Предмет психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 11:40, контрольная работа

Краткое описание

Психология отвечает на вопрос «КАК?» и отвечает за результат («Что мы получаем в итоге»).
Психология - это наука, изучающая внутренний и психический мир человека.
Психология - наука о душе.
Психология как наука: изучает конкретные факты психической жизни;

Вложенные файлы: 1 файл

психо.doc

— 756.50 Кб (Скачать файл)

1.Познавательные процессы (ощущение, восприятие, мышление, память). На их основе формируется совокупность знаний об окружающем мире.

2.Различение субъекта и объекта (противопоставление себя окружающему миру, различение «Я» и «не Я»). Сюда входят самосознание, самопознание и самооценка.

3.Отношения человека к себе и окружающему миру (его чувства, эмоции, переживания).

4.Креативная (творческая) составляющая (сознание формирует новые образы и понятия, которых ранее не было в нем с помощью воображения, мышления и интуиции).

5.Формирование временной картины мира (память хранит образы прошлого, воображение формирует модели будущего).

6.Формирование целей деятельности (исходя из потребностей человека, сознание формирует цели деятельности и направляет человека на их достижение).

Исходя из структуры  сознания можно вывести основные его функции:

Отражательная: Сознание организует познавательные процессы (восприятие, представление, мышление), а также организует память.

Оценочная: Сознание принимает участие в формировании части эмоций и большинства чувств. Человек на уровне сознания оценивает большинство событий и самого себя.

Креативная: Творчество невозможно без сознания. Многие произвольные виды воображения организуются на сознательном уровне: изобретательство, художественное творчество.

Рефлексивная: Разновидностью сознания является самосознание — процесс, при помощи которого человек анализирует свои мысли и поступки, наблюдает за собой, оценивает себя и т. д. Одно из значений слова «рефлексия» — это способность сознания человека сосредоточиться на самом себе. Кроме того, данным термином еще обозначается механизм взаимопонимания, то есть осмысления человеком того, как мыслят и чувствуют другие люди, с которыми он взаимодействует.

Преобразующая: Человек сознательно определяет большинство своих целей и намечает путь к их достижению. При этом он часто не ограничивается совершением мысленных операций с предметами и явлениями, а выполняет и реальные действия с ними, преобразуя окружающий мир в соответствии со своими потребностями.

Времяобразующая: Сознание отвечает за формирование целостной временной картины мира, в которой есть память о прошлом, осознание настоящего и представление о будущем. Этим сознание человека отличается от психики животных.

 

 

18)Качества внимания.

СМОТРИ 16 ВОПРОС!!!

 

19)Понятие об  ощущении и его физиологической  основе. Виды ощущений.

Ощущение (сенсорно-перцептивный процесс) - простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных  свойств, предметов и явлений  материального мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии материальных раздражителей на соответствующие рецепторы.

Для возникновения ощущений необходимо прежде всего наличие  воздействующих на органы чувств предметов  и явлений реального мира, которые называются в этом случае раздражителями. Воздействие раздражителей на органы чувств называется раздражением. В нервной ткани процесс раздражения вызывает возбуждение. Возбуждение систем нервных клеток, наиболее совершенных по своей организации, при обязательном участии клеток коры головного мозга и дает ощущение.

Физиологическая основа ощущений – сложная деятельность органов чувств. И.П.Павлов назвал эту  деятельность анализаторной, а системы  клеток, наиболее сложно организованных и являющихся воспринимающими аппаратами, которые непосредственно осуществляют анализ раздражений, – анализаторами.

Анализатор состоит  из трех частей:

1.Рецептор,создает физическую  активность в контакте с внешним  миром.

2.Нервные волокна,  осуществляют прием и передачу нервного импульса в кору головного мозга.

3.Центральное звено,  которое располагается в коре  головного мозга.

Поражение любой части  ведет к изменению или нарушению  ощущения.

Общие свойства ощущений:

-Качество (Модальность)- основная особенность данного  ощущения, отличающая его от других видов ощущений и варьирующая в пределах данного вида  ощущений. Так слуховые ощущения характеризуются высотой, тембором, громкостью; Зрительные- цветовым тоном, насыщенностью и светлостью.

-Интенсивность - количественная  характеристика, определяется силой действующего раздражителя и функциональным состояние рецептора.

-Продолжительность (Длительность) - временная характеристика, определяющаяся  функциональным состояние органа  чувств.

