М.А. Холодная, рассматривая интеллектуальную
деятельность человека, выделяет
четыре стороны интеллекта: обыденный
интеллект (естественные проявления интеллектуальной
активности), креативность, когнитивный
стиль (индивидуально-своеобразные способы
осмысления действительности) и социальный
интеллект (эффективность социального
познания). Интеллектуальная одаренность,
являясь, по мнению М.А. Холодной, производной
от особенностей структурной организации
интеллекта, определяется ею как «результат
длительного внутреннего процесса выстраивания
и роста индивидуальных когнитивных ресурсов
личности, направление которого определяется
специфическими формами организации познавательного
опыта человека, характеризующими уникальность
его ума» [25, с.39].
М.А. Холодной выделены типы
людей, наделенных интеллектуальной
одаренностью. Это:
1. лица с показателем общего интеллекта
более 135-140 единиц;
2. лица с высоким
уровнем академической успешности;
3. лица с высоким
уровнем развития творческих
интеллектуальных способностей
в виде быстроты мышления и
оригинальности порождаемых идей;
4. лица с высокой успешностью в выполнении
тех или иных видов деятельности;
5. лица с экстраординарными
интеллектуальными возможностями;
6. лица с экстраординарными
интеллектуальными возможностями,
связанными с анализом, оценкой
и предсказанием событий обыденной
жизни людей.
Интеллектуальная одаренность, таким
образом, характеризует уровень
развития и своеобразие мыслительных
и проявляющихся в сфере умственной
деятельности творческих способностей
и возможностей ребенка, обеспечивающих
высокую способность к учению. Под интеллектуальной одаренностью
ребенка понимаются более высокая, чем
у его сверстников при прочих равных условиях,
восприимчивость к учению и более выраженные
творческие проявления [10].
Дети с интеллектуальной одаренностью
легко овладевают основополагающими понятиями,
запоминают информацию и осуществляют
ее переработку на качественно ином уровне.
Она обеспечивает возможность творческой
интеллектуальной деятельности, связанной
с созданием новых идей, использованием
нестандартных подходов при решении мыслительных
задач, особой чувствительностью к проблемным
вопросам и новой информации, открытостью
любым инновациям. Ряд авторов, Калмыкова
З.И, Лейтес Н.С, Шумакова Н.Б, различают
понятие интеллектуальной и академической
одаренности. Академическая одаренность
проявляется в успешном обучении отдельным
учебным предметам и представляется
более частной, избирательной. Для таких
учащихся характерны легкость, быстрота
и глубина в изучении определенных учебных
предметов, но отсутствие высоких результатов
успеваемости по другим предметам. Примером
академической одаренности является математическая
одаренность, требующая особой «математической
направленности ума».
Наряду с исследованиями интеллектуальной
одаренности существуют работы,
связанные с изучением креативности. Помимо
интеллектуальной одаренности, стали
выделять творческую, а умственную одаренность
стали рассматривать как проявление высокого
уровня интеллектуального развития и
высокой креативности (Дж. Рензулли, Б
Блум и др.)..
В психологической науке можно
выделить различные подходы к пониманию
креативности и изучению содержания данного
понятия.
Распространенным является представление
о креативности как составляющей
самых разных одаренностей, проявляющихся,
в частности, в сфере умственной деятельности.
Дж. Рензулли, определяя одаренность
как совокупность находящихся
во взаимодействии компонентов,
подчеркивал невозможность выявления
одаренности человека только
по одной характеристике [3].
«Трехкольцевая модель одаренности» Дж. Рензулли
(рис. 1) описывает три компонента одаренности:
интеллектуальные способности выше среднего
уровня, увлеченность задачей, определяющуюся
высокой мотивацией, настойчивостью, волевыми
усилиями, и творческие способности (креативность).
Выделенная Дж. Рензулли триада представляется
автором в виде трех взаимно пересекающихся
окружностей. Подобная структура позволяет
говорить, что различные соотношения составляющих
и выполняемых ими роли могут определять
различия по интеллектуальной одаренности
[14 с.174].
Рис.1.
Трехкольцевая модель одаренности
Дж. Рензулли
А.М. Матюшкиным разработана концепция
творческой одаренности, рассматривающая
одаренность как интегральное
явление, которое характеризуется определенным
творческим потенциалом, составляющим
основу психического развития и определяющим
его направление и темпы. Основной характеристикой
творческого потенциала является познавательная
потребность, выступающая основой познавательной
мотивации, доминирующей у одаренного
ребенка по сравнению с другими типами
мотивации и проявляющейся в особой любознательности
[8].
