Причины неэффективного взаимодействия людей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 14:22, реферат

Краткое описание

Взаимодействие является определяющим фактором того, что человек является существом социальным, и что без взаимодействия с обществом или другим человеком, человек не сможет реализовать себя и свои возможности. И сущность взаимодействия заключается в самореализации и самоактуализации человека в социальной среде обитания, и именно взаимодействие является важным способом социализации человека и имеет большое значение для его существования в целом.

Содержание

Содержание:
Введение .......................................................................................3
1.Понятие взаимодействия. Структура взаимодействия.................................................................................................6
Основные критерии и типы взаимодействия.......................................................................................9

Особенности взаимодействия людей.......................................................................................................15
2.Место взаимодействия в структуре общения.............................................19
3.Причины неэффективного общения............................................................25
4.Проблемы взаимодействия людей...............................................................27
Конфликт, классификация конфликтов.............................................................................................28

Заключение.....................................................................................33
Список литературы............................................................

Вложенные файлы: 1 файл

реферат психология.docx

— 247.13 Кб (Скачать файл)

Эта попытка  оказалась неудачной: схема действия, раскрывающая его «анатомию», была настолько абстрактной, что никакого значения для эмпирического анализа  различных видов действий не имела. Несостоятельной она оказалась  и для экспериментальной практики: на основе этой теоретической схемы  было проведено одно-единственное исследование самим создателем концепции. Методологически  некорректным здесь явился сам принцип  — выделение некоторых абстрактных  элементов структуры индивидуального  действия. При таком подходе вообще невозможно схватить содержательную сторону  действий, ибо она задается содержанием  социальной деятельности в целом. Поэтому  логичнее начинать с характеристики социальной деятельности, а от нее  идти к структуре отдельных индивидуальных действий, т.е. в прямо противоположном  направлении. Направление же, предложенное Парсонсом, неизбежно приводит к утрате социального контекста, поскольку в нем все богатство социальной деятельности (иными словами, всей совокупности общественных отношений) выводится из психологии индивида.

Другая  попытка построить структуру  взаимодействия связана с описанием  ступеней его развития. При этом взаимодействие расчленяется не на элементарные акты, а на стадии, которое оно  проходит. Такой подход предложен, в  частности, польским социологом Я. Щепаньским. Для Щепаньского центральным понятием при описании социального поведения является понятие социальной связи. Она может быть представлена как последовательное осуществление: а) пространственного контакта, б) психического контакта (по Щепаньскому, это взаимная заинтересованность), в) социального контакта (здесь это — совместная деятельность), г) взаимодействия (что определяется, как «систематическое, постоянное осуществление действий, имеющих целью вызвать соответствующую реакцию со стороны партнера...»), наконец, д) социального отношения (взаимно сопряженных систем действий). Хотя все сказанное относится к характеристике «социальной связи», такой ее вид, как «взаимодействие», представлен наиболее полно. Выстраивание в ряд ступеней, предшествующих взаимодействию, не является слишком строгим: пространственный и психический контакты в этой схеме выступают в качестве предпосылок индивидуального акта взаимодействия, и потому схема не снимает погрешностей предшествующей попытки. Но включение в число предпосылок взаимодействия «социального контакта», понятого как совместная деятельность, во многом меняет картину: если взаимодействие возникает как реализация совместной деятельности, то дорога к изучению его содержательной стороны остается открытой. Довольно близкой к описанной схеме является схема, предложенная в отечественной социальной психологии В.Н. Панферовым.

 Наконец,  еще один подход к структурному  описанию взаимодействия представлен  в транзактном анализе — направлении, предлагающем регулирование действий участников взаимодействия через регулирование их позиций, а также учет характера ситуаций и стиля взаимодействия (Берн, 1988). С точки зрения транзактного анализа каждый участник взаимодействия в принципе может занимать одну из трех позиций, которые условно можно обозначить как Родитель, Взрослый, Ребенок. Эти позиции ни в коей мере не связаны обязательно с соответствующей социальной ролью: это лишь чисто психологическое описание определенной стратегии во взаимодействии (позиция Ребенка может быть определена как позиция «Хочу!», позиция Родителя как «Надо!», позиция Взрослого — объединение «Хочу» и «Надо»). Взаимодействие эффективно тогда, когда транзакции носят «дополнительный» характер, т.е. совпадают: если партнер обращается к другому как Взрослый, то и тот отвечает с такой же позиции. Если же один из участников взаимодействия адресуется к другому с позиции Взрослого, а тот отвечает ему с позиции Родителя, то взаимодействие нарушается и может вообще прекратиться. В данном случае транзакции являются «пересекающимися».

