Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2014 в 18:14, контрольная работа
Краткое описание
С древнейших времен потребности общественной жизни заставляли человека различать и учитывать особенности психического склада людей. Идея неразделимости души и живого тела, которую выдвинул великий философ Аристотель в трактате «О душе», стала основой для развития психологии. Так, первоначально психология выступала как наука о душе.
Природное внимание дано человеку
с самого его рождения в виде врожденной
способности избирательно реагировать
на те или иные внешние или внутренние
стимулы, несущие в себе элементы информационной
новизны. Основной механизм, обеспечивающий
работу такого внимания, называется ориентировочным
рефлексом. Он, как мы уже отмечали, связан
с активностью ретикулярной формации
и нейронов-детекторов новизны.
Социально обусловленное внимание
складывается прижизненно в результате
обучения и воспитания, связано с волевой
регуляцией поведения, с избирательным
сознательным реагированием на объекты.
«Непосредственное внимание
не управляется ничем, кроме того объекта,
на который оно направлено и который соответствует
актуальным интересам и потребностям
человека. Опосредствованное внимание
регулируется с помощью специальных средств,
например жестов, слов, указательных знаков,
предметов. Непроизвольное внимание не
связано с участием воли, а произвольное
обязательно включает волевую регуляцию.
Непроизвольное внимание не требует усилий
для того, чтобы удерживать и в течение
определенного времени сосредоточивать
на чем-то внимание, а произвольное обладает
всеми этими качествами. Наконец, произвольное
внимание в отличие от непроизвольного
обычно связано с борьбой мотивов или
побуждений, наличием сильных, противоположно
направленных и конкурирующих друг с другом
интересов, каждый из которых сам по себе
способен привлечь и удерживать внимание.
Человек же в атом случае осуществляет
сознательный выбор цели и усилием воли
подавляет один из интересов, направляя
все свое внимание на удовлетворение другого.
Наконец, можно различать чувственное
и интеллектуальное внимание. Первое по
преимуществу связано с эмоциями и избирательной
работой органов чувств, а второе — с сосредоточенностью
и направленностью мысли. При чувственном
внимании в центре сознания находится
какое-либо чувственное впечатление, а
в интеллектуальном внимании объектом
интереса является мысль.» [2,С.71]
2. Рибо Т. Психология внимания
// Хрестоматия по вниманию. — М., 1976.
3.Титченер Э. Внимание // Хрестоматия
по вниманию. — М., 1976.
5. Память. Процессы
памяти.
Впечатления, которые человек
получает об окружающем мире, оставляют
определенный след, сохраняются, закрепляются,
а при необходимости и возможности — воспроизводятся.
Эти процессы называются памятью. «Без
памяти, — писал С.Л.Рубинштейн, — мы были
бы существами мгновения. Наше прошлое
было бы мертво для будущего. Настоящее,
по мере его протекания, безвозвратно
исчезало бы в прошлом»[3,С.87].
Память лежит в основе способностей
человека, является условием научения,
приобретения знаний, формирования умений
и навыков. Без памяти невозможно нормальное
функционирование ни личности, ни общества.
Благодаря своей памяти, ее совершенствованию
человек выделился из животного царства
и достиг тех высот, на которых он сейчас
находится. Да и дальнейший прогресс человечества
без постоянного улучшения этой функции
немыслим.
«Память можно определить как
способность к получению, хранению и воспроизведению
жизненного опыта. Разнообразные инстинкты,
врожденные и приобретенные механизмы
поведения есть не что иное, как запечатленный,
передаваемый по наследству или приобретаемый
в процессе индивидуальной жизни опыт.
Без постоянного обновления такого опыта,
его воспроизводства в подходящих условиях
живые организмы не смогли бы адаптироваться
к текущим быстро меняющимся событиям
жизни. Не помня о том, что с ним было, организм
просто не смог бы совершенствоваться
дальше, так как то, что он приобретает,
не с чем было бы сравнивать и оно бы безвозвратно
утрачивалось.»[4,С.45]
Память есть у всех живых существ,
но наиболее высокого уровня своего развития
она достигает у человека. Такими мнемическими
возможностями, какими обладает он, не
располагает никакое другое живое существо
в мире.
У человека есть речь как мощное
средство запоминания, способ хранения
информации в виде текстов и разного рода
технических записей. Ему нет необходимости
полагаться только на свои органические
возможности, так как главные средства
совершенствования памяти и хранения
необходимой информации находятся вне
его и одновременно в его руках: он в состоянии
совершенствовать эти средства практически
бесконечно, не меняя своей собственной
природы. У человека, наконец, есть три
вида памяти, гораздо более мощных и продуктивных,
чем у животных: произвольная, логическая
и опосредствованная. Первая связана с
широким волевым контролем запоминания,
вторая — с употреблением логики, третья
— с использованием разнообразных средств
запоминания, большей частью представленных
в виде предметов материальной и духовной
культуры.
