Педагогическая помощь родителям в организации взаимодействия с детьми, имеющими задержку психического развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 13:16, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: определить структуру и содержание готовности родителей к организации эффективного взаимодействия с детьми с ЗПР, способы и формы педагогической помощи родителям для достижения такой готовности.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………..
3
Глава I. Теоретические основы взаимодействия со своими детьми, имеющими задержку психического развития…………………………

7
1.1. Особенности детей с задержкой психического развития……………..
7
1.2. Взаимодействие родителей и детей с задержкой психического развития………………………………………………………………………

11
1.3. Формирование готовности родителей к взаимодействию с детьми с задержкой психического развития………………………………………….

13
1.4. Содержание готовности родителей к взаимодействию с ребенком с задержкой психического развития………………………………………….

15
1.5. Выводы по I главе……………………………………………………….
17
Глава II. Экспериментальная деятельность по содержанию и способам оказания педагогической помощи родителям в организации их взаимодействия с детьми, имеющими задержку психического развития ……………………………………………………



19
2.1. Организация и методы исследования………………………………….
19
2.2. Результаты исследования (констатирующий эксперимент)………….
22
2.3. Программа педагогической помощи родителям (формирующий эксперимент)………………………………………….………………………

26
2.4. Анализ развития взаимодействия родителей и детей, имеющих задержку психического развития (контрольный эксперимент)…………..

31
Список используемой литературы………………………………………….
40
Приложение № 1……………………………………………………………..
42
Приложение № 2……………………………………………………………..
44
Приложение № 3…………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

диплом ЗПР.doc

— 328.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Программа  педагогической помощи 

(формирующий эксперимент)

 

Возможные способы организации  и содержание работы с родителями в условиях дошкольного образовательного учреждения

 

Формы и содержание работы с родителями определяются степенью их готовности к сотрудничеству. Исследование уровня родительской готовности к сотрудничеству позволило выделить основные принципы организации работы:

  • дифференцированная помощь, учитывающая уровни родительской мотивации  и базовый уровень знаний о природе ЗПР;
  • наличие обратной связи со стороны родителей;
  • приоритет той или иной формы работы в различные периоды оказания педагогической помощи родителям.

Наибольшие трудности  в плане организации сотрудничества вызывают родители с низким уровнем мотивации. По мнению психологов, самыми продуктивными формами работы с такими семьями зарекомендовали себя индивидуальные формы воздействия.

Индивидуальное  консультирование проводится в несколько этапов. На каждом этапе реализуются собственные задачи и используются соответствующие приемы.

Задача первого  этапа – создать доверительные, откровенные  отношения с родителями, отрицающими возможность и необходимость сотрудничества. С этой целью используется такая форма индивидуального консультирования, как беседа. Содержание беседы определяется задачами этапа.

В ходе краткой первичной  беседы исключаются прямая или косвенная  критика действий родителей, сомнения в их педагогической компетентности. Это уместно лишь после анализа  всей совокупности сведений о ребенке, включая результаты его обследования, но и тогда требует облечения в особую форму.

 Второй этап проводится по итогам всестороннего обследования ребенка. На этом этапе преследуется несколько целей:

  • подробное обсуждение общего состояния психического развития ребенка;
  • обсуждение проблем родителей, их отношения к трудностям ребенка;
  • планирование последующих встреч с целью обсуждения хода динамики продвижения ребенка в условиях всестороннего коррекционного воздействия.

Методически оправдано  каждое утверждение о несостоятельности  ребенка в том или ином виде психической деятельности подкреплять конкретными фактами демонстрационного характера, ярко отражающими особенности нарушений развития ребенка.

В ходе коррекционной  работы с детьми, имеющими ЗПР, в условиях ДОУ индивидуальное консультирование родителей не теряет своей значимости на протяжении всего пребывания ребенка в дошкольном учреждении.

На этапе собственно коррекционной работы меняются задачи и формы индивидуального воздействия  в ходе консультирования.

Основными задачами на данном этапе выступают:

  • формирование у родителей «воспитательной компетентности» через расширение круга их представлений и знаний о задержке психического развития у детей;
  • привлечение родителей к конкретным коррекционным мероприятиям с их ребенком с качестве активных участников воспитательно-образовательного процесса.

