Педагог как субъект педагогической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 11:40, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – изучение психологической культуры педагога. Исходя из цели исследования, были поставлены следующие задачи: Анализ существующих по изучаемой проблеме литературных источников. Провести теоретический анализ понятий «личность педагога», «социальный интеллект», «эмоциональный интеллект», «эмоциональное выгорание». Провести теоретический анализ понятия «психологическая культура педагога». Рассмотреть психологические особенности синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога. Изучить влияние психологической культуры педагога на личностный рост ребёнка.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. Педагог как субъект педагогической деятельности……………..5
Личность педагога………………………………………………5
Педагог как субъект педагогической деятельности…………..7
ГЛАВА 2. Психологическая культура педагога……………………………11
2.1. Психологическая культура педагога………………………..11
2.2. Социальный интеллект педагога…………………………….12
2.3. Эмоциональный интеллект педагога………………………..17
2.4. Психологические особенности развития синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога…20
2.5. Влияние психологической культуры педагога на личностный рост ребёнка……………………………………………………………………..24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………..31

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовик 3курс.doc

— 151.50 Кб (Скачать файл)

министерство  образования и науки российской федерации

государственное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Алтайский  государственный университет»

факультет психологии

кафедра социальной психологии

Курсовая работа

 

Тема: «Педагог как субъект педагогической деятельности»

 

Барнаул 2012





 

Выполнила:

студентка 3 курса

группы 1891 заочное отд.

 

проверил:

Оценка:


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………3

ГЛАВА 1.  Педагог как  субъект педагогической деятельности……………..5

    1. Личность педагога………………………………………………5
    2. Педагог как субъект педагогической деятельности…………..7

ГЛАВА 2.   Психологическая культура педагога……………………………11

               2.1.    Психологическая культура  педагога………………………..11

               2.2.    Социальный интеллект педагога…………………………….12

               2.3.    Эмоциональный интеллект  педагога………………………..17

               2.4. Психологические особенности развития синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога…20

             2.5.    Влияние психологической культуры педагога на личностный рост ребёнка……………………………………………………………………..24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………28

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………..31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Профессия Учителя, Педагога является одной из древнейших. Общественно-культурная целостность народа, цивилизации в целом, преемственность поколений во многом обусловлены ролью Учителя. В меняющемся мире профессий, общее количество которых несколько десятков тысяч, профессия Педагога остаётся неизменной, хотя её содержание, условия труда, количественный и качественный состав меняются.

Профессиональный  педагог – это единственный человек, который большую часть своего времени отводит на обучение и  воспитание детей. Остальные взрослые люди, включая родителей ребёнка, заняты своими проблемами и домашними заботами и не могут много времени уделять детям.  Если бы воспитанием и обучением детей не занимались педагоги, то, через несколько поколений общество прекратило бы своё развитие. Новое поколение людей оказалось бы просто недостаточно подготовленным для того, чтобы поддерживать социальный, экономический и культурный прогресс. Поэтому,  к личности педагога предъявляются высокие требования.

Одним из важных факторов успешности педагогической деятельности являются «личностные качества учителя». Отмечается обязательность таких качеств, как целеустремлённость, настойчивость, трудолюбие, скромность, наблюдательность. Особенно важным являются готовность к эмпатии (пониманию психического состояния учеников), сопереживанию и потребность к социальному взаимодействию. Большое значение придаётся исследователями и «педагогическому такту», в проявлении которого выражается общая культура Учителя и высокий профессионализм его педагогической деятельности.

Очень важно, что  личность учителя, его состояние, включённость в обучение школьника (дошкольника) полностью отражаются на состоянии, поведении, личностных проявлениях детей не только в период обучения, но и в последующие годы.

Для установки  педагога в традиционной парадигме  характерна ориентированность на результат, показателем которого, является объём усвоенных ЗУН. Концепции развивающего образования предполагают оценку процессуальных, т.е. контроль над качеством процессов (способы организации деятельности, активность, вовлечённость, концентрация внимания и т.п.), руководство над микропроцессами внутри единого целостного педагогического процесса и адекватное взаимодействие с детьми. Всё это требует не только профессиональной компетенции, педагогического мастерства, но и психологической культуры педагога.