Таким образом, креативность как
проявление творческости в сфере
умственной деятельности выступает
одним из компонентов, обеспечивающих развитие интеллектуальной
одаренности. Чувствительность к проблемам,
потребность в поиске новых и нестандартных
способов решения предлагаемых задач
обеспечивают достижение принципиально
новых результатов, что характерно для
деятельности интеллектуально одаренного
ребенка.
Для одаренных детей, в том
числе тех, неординарные способности
которых проявляются не сразу,
характерной является особая
потребность в умственном поиске,
в умственной нагрузке, в познавательной
деятельности, обеспечивающей получение новых впечатлений и приобретение
новых знаний. Эта потребность, называемая
познавательной деятельностью, у одаренных
детей оказывается преобладающей над
другими [28].
Характерной чертой познавательной
потребности является, прежде всего,
активность в поиске и приобретении
новой информации, которая направляется
потребностью в самом процессе познания.
Эта потребность отличается усилием стремления
к познанию по мере накопления и обогащения
человека знаниями. Это становится возможным
благодаря ещё одной особенности этой
потребности- получению удовольствия
от умственного напряжения. Развиваясь,
познавательная потребность может становиться
не насыщаемой [28].
Так, Ч. Спирмен ещё в начале ХХ века
высказал предположение, что основу одаренности
составляет особая «умственная энергия»,
которая выступает причиной индивидуальных
различий [18, с.34]. В ходе возрастного
развития ребенка, познавательная потребность
проходит несколько этапов, качественно
разных уровней, неразрывно связанных
с развитием способностей. В исследованиях
Н.С. Лейтеса показана возрастная динамика
развития данных факторов [6].
А.Ф. Лазурский, рассматривавший
проблему психической активности
в контексте интеллектуальной
одаренности, различал понятия
воли и активности, определяя последнюю как внутренний
источник, детерминирующий уровень психической
деятельности в целом. Уровень проявления
интеллектуальной активности выступает
у А.Ф. Лазурского в качестве основного
критерия классификации личностей, в основу
которой положены типы соотношения личности
и внешней среды. А.Ф. Лазурским выделены
три уровня:
- низший
психический уровень, характеризующийся
подчиненностью «малоодаренного»
индивида внешней среде и недостаточной
приспособленностью к ней;
- средний уровень
рассматривается как тип соотношения
личности и внешней среды, при котором
индивид хорошо приспосабливается, находя
во внешней среде место, соответствующее
его внутреннему психическому складу.
-
высший уровень характеризуется
стремлением индивида преобразовать внешнюю среду в соответствии
со своими представлениями и потребностями.
А.Ф. Лазурский соотносит этот уровень
с процессом творчества и относит к нему
проявления соотношения личности и внешней
среды не столько с функцией приспособления
к окружающей среде теоретических задач,
сколько с его преобразующей деятельностью.
Содержание этой деятельности выступает
в активности, проявляемой человеком инициативе,
порождении новых идей, на которые должно
ориентироваться общество. А.Ф. Лазурский,
который считал, что одаренность «сводится,
в конце концов, к большему или меньшему
обществу (потенциальному) запасу его
нервно-психической энергии, или, употребляя
другой термин, к присущему ему большему
или меньшему количеству психической
активности» [18, с. 113].
Д.Б. Богоявленская понимает
под интеллектуальной активностью системное
качественное образование личности, которое
характеризует ее способность познавать
окружающий мир и ориентироваться в жизни
[1]. Мерой интеллектуальной активности,
по ее мнению, выступает интеллектуальная
инициатива, характеризующая продолжение
мыслительной деятельности за пределами
ситуативно-заданной ситуации, не обусловленной
практической необходимостью в продолжение
работы.
Д.Б. Богоявленская понимает под
интеллектуальной активностью свойство целостной
личности, отражающее процессуальное
взаимодействие познавательных и мотивационных
компонентов. Интеллектуальные способности,
составляя основу интеллектуальной активности
и определяя особенности познавательной
потребности, проявляются в ней, преломляясь
через мотивационную структуру личности.
Д.Б. Богоявленской было выделено
три основных уровня интеллектуальной
активности. Первый уровень, называемый
стимульно-продуктивным или пассивным,
характеризуется обусловленностью познавательной деятельности
внешними стимулами, отсутствием интеллектуальной
инициативы и познавательного интереса
как внутреннего источника активации
мыслительной деятельности. Индивид при
решении поставленных задач оперирует
лишь заданными шаблонами и использует
стереотипные способы действия.
