Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 19:38, реферат
Социальный работник по самому содержанию своей деятельности имеет дело с разными людьми, в том числе с теми, чье поведение не соответствует социальным нормам. Кроме того, многие социальные службы сориентированы на работу «групп социального риска»: бомжами, лицами, страдающими алкогольной или наркотической зависимостью. Социальная работа с людьми, чье поведение характеризуется как отклоняющееся (девиантное), имеет свою специфику, и требует определенных знаний в области социологии, медицины, психологии.
Ведение
1. Девиации в структуре системы социальной работы
Основные подходы к объяснению девиантного поведения
Основные причины и факторы девиантного поведения
2. Девиантное поведение молодежи как объект социальной работы
Распространенные виды девиантного поведение в современном
казахстанском обществе.
Технология социальной работы в профилактике и коррекции девиантного поведения
Заключение
Список литературы
К микросоциальным факторам обычно относят три основные сферы жизнедеятельности подростка и юноши: семью, школу и референтную группу сверстников, к которым на определенном возрастном этапе прибавляются армия, место работы.
В сфере семейного воспитания неблагоприятным фактором могут быть такие стили воспитания как гиперопека и гипоопека, характерными признаками которых в первом случае выступает избыток, чрезмерность внимания к воспитуемому, во втором - его недостаточность. В семье могут формироваться два типа делинквентности - агрессивно - защитный и оппозиционный. Первый формируется в обстановке эмоционального отвержения в семье, а второй - при воспитании по типу «кумира семьи».
Агрессивно - защитный тип делинквентности характеризует молодых людей, отличающихся особенно трудным, агрессивным характером: они драчливы, враждебны, конфликтны, неуступчивы, являются дезорганизаторами дисциплины, склонны к грубым хулиганским выходкам, к ранней алкоголизации.
Оппозиционный тип делинквентности характерен наличием у ребенка превратных представлений о себе, о своих правах и обязанностях, упрямства, повышенной обидчивости, конфликтности в отношениях с окружающими, стремлении выделиться, показать себя, командовать, демонстративным отвержением общепринятых ценностей.
Фактор семьи сказывается
не только по стилю воспитания, но и
по линии «благополучная-
Если перейти от семьи к таким микросоциальным факторам, как школа и группа сверстников, то коротко можно сказать, что недостатками воспитательного процесса в школе, усугубляющими или порождающими девиации в поведении учащихся, считаются так называемые дидактогении (изменения в психике и поведении ученика под влиянием ошибок учителя, воспитателя), являющиеся результатом недостаточной психологической грамотности и непроработанности личностных проблем учителями; к негативным воздействиям референтной группы сверстников обычно причисляют особенности досуговой деятельности, бесцельное времяпровождение и др. Склонные к девиации подростки и юноши, как правило, образуют относительно замкнутую, обособленную от других сверстников группу, что создает благоприятные условия для закрепления в их личности сознательно антиобщественных установок, в том числе и преступных. Ситуация усугубляется, если в группе появляется преступный или околопреступный «авторитет», который насаждает в ней свое представление о нормах поведения.
Обзор основных факторов девиантного поведения будет неполным, если не сказать о генезисе девиации на индивидуальном уровне.
На этом уровне наиболее общей причиной девиантного поведения служит так называемая «социальная неустроенность» как результат несоответствия объективных свойств индивида (включая его задатки, способности, а также свойства, приобретенные в процессе социализации) требованиям занимаемой им позиции в системе общественных отношений. Позиция может быть «ниже» своих объективных возможностей (молодой специалист-безработный, вынужденный «челнок» и т.п.), индивид может оказаться вне официальной структуры общества (беспризорник, бродяга, бомж и т.п.). Очевидно этим объясняется повышенная девиантность маргинальных групп.
К числу факторов девиантного поведения, проявляющихся на индивидуальном уровне, можно отнести также внутренние психологические процессы:
- потребность в престиже,
самоуважении (по некоторым данным,
у несовершеннолетних
- потребность в риске;
- наличие так называемых искусственных потребностей (в алкоголе, наркотиках);
- эмоциональная неустойчивость;
- агрессивность;
- наличие акцентуации характера (к «группе риска» относят гипертимную, истероидную, шизоидную и эмоционально-лабильную акцентуацию);
- отклонение в психическом развитии;
- неадекватная самооценка и др.
