Проблема личностных особенностей одареных детей млпдшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 18:02, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является анализ личностных особенностей и интеллектуальной деятельности одаренных детей.
В соответствии с целью и гипотезой исследования нами были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать основные направления в изучении феномена одаренности.
2. Раскрыть значимость личностных особенностей в развитии одаренности.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Проблема интеллектуально одаренных детей в психолого-
педагогической литературе…………………………………………………….5
1.1. Основные теоретические концепции одаренности…………………….5
1.2. Рабочая концепция одаренности Д.Б.Богоявленской, Д.Шадрикова...17
Глава 2. Личностные факторы в становлении одаренности младших
школьников. ……………………………………………………………………24
2.1 Значение особенностей младшего школьного возраста в становлении
одаренности …………………………………………………………………….24
2.2. Личностные особенности и их влияние на развитие одаренности……..27
Заключение ……………………………………………………………………..40
Список литературы …………………………………………………………….41

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯdoc.doc

— 211.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа по общей  психологии

на тему

«Проблемы личностных особенностей одаренных детей младшего школьного  возраста (по материалам психолого-педагогических исследований) ».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коломна 2012

 

Содержание.

 

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1.  Проблема интеллектуально одаренных детей в психолого-

педагогической  литературе…………………………………………………….5

    1. Основные теоретические концепции одаренности…………………….5
    2. Рабочая концепция одаренности Д.Б.Богоявленской, Д.Шадрикова...17

Глава 2. Личностные факторы в становлении одаренности младших

школьников. ……………………………………………………………………24

2.1 Значение особенностей  младшего школьного возраста  в становлении

одаренности …………………………………………………………………….24

2.2. Личностные особенности  и их влияние на развитие  одаренности……..27

Заключение ……………………………………………………………………..40

Список литературы …………………………………………………………….41

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

        В настоящее время феномен  одаренности стал одной из  наиболее широко и активно  обсуждаемых психолого-педагогических  тем. Благодаря переориентации отечественной системы образования на личностно-ориентированные и развивающиеся образовательные технологии в последнее десятилетие наблюдалась значительное повышение интереса к одаренным детям, и отмечалась необходимость объединения усилий специалистов разных областей знания, для решения проблемы обучения таких детей.

         Долгое время наша школа была  ориентирована на  «среднего» ученика. Учащиеся же, легко усваивающие учебную программу, проявляющие творческое мышление, быстро продвигающиеся в развитии, обычно не привлекали к себе специального внимания. Поэтому ставшее возможным изменение отношения к детям, проявляющим неординарные способности, стало одной из причин создания большого числа инновационных учебных заведений, основной целью которых является выявление, обучение и всестороннее развитие одаренных учащихся.

         Одаренные учащиеся составляют  группу психолого-педагогического  риска, связанного, прежде всего,  с диссинхронией развития, трудностями  установления коммуникативных контактов, развитием одаренности по типу скрытой, а также с известным феноменом «снятия» одаренности с возрастом. Кроме этого, высокие результаты успеваемости одаренного ребенка нередко создают иллюзию больших, а порой почти безграничных его возможностей, что требует ответа на вопрос о нервно-психической цене, которую платит ребенок за достижение высоких результатов в учебной деятельности.

         Поэтому нам представляется интересным  изучение проявлений одаренности  в младшем школьном возрасте. Недооценка природных особенностей учащихся нередко приводит к выбору форм и методов обучения, не соответствующих функциональным возможностям 

ребенка, и может стать причиной снижения  у него мотивации  и формирования  негативного отношения к школе в целом.

         Все вышесказанное и определило выбор темы настоящего исследования.

         Целью данной работы является анализ личностных особенностей и интеллектуальной  деятельности  одаренных  детей.

         Объект  исследования – младшие школьники.

         Предмет исследования – личностные особенности одаренных детей младшего школьного возраста.

         В соответствии с целью и  гипотезой исследования нами  были поставлены следующие задачи:

  1. Проанализировать основные направления в изучении феномена одаренности.
  2. Раскрыть значимость личностных особенностей в развитии одаренности.

