Проблема безопасности операторской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 07:27, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – исследовать разницу между оценкой своих личностных качеств(необходимых для безопасности деятельности оператора) операторов железнодорожного транспорта (машинистов, помощников машинистов) и оценкой их личностных качеств инструктором.
Объект исследования – безопасность деятельности.
Предмет исследования – оценка личностных качеств необходимых для безопасности деятельности операторов.
Гипотеза исследования – существует ли значительная различие в оценках личностных качеств, необходимых для безопасности деятельности операторов, работников локомотивных бригад и их инструктором.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

Глава 1. Личностные качества, обеспечивающие безопасность деятельности оператора…………………………………………………………………………6
1.1.Человеческий фактор в сложных и опасных профессиях……………….6-9
1.2. Способы уменьшения влияния человеческого фактора на возникновение опасных ситуаций и несчастных случаев…………………………………..10-14
1.3. Интеллект и другие личностные качества……………………………..15-17

Глава 2. Эмпирическое исследование проблемы безопасности деятельности операторов……………………………………………………………………….18
2.1. Организация исследования……………………………………………..18-19
2.2. Метод исследования……………………………………………………….20
2.3. Анализ и интерпретация результатов………………………………….21-27
Заключение………………………………………………………………………28
Список литературы……………………………………………………………..29
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

безопасность деятельности оператора.doc

— 244.50 Кб (Скачать файл)

ГОУ ВПО.

Дальневосточный Государственный Университет путей  сообщения.

Кафедра психологии. 
 
 
 
 

Курсовая  работа по предмету психология операторской деятельности

На тему: Проблема безопасности операторской деятельности 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила: студентка 747 группы

Бабкина.А.В.

Проверила:

Соболева.Т.Н. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Хабаровск – 2011

Содержание: 

Введение…………………………………………………………………………3 

Глава 1. Личностные качества, обеспечивающие безопасность деятельности оператора…………………………………………………………………………6

1.1.Человеческий  фактор в сложных и опасных профессиях……………….6-9

1.2. Способы  уменьшения влияния человеческого  фактора на возникновение опасных  ситуаций и несчастных случаев…………………………………..10-14

1.3. Интеллект  и другие личностные качества……………………………..15-17 

Глава 2. Эмпирическое исследование проблемы безопасности деятельности операторов……………………………………………………………………….18

2.1. Организация  исследования……………………………………………..18-19

2.2. Метод  исследования……………………………………………………….20

2.3. Анализ  и интерпретация результатов………………………………….21-27

Заключение………………………………………………………………………28

Список  литературы……………………………………………………………..29

Приложение 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение. 

     Актуальность  данной проблемы весьма высока и по мере развития научно-технического прогресса продолжает увеличиваться. Смертность от несчастных случаев на производстве занимает третье место после сердечнососудистых и онкологических заболеваний.

     В настоящее время существует масса  отраслевых направлений безопасности труда. Этими вопросами занимаются пожарники, шахтеры, летчики, моряки, строители, специалисты по транспорту и сельскому хозяйству и т. д. Но у всех этих внешне разных видов деятельности есть общий знаменатель – психика человека, который является субъектом труда. Поэтому существуют общие, системные вопросы безопасности, которые необходимо исследовать в первую очередь, так как они важны для всех сфер деятельности человека.

     Нет абсолютно безопасных профессий, хотя есть профессии с повышенным уровнем опасности (шахтеры, летчики, водители, работники силовых структур и пр.). Люди гибнут и, занимаясь, на первый взгляд безопасной профессиональной деятельностью - в офисах – от удара током, в транспорте - во время нахождения в служебной командировке, при падении со стула (когда бухгалтер лезет за папкой, лежащей на шкафу) и т. д.  М.А. Котик в своей монографии «Психология и безопасность» еще тридцать лет назад отмечал важность учета субъективного характера опасности труда, который может совпадать или нет с объективными признаками опасности для жизни и здоровья человека.

     Статистика  несчастных случаев на производстве свидетельствует, что главным виновником несчастных случаев является не техника, не технический процесс, не организация труда, а сам работающий человек. По данным иностранных и отечественных источников по вине человека происходит от 60 до 90% несчастных случаев [3].

Железная дорога является зоной повышенной опасности. Профессия машиниста и помощника машиниста является очень ответственной, ведь они должны обеспечивать движение поездов, контролировать скорость движения, руководствоваться показаниями путевых и локомотивных сигналов, знаков указателей, своевременно обнаруживать людей и препятствия, что требует бдительности для их обнаружения, запоминания и использования, запоминание участков обращения, принятия решений и быстрой адекватной реакции на поступающую информацию. Всё это обеспечивают личностные качества оператора. В данной работе мы проследим на сколько объективно и субъективно оцениваются  эти качества у машинистов и помощников машинистов, проведём сравнительный анализ.

     Цель  работы – исследовать разницу между оценкой своих личностных качеств(необходимых для безопасности деятельности оператора) операторов железнодорожного транспорта (машинистов, помощников машинистов) и оценкой их личностных качеств инструктором.

     Объект  исследования – безопасность деятельности.

     Предмет исследования – оценка личностных качеств необходимых для безопасности деятельности операторов.

     Гипотеза  исследования – существует ли значительная различие в оценках личностных качеств, необходимых для безопасности деятельности операторов, работников локомотивных бригад и их инструктором.

     Задачи:

    1. Изучить личностные качества, обеспечивающие безопасность деятельности оператора.
    2. Выявить оценку своих личностных качеств по пятибалльной шкале операторами железнодорожного транспорта (машинистами, помощниками машинистов).
    3. Выявить оценку личностных качеств по пятибалльной шкале инструктором колоны № 21 «Хозяйственная работа».
    4. Установить разницу между оценкой качеств личности операторами и инструктором.
 

