Предмет психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 11:40, контрольная работа

Краткое описание

Психология отвечает на вопрос «КАК?» и отвечает за результат («Что мы получаем в итоге»).
Психология - это наука, изучающая внутренний и психический мир человека.
Психология - наука о душе.
Психология как наука: изучает конкретные факты психической жизни;

Вложенные файлы: 1 файл

психо.doc

— 756.50 Кб (Скачать файл)

Замещение - замена действия, направленного на недоступный объект, на действие с доступным объектом. Замещение разряжает напряжение, созданное недоступной потребностью, но не приводит к желаемой цели. Когда человеку не удается выполнить действие, необходимое для достижения поставленной перед ним цели, он иногда совершает первое попавшееся бессмысленное движение, дающее какую-то разрядку внутреннему напряжению. Такое замещение мы часто видим в жизни, когда человек срывает свое раздражение, гнев, досаду, вызванные одним лицом, на другом лице или на первом попавшемся предмете.

Изоляция, или  отчуждение, – обособление внутри сознания травмирующих человека факторов. При этом доступ неприятных эмоций к сознанию блокируется, так что связь между каким-то событием и его эмоциональной окраской не отражается в сознании. Этот вид защиты напоминает "синдром отчуждения", для которого характерно чувство утраты эмоциональной связи с другими людьми, ранее значимыми событиями или собственными переживаниями, хотя их реальность и осознается. Феномены дереализации,  деперсонализации и расщепления личности (множественности "Я") могут быть связаны с такой защитой. Очень часто двойник воплощает то, что чуждо первому "Я", то, к чему оно относится со страхом или отвращением, против чего протестует его существо. Эти разные "Я" могут ничего не знать друг о друге.

Воздействие психологической  защиты может способствовать сохранению внутреннего комфорта человека даже при нарушении им социальных норм и запретов, поскольку, снижая действенность  социального контроля, она создает почву для самооправдания.

Фрустрация (лат. frustratio —  обман, неудача, тщетное ожидание, расстройство, разрушение (планов, замыслов)) — психическое  состояние, возникающее в ситуации разочарования, неосуществления какой-либо значимой для человека цели, потребности.

Проявляется в гнетущем напряжении, тревожности, чувстве безысходности  и отчаяния.

Возникает в ситуации, которая воспринимается личностью  как неотвратимая угроза достижению значимой для неё цели, реализации той или иной её потребности. Сила фрустрации зависит как от степени значимости блокируемого действия, так и от близости его к намеченной цели.

Обычно выделяют следующие виды фрустрационного  поведения:

-двигательное возбуждение  — бесцельные и неупорядоченные  реакции;

-апатия (в известном исследовании Р. Баркера, Т. Дембо и К. Левина один из детей в фрустрирующей ситуации лёг на пол и смотрел в потолок);

-агрессия и деструкция;

-стереотипия — тенденция  к слепому повторению фиксированного  поведения;

-регрессия,  которая  понимается либо «как обращение к поведенческим моделям, доминировавшим в более ранние периоды жизни индивида», либо как «примитивизация» поведения (измерявшаяся в эксперименте Р. Баркера, Т. Дембо и К. Левина снижением «конструктивности» поведения) или падение «качества исполнения».

 

34)Теория личности.

Личность определяется как системное качество индивида, определяемое его включенностью в общественные отношения и проявляющиеся в совместной деятельности и общении.

Личность-это субъект социальных отношений и сознательной деятельности

Теории личности выполняют  разные функции в психологии. Они  дают нам возможность объяснить, что собой представляют люди (выявить  относительно постоянные личностные характеристики и способ их взаимодействия), понять, каким образом эти характеристики развиваются во времени и почему люди ведут себя определенным образом. Теории также позволяют нам прогнозировать появление новых взаимосвязей, не изучавшихся ранее. С позиции функции предсказания теории намечают направления, в которых плановое исследование может привести к новым открытиям во многих до сих пор неизведанных областях. Однако чрезвычайно важно то обстоятельство, что все теории поведения человека создаются самими людьми. Персонологи – те же люди и точно так же, как и остальные, имеют различные взгляды на природу человека. Например, некоторые теоретики убеждены, что корни человеческих поступков находятся глубоко в бессознательных мотивах, истинная природа последних не сознается индивидуумом, а источники мотивации захоронены в отдаленном прошлом. Другие полагают, что люди в значительной степени сознают свои мотивы, а их поведение является в первую очередь результатом наличных обстоятельств. Каким бы ни было мнение каждого конкретного теоретика, совершенно очевидно, что исходные положения о природе человека, которых придерживаются персонологи, различны, и это делает их взгляды такими несхожими. Теоретик может осознать и раскрыть смысл этих положений, а может и потерпеть в этом неудачу или просто обобщить все свои посылки таким образом, что уже трудно будет распознать в них именно исходные положения.