Более точно и строго, чем это
сделано выше, память человека можно определить
как психофизиологический и культурный
процессы, выполняющие в жизни функции
запоминания, сохранения и воспроизведения
информации. Эти функции являются для
памяти основными. Они различны не только
по своей структуре, исходным данным и
результатам, но и по тому, что у разных
людей развиты неодинаково. Есть люди,
которые, например, с трудом запоминают,
но зато неплохо воспроизводят и довольно
долго хранят в памяти запомненный ими
материал. Это индивиды с развитой долговременной
памятью. Есть такие люди, которые, напротив,
быстро запоминают, но зато и быстро забывают
то, что когда-то запомнили. У них более
сильны кратковременный и оперативный
виды памяти.
«Память — основа психической
деятельности. Без нее невозможно понять
основы формирования поведения мышления,
сознания, подсознания. Поэтому для лучшего
понимания человека необходимо как можно
больше знать о нашей памяти. Образы предметов
или процессов реальной действительности,
которые мы воспринимали ранее, а сейчас
мысленно воспроизводим, называются представлениями.»[1,С.84]
Историки утверждают, что персидский
царь Кир, Александр Македонский и Юлий
Цезарь знали в лицо и по имени всех своих
солдат, а количество солдат у каждого
превышало 30 тысяч человек. Такими же способностями
обладал знаменитый Фемистокл , который
знал в лицо и по имени каждого из 20-ти
тысяч жителей греческой столицы Афины.
Академик А. Ф. Иоффе по памяти знал таблицу
логарифмов. Современник А. Ф. Иоффе –
академик А. А. Чаплыгин мог на спор выучить
любую книгу, безошибочно назвать номер
телефона, по которому он звонил лет пять
назад, случайно и всего один раз. Книговеды
– древнейший памятник индейской литературы
на протяжении веков передавалось устно,
сохраняя лишь в памяти индейцев. Жрецы
и сейчас помнят народный эпос, все песни
Махабхары в 300 тысяч строк. Все эти примеры
наглядно демонстрируют безграничные
возможности памяти. Значение памяти в
жизни человека очень велико. Абсолютно
все, что мы знаем, умеем , есть следствие
способности мозга запоминать и сохранять
в памяти образы, мысли, пережитые чувства,
движения и их системы. «Человек, лишенный
памяти, как указывал И. М. Сеченов, вечно
находился бы в положении новорожденного,
был бы существом, не способным ничему
научиться, ничем овладеть, и его действия
определялись бы только инстинктами. Память
создает, сохраняет и обогащает наши знания,
умения, навыки, без чего немыслимы ни
успешное учение, ни плодотворная деятельность.
Человек запоминает наиболее прочно те
факты, события и явления, которые имеют
для него, для его деятельности особенно
важное значение. И наоборот, все то, что
для человека малозначимо, запоминается
значительно хуже и быстрее забывается.
Большое значение при запоминании имеют
устойчивые интересы, характеризующие
личность.»[2,С.353]
Список литературы
и источников
1. Дмитриева Н.Ю. Общая
психология: конспект лекций.- М.: 2007.
- 128 с.
2. Дубровина
И. В. ДаниловаЕ. Е., ПрихожанА. М.; Психология:
Учебник для студ. сред.пед. учеб, заведений
/ - М.: Издательский центр «Академия»,
2004. .
3. Рубинштейн, С.Л. Основы общей
психологии [Текст] / С.Л.Рубинштейн. - СПб.;
Питер, 2007.
4.Сеченов И.М. Избр. философ,
и психолог, произведения. - М., 1947.
6.Виды памяти и их
особенности
Существует несколько оснований
для классификации видов человеческой
памяти. Одно из них — деление памяти по
времени сохранения материала, другое
— по преобладающему в процессах запоминания,
сохранения и воспроизведения материала
анализатору. В первом случае выделяют
мгновенную, кратковременную, оперативную,
долговременную и генетическую па мять.
Во втором случае говорят о двигательной,
зрительной, слуховой, обонятельной, осязательной,
эмоциональной и других видах памяти.
Рассмотрим и дадим краткое определение
основным из названных видов памяти.
«Мгновенная, или иконическая,
память связана с удержанием точной и
полной картины только что воспринятого
органами чувств, без какой бы то ни было
переработки полученной информации. Эта
память — непосредственное отражение
информации органами чувств. Ее длительность
от 0,1 до 0,5 с. Мгновенная память представляет
собой полное остаточное впечатление,
которое возникает от непосредственного
восприятия стимулов. Это — память-образ.