    Методы  исследования: для проверки гипотезы и решения поставленных задач исследования применялся метод экспертных оценок. 
     

      
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Глава 1. Личностные качества, обеспечивающие безопасность деятельности оператора. 

     1.1. Человеческий фактор в сложных и опасных профессиях.

     В каждом действии человека выделяют три  функциональные части: мотивационную, ориентировочную и исполнительную.

     Нарушение в любой из этих частей влечет за собой нарушение действия в целом. Человек нарушает правила, инструкции: либо он не хочет их выполнять, либо он не знает, как это сделать, либо он не в состоянии это сделать.

     Три класса причин возникновения опасных  ситуаций и несчастных случаев:

     Нарушение мотивационной части  действий. Проявляется в нежелании выполнять определенные действия (операции). Нарушение может быть относительно постоянным (человек недооценивает опасность, склонен к риску, отрицательно относится к трудовым и (или) техническим регламентациям, безопасный труд не стимулируется и т.п.) и временным (человек в состоянии депрессии, алкогольного опьянения).

     Нарушение ориентировочной  части действий. Проявляется в незнании правил эксплуатации технических систем и норм по безопасности труда и способов их выполнения.

     Нарушение исполнительной части. Проявляется в невыполнении правил (инструкций, предписаний, норм и т.д.) вследствие несоответствия психических и физических возможностей человека требованиям работы. Такое несоответствие может быть постоянным (недостаточная координация, плохая концентрация внимания, несоответствие роста габаритам обслуживаемого оборудования и т.д.) и временным (переутомление, понижение трудоспособности, ухудшение состояния здоровья, стресс, алкогольное опьянение).

     Любой трудовой процесс можно рассматривать  как цепь операций. Большинство операций содержит три фазы.

     1. Восприятие рабочего пространства и ситуации.

     2.Мышление.

     Мышление  – психический процесс осмысливания воспринятого, постижение его сущности, связей и отношений.

     а) Анализ и оценка ситуации по ряду критериев на основе поступающей информации и информации, хранящейся в оперативной и долговременной памяти человека.

     б) Принятие решения делается выбор (поиск) приемлемого (на взгляд работника) варианта действий. Но не только: вырабатывается модель (проект), каким образом, в какой последовательности будет реализовано это действие, каков должен быть его результат. .

     3. Действие. Действие может выражаться в форме физического воздействия на рычаги управления и другие предметы труда. Эти воздействия характеризуются величиной усилия, скоростью, точностью, координацией, темпом. В то же время, действие может быть в форме перемещения работника в пространстве рабочего места, в речевой форме, в форме жестов. [4]

     В практической деятельности рассмотренные  три фазы при многих операциях протекают слитно, как непрерывный сенсомоторный акт.

     Причины опасных действий

     4 группы (класса) причин опасных действий:

     А. Не умеет - это означает, что работник не владеет необходимыми для данной работы знаниями; не овладел соответствующими навыками, методами, приемами, способами.

     Б. Не хочет, то есть работник умеет качественно и безопасно выполнять данную работу (операцию), однако у него нет желания соблюдать требования безопасности, иначе говоря, - нет мотивации, не развита психологическая установка на соблюдение этих требований.

     В. Не может - это означает, что работник находится в таком физическом или психологическом состоянии, что, несмотря на умение, несмотря на желание, допускает опасное действие.

     Г. Не обеспечен. Работник не исполняет предписанное действие из-за необеспечения его необходимыми условиями – инструментами, материалами, приборами, информацией и т.д.

     Таблица 1.

Классы причин Непосредственные причины Причины более высоких уровней (организационные причины)
А. Не умеет Не владеет  необходимыми  профессиональными знаниями  
Не владеет специальными методами, приемами, навыками  
Не способен к обучению, самообучению, запоминанию
Неэффективная система обучения, инструктажа, тренировок, контроля знаний и умений  
Неэффективная система профессионального отбора
Б. Не хочет Негативная  установка на выполнение требований безопасности  
Недобросовестность  
Безответственность  
Недисциплинированность  
Пассивность  
Предрасположенность к риску  
Мотивация, побуждающая к нарушениям требований безопасности
Неэффективная система профессионального отбора  
Неэффективная система стимулирования  
Неэффективная система пропаганды, воспитания  
Ненормальный психологический климат в коллективе (в семье)  
Неэффективная (по критериям безопасности) система организации и оплаты труда  
Низкая культура производства
В. Не может Временное или  хроническое недомогание, усталость, нервный срыв и т.п.  
Эмоциональная неустойчивость  
Импульсивность  
Боязнь  
Рассеянность  
Алкогольное (наркотическое) опьянение  
Физическая слабость  
Замедленность психомоторных реакций  
Недостатки зрения  
Неразвитый глазомер  
Дальтонизм  
Не способен дифференцировать звуки  
Слабая память  
Слабое оперативное мышление
Неэффективная система профессионального отбора  
Неэффективная система лечебнопрофилактических и реабилитационных мероприятий  
Ненормальный психологический климат в коллективе (в семье)
Г. Не обеспечен Необеспеченность  инструментами, материалами и др. средствами  
Несоответствие условий на рабочем месте санитарно-гигиеническим требованиям  
Недостаток времени  
Необеспечение информацией об обстановке на рабочем месте, об опасностях предстоящей работы и т.п.
Неудовлетворительная  организация труда  
Неэффективная система обеспечения и контроля за состоянием рабочих мест  
Неэффективная система обеспечения оперативной информацией

Информация о работе Проблема безопасности операторской деятельности