         Методологической основой исследования стали подходы к изучению одаренности отечественных и зарубежных авторов: Н.С. Лейтеса, В.А. Крутецкого,  В.Н. Дружинина,  М.А. Холодной, Л.И. Ларионовой, А. Бине, Дж. Гилфорда, Дж. Рензулли, Л. Термена, В.Штерна и др., концепция обучаемости Н.А. Менчинской, теория интеллектуальной активности Д.Б. Богояаленской, исследования Индивидуальных различий и способностей Б.М. Теплова, В.М. Русалова.

 

 

 

 

Глава 1.   Проблема интеллектуально  одаренных детей  в психолого-педагогической литературе.

    1. Основные теоретические концепции одаренности.

     Проблема одаренности привлекала внимание и являлась предметом исследований многих отечественных и зарубежных ученых: Б.М. Теплова, С.Л. Рубинштейна, В.Н. Мясищева, Д.Б. Богоявленской, В.Д. Шадрикова, В.Н. Дружинина, М.А. Холодной, Л.И. Ларионовой, А. Бине, В. Штерна, Л. Термена, Д. Векслера, Дж. Гилфорда и др.

       Анализ  имеющейся по проблеме одаренности  литературы позволяет говорить о существовании различных подходов к исследованию одаренности, характеризующихся разными взглядами на содержание самого понятия.

       Долгое  время понятие «одаренность»  рассматривалось через понятие  способностей личности.

       «Способность» - одно из наиболее общих психологических понятий. В науку представление о способностях ввел Платон, который говорил, что «не все люди равно способны к одним и тем же обязанностям; потому что люди по своим способностям весьма различны …» [19, c. 15].

         Начало исследований одаренности  связано с пониманием одаренности  как общей умственной способности,  обеспечивающей достижение высоких  интеллектуальных результатов. Это  отмечалось в работах  А.  Бине, Ч. Спирмена, Л. Термена, В.  Штерна и др.

         Так, В. Штерн определял одаренность  как «общую способность индивида  сознательно устанавливать свое  мышление на новые требования…путем  целесообразного использования  интеллектуальных средств» [24 c.23].  Л. Терменом одаренность рассматривалась как стабильная, врожденная, неизменная на  протяжении всей жизни характеристика человека и соотносилась с высоким коэффициентом интеллекта [ 19,c.17].

 

         В отечественной психологии изучение  одаренности основано на теоретических  разработках проблем развития и формирования способностей личности, которые подробно рассматривались в работах Л.С. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, В.Н. Мясищева, Д.Б. Богоявленской, А.М. Матюшкина, В.Н. Дружинина и др.

         Этими авторами понятию «способность»  были даны развернутые определения. Так, Л.С. Рубинштейн рассматривал способности как «…сложное синтетическое образование, которое включает в себя целый ряд данных, без которых человек не был бы способен к какой-либо конкретной деятельности, и свойств, которые лишь в процессе определенным образом организованной деятельности вырабатываются». [ 17, c. 13-14].

         Б.М. Теплов понимал под способностями  индивидуально-психологические особенности  человека, определяющие успешность  выполнения им деятельности и  определяющие скорость и легкость овладения тем или иным видом деятельности. Он отмечал, что способности не сводимы к знаниям, умениям и навыкам, уже выработанным у человека [21]. Б.М. Теплов в своих работах касается проблемы одаренности и ее выявления. Под одаренностью он понимает «качественно своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или иной деятельности».

         Одаренность же, по мнению С.Л  Рубинштейна, является образованием, определяющим комплексные свойства личности [17 с.248]. определяя одаренность как «общую умственную способность», С.Л. Рубинштейн, подчеркивал, что если под общей одаренностью понимать совокупность всех качеств человека, от которых зависит продуктивность его деятельности, то в нее включается не только интеллект, но и все другие свойства и особенности личности, в частности, эмоциональной сферы, темперамента – эмоциональная впечатлительность, тонус, темпы деятельности. Он рассматривал проблему соотношения общей одаренности и специальных способностей.

 

Он считал, что  все специальные способности  человека – это различные проявления, стороны общей его способности  к освоению достижений человеческой культуры, способности к обучению труду. Он делал акцент на психологической  природе способностей, складывающихся в активном процессе освоения мира субъектом. При этом общая одаренность, по мнению С.Л Рубинштейна, существует не сама по себе, а проявляется через специальные способности, отвечающие требованиям отдельных видов деятельности. Так что в специфическом профиле одаренности каждого человека отражается индивидуальный путь его развития.

