Проблема нормы и патологии в развитии личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 09:08, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: раскрытие сущности понятий нормы и патологии в развитии личности в психологии, анализ факторов нормального и аномального развития личности.
Задачи работы:
1. раскрыть теоретические аспекты понятий «норма» и «патология», их взаимосвязь;
2. охарактеризовать понятия нормы и патологии в современной психологии;

Содержание

Введение 3
1. Теоретические аспекты изучения развития личности в психологии 6
1.1 Понятие личности 6
1.2 Периодизация психического развития личности 10
1.3 Кризисные этапы в развитии личности 15
1.4 Понятие нормы и патологии в современной психологии 21
Заключение 26
Список использованных источников 28

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая черновик 1.1.docx

— 60.59 Кб (Скачать файл)

    Можно выделить ряд особенностей социализированной  личности, находящейся в пределах психической нормы.

    Наряду  с социальной приспособленностью развитая личность обладает личностной автономией, утверждением своей индивидуальности. В критических ситуациях такая  личность сохраняет свою жизненную  стратегию, остается приверженной своим  позициям и ценностным ориентациям (целостность личности). Возможные  психические срывы в экстремальных  ситуациях она предупреждает  системой средств психологической защиты (рационализацией, вытеснением, переоценкой ценностей и др.).

    Личность  в норме находится в состоянии  своего непрерывного развития, самоусовершенствования и самореализации, постоянно открывая для себя новые горизонты на своем  человеческом пути, испытывает "радость  завтрашнего дня", изыскивает возможности  актуализации своих способностей. В  трудных условиях - толерантна, способна к адекватным действиям.

    Психически  уравновешенный индивид устанавливает  доброжелательные отношения с другими  людьми, проявляет чуткость к их потребностям и интересам.

    В построении своих жизненных планов стабильная личность исходит из реальных возможностей, избегает завышенных притязаний. Развитая личность обладает высокоразвитым чувством справедливости, совести и чести. Она решительна и настойчива в достижении объективно значимых целей, но не ригидна - способна к коррекции своего поведения. На сложные требования жизни она способна реагировать тактической лабильностью без психических надломов. Источником своих удач и неудач она считает себя, а не внешние обстоятельства. В сложных условиях жизни она способна взять ответственность на себя и пойти на оправданный риск. Наряду с эмоциональной устойчивостью, она постоянно сохраняет эмоциональную реактивность, высокую чувствительность к прекрасному и возвышенному. Обладая развитым чувством самоуважения, она способна посмотреть на себя со стороны, не лишена чувства юмора и философского скепсиса.

    Сознание  своей обособленности позволяет  индивиду быть свободным от произвольных преходящих социальных условий, диктата  власти, не терять самообладание в  условиях социальной дестабилизации и  тоталитарных репрессий. Ядро личности связано с ее высшим психическим  качеством - духовностью. Духовность - высшее проявление сущности человека, его внутренняя приверженность человеческому, нравственному долгу, подчиненность  человека высшему смыслу его бытия. Духовность личности - ее сверхсознание, неугасимая потребность стойкого отвержения всего низменного, беззаветная преданность возвышенным идеалам.

    Автономность  личности - это ее обособленность от недостойных побуждений, сиюминутной  престижности и псевдосоциальной активности.

          
 
 
 
 
 
 

  1.2 Периодизация психического развития личности

 

    Периодизация  психического развития — выделение  в целостном жизненном цикле  человека последовательности стадий (периодов) психического развития. Научно обоснованная периодизация должна отражать внутренние закономерности самого процесса развития (Л.С. Выготский) и отвечать следующим  требованиям:

       1) описывать качественное своеобразие  каждого периода развития и  его отличия от других периодов;

       2) определять структурную связь  между психическими процессами  и функциями в рамках одного  периода; 

       3) устанавливать инвариантную последовательность  стадий развития;

       4) периодизация должна иметь такую  структуру, где каждый последующий  период основан на предшествующем, включает и развивает его достижения.