 

35)Периодизация  развития человека( этапы жизни).

Развитие личности.

Психическое развитие есть сложный динамический процесс, развертывающийся во времени и характеризующийся  количественными и качественными изменениями.

Возрастному развитию присущи 2 свойства ( по Б.Г.Ананьеву)- метрическое и топологическое.

Метрическое свойство означает длительность протекания психических  процессов и состояний, а также  временную характеристику изменений  в психике.

Топологическое свойство означает определенное состояние фазы или периода становления индивида. Топологические особенности могут быть определены путем выделения ведущих, системообразующих факторов.

Возрастное развитие.

-Частная классификация.  Посвящена отдельным отрезкам жизни (классификация развития интеллекта Ж.Пиаже- с рождения до 15 лет)

-Общая классификация.  Охватывает весь жизненный путь  человека (периодизация Э.Эриксона- от рождения до старости).

Развитие ребенка  по Фрейду:

1)0-18 месяцев - оральная  стадия;

2)18м.-3 года - анальная  стадия (процесс дификации);

3)3-6 лет – фаллическая  стадия (наблюдение за конституциональными  особенностями тела);

4)6-12 лет – Латентная  стадия;

5)12 лет и до конца  жизни – стадия полового созревания  жизни.

Стадии развития по Эриксону:

-Доверия/Недоверия - первый  год жизни;

-Самостоятельность/Нерешительность  – второй год жизни;

-Предприимчивость/чувство  вини - -4-5 лет

-Умелость/Несостоятельность  – 6-11 лет;

-Идентификация/Путаница  ролей – 12-18 лет;

-Близость/Одиночество  – начало зрелости;

-Общечеловечность/Самопоглащенность  – зрелость;

-Цельность/Безнадежность  – пожилой возраст.

С точки зрения развития зубов:

1)Беззубое детство;

2)от 6 месяце - молочно-зубовое  детство;

3)Возраст коренных  зубов;

4)Период убывания зубов;

5)Беззубая старость.

В аспекте развития важно  различать критический и сенситивный  переходы:

-Критический перелом:  Рассогласованность, позитивные (созидательные)  и негативные (разрушительные) тенденции;

-Сенситивный: высокая  чувствительность к внешним воздействиям, запечатлению информации.

 

36)Кризисы возрастного  развития.

По мнению Эриксона, человек  на протяжении жизни переживает восемь психосоциальных кризисов, специфических  для каждого возраста, благоприятный  или неблагоприятный исход которых  определяет направленность дальнейшего развития личности.

Первый кризис человек переживает на первом году жизни. Он связан с тем, удовлетворяются основные физиологические потребности ребенка ухаживающим за ним человеком или нет. В первом случае у ребенка развивается чувство глубокого доверия к окружающему его миру, а во втором, наоборот, недоверие к нему.

Второй кризис связан с первым опытом обучения, особенно с приучением ребенка к чистоплотности. Если родители понимают ребенка и помогают ему контролировать естественные отправления, ребенок получает опыт автономии. Напротив, слишком строгий или слишком непоследовательный внешний контроль приводит к развитию у ребенка стыда или сомнений, связанных главным образом со страхом потерять контроль над собственным организмом.

Третий кризис соответствует «второму детству». В этом возрасте происходит самоутверждение ребенка. Планы, которые он постоянно строит и которые ему позволяют осуществить, способствуют развитию у него чувства инициативы. Наоборот, переживание повторных неудач и безответственности могут привести его к покорности и чувству вины.

Четвертый кризис происходит в школьном возрасте. В школе ребенок учится работать, готовясь к выполнению будущих задач. В зависимости от царящей в школе атмосферы и принятых методов воспитания у ребенка развивается вкус к работе или же, напротив, чувство неполноценности как в плане использования средств и возможностей, так и в плане собственного статуса среди товарищей.

Пятый кризис переживают подростки обоего пола в поисках идентификации (усвоения образцов поведения значимых для подростка других людей). Этот процесс предполагает объединение прошлого опыта подростка, его потенциальных возможностей и выбора, который он должен сделать. Неспособность подростка к идентификации или связанные с ней трудности могут привести к ее «распылению» или же к путанице ролей, которые подросток играет или будет играть в эмоциональной, социальной и профессиональной сферах.