Среди форм индивидуального  воздействия на этом этапе являются следующие:

  • совместное обсуждение с родителями хода и результатов коррекционной работы;
  • индивидуальные практикумы по обучению родителей совместным формам деятельности с детьми, в форме игр и упражнений (приложение № 1).

Важным условием работы с данными родителями, дети которых  имеют отклонения в развитии (в  частности ЗПР), является формирование у них адекватной оценки психического состояния своих детей в плане готовности к школьному обучению. Индивидуальная работа на этом этапе носит консультативно-рекомендательный характер с ориентацией на соответствующую уровню развития ребенка форму обучения. Своевременное разъяснение родителям положения о том, что преодоление или компенсация имеющихся трудностей не должны осуществляться за счет возрастно-специфических интересов и потребностей ребенка, может способствовать предупреждению распространенных педагогических ошибок, имеющих неблагоприятные последствия для ребенка.  Наибольшее значение это положение приобретает в работе с родителями со 2-м типом низкой мотивации. Крайне важно сформировать у родителей правильное представление о критериях готовности к школьному обучению.

Индивидуальное консультирование родителей со средним и высоким уровнем мотивации может осуществляться по тем же принципам, но при некотором реструктурировании этапов с учетом уровня мотивации.

Наряду с индивидуальными  формами желательной является групповая форма работы с родителями.

Руководство родительскими  группами ставит своей целью улучшение  детско-родительских отношений, когда  имеет место непонимание родителями базовых факторов развития ребенка, его потребностей и соответствующей  им динамики отношений.

Выбор групповых форм воздействия определяется рядом общих принципов организации этого вида работы:

  • учет степени готовности к сотрудничеству;
  • учет уровня родительской мотивации при выборе вариативных форм групповой работы;
  • возможность работы с родительскими группами, разноуровневыми в плане родительской мотивации.

Исходя из этих принципов, сроки начала работы с родительскими  группами вариативны   и определяются степенью готовности к сотрудничеству.

Групповая работа с родителями с низкой мотивацией может быть рекомендована  со второй половины учебного года (срок проведения формирующего эксперимента ограничен во времени, а предложенная временная периодизация будет более эффективна), так как изменение их внутренней позиции, осознание их участия в образовательном процессе происходит только тогда, когда ребенок демонстрирует определенные успехи в результате направленной систематической работы с ним. Это происходит не раньше чем через полгода, учитывая длительность адаптационного периода таких детей.

При условии готовности к взаимодействию работа с родительскими группами может начинаться с начала учебного года.

В работе с каждой группой  родителей реализуются собственные  цели и задачи, которые и определяют тематику и формы.

Основными задачами групповой работы с родителями с низким уровнем мотивации выступают:

  • активное привлечение родителей к реализации целей коррекции через формирование у них адекватной оценки психического развития своего ребенка;
  • изменение родительской позиции и отношения к ребенку и вооружение родителей соответствующими способами коммуникации.

Эти задачи наиболее продуктивно реализуются в следующих формах работы:

  • тематические консультации (приложение № 2)
  • групповые собрания родителей с просмотром фрагментов занятий с детьми (приложение № 3).

Состав родительских групп может быть как однородным в плане родительской мотивации, так и разнородным, когда в работе группы родителей с низким уровнем мотивации участвуют таковые с высоким уровнем, выполняя роль интегрирующего звена между участниками коррекционного взаимодействия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4. Анализ развития  взаимодействия родителей и детей,  имеющих задержку психического  развития

(контрольный  эксперимент)

 

На данном этапе исследования для оценки эффективности проведенной  работы с родителями повторно было проведено  исследование особенностей детско-родительских отношений, определения уровня готовности родителей к взаимодействию с ребенком с ЗПР. Исследование проводилось на основании тех же методик.

1. Результаты  по тесту-опроснику родительского отношения к детям (А.Я. Варга, В.В. Столина)

В данном случае 47% родителей (что на 16% больше в сравнении с первоначальным обследованием) стремятся удовлетворить все потребности ребенка с ЗПР, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Снижение количества родителей, стремящихся инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность на 39%, что всего составило 30%. Уменьшилось количество родителей, проявляющих в общении с детьми авторитаризм на 16%, что всего составило 60%.