Объект изучения – личность педагога.

Предмет – психологическая  культура педагога.

Цель данной работы – изучение психологической  культуры педагога.

Исходя из цели исследования, были поставлены следующие  задачи:

  1. Анализ существующих по изучаемой проблеме литературных источников.
  2. Провести теоретический анализ понятий «личность педагога», «социальный интеллект», «эмоциональный интеллект», «эмоциональное выгорание».
  3. Провести теоретический анализ понятия «психологическая культура педагога».
  4. Рассмотреть психологические особенности синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога.
  5. Изучить влияние психологической культуры педагога на личностный рост ребёнка.

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ПЕДАГОГ  КАК СУБЪЕКТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    1. Личность педагога.

К личности педагога предъявляется ряд самых серьёзных  требований.  Среди них можно выделить главные, без которых невозможно стать высококвалифицированным учителем или воспитателем, и второстепенные, соответствие которым не обязательно для педагога, но делает его личностью, способной наилучшим образом обучить и воспитать другую личность. Как главные, так и второстепенные требования относятся к психологии деятельности и общения педагога, к его способностям, знаниям, умениям и навыкам, полезным для обучения для обучения и воспитания детей. И среди главных, и среди дополнительных психологических свойств, необходимых для квалифицированного педагога, есть устойчивые, постоянно присущие учителю и изменчивые, обусловленные особенностями данного этапа социально-экономического развития, на котором находится общество, где живёт и работает педагог [27, с.76].

Главным и постоянным требованием, предъявляемых к педагогу, является любовь к детям, к педагогической деятельности, наличие специальных  знаний в той области, которой он обучает детей, широкая эрудиция, педагогическая интуиция, высокоразвитый интеллект, высокий уровень общей культуры и нравственности, профессиональное владение разнообразными методами обучения и воспитания детей. Без любого из перечисленных факторов успешная педагогическая работа невозможна.

Все эти свойства не являются врождёнными. Они приобретаются  систематическим и упорным трудом, огромной работой педагога над собой. Не случайно учителей и воспитателей много, а одарённых и талантливых среди них, блестяще справляющихся со своими обязанностями, единицы. Таких людей в области педагогической профессии, наверное, меньше, чем во многих других сферах человеческой деятельности.

Дополнительными, но относительно стабильными требованиями, предъявляемыми к педагогу, является общительность, артистичность, весёлый нрав, хороший вкус и другие. Без каждого из таких качеств в отдельности учитель или воспитатель могут вполне обойтись [3,с.153].  

Главные и второстепенные педагогические качества в совокупности составляют индивидуальность педагога, в силу которой каждый хороший учитель представляет собой уникальную и своеобразную личность.

Несколько более  сложен для решения вопрос о главных  и второстепенных изменчивых качествах  педагога, которые от него требуются в данный момент истории общества, в данное время и на данном рабочем месте. Существующая система образования нередко отстаёт от тех преобразований, которые происходят в социальной сфере, но и в целом достаточно гибко её отображает. Новая ситуация, складывающаяся в обществе, задаёт новые цели обучения и воспитания. Они в свою очередь определяют требования, предъявляемые к личности учителя и воспитателя.

Все современные  исследователи отмечают, что именно любовь к детям следует считать  важнейшей личностной и профессиональной чертой учителя, без чего невозможна эффективная педагогическая деятельность.                 В.А. Крутецкий добавляет к этому склонность человека работать и общаться с детьми.   Важным для педагога является желания самосовершенствования, саморазвития, как точно отметил К. Д. Ушинский, учитель живёт до тех пор, пока он учится, как только он перестаёт учиться, в нём умирает учитель. Эта важнейшая мысль подчёркивалась П. Ф. Каптерёвым, П. П. Блонским, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинским и другими педагогами и психологами.

Психологический портрет учителя любого учебного предмета, и языка в том числе, включает следующие структурные  компоненты:

  1. Индивидуальные качества человека, т.е. его особенности как индивида – темперамент, задатки и т.д.;
  2. Его личностные качества, т.е. его особенности как личности – социальной сущности человека;
  3. Коммуникативные (интерактивные) качества;
  4. Статусно – позиционные, т.е. особенности положения, роли, отношений в коллективе;
  5. Деятельностные (профессионально-предметные);
  6. Внешнеповеденческие показатели.

