Предмет, задачи и методы социальной психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 20:05, контрольная работа

Краткое описание

Социальная психология - отрасль психологического знания, изучающая закономерности поведения деятельности людей, обусловленная включением их в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп.
Современные представления о предмете социальной психологии являются чрезвычайно дифференцированными, т. е, отличающимися друг от друга, что характерно для большинства пограничных, смежных отраслей науки, к которым относится социальная психология. Она изучает следующие явления:
Психологические процессы, состояния и свойства индивида, которые проявляются в результате его включения в отношения с другими людьми, в различные социальные группы (семью, учебные и трудовые группы и т. д.) и в целом в систему социальных отношений (экономических, политических, управленческих, правовых и др.). Наиболее часто изучаются такие проявления личности в группах, как: общительность, агрессивность, совместимость с другими людьми, конфликтогенность и др.

Вложенные файлы: 1 файл

Социальная психология контрольная работа.docx

— 64.23 Кб (Скачать файл)

Раздел 1. Предмет, задачи и методы социальной психологии.

 

1. Перечислите основные явления,  которые изучает социальная психология.

 

Социальная  психология - отрасль психологического знания, изучающая закономерности поведения  деятельности людей, обусловленная  включением их в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп.

Современные представления  о предмете социальной психологии являются чрезвычайно дифференцированными, т. е, отличающимися друг от друга, что  характерно для большинства пограничных, смежных отраслей науки, к которым  относится социальная психология. Она  изучает следующие явления:

  • Психологические процессы, состояния и свойства индивида, которые проявляются в результате его включения в отношения с другими людьми, в различные социальные группы (семью, учебные и трудовые группы и т. д.) и в целом в систему социальных отношений (экономических, политических, управленческих, правовых и др.). Наиболее часто изучаются такие проявления личности в группах, как: общительность, агрессивность, совместимость с другими людьми, конфликтогенность и др.
  • Феномен взаимодействия между людьми, в частности, феномен общения, например: супружеского, детско-родительского, педагогического, управленческого, психотерапевтического и многих других его видов. Взаимодействие может быть не только межличностным, но и между личностью и группой, а также межгрупповым.
  • Психологические процессы, состояния и свойства различных социальных групп как целостных образований, отличающихся друг от друга и не сводимых к какому бы то ни было индивиду. Наибольший интерес социальных психологов вызывают исследования социально-психологического климата группы я конфликтных отношений (групповых состояний), лидерства и групповых действий (групповых процессов), сплоченности, сработанности и конфликтности (групповых свойств) и др.
  • Массовые психические явления, такие как: поведение толпы, паника, слухи, мода, массовые энтузиазм, ликование, апатия, страхи и т. д.

2. Изобразите схематически соотношение  социальной психологии и «родительских»  дисциплин (социологии и психологии) с позиций интердисциплинарного и интрадисциплинарного подхода к определению предмета социальной психологии.

СΨ возникла на стыке двух наук – социологии и психологии, поэтому обе родительские науки готовы включить ее в свой состав.

Соотношение Социальной психологии и «родительских» дисциплин (социологии и психологии)

Интрадисциплинарный подход:

Интердисциплинарный подход:

СΨ –  часть психологии

СΨ существует на границе между социологией и психологией

СΨ –  часть социологии

--------------------------------------------------------


 

3.  Перечислите и кратко охарактеризуйте основные методы социальной психологии.

Методы  социальной психологии:

* Общенаучные методы

* Специализированные методы

- Наблюдение (схема Н.Р.Бейлза за взаимодействием в группе), метод участвующего наблюдения: предполагает включение в исследуемую группу на длительное время, в течение которого исследователь полностью включен в жизнедеятельность данной группы.

-Социометрия (Я.Морено, диагностика  неформальной структуры группы, т.е. системы симпатии – антипатии) 

- Эксперимент -  проводимый в  специальных условиях опыт для получения новых научных знаний о психологии посредством целенаправленного вмешательства исследователя в жизнедеятельность испытуемого.

- Гомеостатический метод – направлен  на:

Исследование срабатываемости  группы, (способность группы за минимальное время наиболее эффективно решить задачу, поставленную перед группой)

- Опрос (для изучения аттитюдов,  социальных стереотипов, отношения  к различным явлениям)

- Контент анализ – качественно-количественный  метод анализа больших объемов  информации.

- Тестирование – (диагностика  социального интеллекта, эмпатии, коммуникативной компетентности)

 

---------------------------------------------------------


 

4. Что такое методы активного  социально-психологического обучения?

Различают две группы методов социально-психологического обучения: традиционные методы обучения и активные методы обучения. Они  отличаются друг от друга, прежде всего, по своей задаче.