Шестой кризис свойствен молодым взрослым людям. Он связан с поиском близости с любимым человеком, вместе с которым ему предстоит совершать цикл «работа – рождение детей – отдых», чтобы обеспечить своим детям надлежащее развитие. Отсутствие подобного опыта приводит к изоляции человека и его замыканию на самом себе.

Седьмой кризис наступает примерно в 40 лет. Он характеризуется развитием чувства сохранения рода (генеративности), выражающегося главным образом в «интересе к следующему поколению и его воспитанию». Этот период жизни отличается высокой продуктивностью и созидательностью в самых разных областях. Если, напротив, эволюция супружеской жизни идет иным путем, она может застыть в состоянии псевдоблизости (стагнация), что обрекает супругов на существование лишь для самих себя с риском оскудения межличностных отношений.

Восьмой кризис переживается во время старения. Он знаменует собой завершение жизненного пути, а разрешение зависит от того, как этот путь был пройден. Достижение человеком цельности основывается на подведении им итогов своей прошлой жизни и осознании ее как единого целого, в котором уже ничего нельзя изменить. Если человек не может свести свои прошлые поступки в единое целое, он завершает свою жизнь в страхе перед смертью и в отчаянии от невозможности начать жизнь заново.

Эриксон не ставит вопрос о смене стадий, о переходе от одного «конфликта» к другому. Он лишь указывает на то, что и после критического периода, когда конфликт уже разрешен, возникшее качество может испытывать сильные фрустрирующие воздействия, однако они менее опасны. Кроме того, уже возникшее качество не описывается лишь со своей положительной стороны.

 

37)Психоаналитический  подход к развитию личности.

Зигмунд Фрейд:

Психоаналитическая теория З.Фрейда представляет собой пример психодинамического подхода к изучению поведения человека. При таком  подходе считается, что неосознаваемые психологические конфликты контролируют поведение человека. Зигмунд Фрейд строил психоаналитические концепции почти полностью на своих обширных клинических наблюдениях над больными неврозами, а также на психоанализе.    Это соединение теории с терапией и оценкой личности связывает все представления о поведении человека, но за этим лежит небольшое число исходных концепций и принципов.

Рассмотрим сначала  взгляды Фрейда на организацию  психики, на так называемую «топографическую модель». Здесь следует отметить, что в топографических описаниях Фрейда тесно переплетенные динамические процессы выступают в виде специфических индивидуальных структур психического аппарата, которые взаимодействуют друг с другом в психологическом пространстве. «Фрейд предупреждал, что такие понятия как Ид, Эго и Суперэго, являются всего лишь абстракциями, что их нельзя рассматривать буквально, и называл любые попытки связать их с конкретными структурами и функциями мозга «мифологией разума».

Топографическая модель личностной организации              

Согласно  этой модели в психической жизни человека З.Фрейд выделяет три уровня: сознание, предсознательное и бессознательное.[4] Уровень - сознание состоит из ощущений и переживаний, которые мы осознаем в данный момент времени, здесь и сейчас. По мнению Фрейда, сознание вмещает в себя только малый процент всей информации, хранящейся в мозге, и быстро опускается в область предсознательного и бессознательного по мере переключения человека на другие  сигналы.  Область предсознательного, область «доступной памяти», включает в себя опыт, не востребованный в данный момент, но который может вернуться в сознание спонтанно или с минимумом усилий. Предсознательное является мостом между осознанными и неосознанными областями психического.   Самая глубокая и значимая область разума – бессознательное. Оно представляет собой хранилище примитивных инстинктивных побуждений, а также эмоции и воспоминания, которые в результате ряда причин были вытеснены из сознания. Область бессознательного во многом определяет наше повседневное функционирование. 

 

38)Теория психосоциального  развития Эриксона.

Эриксон считает, что  развитие личности происходит на протяжении всей жизни человека. Его анализ социализации лучше всего представить  с помощью описания отличительных особенностей восьми стадий психосоциального развития.

I стадия. Орально-сенсорная 

Соответствует оральной стадии классического психоанализа.

Возраст: первый год жизни.

Задача этапа: базисное доверие против базисного недоверия.

Ценные качества, приобретаемые на этом этапе: энергия и надежда.

Эриксон. Степень доверия  младенца к миру зависит от заботы, проявляемой к нему. Нормальное развитие происходит, когда его потребности  быстро удовлетворяются, он долго не испытывает недомогания, его баюкают и ласкают, с ним играют и разговаривают. Поведение матери уверенно и предсказуемо. В таком случае вырабатывается доверие к миру, в который он пришел.

Если он не получает должного ухода – вырабатывается недоверие, боязливость и подозрительность.

Информация о работе Предмет психологии