Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 07:27, курсовая работа
Цель работы – исследовать разницу между оценкой своих личностных качеств(необходимых для безопасности деятельности оператора) операторов железнодорожного транспорта (машинистов, помощников машинистов) и оценкой их личностных качеств инструктором.
Объект исследования – безопасность деятельности.
Предмет исследования – оценка личностных качеств необходимых для безопасности деятельности операторов.
Гипотеза исследования – существует ли значительная различие в оценках личностных качеств, необходимых для безопасности деятельности операторов, работников локомотивных бригад и их инструктором.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Личностные качества, обеспечивающие безопасность деятельности оператора…………………………………………………………………………6
1.1.Человеческий фактор в сложных и опасных профессиях……………….6-9
1.2. Способы уменьшения влияния человеческого фактора на возникновение опасных ситуаций и несчастных случаев…………………………………..10-14
1.3. Интеллект и другие личностные качества……………………………..15-17
Глава 2. Эмпирическое исследование проблемы безопасности деятельности операторов……………………………………………………………………….18
2.1. Организация исследования……………………………………………..18-19
2.2. Метод исследования……………………………………………………….20
2.3. Анализ и интерпретация результатов………………………………….21-27
Заключение………………………………………………………………………28
Список литературы……………………………………………………………..29
Приложение
ГОУ ВПО.
Дальневосточный
Государственный Университет
Кафедра
психологии.
Курсовая работа по предмету психология операторской деятельности
На тему:
Проблема безопасности операторской деятельности
Выполнила: студентка 747 группы
Бабкина.А.В.
Проверила:
Соболева.Т.Н.
Хабаровск – 2011
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Глава
1. Личностные качества, обеспечивающие
безопасность деятельности оператора………………………………………………………
1.1.Человеческий фактор в сложных и опасных профессиях……………….6-9
1.2. Способы
уменьшения влияния
1.3. Интеллект
и другие личностные качества……
Глава
2. Эмпирическое исследование проблемы
безопасности деятельности операторов……………………………………………………
2.1. Организация
исследования…………………………………………….
2.2. Метод
исследования………………………………………………
2.3. Анализ
и интерпретация результатов………
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Приложение
Введение.
Актуальность данной проблемы весьма высока и по мере развития научно-технического прогресса продолжает увеличиваться. Смертность от несчастных случаев на производстве занимает третье место после сердечнососудистых и онкологических заболеваний.
В настоящее время существует масса отраслевых направлений безопасности труда. Этими вопросами занимаются пожарники, шахтеры, летчики, моряки, строители, специалисты по транспорту и сельскому хозяйству и т. д. Но у всех этих внешне разных видов деятельности есть общий знаменатель – психика человека, который является субъектом труда. Поэтому существуют общие, системные вопросы безопасности, которые необходимо исследовать в первую очередь, так как они важны для всех сфер деятельности человека.
Нет абсолютно безопасных профессий, хотя есть профессии с повышенным уровнем опасности (шахтеры, летчики, водители, работники силовых структур и пр.). Люди гибнут и, занимаясь, на первый взгляд безопасной профессиональной деятельностью - в офисах – от удара током, в транспорте - во время нахождения в служебной командировке, при падении со стула (когда бухгалтер лезет за папкой, лежащей на шкафу) и т. д. М.А. Котик в своей монографии «Психология и безопасность» еще тридцать лет назад отмечал важность учета субъективного характера опасности труда, который может совпадать или нет с объективными признаками опасности для жизни и здоровья человека.
Статистика несчастных случаев на производстве свидетельствует, что главным виновником несчастных случаев является не техника, не технический процесс, не организация труда, а сам работающий человек. По данным иностранных и отечественных источников по вине человека происходит от 60 до 90% несчастных случаев [3].
Железная дорога является зоной повышенной опасности. Профессия машиниста и помощника машиниста является очень ответственной, ведь они должны обеспечивать движение поездов, контролировать скорость движения, руководствоваться показаниями путевых и локомотивных сигналов, знаков указателей, своевременно обнаруживать людей и препятствия, что требует бдительности для их обнаружения, запоминания и использования, запоминание участков обращения, принятия решений и быстрой адекватной реакции на поступающую информацию. Всё это обеспечивают личностные качества оператора. В данной работе мы проследим на сколько объективно и субъективно оцениваются эти качества у машинистов и помощников машинистов, проведём сравнительный анализ.
