Предмет психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 11:40, контрольная работа

Краткое описание

Психология отвечает на вопрос «КАК?» и отвечает за результат («Что мы получаем в итоге»).
Психология - это наука, изучающая внутренний и психический мир человека.
Психология - наука о душе.
Психология как наука: изучает конкретные факты психической жизни;

Вложенные файлы: 1 файл

психо.doc

— 756.50 Кб (Скачать файл)

Гуманистическая терапия  помогает: найти себя, разрешить  внутренние и межличностные конфликты, принять трудные решения, справиться с зависимостями, выйти из депрессии, преодолеть одиночество, научиться получать удовольствие от жизни, вернуть интуицию и спонтанность, восстановить здоровье, преодолеть конфликты в отношениях с близкими, восстановиться после перенесенных психологических травм и насилия, повысить качество жизни.

 

Гештальтпсихология.

Гештальтпсихология (нем. Gestalt — целостная форма или структура) — школа психологии начала XX века.Гештальтпсихология обязана своим появлением немецким психологам Максу Вертгеймеру, Курту Коффке и Вольфгангу Кёлеру, выдвинувшим программу изучения психики с точки зрения целостных структур — гештальтов.

Гештальт (нем. Gestalt — форма, образ, структура) — пространственно-наглядная форма воспринимаемых предметов, чьи существенные свойства нельзя понять путём суммирования свойств их частей. Одним из ярких тому примеров, по Келлеру, является мелодия, которая узнается даже в случае, если она транспонируется на другие элементы. Когда мы слышим мелодию во второй раз, то, благодаря памяти, узнаем её. Но если состав её элементов изменится, мы все равно узнаем мелодию, как ту же самую.

Данное направление  основывается на том постулате, что  первичными данными психологии являются целостные структуры (гештальты), в  принципе не выводимые из образующих их компонентов. Однако, имея ряд потребностей, причем конкурирующих потребностей, человек склонен к «упрощению» картины окружающего мира, выделяя лишь отдельные доминирующие потребности для их реализации. В таком случае человек видит только то, что хочет видеть и не замечает окружающего. Потребность становиться фиксированной, навязчивой и поэтому принципиально неразрешимой. Неудовлетворение потребностей приводит к дефицитарному образу жизни. Задача гештальт-терапевта добиться того, чтобы клиент опознал свою потребность и научился с ней взаимодействовать. Гештальт-терапия, основные идеи и методы которого разработал Ф.Перлз, основывается на способности психики к саморегуляции, на творческом приспособлении организма к окружающей среде и на принципе ответственности человека за все свои действия, намерения и ожидания.

 

Трансперсональная психология.

Трансперсональная психология — направление в психологии, исследующее  трансперсональные аспекты психики. В трансперсональной психологии человек представляет интерес не только на уровне доличностных и индивидуально-личностных процессов, но и на уровне надличностных (в том числе и духовных) процессов.

рансперсональная психология формируется А. Маслоу, С. Грофом и  другими известными учёными в  конце 1960-х на волне успеха исследований психоделических веществ и новых областей сознания, изменивших научные представления о значении духовных переживаний для человека и открывших их целительный эффект в психотерапии.

Трансперсональные психологи  изучают трансцендентные факторы  человеческой жизни, или духовный мир  человека, а именно — его «трансперсональные» («трансэгоические») переживания. Сторонники трансперсональной психологии рассматривают данное направление в качестве «четвёртой силы» психологии, наряду с психоанализом, бихевиоризмом и гуманистической психологией, которые в своих академических исследованиях не придавали должного значения неотъемлемым трансперсональным элементам жизни человека, таким как религиозные переживания, изменённые состояния сознания и духовность. Трансперсональная психология стремится учитывать и данные исследований в современной психологии и других науках, и результаты исканий разнообразных духовных традиций Востока и Запада.

Особенностью трансперсональной  психологии является интеграция различных  школ психологии, философии (восточной  и западной), а также других научных дисциплин (таких, как квантовая физика и антропология). Различные школы в трансперсональной психологии считаются лишь моделями («картами территорий»), которые стремятся (более или менее удачно) описать какой-то зачастую весьма ограниченный аспект действительности, но не могут претендовать на эквивалентность с самой реальностью.

Трансперсональная психология внесла значительный вклад в понимание  природы сознания и развития человека. В рамках трансперсонального направления  выделяют два вида теории развития человека:

 сложная модель, включающая  последовательно и иерархически  появляющиеся стадии, подобная представленной  Кеном Уилбером, и нелинейная  комплексная модель таких исследователей, как Майкл Уошбёрн и Ральф  Мецнер.

 

14)Основные положения аналитической психологии К.Юнга.

