Причины неэффективного взаимодействия людей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 14:22, реферат

Краткое описание

Взаимодействие является определяющим фактором того, что человек является существом социальным, и что без взаимодействия с обществом или другим человеком, человек не сможет реализовать себя и свои возможности. И сущность взаимодействия заключается в самореализации и самоактуализации человека в социальной среде обитания, и именно взаимодействие является важным способом социализации человека и имеет большое значение для его существования в целом.

Содержание

Содержание:
Введение .......................................................................................3
1.Понятие взаимодействия. Структура взаимодействия.................................................................................................6
Основные критерии и типы взаимодействия.......................................................................................9

Особенности взаимодействия людей.......................................................................................................15
2.Место взаимодействия в структуре общения.............................................19
3.Причины неэффективного общения............................................................25
4.Проблемы взаимодействия людей...............................................................27
Конфликт, классификация конфликтов.............................................................................................28

Заключение.....................................................................................33
Список литературы............................................................

Вложенные файлы: 1 файл

реферат психология.docx

— 247.13 Кб (Скачать файл)

 

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования 

«Брянская государственная  инженерно-технологическая академия»

 

Кафедра «Инженерной психологии, педагогики и права»

Психология и педагогика

 

 

Реферат

«Причины неэффективного взаимодействия людей»

 

       выполнил:

        студент  1 курса

        СФ  группы ПГС-101

         Курочкина Екатерина

        проверил:

        доктор  педагогических наук,

        профессор

         Хохлова М. В.

 

 

                                                   Брянск 2012

 

 

 

Содержание:

                  Введение   .......................................................................................3

1.Понятие взаимодействия. Структура взаимодействия.................................................................................................6

  • Основные критерии и типы взаимодействия.......................................................................................9

 

  • Особенности взаимодействия людей.......................................................................................................15

2.Место взаимодействия в структуре  общения.............................................19

3.Причины неэффективного общения............................................................25

4.Проблемы взаимодействия людей...............................................................27

  • Конфликт, классификация конфликтов.............................................................................................28

 
   Заключение.....................................................................................33

   Список литературы........................................................................35

 

                     

 

 

 

 

 

Введение

 

Человек, как космобиопсихосоциальное существо, самый активный из всех живых существ в области взаимодействия, потому что он достаточно глубоко сознает природу и сущность взаимодействия, ее цели и результаты (в некоторых случаях).

Взаимодействие  является определяющим фактором того, что человек является существом  социальным, и что без взаимодействия с обществом или другим человеком, человек не сможет реализовать себя и свои возможности. И сущность взаимодействия заключается в самореализации и  самоактуализации человека в социальной среде обитания, и именно взаимодействие является важным способом социализации человека и имеет большое значение для его существования в целом.

Взаимодействие  человека с обществом может осуществляться в трех основных формах: конформизм, конфликт, сотрудничество.

Взаимодействие  – это многоплановый процесс  развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности.

За последние 20-25 лет изучение проблемы взаимодействия (общения) стало одним из ведущих  направлений исследований в психологической  науке, и особенно в социальной психологии. Ее перемещение в центр психологических  исследований объясняется изменением методологической ситуации, отчетливо  определившейся в социальной психологии в последние два десятилетия. Из предмета исследования общение одновременно превратилось и в способ, принцип  изучения вначале познавательных процессов, а затем и личности человека в  целом.

Актуальность  выбранной темы объясняется тем, что в современных социальных условиях, когда на смену привычным  формам жизни приходят новые рыночные отношения, интерес к проблемам взаимодействия еще больше обострился. Вне общения просто немыслимо человеческое общество. Общение выступает в нем как способ интеграции людей и вместе с тем, как способ их развития. Именно отсюда и вытекают проблемы общения как способы взаимодействия и самопознания. В ряду разных научных дисциплин, способных решить эти задачи первостепенное место отводится социальной психологии.

Процесс взаимодействия людей достаточно сложное  социальное явление, поэтому необходимо более детально рассмотреть его  структуру.

Целью выполнения данного реферата является теоретическое рассмотрение проблемы взаимодействия людей в психологии.