Цель работы – исследовать разницу между оценкой своих личностных качеств(необходимых для безопасности деятельности оператора) операторов железнодорожного транспорта (машинистов, помощников машинистов) и оценкой их личностных качеств инструктором.
Объект исследования – безопасность деятельности.
Предмет исследования – оценка личностных качеств необходимых для безопасности деятельности операторов.
Гипотеза исследования – существует ли значительная различие в оценках личностных качеств, необходимых для безопасности деятельности операторов, работников локомотивных бригад и их инструктором.
Задачи:
Методы
исследования: для проверки гипотезы
и решения поставленных задач исследования
применялся метод экспертных оценок.
Глава
1. Личностные качества,
обеспечивающие безопасность
деятельности оператора.
1.1. Человеческий фактор в сложных и опасных профессиях.
В
каждом действии человека выделяют три
функциональные части: мотивационную,
ориентировочную и
Нарушение в любой из этих частей влечет за собой нарушение действия в целом. Человек нарушает правила, инструкции: либо он не хочет их выполнять, либо он не знает, как это сделать, либо он не в состоянии это сделать.
Три класса причин возникновения опасных ситуаций и несчастных случаев:
Нарушение мотивационной части действий. Проявляется в нежелании выполнять определенные действия (операции). Нарушение может быть относительно постоянным (человек недооценивает опасность, склонен к риску, отрицательно относится к трудовым и (или) техническим регламентациям, безопасный труд не стимулируется и т.п.) и временным (человек в состоянии депрессии, алкогольного опьянения).
Нарушение ориентировочной части действий. Проявляется в незнании правил эксплуатации технических систем и норм по безопасности труда и способов их выполнения.
Нарушение исполнительной части. Проявляется в невыполнении правил (инструкций, предписаний, норм и т.д.) вследствие несоответствия психических и физических возможностей человека требованиям работы. Такое несоответствие может быть постоянным (недостаточная координация, плохая концентрация внимания, несоответствие роста габаритам обслуживаемого оборудования и т.д.) и временным (переутомление, понижение трудоспособности, ухудшение состояния здоровья, стресс, алкогольное опьянение).
Любой трудовой процесс можно рассматривать как цепь операций. Большинство операций содержит три фазы.
1. Восприятие рабочего пространства и ситуации.
2.Мышление.
Мышление
– психический процесс
а) Анализ и оценка ситуации по ряду критериев на основе поступающей информации и информации, хранящейся в оперативной и долговременной памяти человека.
б) Принятие решения делается выбор (поиск) приемлемого (на взгляд работника) варианта действий. Но не только: вырабатывается модель (проект), каким образом, в какой последовательности будет реализовано это действие, каков должен быть его результат. .
3. Действие. Действие может выражаться в форме физического воздействия на рычаги управления и другие предметы труда. Эти воздействия характеризуются величиной усилия, скоростью, точностью, координацией, темпом. В то же время, действие может быть в форме перемещения работника в пространстве рабочего места, в речевой форме, в форме жестов. [4]
В практической деятельности рассмотренные три фазы при многих операциях протекают слитно, как непрерывный сенсомоторный акт.
Причины опасных действий
4 группы (класса) причин опасных действий:
А. Не умеет - это означает, что работник не владеет необходимыми для данной работы знаниями; не овладел соответствующими навыками, методами, приемами, способами.
Б. Не хочет, то есть работник умеет качественно и безопасно выполнять данную работу (операцию), однако у него нет желания соблюдать требования безопасности, иначе говоря, - нет мотивации, не развита психологическая установка на соблюдение этих требований.
В. Не может - это означает, что работник находится в таком физическом или психологическом состоянии, что, несмотря на умение, несмотря на желание, допускает опасное действие.
Г. Не обеспечен. Работник не исполняет предписанное действие из-за необеспечения его необходимыми условиями – инструментами, материалами, приборами, информацией и т.д.
Таблица 1.
|
Информация о работе Проблема безопасности операторской деятельности