В разных школах по-разному  относятся к проблеме сенсорных процессов. Б. Г. Ананьев в работе «Теория ощущений» выделил наибольшее число ощущений (11):

-Дистантные  ощущения:

Зрение

Слух

Обоняние

-Контактные  ощущения:

Вкус

Тактильные ощущения

Боль

Температурные ощущения

Вибрационные ощущения

-Глубинные ощущения:

Чувствительность от внутренних органов 

Мышечная чувствительность

Вестибулярная чувствительность

Головокружение (симптом).

 

20)Восприятие. Основные свойства восприятия. Виды  нарушений восприятия.

Восприятие (перцепция, от лат. perceptio) — познавательный процесс, формирующий субъективную картину мира. Это психический процесс, заключающийся в отражении предмета или явления в целом при его непосредственном воздействии на органы чувств.

Перцептивная система  – это совокупность анализаторов, обеспечивающих доминант восприятия. Значение разных анализаторов в перцептивной системе может быть неравнозначным. Какой-то из анализаторов является ведущим, другие дополняют восприятие предмета.

Основные свойства восприятия:

1.Предметность - выражается  в отношении сведений, полученных из внешнего мира.

2.Целостность - подчеркивает  тот факт, что восприятие есть  всегда целостный образ предмета, а не отражение отдельных его  свойств.

3.Структурность - проявляется  в том, что восприятие не  является простой суммой ощущений. Человек воспринимает фактически абстрагированную от этих ощущений структуру.

4.Осмысленность- восприятие  определяется пониманием сущности  предмета. Осмысление состоит из  этапов:

-Селекция — выделение  из потока информации объекта  восприятия

-Организация — объект идентифицируется по комплексу признаков

-Категоризация и приписывание  объекту свойств объектов этого  класса

5.Константность –  относительное постоянство образов  предмета, в частности их формы,  цвета, величины при изменении  условий восприятия.

6.Избирательность - проявляется в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими. Избирательность восприятия зависит от интересов и в значительной степени от установок личности.

7.Пространство- величина, форма, взаимное расположение  объекта, рельеф, удаленность и направление.

8.Время- отражение  деятельности и последовательности  явлений и событий.

9.Движение- направление  и скорость пространственного  существования предметов.

Различают следующие  формы нарушений восприятия пространства:

   1. Возникающие при нарушении сознания и проявляющиеся в виде дезориентировки в окружающем мире;

   2. Трудности в ориентировке во внешнем зрительном пространстве из–за непонимания право–левых и верхне–нижних координат зрительного пространства, возникающие при поражении теменно–затылочных отделов мозга;

   3. Трудности в определении направления и удаленности звукового сигнала, возникающие при поражении подкорковых уровней слуховой системы;

   4. Трудности в ориентировке во внутреннем пространстве как одно из проявлений соматоагнозии, возникающие чаще всего при поражении теменных отделов правого полушария;

   5. Трудности ориентировки в локализации пальцев своей руки, возникающие чаще всего при поражении нижнетеменных отделов правого полушария (у правшей);

   6. Нарушения восприятия пространства, возникающие при длительной сенсорной депривации или при экспериментальном искажением сенсорных (зрительных, кожно–кинестетических) сигналов.

 

21)Процессы  и виды памяти.

Память- форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта.

Генетическая память - определяется автоматически, физиологическое  строение организма, то, что переноситься из поколения в поколения с  помощью генетического кода ДНК.

Прижизненная память – от момента закрепления до смерти.

Существуют  различные типологии памяти:

-по сенсорной модальности  — зрительная (визуальная) память, моторная (кинестетическая) память, звуковая (аудиальная) память, вкусовая память, болевая память;

-по содержанию —  образная память, моторная память, эмоциональная память;

-по организации запоминания  — эпизодическая память, семантическая  память,

процедурная память;

-по временным характеристикам  — долговременная память, кратковременная  память, ультракратковременная память;

-по наличию цели  — произвольная и непроизвольная;

-по наличию средств  — опосредованная и неопосредованная;

-по уровню развития — моторная, эмоциональная, образная, словесно-логическая.

 

Виды памяти:

1)Кратковременная память, ее связывает с биогенетическими  контурами колебаний в нервной  системе.

2)Долговременная память, ее связывают с изменениями  структуры белка РНК.

3)Оперативная память, включена в регулирование деятельности для удержания ее промежуточных результатов.