Завершая рассмотрения основных макросоциальных, микросоциальных и индивидуальных факторов, вызывающих девиации в поведении молодых людей, еще раз подчеркнем, что все они в своей совокупности образуют очень сложную систему, в которой различные взаимосвязанные и взаимообусловленные элементы проявляют свои провоцирующие действия с различной степенью интенсивности в зависимости от личностных свойств индивида, его жизненных условий и формы проявления девиантного поведения.
При переходе к рассмотрению проблемы девиантного поведения на уровне конкретных форм его проявления обнаруживаются и специфические факторы, дополняющие основные, о которых речь шла выше.
Все эти обстоятельства необходимо иметь ввиду при организации социальной работы с конкретными категориями девиантной молодежи-беспризорниками, алкоголиками, наркоманами, проститутками, правонарушителями и т.д.
2 Девиантное поведение молодежи как объект социальной работы
2.1 Распространенные виды девиантного поведение в современном обществе Казахстана
С давних пор человечеству известны опья-няющие напитки. Изготавливались они из растений, и их по-требление было частью религиозного ритуала, которым со-провождались празднества. Сравнительно дешевый способ получения крепких напитков был освоен в XVI в. Коренные перемены произошли после того, как был открыт промыш-ленный способ получения этилового спирта. Именно это от-крытие сделало возможным массовое потребление алкого-ля, и в XVIII в. пьянство приобрело широкий размах в та-ких европейских странах, как Англия, Германия, Швеция и др. Примерно в это же время в России быстро входит в упот-ребление водка. Можно сказать, что XIX в. породил, а XX в. усугубил весьма сложную проблему для человеческой ци-вилизации -- проблему алкоголизма.
Фактически алкоголь вошел в нашу жизнь, став элемен-том социальных ритуалов, обязательным условием офици-альных церемоний, праздников, некоторых способов время-препровождения, решения личных проблем. Однако эта социокультурная ситуация дорого обходится обществу. Как свидетельствует статистика, 90% случаев хулиганства, 90% изнасилований при отягчающих обстоятельствах, почти 40% других преступлений связаны с опьянением. Убийства, гра-бежи, разбойные нападения, нанесение тяжких телесных повреждений в 70% случаев совершаются лицами в нетрез-вом состоянии; около 50% всех разводов также связано с пьянством. Также выборочные обследования показали, что на крупных промышленных предприятиях алкоголь употребляется 99% мужчин и 97% женщин. Чаще всего мотивом пьянства является: развлечение, воздействие ближайшего окружения, соблюдение питейных традиций, празднование памятных дат, супружеские, семейные неурядицы, неприятности на работе.
Изучение различных аспектов потребления алкоголя и его последствий представляет большую сложность. По ка-ким критериям можно судить об алкогольном положении и его динамике? Как правило, используются три группы социо-логических показателей остроты алкогольной проблемы и масштабов распространения пьянства в стране: во-первых, уровень потребления алкоголя на душу населения и струк-тура потребления; во-вторых, характеристики массового поведения, являющегося следствием потребления спиртно-го; в-третьих, ущерб, причиненный экономике и обществу пьянством.
Показатель уровня потребления
алкоголя имеет смысл только в
сочетании с данными о
В истории борьбы общества с алкоголизмом можно об-наружить два направления. Во-первых, ограничение доступности спиртных напитков, сокращение их продажи и произ-водства, повышение цен, ужесточение карательных мер за нарушение запретов и ограничений. Во-вторых, усилия, на-правленные на уменьшение потребности в алкоголе, улуч-шение социальных и экономических условий жизни, рост об-щей культуры и духовности, спокойная, взвешенная инфор-мация о вреде алкоголя, формирование у населения безалкогольных стереотипов поведения.
История борьбы с алкоголизмом знала и попытки введе-ния на территории некоторых стран «сухого закона» (Анг-лия, США, Финляндия, Россия). Все они не достигли своей цели, потому что наличие алкоголя -- не единственная и не главная причина существования алкоголизма. Проблема преодоления пьянства и алкоголизма является сложнейшей, она включает экономический, социальный, культурный, пси-хологический, демографический, юридический и медицинс-кий аспекты. Только с учетом всех этих аспектов, возможно, ее успешное решение.
