Проблема личностных особенностей одареных детей млпдшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 18:02, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является анализ личностных особенностей и интеллектуальной деятельности одаренных детей.
В соответствии с целью и гипотезой исследования нами были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать основные направления в изучении феномена одаренности.
2. Раскрыть значимость личностных особенностей в развитии одаренности.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Проблема интеллектуально одаренных детей в психолого-
педагогической литературе…………………………………………………….5
1.1. Основные теоретические концепции одаренности…………………….5
1.2. Рабочая концепция одаренности Д.Б.Богоявленской, Д.Шадрикова...17
Глава 2. Личностные факторы в становлении одаренности младших
школьников. ……………………………………………………………………24
2.1 Значение особенностей младшего школьного возраста в становлении
одаренности …………………………………………………………………….24
2.2. Личностные особенности и их влияние на развитие одаренности……..27
Заключение ……………………………………………………………………..40
Список литературы …………………………………………………………….41

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯdoc.doc

— 211.50 Кб (Скачать файл)

         М.А. Холодная, рассматривая интеллектуальную  деятельность человека, выделяет  четыре стороны интеллекта: обыденный интеллект (естественные проявления интеллектуальной активности), креативность, когнитивный стиль (индивидуально-своеобразные способы осмысления действительности) и социальный интеллект (эффективность социального познания). Интеллектуальная одаренность, являясь, по мнению М.А. Холодной, производной от особенностей структурной организации интеллекта, определяется ею как «результат длительного внутреннего процесса выстраивания и роста индивидуальных когнитивных ресурсов личности, направление которого определяется специфическими формами организации познавательного опыта человека, характеризующими уникальность его ума» [25, с.39].

         М.А. Холодной выделены типы  людей, наделенных интеллектуальной  одаренностью. Это:

1. лица с показателем общего интеллекта более 135-140 единиц;

2. лица с высоким  уровнем академической успешности;

3. лица с высоким  уровнем развития творческих  интеллектуальных способностей  в виде быстроты мышления и  оригинальности порождаемых идей;

4. лица с высокой успешностью в выполнении тех или иных видов деятельности;

5. лица с экстраординарными  интеллектуальными возможностями;

6. лица с экстраординарными  интеллектуальными возможностями,  связанными с анализом, оценкой  и предсказанием событий обыденной  жизни людей.

         Интеллектуальная одаренность, таким  образом, характеризует уровень  развития и своеобразие мыслительных  и проявляющихся в сфере умственной  деятельности творческих способностей  и возможностей ребенка, обеспечивающих  высокую способность к учению. Под интеллектуальной одаренностью ребенка понимаются более высокая, чем у его сверстников при прочих равных условиях, восприимчивость к учению и более выраженные творческие проявления [10].

         Дети с интеллектуальной одаренностью  легко овладевают основополагающими понятиями, запоминают информацию и осуществляют ее переработку на качественно ином уровне. Она обеспечивает возможность творческой интеллектуальной деятельности, связанной с созданием новых идей, использованием нестандартных подходов при решении мыслительных задач, особой чувствительностью к проблемным вопросам и новой информации, открытостью любым инновациям.  Ряд авторов, Калмыкова З.И, Лейтес Н.С, Шумакова Н.Б, различают понятие интеллектуальной и академической одаренности. Академическая одаренность проявляется в успешном обучении отдельным учебным предметам  и представляется более частной, избирательной. Для таких учащихся характерны легкость, быстрота и глубина в изучении определенных учебных предметов, но отсутствие высоких результатов успеваемости по другим предметам. Примером академической одаренности является математическая одаренность, требующая особой «математической направленности ума».

         Наряду с исследованиями интеллектуальной  одаренности существуют работы, связанные с изучением креативности. Помимо интеллектуальной одаренности, стали выделять творческую, а умственную одаренность стали рассматривать как проявление высокого уровня интеллектуального развития и высокой креативности (Дж. Рензулли, Б Блум и др.)..

         В психологической науке можно выделить различные подходы к пониманию креативности и изучению содержания данного понятия.

         Распространенным является представление  о креативности как составляющей  самых разных одаренностей, проявляющихся,  в частности, в сфере умственной деятельности.

         Дж. Рензулли, определяя одаренность  как совокупность находящихся  во взаимодействии компонентов,  подчеркивал невозможность выявления  одаренности человека только  по одной характеристике [3].