Специфика набора и сочетания качеств каждого  из названных выше компонентов определяет психологический портрет учителя [26, с.96].

 

    1. Педагог как субъект педагогической деятельности

Выступая как  индивидуальный субъект педагогической деятельности, педагог в то же время является общественным субъектом, носителем общественных знаний и ценностей. В силу этого в субъектной характеристике педагога всегда соединяются плоскости аксиологическая и когнитивная, знаниевая. При этом вторая рассматривается также в двух планах: общекультурные знания и предметно-профессиональные. Являясь индивидуальным субъектом, педагог всегда выявляет себя как личность во всём многообразии индивидуально-психологических, поведенческих и коммуникативных качеств.

Метод анализа  профессий позволяет классифицировать их по предмету труда, целям труда, по характеру действий, орудиям труда и его условиям. По предмету труда все профессии подразделяются на биономические (природа), техномические (техника), сигномические (знаки), артономические ( художественные образы) и социономические (взаимодействие людей) по А. Н. Леонтьеву [13, с.97].

Соответственно, Е. А. Климов определяет пять схем профессиональной деятельности: «Человек-Природа», «  Человек-Техника», «Человек-Знак», «Человек-Образ», «Человек-Человек».

Педагогическая  профессия относится к профессиям типа «Человек-Человек». Согласно Е. А. Климову, этот тип профессий определяется следующими качествами человека: устойчиво хорошим самочувствием в ходе работы с людьми, потребностью в общении, способностью мысленно ставить себя на место другого человека, способностью быстро понимать намерения, помыслы, настроение других людей, способностью быстро разбираться во взаимоотношениях людей, способностью хорошо помнить, держать в уме знание о личных качествах многих и разных людей и т.д..

При этом, если учесть, что профессия «Человек-Человек» характеризуется определённым набором  типических предпочтений, интересов, личностных особенностей, то его профессиональная характеристика оказывается индивидуально типизированной.

Так по Е. А. Климову, человеку этой профессиональной схемы  свойственны: 1) умение руководить, учить, воспитывать, «осуществлять полезные действия по обсуждению различных потребностей людей»; 2) умение слушать и выслушивать;  3) широкий кругозор; 4) коммуникативная (речевая) культура; 5) «душеведческая направленность ума, наблюдательность к проявлениям чувств, ума и характера человека, к его поведению, умение или способность мысленно представлять, смоделировать именно его внутренний мир, а не приписывать ему свой собственный или иной, знакомый по опыту»; 6) «проектировочный подход к человеку, основанный на уверенности, что человек всегда может стать лучше»; 7)  способность сопереживания; 8) наблюдательность; 9) «глубокая и оптимистическая убеждённость в правильности идеи служения народу в целом»; 10) решение нестандартных ситуаций; 11) высокая степень саморегуляции.

Педагог как  субъект педагогической деятельности представляет собой совокупность, сплав  индивидуальных, личностных, собственно субъективных качеств, адекватность которых требованиям профессии обеспечивает эффективность его труда.

Не вызывает сомнения, что любая профессиональная работа, помимо физических и психологических  особенностей имеет основанием личностные качества, содействующие успеху деятельности человека. В первую очередь это относится к профессиям, где объектом профессиональной активности человека выступает другой человек, и взаимодействие «Человек-Человек» зависит от качеств того и другого. Профессию педагога, относят к профессиям высшего типа по признаку необходимости постоянной рефлексии на содержание предмета своей деятельности. Таким образом, не вызывает сомнения то, что педагог должен обладать определённой суммой каких-то высоких личностных качеств, педагогическая литература переполнена попытками обозначить качества, без которых нет успеха педагогической работы. Но такие попытки обычно заканчиваются перечислением достоинств современного культурного человека таких как: гуманизм, честность, справедливость, трудолюбие и прочие столь же прекрасные черты достойного человека, но не являющиеся производными определённой профессии.

Информация о работе Педагог как субъект педагогической деятельности