 Жена  обращается к мужу с информацией:  «Я порезала палец» (апелляция  к Взрослому с позиции Взрослого). Если он отвечает: «Сейчас перевяжем», то это ответ также с позиции  Взрослого (I). Если же следует  сентенция: «Вечно у тебя что-то  случается», то это ответ с  позиции Родителя (II), а в случае: «Что же я теперь должен  делать?», демонстрируется позиция  Ребенка (III). В двух последних  случаях эффективность взаимодействия  невелика. Аналогичный подход предложен и П.Н. Ершовым, который, обозначая позиции, говорит о возможной «пристройке сверху» и «пристройке снизу».

Второй  показатель эффективности — адекватное понимание ситуации (как и в  случае обмена информацией) и адекватный стиль действия в ней. В социальной психологии существует много классификаций  ситуаций взаимодействия. Уже упоминалась  классификация, предложенная в отечественной  социальной психологии А.А. Леонтьевым (социально-ориентированные, предметно-ориентированные  и личностно-ориентированные ситуации). Другие примеры приведены М. Аргайлом и Э. Берном. Аргайл называет официальные социальные события, случайные эпизодические встречи, формальные контакты на работе и в быту, асимметричные ситуации (в обучении, руководстве и пр.). Э. Берн уделяет особое внимание различным ритуалам, полуритуалам (имеющим место в развлечениях) и играм (понимаемым весьма широко, включая интимные, политические игры и т.п.).

Каждая  ситуация диктует свой стиль поведения  и действий: в каждой из них человек  по-разному «подает» себя, а если эта самоподача не адекватна, взаимодействие затруднено. Если стиль сформирован  на основе действий в какой-то конкретной ситуации, а потом механически  перенесен на другую ситуацию, то, естественно, успех не может быть гарантирован. Различают три основных стиля  действий: ритуальный, манипулятивный и гуманистический. На примере использования ритуального стиля особенно легко показать необходимость соотнесения стиля с ситуацией. Ритуальный стиль обычно задан некоторой культурой. Например, стиль приветствий, вопросов, задаваемых при встрече, характера ожидаемых ответов. Так, в американской культуре принято на вопрос: «Как дела?» отвечать «Прекрасно!»,как бы дела ни обстояли на самом деле. Для нашей культуры свойственно отвечать «по существу», притом не стесняться негативных характеристик собственного бытия («Ой, жизни нет, цены растут, транспорт не работает» и т.д.). Человек, привыкший к другому ритуалу, получив такой ответ, будет озадачен, как взаимодействовать дальше. Что касается использования манипулятивного или гуманистического стиля взаимодействия, то это отдельная большая проблема, особенно в практической социальной психологии [9].

 Важно  сделать общий вывод о том,  что расчленение единого акта  взаимодействия на такие компоненты, как позиции участников, ситуация  и стиль действий, также способствует  более тщательному психологическому  анализу этой стороны общения,  делая определенную попытку связать  ее с содержанием деятельности.

3.Причины неэффективного общения

Часто причиной неэффективного общения, взаимонепонимания  и даже конфликтов между людьми становятся неверные психологические установки  и представления, которые называются психологическими барьерами  в общении. 
выделяют следующие наиболее часто встречающиеся барьеры в общении

1. Барьер  «авторитет». Каждый человек,  сам того не замечая, разделяет  всех окружающих людей на «авторитетных»  и «неавторитетных». Соответственно  и восприятие их речи разделяется  в зависимости от того, к какой  группе относится собеседник. Такое  разделение происходит в основном  на основании социального статуса  человека, его возраста, манеры общения  и т.д.

2. Барьер  «избегание». Так сложилось, что  люди воспринимают не всю информацию, которую пытается донести до  них собеседник. Некоторой информации  слушатель старается избегать.  Это проявляется в невнимательности  и отвлеченности. Для того, чтобы  избежать такого барьера, говорящий  должен обладать хорошей дикцией  и умением фокусировать на  себе внимание аудитории.

3. Барьер  «непонимание». Такой коммуникативный  барьер в свою очередь подразделяется  еще на барьеры педагогического  общения:

 

  — Фонетический барьер. Непонимание  из-за фонетического барьера чаще  всего происходит тогда, когда  собеседник говорит очень быстро, или на иностранном языке, используя  в своей речи множество слов, незнакомых для собеседника.