В задачи реферата входит раскрыть понятие взаимодействия в психологии, изучить виды межличностного взаимодействия а также рассмотреть причины неэффективного взаимодействия между людьми.

Взаимодействие  определяется авторами как процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь; как особая форма связи между людьми, процессами, действиями, явлениями, в результате которой происходит изменение их исходных качеств и состояний, которая ведет к синтезу, интеграции объектов, к единому действию. Взаимодействие выступает как «система взаимосвязей субъектов, которая обуславливает их взаимное влияние» [6]. В области социальной психологии и педагогики взаимодействие раскрывается как «организация совместных действий, позволяющих партнерам реализовать общую для них деятельность» [1,с.36], как организация совместных действий индивидов, групп, организаций, позволяющая им реализовать какую-либо общую для них работу, как взаимное влияние друг на друга людей, контактирующих в процессе совместной деятельности.

Взаимодействие  обуславливает координацию действий и операций его участников, согласованность их функционально-ролевых позиций, влияющих на успешность конечного результата. Н.И.Шевандрин определяет межличностное взаимодействие в широком смысле, как «случайный или преднамеренный, частный или публичный, длительный или кратковременный, вербальный или невербальный личностный контакт двух или более человек, имеющий следствием взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений, установок», и в узком смысле, как «систему взаимно обусловленных индивидуальных действий, связанных циклической причинной зависимостью, при которой поведение каждого из участников выступает одновременно и стимулом, и реакцией на поведение остальных»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие взаимодействия. Структура взаимодействия

 

«Взаимодействие – это процесс непосредственного  или опосредованного воздействия  объектов (субъектов) друг на друга, порождающий  их взаимную обусловленность и связь. Именно причинная обусловленность  составляет главную особенность  взаимодействия, когда каждая из взаимодействующих  сторон выступает как причина  другой и как следствие одновременного обратного влияния противоположной  стороны, что определяет развитие объектов и их структур»[7]. В этой работе раскрывается сущность иного подхода к пониманию и осмыслению каждого из перечисленных выше социально-психологических феноменов. Раскрывая философские и социологические основы связей и влияния людей друг на друга, делается вывод, что сначала возникает взаимодействие, а потом уже как его следствие общественные и психологические отношения между людьми. И это соответствует реальности.Психологические же отношения – результат непосредственного контакта между конкретными людьми, наделенными определенными особенностями, способными выражать свои симпатии и антипатии, осознавать и переживать их. Они насыщены эмоциями и чувствами, т.е. переживанием и выражением индивидами или группами своего отношения к взаимодействию с другими конкретными людьми и группами. Таким образом, делается вывод, что взаимодействие и психологические (общественные) отношения лежат в основе правильного и исходного понимания всех других психологических феноменов. Однако следует всегда помнить, что сами взаимодействия и психологические (общественные) отношения могут быть адекватно поняты через анализ взаимного восприятия и влияния людей друг на друга, характер общения между ними. Взаимодействие, психологические (общественные) отношения, восприятие людьми друг друга, обоюдное их влияние, общение между ними – это однопорядковые, но, в то же время, разноуровневые явления, которые не отделяемы один от другого.Взаимодействие и психологические отношения не могут не проявляться вне их реального восприятия людьми, влияния их друг на друга и общения между ними.

Общаясь между собой, люди не только передают и получают информацию, так или  иначе воспринимают друг друга, но и  определенным образом взаимодействуют. Социальное взаимодействие является характерной  чертой человеческой жизнедеятельности. Каждый наш день включает множество  различных по форме и содержанию типов взаимодействия с другими  людьми. Не случайно многие исследователи  считают, что проблемы взаимодействия должны занимать центральное место  в социально-психологической науке. Самым общим образом социальное взаимодействие можно определить как  «процесс, в котором люди действуют  и реагируют на действия других» (Смелзер).

Социальное  взаимодействие может также рассматриваться  как одна из сторон общения, как коммуникационный процесс, направленный на то, чтобы  повлиять на действия и взгляды индивидов, вовлеченных в этот процесс.