Алкогольная зависимость формируется постепенно и определяется сложными измерениями, которые происходят в организме пьющего человека. Влечение к спиртному проявляется в поведение человека: повышенная суетливость в подготовке к выпивке, “потирание рук”, эмоциональная приподнятость. Чем больше “алкогольный стаж” тем меньше удовольствия приносит выпивка.
На формирование алкоголизма
влияет несколько факторов: наследственные
факторы, характер, индивидуальные свойства
личности и особенности окружающей
среды. К факторам способствующим алкоголизации
можно отнести низкий уровень
материального положения и
Развитию алкоголизма у подростков способствует ранее приобщение к спиртному и формирование “алкогольного мышления”. В Тюмени при обследовании детских садов было установлено, что 30% девочек и 40% мальчиков уже пробовали пиво, а каждая пятая девочка и каждый четвертый мальчик пробовали вино.
Если человек страдает какой-то формой олегофрении, врожденным физическим или психическим заболеванием, то в этом случае алкоголь выступает как компенсирующий фактор, позволяющий якобы сгладить дефекты личности.
Для молодежи алкоголь средство
для раскрепощения и
Алкоголизм - это поступательное заболевание, оно начинается с бытового пьянства и заканчивается на клинической койке. Для пьяницы со стажем, чтобы “поймать кайф” доза спиртного увеличивается в 2-а 3-и раза по сравнению с прежней нормой. В дальнейшем влечение к алкоголю приобретает черты физиологической зависимости, толерантность (переносимость) достигает максимума, страсть к спиртному приобретает патологический характер. В организме человека происходит необратимый процесс, организму необходим спирт для обменных процессов. На последней стадии алкоголизма порог толерантности снижается, человеку достаточно выпить кружку пива для хмеля. Спиртное становится главным в жизни. Человеку уже все равно, что пить, с кем пить и сколько.
Наркомания - одна из наиболее опасных форм проявления девиатного поведения в молодежной среде. В Казахстане, как и в других странах СНГ, идет процесс вовлечения в наркоманию молодежи, в первую очередь подростков.
По данным республиканского Агентства по борьбе с наркоманией и наркобизнесом в стране официально зарегистрировано свыше 45 тысяч наркоманов. Однако, надо иметь ввиду, что официальная статистика не дает возможности реально оценивать ситуацию, поскольку медики регистрируют только «добровольно сдавшихся» на лечение, а полиция, наоборот, - только принудительно доставленных. Поэтому Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) рекомендует умножить официальные цифры в 8-10 раз.
Снижается возрастной порог потребления наркотико: если несколько лет назад он составлял 15-16 лет, то сегодня-11-13. В 1990 году официально в республике было 68 несовершеннолетних наркоманов, в 1997-м -677, а только за шесть месяцев 2000-го-1875. По данным Ассоциации социологов и политологов Казахстана в настоящее время 5-6% подростков, юношей и девушек употребляют наркотики, 9-10% имеют хотя бы один опыт потребления. Волна молодежной наркомании захватила, практически, все города республики. Среди областей наибольшее беспокойство вызывают Карагандинская, Южно-Казахстанская, Восточно-Казахстанская.
Страны СНГ все больше втягиваются в систему мирового наркобизнеса. Казахстан стал перевалочным пунктом для транзита наркотиков из Афганистана и Пакистана в Россию и Западную Европу. До 60 % от произведенного в Афганистане опия и его производных переправляются через Казахстан. Не случайно по предложению Президента РК Н. Назарбаева Программа ООН по контролю за наркотиками (ЮНДКП) с 1999 года приступила к финансированию и реализации в республике 3-х программ по борьбе с наркотизацией - по созданию центра медико-социальных проблем наркомании, по сокращению плантаций наркотикосодержащих растений, по созданию и развитию кинологической службы для обнаружения наркотиков.
Наркотизация - процесс распространения наркотиков, вовлечение в потребление психоактивных (наркотических, токсикоманических) веществ отдельных индивидов, групп людей. Следствием наркотизации выступает наркомания. По определению Всемирной Организации Здравоохранения - это состояние эпизодического или хронического отравления, вызванного повторяющимся введением в организм наркотика, т. е. вещества растительного или синтетического происхождения, которое может изменить нормальные функции организма, а при многократном употреблении приводит к психической или физиологической зависимости. Признаками наркотической зависимости являются:
- потребность дальнейшего приема, которую нельзя преодолеть волевым усилием;