19 (76%) родителей владеют базовыми знаниями и представлениями об особенностях познавательной и личностной сферы детей с ЗПР (на 10 родителей больше). Столько же родителей (76%) стали положительно воспринимать своего ребенка, оптимистично смотреть в будущее; 20 (80%) - проводят совместно с ребенком досуг; 24 (96%) родителей стараются помочь своему ребенку (см. диаграмму 1).

2. Результаты  исследования родительской мотивации

На контрольном этапе  эксперимента 16 семей (64%) показали высокий  уровень мотивации, что в данном случае составило самую многочисленную группу (увеличение на 48%)

Родителей со средним  уровнем мотивации  составило 32% (8 семей), что в сравнении меньше 16% за счет увеличения высокого уровня мотивации.

 Довольно малочисленной   оказалась группа родителей с  низким уровнем мотивации – всего 1 семья (4%). Снижение на 32%, что является довольно позитивным результатом входе проведенной работы (см. диаграмму 2).

3. Результаты  по кинетическому  рисунку семьи

(Р.Бернса, С  Кауфмана)

Только 12% в рисунках  детей свидетельствуют о неблагоприятной семейной обстановке (снижение на 46%), в которой они живут (см. диаграмму 3); снижение уровня тревожности на 30%, что составило всего 12%; только 16% детей испытывают чувство неполноценности во взаимных отношениях в семье (снижение на 20%).

Диаграмма 1

Сравнительный анализ родительского  отношения к детям

(констатирующий и  контрольный эксперименты)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Диаграмма 2

Сравнительный анализ исследования родительской мотивации

(констатирующий и  контрольный эксперименты)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Диаграмма 3

Сравнительный анализ рисуночного  теста 

(констатирующий и  контрольный эксперименты)

 


 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по  II главе

 

Экспериментальная работа проводилась с целью проверки выдвинутой нами гипотезы и достижения поставленной цели исследования.

В результате констатирующего  эксперимента, в ходе которого был  проведен  анализ особенностей детско-родительских отношений, определен уровень готовности родителей к взаимодействию с ребенком с ЗПР с использованием теста-опросника родительского отношения к детям (А.Я. Варга, В.В. Столина), кинетического рисунка семьи (Р.Бернса, С Кауфмана), анализа социальной характеристики данных семей, анкеты по оценке родительской мотивации.  Для оценки эффективности проведенной работы (индивидуального консультирования родителей, групповых форм работы и т.д.), было проведено повторное исследование, которое проводилось с помощью тех же методик.

В ходе проведенного исследования были выявлены следующие результаты:

1. По результатам теста-опросника  родительского отношения к детям 47% родителей (что на 16% больше в сравнении с первоначальным обследованием) стремятся удовлетворить все потребности ребенка с ЗПР, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Снижение количества родителей, стремящихся инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность на 39%, что всего составило 30%. Уменьшилось количество родителей, проявляющих в общении с детьми авторитаризм на 16%, что всего составило 60%. 19 (76%) родителей владеют базовыми знаниями и представлениями об особенностях познавательной и личностной сферы детей с ЗПР (на 10 родителей больше). Столько же родителей (76%) стали положительно воспринимать своего ребенка, оптимистично смотреть в будущее; 20 (80%) - проводят совместно с ребенком досуг;  24 (96%) родителей стараются помочь своему ребенку.

2. В результате повторного исследования родительской мотивации 16 семей (64%) показали высокий уровень мотивации, что в данном случае составило самую многочисленную группу (увеличение на 48%). Родителей со средним уровнем мотивации  составило 32% (8 семей), что в сравнении меньше 16% за счет увеличения высокого уровня мотивации. Малочисленной  оказалась группа родителей с низким уровнем мотивации – всего 1 семья (4%). Снижение на 32%, что является довольно позитивным результатом входе проведенной работы.

Информация о работе Педагогическая помощь родителям в организации взаимодействия с детьми, имеющими задержку психического развития