Психологическое заключение № 1…………………………………………………….……....8
6.Психологическое заключение № 2……………………………………………………….…...10
7.Психологическое заключение № 3……………………………………………………………12
8.Психологическое заключение № 4……………………………………………………....…....16
9.Психологическое заключение № 5…………………………………………………...……….18
10.Диагностика социального взаимодействия в 10 классе………………………………..…….20
11.Анкета для родителей………………………………………………………………….………21
12.Лекция для родителей…………………………………………………………………......…...23
13.Конспект беседы о профессии педагога-психолога, психолога, конфликтолога…………28
14.Характеристика на студента-практиканта от куратора практики по месту прохождения...31
15.Литература………………………………………………………………………………………32

Вложенные файлы: 1 файл

practica.doc

— 227.00 Кб (Скачать файл)

 Много и единичных поводов для обиды: резкое замечание, невыполненное обещание, несправедливое наказание. И снова в глубине души ребёнок переживает и даже страдает, а на поверхности – всё те же протесты, непослушание, неуспеваемости в школе.  
            Смысл “плохого” поведения в этом случае можно выразить так: “Вы сделали мне плохо – пусть и вам будет тоже плохо!..”  
            Наконец, четвертая причина – потеря веры в собственный успех. Может случиться, что ребёнок переживает своё неблагополучие в какой-то одной области жизни, а неудачи у него возникают совсем в другой. Например, у мальчика могут не сложиться отношения в классе, а следствием будет запущенная учеба, в другом случае неуспехи в школе могут привести к вызывающему поведению дома и т.д.  
            Подобное “смещение неблагополучия” происходит из-за низкой самооценки ребёнка. Накопив горький опыт неудач и критики в свой адрес, он вообще теряет уверенность в себе. Он приходит к выводу: “Нечего стараться, всё равно ничего не получится” Это – в душе, а внешним поведением он показывает: “Мне всё равно”, “И пусть плохой”, “И буду плохой!”  
            Важно знать, что основа самооценки закладывается очень рано, в самые первые годы жизни ребёнка, и зависит от того, как с ним обращаются родители. Потому что его образ себя строится извне; рано или поздно он начинает видеть себя таким, каким видят его другие.

 

 

Конспект беседы о  профессии педагога-психолога, психолога, конфликтолога:

Педагог-психолог:

Дети в школе обычно очень  радуются, когда на урок приходит психолог и предлагает ответить на вопросы опросного листа или поиграть в игру. Это намного интереснее, чем контрольная работа по математике. Педагог-психолог — это сотрудник образовательного учреждения, который следит за социальной адаптацией детей, их поведением, психологическим развитием.

История профессии: Представитель этой профессии должен быть в каждом лагере, детсадовском учреждении, школе и других образовательных учреждениях. Педагог-психолог как профессия в нашей стране появилась около 20 лет назад. Именно в начале 90-х годов стали уделять больше внимания проблемным детям, подготовке ребят к школе. Проблемы бывают не только у взрослых и это надо понимать. Специалист может найти причину отставания в учёбе конкретного школьника, устранить её и тогда он сможет заниматься наравне со сверстниками.…

Социальная значимость профессии  в обществе: Эта профессия имеет огромное значение в жизни ребёнка и его родителей. Родители, даже если видят какие-то отклонения в развитии чада или проблемы в общении со сверстниками, зачастую не знают, как ему помочь. Не замечать проблемы — не выход, это только усугубляет моральную подавленность ребёнка. На помощь в решении сложных ситуаций приходит педагог-психолог, который на основе имеющегося опыта, знаний может повернуть происходящее в нужное русло. Каждый маленький человек это уже индивидуальность, которая сталкивается с недетскими проблемами — непонимание окружающих, проблемы в общении со сверстниками, отставание от школьной программы, излишняя зажатость или агрессивность, отклонения в личностном развитии. Если учителя не знают, как наладить атмосферу в коллективе, то психолог обязан оказать необходимую психологическую и педагогическую помощь не только ученикам, но и их родителям. 
Массовость и уникальность профессии: Педагог-психолог должен быть доброжелательным и терпеливым. Дети не всегда готовы идти на контакт с чужим человеком, поэтому понадобится приложить магию убеждения, много сил и терпения, чтобы человек раскрылся. Специалист должен вызывать доверие и искренне сопереживать, пытаться помочь. Ведь работа заключается в том, чтобы слушать и слышать проблемы других людей. У школьного психолога должен быть гуманитарный и аналитический склад ума, для того чтобы, например, придумать игру, завлечь в неё участников и сделать верные выводы. 
Риски профессии: Дети, как принято говорить, цветы жизни. С этими «цветами» психологи проводят почти всё своё рабочее время. У них тоже можно многому научиться. Наблюдать, как подросток мужественно справляется со своими проблемами, делает выводы и начинает жить спокойной жизнью — счастье для любого педагога-психолога. Главная проблема специалиста как это не парадоксально звучит — родители. Невозможно ребёнка оградить от проблем вне школы; мама и папа могут пить алкоголь, бить детей, на них невозможно повлиять и объяснить, как страдает их дитя. 
Где получить профессию: Педагог-психолог должен получить высшее психологическое образование. Есть различные курсы повышения квалификации, переподготовки кадров.