Аналитическая психология — одно из психодинамических направлений, основателем которого является швейцарский  психолог и культуролог К. Г. Юнг. Это направление родственно психоанализу, однако имеет существенные отличия. Его суть заключается в осмыслении и интеграции глубинных сил и мотиваций, стоящих за человеческим поведением, посредством изучения феноменологии сновидений, фольклора и мифологии. Аналитическая психология опирается на представление о существовании бессознательной сферы личности, являющейся источником целительных сил и развития индивидуальности. В основе этого учения лежит понятие коллективного бессознательного, в котором нашли отражение данные антропологии, этнографии, истории культуры и религии, проанализированные Юнгом в аспекте биологической эволюции и культурно-исторического развития, и которое проявляется в психике индивида. В отличие от естественно-научного подхода экспериментальной психологии, аналитическая психология рассматривает не абстрактного изолированного индивида, а индивидуальную психику как опосредованную культурными формами и тесно связанную с психикой коллективной.

-В качестве единицы  анализа психики Юнг предложил  понятие архетипа как надперсональной  врожденной модели восприятия, мышления и переживания на различных уровнях психики человека: животном, общечеловеческом, родовом, семейном и индивидуальном. Энергетика архетипа обусловлена тем, что он является реализацией либидо — универсальной психической энергии, которая — в отличие от концепции либидо Фрейда — не имеет собственной определенной окраски (например, сексуальной), а может иметь различные проявления разных областях жизни человека. В процессе личного исследования собственной психики — анализа человек встречается со своим бессознательным через понимание символов, которые можно встретить во всех сферах жизни: в сновидениях, искусстве, религии, отношениях с другими людьми. Символический язык бессознательного следует изучать и понимать с привлечением данных мифологии, этнологии, религиоведения. Внимание и открытость к этим процессам гармонизирует жизнь человека.

Юнг также дал описание экстравертированной (направленной преимущественно  на внешний мир) и интровертированной (направленной на внутренний, субъективный мир) установок и четырех функций, по роли которых в индивидуальной психике выделяются типы личности.

Невроз с точки зрения аналитической психологии — это  результат дисгармоничных отношений  между индивидуальным сознанием  и архетипическими содержаниями. Цель психотерапии состоит в том, чтобы помочь индивиду установить (или восстановить) здоровую связь с бессознательным. Это означает, что сознание не должно быть ни поглощено бессознательными содержаниями (что определяется как состояние психоза), ни изолировано от них. Встреча сознания с символическими посланиями бессознательного обогащает жизнь и способствует психологическому развитию. Юнг считал процесс психологического роста и созревания (который он называл индивидуализацией) ключевым процессом жизни каждого отдельного человека и общества в целом.

Для движения по пути индивидуализации человеку следует допустить встречу  с чем-то в своей личности, что  находится за пределами Эго. Этому  способствует работа со сновидениями, знакомство с религиями и различными духовными практиками и критическое отношение к социальным закономерностям (а не слепое нерефлексивное следование привычным нормам, убеждениям, стереотипам).

 

15)Основные  положения психоанализа З.Фрейда.

Психоанализ (от греч. psyche-душа и analysis-решение) - часть психотерапии, врачебный метод исследования, развитый З. Фрейдом для диагностики и излечения истерии. Затем он был переработан Фрейдом в психологическую доктрину, направленную на изучение скрытых связей и основ человеческой душевной жизни. Эта доктрина строится на предположении, что известный комплекс патологических представлений, в особенности сексуальных, "вытесняется" из сферы сознания и действует уже из сферы бессознательного (которое мыслится как область господства сексуальных стремлений) и под всякими масками и облачениями проникает в сознание и угрожает духовному единству Я, включенного в окружающий его мир. В действии таких вытесненных "комплексов" видели причину забывания, оговорок, грез, ложных поступков, неврозов (истерий), и лечение их пытались проводить таким образом, чтобы при беседе ("анализе") можно было свободно вызывать эти комплексы из глубины бессознательного и устранять их (путем беседы или соответствующих действий), а именно предоставить им возможность отреагировать. Сторонники психоанализа приписывают сексуальному ("либидо") центральную роль, рассматривая человеческую душевную жизнь в целом как сферу господства бессознательных сексуальных стремлений к удовольствию или к неудовольствию.

Исходя из вышеизложенного, сущность психоанализа мы можем рассматривать на трех уровнях:

психоанализ - как метод  психотерапии;

психоанализ - как метод  изучения психологии личности;

психоанализ - как система  научных знаний о мировоззрении, психологии, философии.

Основные идеи психоанализа:

-Бессознательное —  особые психические силы, лежащие за пределами сознания, но управляющие поведением человека.

