Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 19:41, курсовая работа
Дидактика - это часть педагогической науки, раскрывающая в наиболее общем виде теоретические основы обучения и образования. В дидактике сформулированы и выражены эти основы в виде закономерностей и принципов обучения, задач и содержания образования, форм и методов преподавания и учения, стимулирования и контроля практически для всех систем обучения. Эти наиболее общие положения имеют отношение, стало быть, и к филологическому обучению. Педагогический процесс часть общего развития, часть эпохи. Каждая эпоха выдвигает определённые требования к процессу обучения. Эти требования сформировались в принципы обучения. Большинство рассмотренных принципов используется современным обществом, в частности педагогами при преподавании различных дисциплин.
Введение………………………………………………........................................2-3
История возникновения закономерностей и принципов обучения………….4-6
Дидактические закономерности, их специфика и характеристика………...7-13
Принципы обучения………………………………………………………….14-22
Принципы обучения как категория дидактики, их связь с закономерностями……………………………………………………………23-26
Заключение…………………………………………………………………27-28
Содержание
Введение………………………………………………....
История возникновения закономерностей и принципов обучения………….4-6
Дидактические закономерности, их специфика и характеристика………...7-13
Принципы обучения…………………………………………………………
Принципы обучения как категория
дидактики, их связь с закономерностями……………………………………
Заключение……………………………………………………
Введение:
Дидактика - это часть педагогической науки, раскрывающая в наиболее общем виде теоретические основы обучения и образования. В дидактике сформулированы и выражены эти основы в виде закономерностей и принципов обучения, задач и содержания образования, форм и методов преподавания и учения, стимулирования и контроля практически для всех систем обучения. Эти наиболее общие положения имеют отношение, стало быть, и к филологическому обучению. Педагогический процесс часть общего развития, часть эпохи. Каждая эпоха выдвигает определённые требования к процессу обучения. Эти требования сформировались в принципы обучения. Большинство рассмотренных принципов используется современным обществом, в частности педагогами при преподавании различных дисциплин.
Актуальность
данной темы объясняется тем, что важнейшей
составной частью дидактики являются
принципы обучения. Это основные руководящие
положения, отражающие закономерности
педагогического процесса и ориентирующие
преподавателя на эффективную организацию
учебы, оптимальное применение в ней форм,
методов и средств обучения слушателей,
на целесообразный отбор содержания занятий.
2
Известно, что под закономерностью
в общественных явлениях понимается объективно
существующая, необходимая, существенная,
повторяющаяся связь между явлениями
или процессами, характеризующая их развитие.
Закономерность выражает определенный
порядок причинной, необходимой, устойчивой
связи между явлениями и свойствами объективного
мира, при которых изменения одних явлений
вызывают вполне определенные изменения
других.
Цель данной работы: Изучить закономерности и принципы обучения.
Данная цель обуславливает следующие задачи исследования:
2. Рассмотреть закономерности
и принципы обучения, проследить их историческое
развитие;
3. Проанализировать современные принципы
обучения
Предметом исследования является изучение взаимосвязи между принципами обучения и методами.
Объектом изучения является воспитательный процесс.
3
История возникновения закономерностей обучения и принципов обучения
Чтобы исследовать взаимосвязь между закономерностями и принципами обучения необходимо проследить их путь развития в разные исторические эпохи. В первобытном обществе человечество постепенно накапливало знания по обучению подрастающих поколений. Видимо, уже в это время были выработаны и передавались из поколения в поколение практические правила обучения, позволяющие все более успешно решать задачи подготовки молодежи к жизни. Одним из таких правил, несомненно берущих начало с глубокой древности, является обучение через практику жизни, наследование опыта старших. [15, стр 420].
В государствах античного мира довольно успешно решались задачи практического обучения, основанные преимущественно на традициях-обобщенном опыте предшествующих поколений. Античные ученые Платон, Аристотель и особенно Квинтилиан делают первые попытки обобщения практики обучения в виде свода рекомендаций правил. Эти правила сформулированы ими в ряду общих философских положений, обобщающих мудрость жизни. Специально и глубоко вопросами обучения античные философы не занимались. [15, стр 421].