         Подобные взгляды можно встретить  и у Б.М Теплова, определяя  одаренность как обладание большими  способностями, он указывал при  этом на особый характер зависимости между ними, определяющий функционирование этой совокупности как качественно нового образования. Он считал, что нельзя понять одаренность, ограничиваясь анализом специальных способностей и связанных с ними особенностей творчества. «В этой характеристике личности, которую мы и называем одаренностью, нельзя видеть простую сумму способностей: по сравнению со способностями она представляет собой новое качество» [21 с.106].

         Таким образом, одаренность можно  определить как качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающие не только успешность, но также уровень и своеобразие выполнения определенной деятельности, внутреннюю установку, направленность развивающейся личности.

         Дальнейшие же исследования показали  необходимость дифференциации видов одаренности, что привело к появлению новых концепций интеллектуальной и творческой одаренности.

         Понимание одаренности как совокупности  способностей, необходимых для успешного  выполнения того или иного  вида деятельности, явилось основой многочисленных классификаций одаренности (Д. Де Хаан, Р. Хэвихерст, Г Гарднер, М. Китано, Д Корби и др.).

         Д. Де Хаан и  Р. Хэвихерст  выделяют следующие виды одаренности: 1) учебную, или академическую  способность, называемую «умственной исключительностью»; 2) научную способность; 3) талант к искусствам, творчество; 4) социальное лидерство; 5) механическую искусность, изобретательность. [8 c.7].

         Г. Гарднеру принадлежит теория  множественности видов интеллекта, согласно которой существует семь видов интеллекта (логико-математический, лингвистический, пространственный, телесно-кинестетический, музыкальный, интерперсональный и интраперсональный), аналогичных видам одаренности.[8 с.9].

         Дифференцируют психомоторную, интеллектуальную, творческую, академическую, социальную и духовную одаренность.

         Б.М. Теплов писал, что «решительно  во всякой одаренности есть  и общее, и особенное. Поскольку  в очень различных формах деятельности  имеются общие моменты, поскольку  можно говорить и об «общей одаренности» в широком смысле, как об одаренности к весьма широкому кругу деятельностей» [21 с.33-34]. «Возможность успешно действовать в различных областях объясняется, прежде всего, наличием некоторых общих моментов одаренности, имеющих значение для разных видов деятельности» [21 с.41]. Б.М. Теплов подчеркивал, что необходимо говорить не о разных одаренностях, а скорее о широте самого понятия «одаренность».

         Поэтому, выделяя специальную  одаренность, определяющую успех  в осуществлении той или иной конкретной деятельности, можно говорить  и о наличии более широкой – общей умственной одаренности как особой восприимчивости к наиболее общим требованиям и условиям основных форм человеческой деятельности.

         Положение об общей умственной одаренности, разработанное С.Л. Рубинштейном, нашло отражение в работах Н.А. Менчинской. Общей умственной способностью выступает обучаемость, под которой понимается совокупность интеллектуальных свойств человека, от которых – при наличии и относительном равенстве других необходимых условий – зависит продуктивность учебной деятельности [10, 4]. Такими свойствами являются обобщенность, осознанность, гибкость, устойчивость и самостоятельность мыслительной деятельности. Степень развития каждого из свойств и характер их сочетания, выступая качественными показателями, определяют индивидуальные различия в обучаемости. Однако в качестве ведущего свойства обучаемости авторами рассматривается обобщенность мыслительной деятельности, ее направленность на абстрагирование и обобщение существенного в материале.

         Интеллектуальные способности, в  отличии от специальных, часто  называют общими, поскольку свойства  ума ( выступающие, например, в  таких умственных процессах, как  сравнение, анализ, планирование  и т.д) проявляются в разнообразных видах человеческой деятельности. При этом индивидуальные различия связаны не только с отдельными интеллектуальными способностями, но и с интеллектом в целом, с общим уровнем и своеобразием умственной деятельности.

         Результаты изучения индивидуальных различий позволяют говорить о неодинаковости умственного потенциала людей, что составляет основу феномена интеллектуальной одаренности.

Информация о работе Проблема личностных особенностей одареных детей млпдшего школьного возраста