         «Трехкольцевая модель одаренности» Дж. Рензулли (рис. 1) описывает три компонента одаренности: интеллектуальные способности выше среднего уровня, увлеченность задачей, определяющуюся высокой мотивацией, настойчивостью, волевыми усилиями, и творческие способности (креативность). Выделенная Дж. Рензулли триада представляется автором в виде трех взаимно пересекающихся окружностей. Подобная структура позволяет говорить, что различные соотношения составляющих и выполняемых ими роли могут определять различия по интеллектуальной одаренности [14 с.174].

Рис.1. Трехкольцевая модель одаренности  Дж. Рензулли

         А.М. Матюшкиным разработана концепция  творческой одаренности, рассматривающая  одаренность как интегральное  явление, которое характеризуется определенным творческим потенциалом, составляющим основу психического развития и определяющим его направление и темпы. Основной характеристикой творческого потенциала является познавательная потребность, выступающая основой познавательной мотивации, доминирующей у одаренного ребенка по сравнению с другими типами мотивации и проявляющейся в особой любознательности [8].

         Таким образом, креативность как  проявление творческости в сфере  умственной деятельности выступает  одним из компонентов, обеспечивающих развитие интеллектуальной одаренности. Чувствительность к проблемам, потребность в поиске новых и нестандартных способов решения предлагаемых задач обеспечивают достижение принципиально новых результатов, что характерно для деятельности интеллектуально одаренного ребенка.

         Для одаренных детей, в том  числе тех, неординарные способности  которых проявляются не сразу,  характерной является особая  потребность в умственном поиске, в умственной нагрузке, в познавательной  деятельности, обеспечивающей получение новых впечатлений и приобретение новых знаний. Эта потребность, называемая познавательной деятельностью, у одаренных детей оказывается преобладающей над другими [28].

         Характерной чертой познавательной  потребности является, прежде всего,  активность в поиске и приобретении новой информации, которая направляется потребностью в самом процессе познания. Эта потребность отличается усилием стремления к познанию по мере накопления и обогащения человека знаниями. Это становится возможным благодаря ещё одной особенности этой потребности- получению удовольствия от умственного напряжения. Развиваясь, познавательная потребность может становиться не насыщаемой [28].

         Так, Ч. Спирмен ещё в начале ХХ века высказал предположение, что основу одаренности составляет особая «умственная энергия», которая выступает причиной индивидуальных различий [18, с.34].  В ходе возрастного развития ребенка, познавательная потребность проходит несколько этапов, качественно разных уровней, неразрывно связанных с развитием способностей. В исследованиях Н.С. Лейтеса показана возрастная динамика развития данных факторов [6].

         А.Ф. Лазурский, рассматривавший  проблему психической  активности  в контексте интеллектуальной  одаренности, различал понятия  воли и активности, определяя последнюю как внутренний источник, детерминирующий уровень психической деятельности в целом. Уровень проявления интеллектуальной активности выступает у А.Ф. Лазурского в качестве основного критерия классификации личностей, в основу которой положены типы соотношения личности и внешней среды. А.Ф. Лазурским выделены три уровня:

   -  низший  психический уровень, характеризующийся  подчиненностью «малоодаренного»  индивида внешней среде и недостаточной  приспособленностью к ней;

   -   средний уровень рассматривается как тип соотношения личности и внешней среды, при котором индивид хорошо приспосабливается, находя во внешней среде место, соответствующее его внутреннему психическому складу.

   -    высший уровень характеризуется  стремлением индивида преобразовать внешнюю среду в соответствии со своими представлениями и потребностями. А.Ф. Лазурский  соотносит этот уровень с процессом творчества и относит к нему проявления соотношения личности и внешней среды не столько с функцией приспособления к окружающей среде теоретических задач, сколько с его преобразующей деятельностью. Содержание этой деятельности выступает в активности, проявляемой человеком инициативе, порождении новых идей, на которые должно ориентироваться общество. А.Ф. Лазурский, который считал, что одаренность «сводится, в конце концов, к большему или меньшему обществу (потенциальному) запасу его нервно-психической энергии, или, употребляя другой термин, к присущему ему большему или меньшему количеству психической активности» [18, с. 113].

         Д.Б. Богоявленская понимает под интеллектуальной активностью системное качественное образование личности, которое характеризует ее способность познавать окружающий мир и ориентироваться в жизни [1]. Мерой интеллектуальной активности, по ее мнению, выступает интеллектуальная инициатива, характеризующая продолжение мыслительной деятельности за пределами ситуативно-заданной ситуации, не обусловленной практической необходимостью в продолжение работы.

         Д.Б. Богоявленская понимает под  интеллектуальной активностью свойство целостной личности, отражающее процессуальное взаимодействие познавательных и мотивационных компонентов. Интеллектуальные способности, составляя основу интеллектуальной активности и определяя особенности познавательной потребности, проявляются в ней, преломляясь через мотивационную структуру личности.