 

  — Семантический барьер. Непонимание  из-за семантического барьера  происходит в том случае, когда  собеседник использует в своей  речи слова, имеющие несколько  значений, т.е. собеседнику знакомы  эти слова, но он не может  понять, в каком именно значении  они употреблены в данном контексте.

 

  —  Стилистический барьер. Непонимание  из-за стилистического барьера  возникает тогда, когда стиль  речи говорящего не соответствует  содержанию его речи. В таком  случае собеседник просто «закрывается»  от такой информации и даже  не пытается понять смысл сказанного.

 

  —  Логический барьер. Непонимание  из-за логического барьера происходит  в том случае, когда, по мнению  слушателя, говорящий противоречит  законам логики. Возникновение такого  барьера можно избежать только  тогда, когда говорящий будет  приводить весомые аргументы  в своей речи, или тогда, когда  слушатель, при общении с таким  «нарушителем логики», будет учитывать  его жизненную позицию.

Исходя  из всего вышеперечисленного, можно  сделать следующий вывод: коммуникативные  барьеры у каждого человека возникают  на уровне подсознания и защищают его мозг от массы ненужной информации. Но помимо положительной, существует также  и отрицательная сторона таких  барьеров: нужная, но переданная в тяжелой  форме информация часто бывает упущена  слушателем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Проблемы взаимодействия людей

Общаясь между собой, люди не только передают и получают информацию, так или  иначе воспринимают друг друга, но и  определенным образом взаимодействуют. Социальное взаимодействие является характерной  чертой человеческой жизнедеятельности. Каждый наш день включает множество  различных по форме и содержанию типов взаимодействия с другими  людьми. Не случайно многие исследователи  считают, что проблемы взаимодействия должны занимать центральное место  в социально-психологической науке. Самым общим образом социальное взаимодействие можно определить как  «процесс, в котором люди действуют  и реагируют на действия других» (Смелзер).

Социальное  взаимодействие может также рассматриваться  как одна из сторон общения, как коммуникационный процесс, направленный на то, чтобы  повлиять на действия и взгляды индивидов, вовлеченных в этот процесс.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конфликт, классификация конфликтов

Процесс взаимодействия не всегда происходит в желаемом направлении. Между людьми, которые контактируют, могут возникнуть частичные противоречия, а может  проявляться и антагонизм позиций, порождённый наличием в них ценностей, целей и мотивов, что взаемозаперечуються. Тогда отношения осложняются до такой степени, что говорят о возникновении межличностного конфликта, под которым принято понимать столкновение противоположных взглядов, интересов и действий отдельных людей и групп. На психологическом уровне противоречие проявляется в сильных негативных переживаниях участников относительно ситуации, оппонентов и самих себя. То есть в конфликтов высокая психологическая цена - многообразие негативных эмоций, стрессов, переживаний, разочарований, потерь, грехов. Конфликт может привести к изменению системы отношений и ценностей. В условиях конфликта люди словно по-другому начинают воспринимать реальность, прибегать к действиям, которые обычно им не свойственные. Важно подчеркнуть, что в конфликт перерастает не будь-яка противоречие, а, как правило, такая, в которой представлены самая потребности, стремления, интересы, цели людей, социальный статус личности, ее престиж.

Если  конфликт своевременно не решается, то это может привести к неврозов, болезненных состояний, стойкого расстройства отношений между индивидами, которые  взаимодействуют.

С точки  зрения социальной психологии нужно  определить собственный аспект анализа  в конфликте, поскольку эта проблема является предметом изучения ряда других дисциплин, таких как социология, политология и т.д. Поэтому социальная психология очередь сосредоточивает  внимание на таких аспектах конфликта, как осознание ситуации конфликта  его участниками; выделение социально-психологических  составляющих, которые предопределяют внутреннюю характеристику конфликта, т.е. совокупность мотивов, реальных интересов, ценностей, побуждающих человека или группу лиц участвовать в развитий решении разногласий; выяснение причин и стадий формирования субъективного образа конфликтной ситуации.

Относительно  структуры конфликта, то можно выделить следующие его основные элементы:

• участники  конфликта, которые называются оппонентами (от лат. Opponens - тот, что отрицает), соперниками, противниками и представляют не менее двух сторон;

Информация о работе Причины неэффективного взаимодействия людей