Проблема нормы и патологии в развитии личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 09:08, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: раскрытие сущности понятий нормы и патологии в развитии личности в психологии, анализ факторов нормального и аномального развития личности.
Задачи работы:
1. раскрыть теоретические аспекты понятий «норма» и «патология», их взаимосвязь;
2. охарактеризовать понятия нормы и патологии в современной психологии;

Содержание

Введение 3
1. Теоретические аспекты изучения развития личности в психологии 6
1.1 Понятие личности 6
1.2 Периодизация психического развития личности 10
1.3 Кризисные этапы в развитии личности 15
1.4 Понятие нормы и патологии в современной психологии 21
Заключение 26
Список использованных источников 28

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая черновик 1.1.docx

— 60.59 Кб (Скачать файл)

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«УНИВЕРСИТЕТ  РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ»

Челябинский филиал 

ГУМАНИТАРНЫЙ  ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА СОЦИАЛЬНОЙ И КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ   РАБОТА 

ПРОБЛЕМА  НОРМЫ И ПАТОЛОГИИ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ 
 
 
 
 

                                                                                 Исполнитель:

                                                                      студент 1 курса группы П-131

                                                        заочной формы обучения

                        Хомутов Андрей Александрович                                                   

                                                                            

                                                            Научный руководитель:

                старший преподаватель

                Сергеева  Н.А.

                                                               

                                  

 

 

Оценка_____________________ 

Зав. кафедрой ______________

                         /Горшенина Е.И./ 
 
 
 
 

Челябинск – 2011  

    Содержание 

Введение 3

1.  Теоретические аспекты изучения развития личности в психологии 6

1.1 Понятие личности 6

1.2 Периодизация психического развития личности 10

1.3 Кризисные этапы в развитии личности 15

1.4 Понятие нормы и патологии в современной психологии 21

Заключение 26

Список использованных источников 28

Приложение 29

Введение

    Приспособление  людей к окружающей природной  и социальной среде сугубо индивидуально. Большинство людей справляется  с этой задачей. Но некоторые индивиды, слишком «хрупкие» или плохо  подготовленные к жизни, не могут  адекватно воспринимать и решать возникающие проблемы. У них отмечается аномальное развитие и неадаптивное поведение.

    На  всех этапах общественного развития люди пытались выявить причины такого «не вкладывающегося в определенные рамки» поведения. Так, на протяжении древности, средних веков и позднее психическое  нездоровье (безумие) считалось следствием одержимости бесом, присутствием «злого духа», которых следовало изгонять с помощью заклинаний и жестокого  обращения. История содержит огромное количество фактов, когда «ведьм» и «колдунов» заковывали в цепи, содержали в тюрьмах, сжигали на костре, забрасывали камнями, отдавали на «растерзание» возбужденной толпе: и только в конце XVIII в. французский врач Ф. Пинель потребовал относиться к «умалишенным» как к «психически больным» людям. Этот гуманный акт и открыл эру психиатрии.

    Впервые вопрос о норме возник в тех  областях психиатрии и психологии, которые имели дело с так называемыми  пограничными явлениями, такими как  психопатии. Усилению интереса к проблеме нормы и патологии способствовал  психоанализ З.Фрейда, включивший «психопатологии обыденной жизни» в психопатологии. В 1908 году вышла статья Ганнушкина «Постановка вопроса о границах душевного здоровья», в которой он указал, что установить пограничную линию между нормальными и патологическими явлениями практически невозможно, потому что между здоровьем и болезнью существует множественные многообразные ступени.

    Важным  импульсом к развитию понятия  «норма» послужили социально-психологические  методы изучения человеческой психики, в результате было выяснено, что  содержание понятий «норма» и  «патология» зависит от культуры, в условиях которой живет человек.

    Проблема  взаимосвязи наличия дефектов и  аномального развития изучается  в отдельной науке дефектологии, основы которой заложил Л.С. Выгодский.

    Понятие “психическая норма” активно используется и психологами, и психотерапевтами, не говоря уже о психиатрах, которых  можно считать своеобразными  “хранителями” этого понятия. Однако если попросить всех этих специалистов ответить на вопрос о том, что такое  психическая норма и каковы ее критерии, то мы можем встретить  определенные затруднения.

    В настоящее время в психологии все ещё не существует единого  представления о норме. Одним  из ведущих источников заимствований  в психологии является понятийный аппарат  медицины, в частности, психиатрии. В психиатрии понятие «нормы»  традиционно существует в виде дихотомии  «норма - патология».

    Проблема  определения понятий «болезнь–здоровье», «норма–патология», судя по истории  вопроса, относится к вечным проблемам. Многовековое стремление раскрыть содержательную сущность здоровья и дать количественную оценку этой сложной социальной категории  пока что не имели успеха. В мировой  научной литературе насчитывается  около 80 определений понятия «здоровье» как сущностного качества человека. Однако ни одно из них не стало общепринятым прежде всего потому, что не нашло  конкретной реализации в практике.

