Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 10:44, курсовая работа
В теории расписаны особенности формирования гендерной идентичности дошкольников и младших школьников. В экспериментальной части показаны количественные и качественные различия полоролевых стереотипов детей данного возраста.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ДИНАМИКА ПОЛОРОЛЕВЫХ СТЕРЕОТИПОВ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ……………………………………………………………………………….7
1.1. Гендерные стереотипы и гендерные роли. Содержание понятий…………….7
1.2. Технологии формирования гендерных стереотипов и полоролевого поведения…………………………………………………………………………………11
1.3. Становление полоролевых стереотипов в процессе социализации в дошкольном и младшем школьном возрасте…………………………………………18
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОЛОРОЛЕВЫХ СТЕРЕОТИПОВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………………………………………………….26
2.1. Общая характеристика эмпирического исследования……………………….26
2.2. Методики исследования………………………………………………………...27
2.3. Результаты и их интерпретация…………………………………………………28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
2.2. Методики исследования
Для решения поставленных задач нами были использованы следующие методики.
Для определения гендерных стереотипов была использована методика Ю. Е. Гусевой, М. Л. Сабунаевой.
1. Динамический рисунок мальчика и девочки.
Данная методика предполагает инструкцию: нарисовать мальчика и девочку, занятых каким-то делом. Направлена на изучение реального компонента гендерного стереотипа.
Интерпретация результатов проводится в виде определения качественных характеристик по гендерным различиям.
2. Методика «Функционально – ролевая согласованность» (В.Е. Каган).
Назначение методики: получение информации о том, как дошкольники и младшие школьники дифференцируют семейные роли и функции.
Интерпретация проводится по подсчету процентов по шкалам в одной и другой выборке. Наименование шкал:
1. Зарабатывает деньги
2. Покупает продукты
3. Стирает белье
4. Покупает продукты
5. Уборка в доме
6. Создает уют
7. Поддерживает отношения с родственниками
8. Организует досуг
9. Воспитывает детей
2-6 шкалы мы объединили в одну – Хозяин/хозяйка.
3. Методика исследования детского самосознания «Половозрастная идентификация» (Н. Л. Белопольская).
Предназначена для исследования уровня сформированности тех аспектов самосознания, которые связаны с идентификацией пола и возраста.
Исследование проводится в два этапа. Задачей первого этапа является оценка возможности ребенка идентифицировать свои настоящий, прошлый и будущий половозрастной статус на представленном ему изобразительном материале путем расклада карточек по возрастной градации. Другими словами, проверяется способность ребенка к адекватной идентификации своего жизненного пути. На втором этапе исследования сравниваются представления ребенка о Я-настоящем, Я-привлекательном и Я-непривлекательном.
Интерпретация: верно или неверно идентифицирован возраст, пол. Выявление представлений о привлекательных непривлекательных образах.
2.3. Результаты и их интерпретация
Для обработки результатов использовался - критерий Фишера для сопоставления двух выборок по частоте встречаемости интересующего эффекта, который направлен на сопоставление выборок по качественно определяемому признаку двух выборок X и Y, где X – дошкольники, а Y – младшие школьники. Сырые данные по методикам экспериментального исследования представлены в Приложении 1, Таблицы 1-2.
Для обработки результатов по методике «Динамический рисунок мальчика и девочки» нами применялся φ - критерий Фишера, что обусловлено представленностью анализируемых данных в процентном отношении.
Приведем пример расчета по параметру «Графическая выраженность/невыраженность полоролевых признаков в целом» (см. таб. № 1).
Таблица № 1. – Пример расчета по параметру «Графическая выраженность/невыраженность полоролевых признаков в целом» по φ- критерию Фишера
Группы |
Графическая выраженность полоролевых признаков |
Графическая невыраженность полоролевых признаков |
Суммы | ||||
Количество испытуемых |
% доля |
Количество испытуемых |
% доля |
||||
Группа дошкольников |
14 |
93,3% |
А |
1 |
6,7% |
Б |
15 |
Группа младших школьников |
15 |
100% |
В |
0 |
0% |
Г |
15 |
Суммы |
29 |
1 |
30 |
Полученное φэмп находится в зоне не значимости. Таким образом, по анализируемому нами параметру «Графическая выраженность/невыраженность полоролевых признаков в целом» методики «Динамический рисунок мальчика и девочки» достоверно значимых отличий обнаружить не удалось.
1(100%)=3,142
2(93,3%)=2,618
эмп=(3,142-2,618)* = 1,41
p=0,08
*кр=
эмп=1,41
эмп кр
Аналогичным образом сопоставлялись и другие параметры-характеристики. Результаты применения φ - критерия Фишера представлены в сводной таблице № 2.