 

Психолог:

Краткое описание: Профессия психолог появилась сравнительно недавно. Отсюда и множество ошибочных и неверных сведений относительно методов и содержания науки психологии. Некоторые люди даже путают такие похожие по звучанию, но разные по значению профессии, как психиатр, психотерапевт и психолог. Сразу следует сказать, что психиатр и психотерапевт — врачи, получившие диплом в медицинских учебных заведениях. А психолог получил своё образование по дисциплине «Психология» и врачом не является. Предмет его работы не психика человека, а его душевное состояние, внутренний мир. Психолог не лечит, в прямом смысле этого слова, а помогает человеку обрести гармонию, как с самим собой, так и окружающими его людьми.  
История профессии: Становление науки психологии однозначным назвать нельзя. Она сформировалась из глубин таких наук, как астрономия, философия, различных оккультных наук. Первыми представителями «целителей душ» можно назвать знахарей, колдунов, шаманов. По крайней мере, положительный эффект от их «лечения» происходил, в большей степени, от силы внушения, чем от применения лечебных средств. И только в XVIII веке были предприняты первые попытки развенчать предрассудки и научно обосновать их влияние на человека. Годом становления психологии считается 1879 г., когда В. Вундт основал лабораторию экспериментальной психологии.…

Социальная значимость профессии  в обществе: В нашей стране психолог — относительно новая специальность и многие люди, вследствие нехватки сведений о ней, не имеют потребности обращаться за психологической помощью. 
Однако, уже появились школьные психологи, которые помогают детям как в школах, так и в детских садиках быстрее адаптироваться к новым и изменяющимся условиям. Школьные психологи проводят тестирование школьников, определяют готовность малыша к школе, проводят индивидуальные работы с трудными и проблемными детьми. Психологи работают и на некоторых предприятиях, где так же, помогают молодым специалистам влиться в коллектив, наладить отношения, проводят консультации и исследования на предмет влияния факторов труда на психику человека. Так же, могут работать при кадровых агентствах, проводить тренинги. 
Семейный психолог проводит консультации людей, которые никак не могут наладить отношения в браке. 
Клинический психолог работает при службах доверия, в реабилитационных центрах, где проводит консультации растерявшихся, запутавшихся в обстоятельствах, людей, тяжелобольных, перенёсших психологические травмы, наркоманов, ВИЧ-инфицированных. 
Как видно из вышесказанного, распространённость этой профессии весьма велика. Однако, индивидуальные психологические консультации у нас распространены крайне мало. Объясняется это тем, что мы привыкли свои проблемы решать, самостоятельно, выбрав в качестве консультанта собственную подругу, а вид психологической помощи — задушевный разговор на кухне. 
Массовость и уникальность профессии: Образ психолога в умах многих людей сложился благодаря западным фильмам — внушающий безграничное доверие, благожелательный специалист, который участливо расспрашивает, лежащего на кушетке, клиента. Многие люди верят во всесильность психолога, думают, что он поможет решить все их проблемы. По этой же причине, случается, выбирают себе будущую профессию, надеясь наладить, прежде всего, собственную жизнь, забывая, что психология — не мистическая наука. Психолог не может дать стопроцентный универсальный рецепт для избавления от всех бед. Вместе с самим человеком, которому нужна помощь, он ищет пути решения проблемы, помогает найти внутренние ресурсы организма. Ведь большинство неудач, как в личной, так и в профессиональной жизни человека происходят не от того, что все вокруг такие плохие. Проблема сидит в самом человеке, в его взглядах на многие вещи, в его мировоззрении, может, в его детстве. Психолог даёт возможность человеку взглянуть на жизнь в целом и на саму проблему, в частности, немного под другим углом, подталкивает к мысли, что все, что с нами происходит — дело рук нас самих, что, чтобы изменить мир, надо измениться самому. 
Конечно, такая сложная и тонкая задача — психологическая помощь — требует определённых как душевных, так и профессиональных качеств такого специалиста, психолог. Прежде всего, он должен быть добрым и неравнодушным к другим людям. Важно умение внимательно слушать и слышать собеседника. Психологу понадобятся такие качества как логика, сообразительность, умение анализировать и делать выводы. Однако он должен уметь отгораживаться от чужих проблем, не пропускать их сквозь себя, не принимать близко к сердцу и не путать профессиональное сочувствие с сочувствием человеческим. То есть, он должен обладать стрессоустойчивостью. 
Риски профессии: Психология — очень интересная наука, изучать которую не надоест никогда. Но это утверждение справедливо только для неслучайных людей в этой профессии, для тех, кто выбрал её по велению сердца, а не потому, что психологом быть модно. Только человек, влюблённый в свою профессию, сможет оценить всю прелесть психологии, а также юмор матушки — природы, сделавшей всех нас такими похожими и, одновременно, абсолютно разными. Так что, предмет изучения психологии — человеческая душа — поистине, неисчерпаем. 
Чтобы стать успешным психологом, одного образования недостаточно. Важен опыт, постоянная практика, наблюдательность. Можно сказать, хороший психолог — это фанат своего дела, которому важны результаты работы, а не просто отработка рабочих часов. 
 