Процессы памяти:

1)процесс сохранения- деятельность психически направленная  на закрепление информации в  памяти, путем связывания ее с  уже приобретенными знаниями.

Удержание в памяти ранее закрепленной информации обеспечивается осмыслением и прочностью запоминаемого и повторениями.

2)Процесс воспроизведения  – представляет собой актуализацию, оживление образовавшихся в мозгу  связей.

Формы воспроизведения:

1.Узнавание-проявление памяти на воспроизведение образа при повторном восприятии объекта.

2.Воспоминание - проявление  памяти, которая ощущается в отсутствии  восприятия объекта.

3.Припоминание - активная  группа воспроизведения, во многом  зависящая от ясности поставленных задач.

 

22)Эмоции. Виды  эмоциональных процессов и состояний.

Эмоции-переживания человеком в данный момент своего отношения к чему-либо ( к ситуации текущей или грядущей, к другим людям, самому себе).

Это целостная реакция  личности, включающая физиологические изменения в организме.

Эмоции - это базальный  первичный процесс.

Виды эмоциональных  процессов:

-Самая старая по  происхождению, простейшая и наиболее  распространенная среди живых  существ форма эмоциональных  переживаний – это удовольствие, получаемое от удовлетворения органических потребностей, и неудовольствие, связанное с невозможностью это сделать при обострении соответствующей потребности.

Основные эмоциональные  состояния, которые испытывает человек, делятся на собственно эмоции, чувства  и аффекты. Эмоции и чувства предвосхищают процесс, направленный на удовлетворение потребности. Эмоции и чувства выражают смысл ситуации для человека с точки зрения актуальной в данный момент потребности, значения для ее удовлетворения предстоящего действия или деятельности. Эмоции могут вызываться как реальными, так и воображаемыми ситуациями. Они, как и чувства, воспринимаются человеком как его собственные внутренние переживания, коммуницируются, т.е. передаются другим людям, сопереживаются.

Чувства – высший продукт культурно-эмоционального развития человека. Они связаны с определенными входящими в сферу культуры предметами, видами деятельности и людьми, окружающими человека.

Чувства выполняют в  жизни и деятельности человека, в  его общении с окружающими  людьми мотивирующую роль. В отношении окружающего его мира человек стремится действовать так, чтобы подкрепить и усилить свои положительные чувства. Они всегда связаны с работой сознания, могут произвольно регулироваться. Проявление сильного и устойчивого положительного чувства к чему-либо или к кому-либо называется страстью. Устойчивые чувства умеренной или слабой силы, действующие в течение длительного времени, именуются настроениями.

 

Аффекты – это особо выраженные эмоциональные состояния, сопровождаемые видимыми изменениями в поведении человека, который их испытывает. Аффект не предшествует поведению, а как бы сдвинут на его конец.

Развитие аффекта подчиняется  следующему закону: чем более сильным  является исходный мотивационный стимул поведения и чем больше усилий пришлось затратить на то, чтобы его реализовать; чем меньше итог, полученный в результате всего этого, тем сильнее возникающий аффект. В отличие от эмоций и чувств аффекты протекают бурно, быстро, сопровождаются резко выраженными органическими изменениями и двигательными реакциями. Эмоциональная напряженность, накапливаемая в результате возникновения аффектогенных ситуаций, может накапливаться и, если ей вовремя не дать выхода, привести к сильной и бурной эмоциональной разрядке, которая, снимая возникшее напряжение, часто сопровождается чувством усталости, подавленности, депрессией.

Страсть – еще один вид сложных, качественно своеобразных и встречающихся только у человека эмоциональных состояний. Страсть представляет собой сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета (человека).

Стресс-комплексная физиологическая реакция.Это не то что с вами случилось,а то как вы это переживаете.

Фрустрация - это когда блокируются потребности человека.

С.Л.Рубинштейн считал, что в эмоциональных проявлениях личности можно выделить три сферы: ее органическую жизнь, ее интересы материального порядка и ее духовные, нравственные потребности. Он обозначил их соответственно как органическую (аффективно-эмоциональную) чувствительность, предметные чувства и обобщенные мировоззренческие чувства. К аффективно-эмоциональной чувствительности относятся, по его мнению, элементарные удовольствия и неудовольствия, преимущественно связанные с удовлетворением органических потребностей. Предметные чувства связаны с обладанием определенными предметами и занятиями отдельными видами деятельности.

Информация о работе Предмет психологии