Таблица № 2. – Результаты применения φ- критерия Фишера по методике «Динамический рисунок мальчика и девочки»
Параметры |
|
|
φэмп |
P |
Графическая выраженность полоролевых признаков |
93,3% |
100% |
1,41 |
Нет достоверных различий |
Выраженность особенностей внешнего вида и атрибуты мужественности-женственности |
93,3% |
100% |
1,41 |
Нет достоверных различий |
Выраженность специфики представлений о своем и противоположном поле |
86,7% |
100% |
2,01 |
|
Выраженность маскулинности- |
33,3% |
100% |
7,5 |
Примечание:
– группа дошкольников,
– группа младших школьников
* кр=
Таким образом, анализ полученных статистических данных показывает, что у дошкольников и младших школьников стереотипы мужественности/женственности имеют свои особенности. Так, если по показателю «особенности внешнего вида и атрибуты мужественности/женственности» (одежда, прическа, рост, телосложение, степень прорисовки отдельных атрибутов или частей тела и др.) различия не выходят на уровень достоверных, то по содержательным характеристикам такие различия фиксируются.
Мы видим, что у дошкольников обнаружены статистически более низкие показатели по показателю «Выраженность специфики представлений о своем и противоположном поле» (вероятность ошибки менее 5 %) и по показателю «Выраженность маскулинности-феминности видов деятельности» (вероятность ошибки менее 5 %).
На рисунках младших школьников деятельность мальчика и девочки четко дифференцированы (девочка играет в куклы, мальчик строит корабль; девочка поливает цветы, мальчик играет в футбол; девочка ходит по магазинам одежды, мальчик занимается спортом и т. д.), тогда как на рисунках дошкольников преимущественно мальчик и девочка заняты одним делом, либо изображение статично.
Таким образом, инструментальный (деятельный) аспект женско-мужской роли у дошкольников в полной мере еще не сложился, для них принципиально важным критерием женского/мужского (девочки мальчика/мальчика) является внешняя атрибуция (одежда, прическа). Соответственно, с точки зрения дошкольника, потенциально любой человек может освоить любую деятельность, тогда как младший школьник уже приобрел жесткие стереотипы по поводу того, что могут и должны делать «настоящие мальчики/девочки» («настоящие мужчины/женщины»). Очевидно, что именно младший школьный возраст становится периодом выработки «табу» на несвойственные, в силу общественных предписаний, виды деятельности, в том числе деятельности профессиональной.
Анализ результатов
сравнения выборок
Пример расчета по параметру «Образ прошлого и будущего» (см. таб. № 1) – методики Н. Л. Белопольской «Половозрастная идентификация».
Таблица № 3. – Пример расчета по параметру «Образ прошлого и будущего» по φ- критерию Фишера
Группы |
Верный образ прошлого и будущего |
Неверный образ прошлого и будущего |
Суммы | ||||
Количество испытуемых |
% доля |
Количество испытуемых |
% доля |
||||
Группа дошкольников |
14 |
93,3% |
А |
1 |
6,7% |
Б |
15 |
Группа младших школьников |
15 |
100% |
В |
0 |
0 |
Г |
15 |
Суммы |
29 |
1 |
30 |
Полученное φэмп находится в зоне не значимости. Таким образом, по анализируемому нами параметру «Образ прошлого и будущего» методики Белопольской «Половозрастная идентификация» достоверно значимых отличий обнаружить не удалось.
Аналогичным образом сопоставлялись и другие параметры. Результаты применения φ - критерия Фишера представлены в сводной таблице № 2.
Таблица № 4. – Результаты применения φ - критерия Фишера по методике Белопольской «Половозрастная идентификация»
Параметры |
|
|
φэмп |
P |
Верная идентификация возраста |
100% |
100% |
0 |
Нет достоверных различий |
Верно определен образ прошлого и будущего |
86,7% |
100% |
2,01 |
|
Примечание – группа дошкольников, – группа младших школьников
Таким образом, достоверные различия существуют лишь при определении образа прошлого и будущего. Причиной этого может являться то, что группа испытуемых дошкольного возраста (5-6 лет) еще не имеет в достаточной степени сформированных когнитивных структур для оценки временных интервалов, понимания течения и необратимости времени (на что указывал еще Ж.Пиаже), а, соответственно, не может верно выстроить временную перспективу.
Уровень идентификации возраста не имеет статистически достоверных различий, т. е. развита в равной степени в обеих выборках, согласно статистическим данным.
Анализ результатов, полученных по методике «Функционально – ролевая согласованность», свидетельствует о том, что существуют значимые различия в представлении дошкольников и младших школьников о распределении ролей в семье.