Американский  психолог Холландер выделяет следующие характерные черты социального взаимодействия. Первая черта - взаимозависимость поведения участников взаимодействия, когда поведение одного участника выступает как стимул для поведения другого, и наоборот. Вторая характерная черта социального взаимодействия - это взаимные поведенческие ожидания на основе межличностного восприятия друг друга. Фундаментом, лежащим в основе первой и второй, является третья черта - подразумеваемая каждым участником взаимодействия оценка ценности, приписываемой действиям и мотивам других людей, а также удовлетворенности, которую другие могут обеспечить.

Западные  исследователи выделяют две большие  категории в понятии «структура взаимодействия». Во-первых, это формальная структура взаимодействия, под которой  понимают такие образцы взаимоотношений, которые требуются обществом, его  социальными институтами и организациями. Во-вторых, имеется также неформальная структура взаимодействия, порождаемая  индивидуальными мотивами, ценностями, особенностями восприятия. То, что  называется формальным уровнем взаимодействия, закреплено в формальных (официальных) социальных ролях. Неформальный уровень  взаимодействия основан на межличностной  привлекательности, привязанности  людей друг к другу. Этот уровень  обусловлен индивидуальными диспозициями. Отметим также, что взаимодействие в официальных ситуациях может  приобретать некоторые черты  неформального взаимодействия. Будучи длительными и непрерывными, формальные отношения обусловливаются также  индивидуальными психологическими свойствами взаимодействующих людей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные критерии и типы взаимодействия

Под взаимодействием  в психологии, кроме того, обычно понимается не только влияние людей  друг на друга, но и непосредственная организация их совместных действий, позволяющая группе реализовать  общую для ее членов деятельность.

Взаимодействие  всегда присутствует в виде двух компонентов: содержания и стиля.

Содержание  взаимодействия определяет, вокруг чего или по поводу чего развертывается то или иное взаимодействие.

Стиль взаимодействия указывает на то, как человек взаимодействует  с окружающими.

Можно говорить о продуктивном и непродуктивном стилях взаимодействия.

Продуктивный  стиль представляет собой плодотворный способ контакта партнеров, способствующий установлению и продлению отношений  взаимного доверия, раскрытию личностных потенциалов и достижению эффективных  результатов в совместной деятельности.

Непродуктивный  стиль взаимодействия — неплодотворный способ контакта партнеров, блокирующий  реализацию личностных потенциалов  и достижение оптимальных результатов  совместной деятельности. Обычно выделяют пять основных критериев, позволяющих  правильно понять стиль взаимодействия, представлены в таблице 1

 

 

 

Критерий

Особенность

Характер активности в позиции  партнеров

в продуктивном стиле — «рядом с партнером», в непродуктивном —  «над партнером»

Характер выдвигаемых целей

в продуктивном — доминирующий партнер  выдвигает только близкие цели, не обсуждая их с партнером

Характер ответственности

в продуктивном стиле за результаты деятельности ответственны все участники  взаимодействия; в непродуктивном стиле  вся ответственность отнесена к  доминирующему партнеру

Характер отношений, возникающих  между партнерами

в продуктивном стиле — доброжелательность и доверие; в непродуктивном стиле  — агрессия, обида, раздражение

Характер функционирования механизма  идентификации

обособления между партнерами





 Таблица 1 - Критерии, позволяющие понять стиль взаимодействия

Существует  еще один описательный подход при анализе взаимодействия — построение классификаций различных его видов. Интуитивно ясно, что практически люди вступают в бесконечное количество различных видов взаимодействия. Для экспериментальных исследований крайне важно как минимум обозначить некоторые основные типы этих взаимодействий. Наиболее распространенным является дихотомическое деление всех возможных видов взаимодействий на два противоположных вида: кооперация и конкуренция. Разные авторы обозначают эти два основных вида различными терминами. Кроме кооперации и конкуренции, говорят о согласии и конфликте, приспособлении и оппозиции, ассоциации и диссоциации и т.д. За всеми этими понятиями ясно виден принцип выделения различных видов взаимодействия. В первом случае анализируются такие его проявления, которые способствуют организации совместной деятельности, являются «позитивными» с этой точки зрения. Во вторую группу попадают взаимодействия, так или иначе «расшатывающие» совместную деятельность, представляющие собой определенного рода препятствия для нее.

Информация о работе Причины неэффективного взаимодействия людей