Традиционное обучение (или информационно-рецептивное, от лат. receptio - восприятие) форма информационно-рецептивного обучения, носящего репродуктивный характер, и направленная на передачу определенной суммы знаний, формирование навыков практической деятельности.

К ним относятся  хорошо известные: лекция (рассказ), семинар (беседа), практические занятия, и т.п. Их результатом выступают «знания - описания» и навыки применять эти знания в типичных ситуациях. Разделение методов обучения на активные и традиционные достаточно условно, так как и традиционные методы должны заключать в себе активность. Однако традиционные методы направлены прежде всего на передачу определенной суммы знаний и формирование навыков практической деятельности. Они предполагают предоставление обучаемым готовых решений в качестве образца. Задача обучаемого при обучении традиционными методами заключается в том, чтобы выучить заданное и воспроизвести его при контроле. Конечно, и в решении этой задачи необходима активность обучаемых. Но эта активность по своей направленности и содержанию носит преимущественно репродуктивный характер. Именно это определяет при обучении традиционными методами приоритетную роль памяти и недостаточное внимание к управляемому развитию творческого мышления, которое совершенствуется попутно.

Активные методы обучения (от лат. aktivus - деятельный), форма обучения, направленная на развитие у обучаемых самостоятельного мышления и способности квалифицированно решать нестандартные профессиональные задачи. Цель обучения - не просто знания, не умения и навыки решать профессиональные задачи, а умение мыслить, размышлять, осмысливать свои действия. Знания усваиваются не «про запас», учат не культуре исполнительского действия, а культуре мыслительной творческой деятельности, т. к. задачи, обстоятельства и ситуации деятельности могут меняться.

Раздел 2. История формирования социально-психологических  идей

  1. Какие периоды выделяют в развитии социальной психологии?

 

Историю развития социальной психологии можно разделить  на 3 этапа:

1) описательный этап (VI в. до н. э. середина ХIХ в.) – зарождение и первые шаги социально-психологического знания встречаются уже в трудах философов античности.

Социоцентризм Платона– социум стоит над индивидом, диктует ему линию поведения. Индивидуальные особенности человека и его социальное поведение и положение у Платона связано с тремя частями тела: головой (умом) – развит у философов, сердце (мужество) – у воинов и живот (телесные вожделения) – у ремесленников. На подобной основе Платон различает и отдельные народы.

Эгоцентризм Аристотеля – человек рассматривался как «социальное животное», которое не может развиваться нормально вне общества, однако, решая общественные проблемы, нужно идти от интересов индивида к массе.

Тории «плохого»  и «хорошего» человека. В эпоху Возрождения существовало два учения, одно из которых («реалистическое») придерживалось мнения о изначальной порочности человека и аморальности общества (Н. Макиавелли, Т. Гоббс). Согласно другому учению («романтическому»), человек по своей природе добр, но именно общество портит его, формируя негативные черты. (Ж.-Ж. Руссо, И. Кант, Д. Дидро).

В XVIII в. получила развитие теория, строящаяся на принципе личной выгоды (И. Бентам, А. Смит). Главным принципом поведения объявлялась оценка всех явлений, исходя из их полезности, для отдельного индивида. Благосостояние общества, по этой теории, должно строиться на свободе действий каждого его члена в соответствии со своим собственным интересом в экономической сфере.

Методологии позитивизма  О.Конта – при изучении поведения человека и явлений общественной жизни необходимо использовать тот же самый научный подход, что и при изучении естественного мира. Психика человека, по мнению Конта, развивается только в обществе и он всегда должен рассматриваться исходя из своего социального окружения.

2) Этап становления социально-психологического знания характеризовался следующими направлениями:

Психология народов (возникло под влиянием идей Гегеля) – «дух» нации или народа противопоставлялся «духу» отдельных индивидов (Лацарус и Штейнталь). В. Вундта также считал, что психические продукты, общественного характера человеческой жизни (языки, мифы и обычаи), необъяснимы, только исходя из индивидуального сознания, и имеют социальное происхождение.

Теории доминирующего  фактора сводили основы всех социально-психологических явлений к единственному объяснению. У. Баджот и Г. Тард называли в качестве такого фактора подражание, Г. Лебон – внушение, У. Джеймс – привычку, У. Макдугалл и У. Троттер – инстинкт, Э. Дюркгейм и Л. Леви-Брюль – «коллективное сознание».

Социальный дарвинизм делал акцент на «борьбе за существование» посредством межличностных и межгрупповых конфликтов (Г. Спенсер). Спенсер использовал дарвинизм, чтобы доказать превосходство одних социальных групп над другими, оправдывая войну, политику колониализма и вообще любые действия, которые подразумевают конкуренцию или конфликт.