Второй уровень эвристический
– отличается проявлением интеллектуальной
активности в той или иной
степени. Человек, имея стандартный
способ решения, анализирует содержание
и структуру осуществляемой деятельности, соотносит частные задачи,
что позволяет ему предлагать для решения
поставленной задачи новые приемы и способы.
Каждая новая закономерность оценивается
и переживается человеком как открытие,
изобретение нового. Однако сформулированная
закономерность остается ограниченной
рамками наличной ситуации и необходимостью
решения конкретных задач. Это позволяет
говорить о пределе интеллектуальной
активности.
Высший уровень интеллектуальной
активности – креативный –
характеризующийся отношением человека к обнаруженной эмпирической
закономерности как не самостоятельной
проблеме. Самостоятельная постановка
проблемы не детерминированная действием
внешних стимулов, является характерной
особенностью интеллектуальной активности
данного уровня.
Итак, интеллектуальная одаренность
рассматривается как общая способность
к обучению и определяет возможности достижения
человеком особо высоких результатов
в умственной деятельности по сравнению
с другими людьми. Основой интеллектуальной
одаренности выступает познавательная
способность, проявляющаяся в скорости
и легкости приобретении новых знаний
и навыков, в качестве усвоения учебного
материала и выполнения учебной деятельности.
Способность человека выходить при решении
поставленных перед ним практических
и теоретических задач на пределы конкретной
ситуации, рассматривать выявленную закономерность
не как формальный прием, а как самостоятельную
проблему, требующую дальнейшего изучения.
Интеллектуальная одаренность как
структурное образование включает
мотивационный, интеллектуальный
и креативный компоненты. Особенности
мотивационной сферы одаренного
ребенка отражают высокий уровень
познавательной потребности как
особой потребности в изучении окружающего мира.
Познавательная потребность, являясь
одной из сторон интеллектуальной одаренности,
характеризуется активностью, потребностью
в самом процессе умственной деятельности
и способностью получать положительные
эмоции от напряженной умственной работы.
Основой интеллектуальной одаренности
выступает интеллект, проявляющийся
в уровне и своеобразии мыслительной
деятельности, способах умственных
действий, в выборе познавательной
стратегии и др., характеризующих динамическую сторону умственной
деятельности. Однако понятие «интеллектуальная
одаренность» не сводится к интеллекту,
поэтому изучение проблемы одаренности
требует рассмотрения особенностей и
свойств личности, ее склада и направленности
в цель.
1.2. Рабочая концепция одаренности
Д.Б. Богоявленской, В.Д. Шадрикова.
В 1998 г. российскими учеными-психологами
была предпринята попытка объединить
и обобщить мировой и отечественный
опыт психологии одаренности.
В рамках Федеральной программы
«Одаренные дети» была разработана Рабочая концепция
одаренности [14]. Авторский коллектив (Д.Б.Богоявленская,
В.Д.Шадриков, А.В.Брушлинский, Ю.Д.Бабаева,
В.Н.Дружинин, И.И.Ильясов, Н.С.Лейтес, А.М.Матюшкин,
В.И.Панов, И.В.Калиш, М.А.Холодная, Н.Б.Шумакова,
В.С.Юркевич) исходил из того, что существующие
в мире, на современном этапе развития
психологии разнообразные, подчас противоречивые,
модели одаренности, создают определенные
трудности в работе с одаренными детьми.
При этом зачастую в качестве главной
проблемы выдвигается идентификация одаренных
детей и подростков, а их обучение, развитие,
проблемы личностного роста отходят на
второй план. Авторы в рамках данной концепции
рассматривают содержание понятий «одаренность»,
«одаренный ребенок»; выделяют признаки,
виды одаренности; разрабатывают основные
принципы и методы работы с одаренными
детьми.
Одаренность – это системное,
развивающееся в течение жизни качество
психики, которое определяет возможность
достижения человеком более высоких (необычных,
незаурядных) результатов в одном или
нескольких видах деятельности по сравнению
с другими людьми [14, с.5].
Одаренный ребенок – это ребенок,
который выделяется яркими, очевидными,
иногда выдающимися достижениями
(или имеет внутренние предпосылки
для таких достижений) в том или ином виде деятельности
[14, с.5]. Признано, что уровень и характер
развития одаренности есть результат
сложного взаимодействия наследственности
(природных задатков) и социальной среды,
опосредованного деятельностью ребенка.
Определенную роль играют психологические
механизмы саморазвития личности, которые
лежат в основе формирования и реализации
индивидуального дарования.