Уже Платон и Аристотель верно поняли, что для обнаружения законы необходимо выйти из мира непосредственных ощущений и познакомиться с фактическим порядком явлений, в которых обнаруживаются принципы и закономерности обучения. Однако обучение они понимали не как науку, а как искусство обучать другим наукам, практическую деятельность людей, владеющих знанием, как ремеслом.
4
Многие из правил, сформулированных в античные времена, действуют и в современной школе, например такое: Кто наилучшим образом чередует гимнастические упражнения с умственным воспитанием и в надлежащей мере преподносит их душе, того мы вправе были бы считать достигшим совершенства» (Платон). Сократ высказывал блестящую мысль, которая как нельзя лучше соответствует современному духу обучения: назначение учителя-помочь родиться мысли ученика. Сам себя Сократ называл «акушером мысли». Квинтилиан в своих «Наставлениях к ораторскому искусству» глубоко подметил, что дать образование может не всякий, а только тот, кто знаком с необходимыми для этого приемами, а также с условиями психической жизни подопечного. [13, стр 78].
Были попытки считать правила, сформулированные в древности, научными принципами и закономерностями. Это неверно, так как они не имеют их отличительных признаков. Скорее всего, это практические обобщения, подчёркивающие некоторые важные взаимосвязи между явлениями обучения. [10, стр 63].
Средние века представляют собой трудный период в развитии педагогической мысли. Школы для катехуменов, школы катехезиса, монашеская жизнь, уставы, мистицизм, схоластика- с этими словами связаны мрачные страницы в истории педагогики. Принципы обучения в эти времена действовали, но в отличии от античности, вытекающие из естественной жизни и деятельности людей, они нередко являлись плодами иезуитских измышлений, мистического воображения аскетов. [15, стр 422].
В 18 веке закономерности и принципы обучения рассматривались в 3 аспектах: общественно-историческом, естественно-историческом и психологическом [10, стр 33]. .
5
Позже Песталоцци, Руссо, Дистерверг, Ушинский, Толстой уже не ограничиваются общими принципами, а пытаются установить конкретные закономерности, что выливается в стремление превратить педагогику в сумму конкретных предписаний. [15, стр 423].
В соответствии с современным пониманием категорий закономерности, принципа и правила в педагогическом наследии этого периода мы не обнаруживаем попыток строгого выявления взаимосвязей и взаимозависимостей между дидактическими явлениями. Те первичные обобщения, порой очень широкие, смелые, сделанные на основе осмысления опыта, можно классифицировать как регулярности, а вытекающие из них практические руководства к действию-как правила обучения. [5, стр 92].
В отечественной дидактике вплоть до 70-х годов избегали употреблять понятие «закон», а понятие «закономерность», трактуемое как частное проявление закона, использовалось лишь при рассмотрении наиболее общих проблем обучения. Исследования последних лет мало чем отличаются от общей картины изучения закономерностей и принципов в прошлом, произошло лишь расширение понятий этих изучаемых явлений. [15, стр 427].
6
Дидактические закономерности, их специфика и характеристика
Для того, чтобы рассмотреть и проанализировать взаимосвязь между закономерностями и принципами и выявить схожие черты, необходимо дать подробную характеристику и тем и другим.
Для успешного обучения важно знать не только его сущность и внутреннюю структуру, но и те глубинные закономерности, на основе которых оно должно осуществляться. При рассмотрении этих закономерностей большое значение имеет прежде всего то, что обучение как средство развития и формирования личности является составной частью воспитания, понимаемого в его широком смысле. Отсюда следует, что обучению присущи все те закономерности, на основе которых осуществляется воспитание в целом [16, стр 171]. Основные из них следующие:
-направленность обучения
на решение задач
-деятельностный характер обучения;
-единство потребностно-
-проявление уважения
и требовательности к учащимся,
укрепление их личного
-обеспечение радости успехов в овладении знаниями;
-раскрытие способностей
и творческих задатков
-учет возрастных и
индивидуальных особенностей
7
-повышение влияния коллектива на улучшение качества учебной работы;
-согласованность и единство
педагогических усилий школы, семьи
и общественности в
Умелое осуществление этих закономерностей в процессе обучения служит важной предпосылкой его дидактической эффективности.
Однако, будучи специфическим педагогическим процессом обучение имеет и свои особые закономерности.