Кратковременная память представляет
собой способ хранения информации в течение
короткого промежутка времени. Длительность
удержания мнемических следов здесь не
превышает нескольких десятков секунд,
в среднем около 20 (без повторения). В кратковременной
памяти сохраняется не полный, а лишь обобщенный
образ воспринятого, его наиболее существенные
элементы. Эта память работает без предварительной
сознательной установки на запоминание,
но зато с установкой на.после-дующее воспроизведение
материала. Кратковременную память характеризует
такой показатель, как объем. Он в среднем
равен от 5 до 9 единиц информации и определяется
по числу единиц информации, которое человек
в состоянии точно воспроизвести спустя
несколько десятков секунд после однократного
предъявления ему этой информации.»[1]
Кратковременная память связана
с так называемым актуальным сознанием
человека. Из мгновенной памяти в нее попадает
только та информация, которая сознается,
соотносится с актуальными интересами
и потребностями человека, привлекает
к себе его повышенное внимание.
Оперативной называют память,
рассчитанную на хранение информации
в течение определенного, заранее заданного
срока, в диапазоне от нескольких секунд
до нескольких дней. Срок хранения сведений
этой памяти определяется задачей, вставшей
перед человеком, и рассчитан только на
решение данной задачи. После этого информация
может исчезать из оперативной памяти.
Этот вид памяти по длительности хранения
информации и своим свойствам занимает
промежуточное положение между кратковременной
и долговременной.
Долговременная — это память,
способная хранить информацию в течение
практически неограниченного срока. Информация,
по павшая в хранилища долговременной
памяти, может воспроизводиться человеком
сколько угодно раз без утраты. Более того,
многократное и систематическое воспроизведение
данной информации только упрочивает
ее следы в долговременной памяти. Последняя
предполагает способность человека в
любой нужный момент припомнить то, что
когда-то было им запомнено. При пользовании
долговременной памятью для припоминания
нередко требуется мышление и усилия воли,
поэтому ее функционирование на практике
обычно связано с двумя этими процессами.
Генетическую память можно
определить как такую, в которой информация
хранится в генотипе, передается и воспроизводится
по наследству. Основным биологическим
механизмом запоминания информации в
такой памяти являются, по-видимому, мутации
и связанные с ними изменения генных структур.
Генетическая память у человека — единственная,
на которую мы не можем оказывать влияние
через обучение и воспитание.
«Зрительная память связана
с сохранением и воспроизведением зрительных
образов. Она чрезвычайно важна для людей
любых профессий, особенно для инженеров
и художников. Хорошей зрительной памятью
нередко обладают люди с эйдетическим
восприятием, способные в течение достаточно
продолжительного времени «видеть» воспринятую
картину в своем воображении после того,
как она перестала воздействовать на органы
чувств. В связи с этим данный вид памяти
предполагает развитую у человека способность
к воображению. На ней основан, в частности,
процесс запоминания и воспроизведения
материала: то, что человек зрительно может
себе представить, он, как правило, легче
запоминает и воспроизводит.
Слуховая память — это хорошее
запоминание и точное воспроизведение
разнообразных звуков, например музыкальных,
речевых. Она необходима филологам, людям,
изучающим иностранные языки, акустикам,
музыкантам. Особую разновидность речевой
памяти составляет словесно-логическая,
которая тесным образом связана со словом,
мыслью и логикой. Данный вид памяти характеризуется
тем, что человек, обладающий ею, быстро
и точно может запомнить смысл событий,
логику рассуждений или какого-либо доказательства,
смысл читаемого текста и т.п. Этот смысл
он может передать собственными словами,
причем достаточно точно. Этим типом памяти
обладают ученые, опытные лекторы, преподаватели
вузов и учителя школ.»[2,С60]
Двигательная память представляет
собой запоминание и сохранение, а при
необходимости и воспроизведение с достаточ
ной точностью многообразных
сложных движений. Она участвует в формировании
двигательных, в частности трудовых и
спортивных, умений и навыков. Совершенствование
ручных движений человека напрямую связано
с этим видом памяти.
«Эмоциональная память — это
память на переживания. Она участвует
в работе всех видов памяти, но особенно
проявляется в человеческих отношениях.
На эмоциональной памяти непосредственно
основана прочность запоминания материала:
то, что у человека вызывает эмоциональные
переживания, запоминается им без особого
труда и на более длительный срок.
Осязательная, обонятельная,
вкусовая и другие виды памяти особой
роли в жизни человека не играют, и их возможности
по сравнению со зрительной, слуховой,
двигательной и эмоциональной памятью
ограничены. Их роль в основном сводится
к удовлетворению биологических потребностей
или потребностей, связанных с безопасностью
и самосохранением организма.
По характеру участия воли в
процессах запоминания и воспроизведения
материала память делят на непроизвольную
и произвольную. В первом случае имеют
в виду такое запоминание и воспроизведение,
которое происходит автоматически и без
особых усилий со стороны человека, без
постановки им перед собой специальной
мнемической задачи (на запоминание, узнавание,
сохранение или воспроизведение). Во втором
случае такая задача обязательно присутствует,
а сам процесс запоминания или воспроизведения
требует волевых усилий.»[3,С.421]