Результаты применения φ - критерия Фишера представлены в сводной таблице № 3.
Таблица № 5. – Результаты применения φ-критерия Фишера по методике «Функционально – ролевая согласованность»
Параметры |
|
|
φэмп |
P |
Зарабатывание денег (муж) |
80% |
83,3% |
0,24 |
Нет достоверных различий |
Зарабатывание денег (жена) |
20% |
16,7% |
0,23 |
Нет достоверных различий |
Хозяин\хозяйка (муж) |
18,7% |
12,7% |
0,45 |
Нет достоверных различий |
Хозяин\хозяйка (жена) |
81,3% |
86,3% |
0,37 |
Нет достоверных различий |
Поддержание отношений с родственниками (муж) |
33,3% |
50% |
0,92
|
Нет достоверных различий |
Поддержание отношений с родственниками (жена) |
66,7% |
50% |
0,92 |
Нет достоверных различий |
Организатор досуга (муж) |
23,4% |
46,7% |
1,34 |
Нет достоверных различий |
Организатор досуга (жена) |
76,7% |
33,3% |
2,44 |
|
Воспитатель детей (муж) |
36,7% |
43,3% |
0,37 |
Нет достоверных различий |
Воспитатель детей (жена) |
63,4% |
56,7% |
0,37 |
Нет достоверных различий |
Примечание – группа дошкольников, – группа младших школьников
Достоверное различие наблюдается только по параметру «Организация досуга», однако, несмотря на то, что статистически значимых различий по другим шкалам нет, процентное различие показывает, что испытуемые дошкольного возраста приписывают традиционные функции и роли каждому супругу, тогда как по результатам младших школьников поддерживать отношения с родственниками должны равноправно как муж, так и жена. Организацией досуга, с точки зрения младших школьников, должен заниматься мужчина.
Интересен тот факт, что если с точки зрения дошкольников воспитанием детей прежде всего должна заниматься женщина, то, с точки зрения младших школьников, ответственность за воспитание детей фактически должны разделять и мать, и отец. Мы полагаем, что это становится следствием собственного опыта и результирующей представленных в российском обществе стереотипов, в соответствии с которыми ответственность за процесс воспитания маленького ребенка лежит на женщине, которая лучше сумеет выполнить роль няни. При поступлении ребенка в школу, когда впервые осуществляется общественная проверка эффективности первичного этапа социализации, часть мужчин «подтягивается» к процессу воспитания (через отцовское - «неси дневник», или учительское : «вызову папу» и пр.), и младший школьник делает выводы о том, что и на мужчине лежит определенная ответственность за воспитание ребенка.
Выводы:
1. Результаты методики «Динамический рисунок мальчика и девочки» свидетельствуют о том, что стереотипом дошкольников мужественности/женственности является внешний вид. Младшие школьники к этому добавляют специфический род занятий, традиционно характерный для представителей полов.
2. Сопоставление результатов представления детей дошкольного и младшего школьного возраста о собственной половозрастной идентичности по методике исследования детского самосознания «Половозрастная идентификация» (Л. Н. Белопольская) показало разницу рассматриваемого явления.
3. Заключение по методике «Функционально - ролевая согласованность» имеет количественные отличия, с точки зрения статистики, в области мнения дошкольников и младших школьников лишь по одной из шкал, тогда как качественная обработка показала значимые различия в представлениях респондентов обеих выборок.
Таким образом, гипотеза нашего эмпирического исследования о том, что полоролевые стереотипы дошкольников и младших школьников имеют существенные отличия, нашла свое экспериментальное подтверждение.
Заключение
На настоящий момент процесс формирования полоролевых стереотипов детей дошкольного возраста мало изучен, равно как и исследования развития данного феномена у детей младшего школьного возраста представлены в незначительном количестве. Так как гендерные стереотипы являются составляющим «образа Я», и неотрывно связаны с социализацией, сенситивный период которого от 2,5 до 5-6 лет. Так как именно в этом возрасте доминирует стихийная социализация, то есть, прием и усвоение информации происходит по большей части неосознанно и некритично, что дает угрозу для усвоения норм и ролей, неадекватных полу ребенка, которые перевоспитать в будущем будет представлять проблему. Вышеизложенная работа, в которой представлена информация о качественных характеристиках и изменениях стереотипов на определенном этапе онтогенеза и статистические данные, иллюстрирующие количественную разницу стереотипов дошкольника и младшего школьника, дает возможность раскрыть особенности формирования стереотипов по половому признаку, и, следовательно, определить адекватное ему ролевое поведения, что позволит ребёнку успешно социализироваться.
Информация о работе Полоролевые стереотипы дошкольников и младших школьников