Специфические закономерности обучения
К этим закономерностям относятся следующие:
-научность и
-проблемность обучения;
-наглядность обучения;
-активность и сознательность учащихся в процессе обучения;
-доступность обучения;
-систематичность и
-прочность обучения и его цикличность;
-единство образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения. [16, стр 172].
Чем же обусловлены эти закономерности и как необходимо их осуществлять?
8
Научность и мировоззренческая направленность обучения. Эта закономерность обусловлена тем общим дидактическим требованием, согласно которому содержание образования в школе должно быть научным и иметь мировоззренческую направленность [11, стр 128]. .
Для реализации этой
закономерности учителю
глубоко и доказательно раскрывать каждое научное положение изучаемого материала, не допуская ошибок, неточностей и механического зазубривания учащимися теоретических выводов и обобщений;
обстоятельно раскрывать мировоззренческие и нравственно эстетические идеи, содержащиеся в изучаемом материале;
показывать значение изучаемого материала для понимания современных общественно-политических событий и их соответствия интересам и стремлениям народа.
Проблемность обучения. Это кардинальная закономерность процесса обучения. Она обусловлена сущностью и характером учебно-познавательной деятельности. Возникает необходимость использования сообщающе-объяснительных способов изложения нового материала, но, зная о большой роли проблемного обучения, учитель во всех случаях, где это только возможно и целесообразно, должен придавать ему проблемный характер, учить школьников самостоятельно осмысливать изучаемый материал [16,стр 173]. Например, изучая в 6 классе по русскому языку тему о правописании гласных в корнях кос-кас, учитель написав на доске примеры: касается-коснулся, ставит перед учащимися вопрос: почему в этих родственных словах в одном случае пишется с гласной а, а в другом с гласной о?
Этот вопрос выводит учащихся за пределы их знаний и стимулирует к размышлениям и поискам ответов на него.
9
Так возникает потребность в решении сложившейся ситуации. Это приводит к «открытию» истины, осмыслению и усвоению нового материала.
Наглядность обучения.
-Наглядность как средство познания окружающего мира;
-Познавательный процесс требует в овладение знаниями различных органов восприятия;
-Наглядность обучения
основана на особенностях
-Наглядность повышает интерес учащихся к знаниям и делает процесс обучения более легким.
Активность и сознательность учащихся в процессе обучения.
Активность и сознательность обучения обуславливается прежде всего целевой установкой школы-необходимость подготовки активных и сознательных членов общества. Данная закономерность вытекает из особенностей самого процесса овладения знаниями. Без активной и сознательной деятельности учащиеся не могут овладевать изучаемым материалом и развивать свои умственные способности. [6, стр 32].
Активность и сознательность обучения поддерживаются путем организации наблюдения за изучаемыми предметами и явлениями и пробуждения учащихся к самостоятельному объяснению явлений природы и общественной жизни. [16, стр 175].
Для активного и сознательного овладения знаниями необходимо приучать школьников к постановке вопросов, как перед учителем, так и для самостоятельного ответа и разрешения.
10
Неверным является утверждение, будто вопросы возникают лишь у тех учеников, которые слабо усвоили или не поняли материал. Как раз наоборот: вопросы возникают тогда, когда урок понят и продуман, но учащийся хочет глубже и полнее осмыслить его положения.
Указанная закономерность требует выработки у учащихся самостоятельного подхода к изучаемому материалу, глубокого продумывания тех теоретических выводов и понятий, мировоззренческих и морально-эстетических идей, которые имеются в его содержании. Решить эту задачу нельзя, если педагог не умеет возбудить и поддерживать познавательную активность и сознательность учащихся в процессе обучения. [16, стр 176].
Доступность обучения. Эта закономерность отражает необходимость учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в учебном процессе и недопустимости его чрезмерной усложненности и перегруженности, при которых овладение изучаемым материалом может оказаться непосильным. Сделать обученение доступным- значит: [3, стр 45].
Правильно с учетом возрастных познавательных возможностей учащих определить его содержание, то есть тот объем знаний, практических умений и навыков , которыми необходимо овладеть школьникам каждого класса по каждому учебному предмету; [3, стр 46].
Информация о работе Принципы обучения как категория дидактики, их связь с закономерностями