    Определенно можно сказать, что наличие дефекта  какой-либо функции еще не означает, что человек будет иметь проблемы в развитии. Сложная взаимосвязь  врожденных и приобретенных дефектов, а также определенных социальных условий может рассматриваться  как причина аномального развития человека.

    Рассмотрение  проблемы соотнесения особенностей «психологической нормы» и «психических отклонений», довольно широко представленной в современных научных и практико-ориентированных  публикациях, свидетельствует о  том, что она пока еще далека от решения в виду своей сложности. Ее решение осложняет и недостаточная  изученность сущности психики человека и принципов ее организации, наличие большого спектра теоретико-методологических подходов к пониманию личности человека, содержания и границ «нормального» и «аномального» в психике и т.д.

    Исходя  из приведенных выше фактов, можно  сделать вывод о том, что рассмотрение проблемы нормы и патологии в  развитии личности является достаточно актуальным вопросом в современной  психологии, требующим тщательного  изучения.

    Цель  работы: раскрытие сущности понятий  нормы и патологии в развитии личности в психологии, анализ факторов нормального и аномального развития личности.

    Задачи  работы:

       1. раскрыть теоретические аспекты  понятий «норма» и «патология»,  их взаимосвязь;

       2. охарактеризовать понятия нормы  и патологии в современной  психологии;

        Объект исследования: особенности развития личности.

    Предмет исследования: нормы и патологии  в развитии личности. 
 
 
 
 
 
 

1.  Теоретические аспекты изучения развития личности в психологии

1.1 Понятие личности

    Личность - система социально значимых качеств  индивида, мера овладения им социальными  ценностями и его способность  к реализации этих ценностей.

    Если  понятие индивида включает в себя общие качества homo sapiens - представителя человеческого рода как биологического вида, то понятие личности связано с понятием индивидуальности - с творческим преломлением в индивиде общесоциальных качеств с неповторимой системой отношений конкретного человека к миру, с его индивидуальными способностями социального взаимодействия.

    Как личность человек характеризуется  уровнем развития его сознания, соотнесенностью  его сознания с общественным сознанием, которое, в свою очередь, определяется уровнем развития данного общества. В свойствах личности проявляются  возможности данного человека к  участию в общественных отношениях.

    Существенной  стороной личности является ее отношение  к обществу, к отдельным людям, к себе и своим общественным и  трудовым обязанностям.

    Личность  характеризуется уровнем осознанности своих отношений и их устойчивостью.

    В личности существенна не только ее позиция, но и способность к реализации своих отношений. Это зависит  от уровня развития творческих возможностей человека, его способностей, знаний и умений, его эмоционально-волевых  и интеллектуальных качеств.

    Человек не рождается с готовыми способностями, интересами, характером и т.п. Эти  свойства формируются при жизни  человека, но на определенной природной  основе.

    Наследственная  основа человеческого организма (генотип) определяет его анатомо-физиологические  особенности, основные качества нервной  системы, динамику нервных процессов.

    В биологической организации человека, в его природе заложены возможности  будущего его психического развития. Но человеческое существо становится человеком только благодаря социальной наследственности - благодаря освоению опыта предшествующих поколений, закрепленного  в знаниях, традициях, предметах  материальной и духовной культуры, в системе общественных отношений.

    Природные стороны человека не следует противопоставлять  его социальной его сущности. Сама природа человека является продуктом  не только биологической эволюции, но и продуктом истории. Биологическое  в человеке нельзя понимать как наличие  в нем какой-то "животной" стороны. Все природные биологические  задатки человека являются человеческими, а не животными задатками.

    Но  становление человека как личности происходит только в конкретных общественных условиях. Требования общества определяют и модели поведения людей, и критерии оценки их поведения.

    То, что на первый взгляд представляется естественными качествами человека (например, черты его характера), в действительности является закреплением в личности общественных требований к ее поведению.

    Движущей  силой развития личности являются внутренние противоречия между постоянно растущими  общественно обусловленными потребностями  и возможностями их удовлетворения. Развитие личности - это постоянное расширение ее возможностей и формирование новых потребностей.

    Уровень развития личности определяется характерными для нее отношениями. Низкие уровни развития личности характеризуются  тем, что ее отношения обусловлены  в основном утилитарными, меркантильными интересами. Наиболее высокий уровень  развития личности характеризуется  преобладанием общественно значимых отношений. Регулируя свою жизнедеятельность  в обществе, каждый индивид решает сложные жизненные задачи. Личность проявляется в том, как она решает эти задачи. Одни и те же трудности, коллизии преодолеваются различными людьми разными способами (вплоть до преступных).

    Понять  личность - это значит понять, какие  жизненные задачи и каким способом она решает, какими исходными принципами решения этих задач она вооружена.

    Различаются личности социализированные - адаптированные к условиям своего социального бытия, десоциализированные - девиантные, отклоняющиеся от основных социальных требований (крайние формы этого отклонения - маргинальность) и психически аномальные личности (психопаты, невротики, лица с задержками психического развития и с личностными акцентуациями - "слабыми местами" в психической саморегуляции).

Информация о работе Проблема нормы и патологии в развитии личности