         Д.Б. Богоявленской было выделено  три основных уровня интеллектуальной  активности. Первый уровень, называемый  стимульно-продуктивным или пассивным,  характеризуется обусловленностью познавательной деятельности внешними стимулами, отсутствием интеллектуальной инициативы и познавательного интереса как внутреннего источника активации мыслительной деятельности. Индивид при решении поставленных задач оперирует лишь заданными шаблонами и использует стереотипные способы действия.

         Второй уровень эвристический  – отличается проявлением интеллектуальной  активности в той или иной  степени. Человек, имея стандартный  способ решения, анализирует содержание  и структуру осуществляемой деятельности, соотносит частные задачи, что позволяет ему предлагать для решения поставленной задачи новые приемы и способы. Каждая новая закономерность оценивается и переживается человеком как открытие, изобретение нового. Однако сформулированная закономерность остается ограниченной рамками наличной ситуации и необходимостью решения конкретных задач. Это позволяет говорить о пределе интеллектуальной активности.

         Высший уровень интеллектуальной  активности – креативный –  характеризующийся отношением человека к обнаруженной эмпирической закономерности как не самостоятельной проблеме. Самостоятельная постановка проблемы не детерминированная действием внешних стимулов, является характерной особенностью интеллектуальной активности данного уровня.

         Итак, интеллектуальная одаренность рассматривается как общая способность к обучению и определяет возможности достижения человеком особо высоких результатов в умственной деятельности по сравнению с другими людьми. Основой интеллектуальной одаренности выступает познавательная способность, проявляющаяся в скорости и легкости приобретении новых знаний и навыков, в качестве усвоения учебного материала и выполнения учебной деятельности. Способность человека выходить при решении поставленных перед ним практических и теоретических задач на пределы конкретной ситуации, рассматривать выявленную закономерность не как формальный прием, а как самостоятельную проблему, требующую дальнейшего изучения.

         Интеллектуальная одаренность как  структурное образование включает  мотивационный, интеллектуальный  и креативный  компоненты. Особенности  мотивационной сферы одаренного  ребенка отражают высокий уровень  познавательной потребности как  особой потребности в изучении окружающего мира. Познавательная потребность, являясь одной из сторон интеллектуальной одаренности, характеризуется активностью, потребностью в самом процессе умственной деятельности и способностью получать положительные эмоции от напряженной умственной работы.

         Основой интеллектуальной одаренности  выступает интеллект, проявляющийся  в уровне и своеобразии мыслительной  деятельности, способах умственных  действий, в выборе познавательной  стратегии и др., характеризующих динамическую сторону умственной деятельности. Однако понятие «интеллектуальная одаренность» не сводится к интеллекту, поэтому изучение проблемы одаренности требует рассмотрения особенностей и свойств личности, ее склада и направленности в цель.

 

         1.2.   Рабочая концепция одаренности Д.Б. Богоявленской, В.Д. Шадрикова.

         В 1998 г. российскими учеными-психологами  была предпринята попытка объединить  и обобщить мировой и отечественный  опыт психологии одаренности.  В рамках Федеральной программы  «Одаренные дети» была разработана Рабочая концепция одаренности [14]. Авторский коллектив (Д.Б.Богоявленская, В.Д.Шадриков, А.В.Брушлинский, Ю.Д.Бабаева, В.Н.Дружинин, И.И.Ильясов, Н.С.Лейтес, А.М.Матюшкин, В.И.Панов, И.В.Калиш, М.А.Холодная, Н.Б.Шумакова, В.С.Юркевич) исходил из того, что существующие в мире,  на современном этапе развития психологии разнообразные, подчас противоречивые, модели одаренности, создают определенные трудности в работе с одаренными детьми. При этом зачастую в качестве главной проблемы выдвигается идентификация одаренных детей и подростков, а их обучение, развитие, проблемы личностного роста отходят на второй план. Авторы в рамках данной концепции рассматривают содержание понятий «одаренность», «одаренный ребенок»; выделяют признаки, виды одаренности; разрабатывают основные принципы и методы работы с одаренными детьми.

         Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми [14, с.5].

         Одаренный ребенок – это ребенок,  который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки  для таких достижений) в том или ином виде деятельности [14, с.5]. Признано, что уровень и характер развития одаренности есть результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка. Определенную роль играют психологические механизмы саморазвития личности, которые лежат в основе формирования и реализации индивидуального дарования.

Информация о работе Проблема личностных особенностей одареных детей млпдшего школьного возраста