Конфликтолог:

Конфликтологи - люди, которые профессионально владеют технологиями разрешения конфликта. Конфликтолог должен обладать высокими коммуникативными навыками и уметь их применять, работать от ситуации, а не от своих предположений, преобразовывать агрессию, выделяя истинные позиции сторон.    

 Первая кафедра конфликтологии  была создана в 1999 году на  философском факультете СПбГУ.  Здесь же, с 2002 года, для повышения  квалификации конфликтологов открылся  Центр переговоров.  
    "Есть отраслевые конфликтологии: экономическая, социальная, юридическая, политическая, педагогическая, энтноконфликтология, организационно-управленческая, и технология урегулирования конфликтов. В России уже более 600 диссертаций защищено по проблемам конфликтологии", - говорит профессор Александр Иванович Стребков, зав. кафедрой конфликтологии факультета философии и политологии СПбГУ.  
    Главная задача конфликтолога состоит не в том, чтобы избегать конфликтов, а в том, чтобы их разрешать на уровне согласования интересов. "Разные люди по-разному трактуют причины события. И все они правы, но их правота фрагментарна. Например, проблему наркотиков в обществе юрист рассматривает через категорию "преступление", отсюда понятие "наркооборот"; медик - через категорию "болезнь", отсюда - "наркомания"; психолог - через "поведение", отсюда "наркозависимость"; социолог - через "социальное явление", отсюда "наркотизм". Если представить проблему как черный ящик, то каждый из названных специалистов, словно светит фонариком, выхватывая для рассмотрения только часть. А конфликтолог ищет выключатель, чтобы увидеть проблему целиком.  
   Конфликтологи умеют так организовать встречу, чтобы сразу снизить уровень агрессии.    Эксперты считают, что практикующим конфликтологом-медиатором можно стать за год-полтора. Базовый курс (от 72 до 164 часов) завершается экзаменом и получением международного сертификата. Следующий этап - полевая работа - проведение медиаций (минимум три в год). Обучение работе с группами - выход на следующий профессиональный уровень. Чтобы стать специалистом по разрешению сложных конфликтов, необходимо 2-3 года. Для решения точечных проблем есть однодневные целевые курсы (8 часов). Например, "Проблемы регулирования трудовых конфликтов", "Конфликтологическое сопровождение PR - проектов", "Власть и социальные конфликты", "Работа средств массовой информации в зоне конфликта" и т. д.

 

Характеристика

на студента-практиканта  по месту прохождения

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

 

Рекомендуемая оценка ____________   подпись руководителя куратора практики

 

__________________________________________________________________

Подпись.

печать

 

 

Литература:

 

  1. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. - М.: Педагогическое общество России, 2004. -512 с.
  2. Котова Е. О профилактике детской тревожности // Ребёнок в детском саду.- 2003.- 5 .- с.34.
  3. Овчарова Р.В. Практическая психология в школе. М.,- 1999.
  4. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учебное пособие для студентов пед. заведений/Под редакцией И.В.Дубровиной. - М.: «Академия», 1999. - 160с.
  5. Романова Е.С., Потёмкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике.- М.: Дидакт, 1998.- 94с.
  6. Фалькович Т.А, Толстоухова Н.С., Высоцкая Н.В. Подростки 21 века. 
    Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях. - М.: ВАКО, 2004.- С.167-170.
  7. Флэйк - Хобсон К., Робинсон Б.Е., Скин П. Развитие ребёнка и его отношений с окружающими.- М.: АСТ- Пресс, 1998.- 314с.
  8. Хрестоматия по детской психологии / сост. Г.В. Бурменская.- М.: Институт практической психологии, 1996.- 264с.


                                                                                                                                                              


Информация о работе Отчет по практике в школе