Психоаналитическая  теория 3. Фрейда – инстинктивные импульсы человека приходят в конфликт с интересами общества, результатом чего являются фрустрации. В основе эмоциональных связей общества лежат идентификация и десексуализация «либидо» (сублимация).

3) Этап экспериментально-теоретического развития социальной психологии в ХХ веке. На рубеже XIX–XX вв. в развитии социальной психологии начинается новый период – исследователи обращаются к лабораторному эксперименту. Отцом социально-психологического эксперимента считается Н. Триплет.

2. Каковы предпосылки создания  «Психологии масс»? Перечислите  создателей этой теории.

 

За главенствующую позицию  личности выступает теория психологии масс, которая была создана во Франции  в конце XIX столетия. Основу ей дала концепция Г. Тарда, который объяснял социальное поведение эффектом подражания, теория подражания объясняла все те явления в общественном повдении, которые не в силах объяснить академическая психология, утверждающая интеллектуальную основу социального поведения. Создатели теории психологии масс С. Сигеле и Г. Лебон использовали гипотезы подражания и иррациональности масс, принадлежащие Тарду, разрабатывая ее. С. Сигеле – юрист, который обратил внимание на аффективные моменты в изучаемых уголовных делах, Лебон же, который был социологом изучал отношение между толпой и «высшим светом», заметив противопоставление этих двух ячеек общества. Свою точку зрения он изложил в труде «Психология народов и масс», которая вышла в свет в 1895 году.

 

Лебон утверждал, что человек, оказываясь в людской «массе» теряет свое лицо, становится более подвержен влиянию чувств и страстей, теряет способность к логическому мышлению – все это приводит личность к импульсивным действиям, внушаемости, исчезновению умения самоконтроля. На основе такой «хаотичности» общества Лебон делал вывод о необходимости возглавлять это общество – эту роль он возлагал на «элиту». Единственным основанием для таких выводов служило лишь наблюдение за массой во время паники. Нкаких других подтверждений концепции Лебона не было. Тем не менее, теория Лебона была распространенной в конце XIX века – именно тогда имели место различные демонстрации и забастовки. Тогда социальная психология была направлена на противостояние этим акциям и призвана определить изначально иррациональную природу явлений массовых выступлений, распространить утверждение о негативном влиянии толпы на человека. Поэтому теория психологии масс, утверждение ее априорной ненормальности в эту эпоху имело успех.

В целом теория психологии масс было абсолютно не обоснованным – во-первых в теории не было рассмотрено общество как таковое, вопрос сводился только к толпе – к массе. И даже ее пагубное влияние на личность было рассмотрено лишь в единичном случае паники толпы. В этой теории лишь признается главенствующая роль личности над социумом, хотя это никак не было подтверждено в самой теории. Однако, психология масс, а точнее те проблемы, которые были поставлены Лебоном и Сигеле и в настоящее время играет большую роль в социальной психологии.

 

3.Перечислите основные положения  «Психологии народов».

 

Существенной чертой эволюционизма  как метода изучения культур было увлечение психологическим объяснением  культур. Уже в середине XIX в. предпринимались  попытки обоснования самостоятельного направления, центром исследований которого была бы психология народов. Основателями новой дисциплины были немецкие ученые М. Лацарус (1824-1903) и X. Штейнталь (1823-1899). Основное содержание их концепции состоит в том, что благодаря единству происхождения и среды обитания "все индивиды одного народа носят отпечаток... особой природы народа на своем теле и душе", при этом "воздействие телесных влияний на душу вызывает известные склонности, тенденции предрасположения, свойства духа, одинаковые у всех индивидов, вследствие чего все они обладают одним и тем же народным духом"'. Народный дух понимается как психическое сходство индивидов, принадлежащих к одному народу и одновременно как их самосознание (народ есть некая совокупность людей, которые смотрят на себя как на один народ, причисляют себя к одному народу).  
 
Основными задачами "Психологии народов" является:  
а) психологически познать сущность народного духа и его действия;  
б) открыть законы, по которым совершается внутренняя духовная или идеальная деятельность народа в жизни, в искусстве и в науке и  
в) открыть основания, причины и поводы возникновения, развития и уничтожения особенностей какого-либо народа.  
 
В "Психологии народов" можно выделить два аспекта. Во-первых, анализируется дух народа вообще, его общие условия жизни и деятельности, устанавливаются общие элементы и отношения развития духа народа. Во-вторых, более конкретно исследуются частные формы народного духа и их развитие. Первый аспект получил название этноисторической психологии, второй — психологической этнологии. Непосредственными объектами анализа, в процессе исследования которых раскрывается содержание народного духа, являются мифы, языки, мораль, нравы, быт и другие особенности культур.

 

4. Что рассматривается в качестве основной детерминанты поведения человека в теории инстинктов социального поведения?

Информация о работе Предмет, задачи и методы социальной психологии