-Сознательное — одна  из двух частей психики, осознаваемая  индивидом — определяет выбор  поведения в общественной среде,  однако не всецело, так как  сам выбор поведения может  инициироваться бессознательным. Сознание и бессознательное находятся в антагонистических отношениях, в бесконечной борьбе бессознательное всегда побеждает. Психика автоматически регулируется принципом удовольствия, который модифицируется в принцип реальности, и при нарушении баланса осуществляется сброс через бессознательную сферу.

Позднее Фрейд предложил  следующую структуру психики:

-Эго («Я»)— согласно психоаналитической теории, та часть человеческой личности, которая осознается как Я и находится в контакте с окружающим миром посредством восприятия. Я осуществляет планирование, оценки, запоминание и иными путями реагирует на воздействие физического и социального окружения

-Суперэго («Сверх-Я»)- в психоанализе так обычно называют моральные установки человека. Представление человека о том, что в этом обществе он должен делать, а что — нет. Совесть, стыд — всё это проявления Сверх-Я.

-Ид («Оно»)- в психоанализе является одной из структур, описанной Фрейдом. Являет собой бессознательную часть психики, совокупность инстинктивных влечений.

По мнению Фрейда, человек  есть замкнутая энергетическая система, количество энергии у каждого  человека постоянно. Будучи бессознательным  и иррациональным, Ид подчиняется  принципу удовольствия, то есть удовольствие и счастье — есть главные цели в жизни человека.

 

16)Общая характеристика  внимания. Свойства внимания.

Внимание-направленность и сосредоточенность  психической деятельности человека, выражающая активности личности в данный момент и при данных условиях.

Виды внимания:

-Непроизвольное внимание-это сосредоточение сознания на объекте в силу особенностей этого объекта как раздражителя.

-Произвольное внимание-деятельность, которая направляется на контроль  своего поведения, на поддержание  устойчивости избирательной активности.

-Послепроизвольное внимание-это вхождение в деятельность и возникающий в связи с этим интерес.

Формы внимания:

Так как внимание выступает стороной познавательных процессов как деятельности, направленной на объект, то, в зависимости  от содержания этой деятельности, выделяют:

-внешнее внимание (сенсорно-перцептивное) — обращено на объекты внешнего  мира. Необходимое условие познания  и преобразования внешнего мира;

-внутреннее внимание (интеллектуальное) — обращено на объекты субъективного  мира человека. Необходимое условие самопознания и самовоспитания;

сверхинтеллектуальное внимание.

-потустороннее (чувственное) внимание;

-моторное (двигательное) внимание;

Свойства внимания:

Свойства(качества) внимания зависят  от нервной системы человека:

КОНЦЕНТРАЦИЯ ВНИМАНИЯ — удержание внимания на каком-либо объекте. Такое удержание означает выделение «объекта» в качестве некоторой определённости, фигуры, из общего фона. Поскольку наличие внимания означает связь сознания с определённым объектом, его сосредоточенность на нём, с одной стороны, и ясностью и отчетливостью, данностью сознания этого объекта  с другой, постольку можно говорить о степени этой сосредоточенности, то есть о концентрации внимания, что, естественно, будет проявляться в степени ясности и отчётливости этого объекта. Таким образом, под концентрацией внимания понимают интенсивность сосредоточения сознания на объекте.

ОБЪЁМ ВНИМАНИЯ —— это количество однородных предметов, которые могут  восприниматься одновременно и с  одинаковой четкостью. По этому свойству внимание может быть либо узким, либо широким.

УСТОЙЧИВОСТЬ ВНИМАНИЯ — в противоположность  ей лабильность — характеризуется  длительностью, в течение которой  сохраняется на одном уровне концентрация внимания. Наиболее существенным условием устойчивости внимания является возможность раскрывать в том предмете, на который оно направлено, новые стороны и связи.

ПЕРЕКЛЮЧАЕМОСТЬ ВНИМАНИЯ — это  сознательное и осмысленное, преднамеренное и целенаправленное, обусловленное  постановкой новой цели, изменение  направления сознания с одного предмета на другой. Только на этих условиях говорят о переключаемости. Когда же эти условия не выполняются, говорят об отвлекаемости.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВНИМАНИЯ — это способность  выдерживать в центре внимания несколько  разнородных объектов.

 

17)Характеристика человеческого сознания.

Сознание человека—  это сформированная в процессе общественной жизни высшая форма психического отражения действительности в виде обобщенной и субъективной модели окружающего  мира в форме словесных понятий  и чувственных образов.

К неотъемлемым признакам  сознания относятся: речь, представление, мышление и способность создавать  обобщенную модель окружающего мира в виде совокупности образов и  понятий. В структуру сознания входят ряд элементов, каждый из которых  отвечает за определенную функцию сознания:

Информация о работе Предмет психологии