    Прежде  всего, необходимо дать определение  основных понятий – это возраст  и развитие.

         Возраст – категория, служащая  для обозначения характеристик  индивидуального развития.  Различают  3 понятия возраста: хронологический, биологический и психологический. Хронологический характеризует индивида с момента рождения, биологический – совокупность биологических показателей, функционирование организма в целом (кровеносная, дыхательная, пищеварительная системы и т.п.),  психологический характеризует закономерности развития организма, условия жизни, обучения и воспитания.

    Психологический возраст включает в себя:

       a) умственный возраст. Для определения  умственного возраста детей от 4 до 16 лет используется тест Векслера, который включает вербальные  и данные в наглядной (образной) форме задания. При его применении  получают суммарный "общий  интеллектуальный показатель". Психолог  вычисляет IQ - интеллектуальный коэффициент:  умственный возраст x 100%. IQ = хронологический  возраст;

       b) социальная зрелость - SQ - социальный  интеллект (человек должен быть  адаптирован к среде, которая  его окружает);

       c) эмоциональная зрелость: произвольность  эмоций, уравновешенность, личностная  зрелость. В реальной жизни отдельные  составляющие возраста не всегда  совпадают. 

      Развитие может быть биологическим,  психическим и личностным. Биологическое  – это созревание анатомо-физиологических  структур. Психическое – закономерное  изменение психических процессов,  которое выражается в количественных  и качественных   преобразованиях.  Личностное – формирование личности  в результате социализации и  воспитания.

    Отличительными  особенностями многих периодизаций психического развития являются их односторонний  характер (отрыв развития личности от развития интеллекта) и натуралистический  подход к психическому развитию в  онтогенезе, что находит выражение  в игнорировании исторически  изменчивого характера периодов развития. Примерами таких периодизаций являются периодизация развития интеллекта Ж. Пиаже, психосексуального развития З. Фрейда, развития личности Э. Эриксона, сенсомоторного развития А. Гезелла, морального развития Л. Кольберга. Широкое распространение получили также периодизации психического развития по педагогическому принципу, где критериями периодизации выступают ступени обучения и воспитания в социально-образовательной системе. [4]

    Приведу несколько примеров различных периодизаций из отечественной и зарубежной психологии.

    Этапы психосексуального развития ребенка З.Фрейда.   

    З.Фрейд выделяет 5 стадии психосексуального развития. В термине «психосексуальный» подчеркивается, что главным фактором, определяющим развитие человека, является сексуальный инстинкт, прогрессирующей от одной эрогенной зоны к другой в течение жизни человека. На каждой стадии развития  определенный участок тела стремиться к определенному объекту или действиям, чтобы вызвать приятное напряжение. З.Фрейд сделал основной акцент на биологических факторах, т.е. все стадии тесно связаны с эрогенными зонами – чувствительные участки тела, которые функционируют как выражение побуждений либидо. Эрогенные зоны включают уши, глаза, рот (губы), молочные железы, анус и половые органы. (Приложение A Таблица 1 «Этапы психосексуального развития ребенка З.Фрейда»).  [6]

    Периодизация  развития индивида по критерию ведущей  деятельности  Д.Б. Эльконина. В настоящее время периодизация психического развития в детском возрасте принадлежит Д. Б. Эльконину. Опираясь на идеи Л. С. Выготского и А. Н. Леонтьева о зависимости развития психики от ведущего типа деятельности, ведущего отношения ребенка к действительности,  Эльконин предлагает следующую схему периодизации.

    Схема периодизации описывает психическое  развитие, а не развитие личности. Д. Б. Эльконин предложил рассматривать каждый психологический возраст на основе следующих критериев:

       1. Социальная ситуация развития. Это система отношений, в которую  ребенок вступает в обществе. Это то, как он ориентируется  в системе общественных отношений,  в какие области общественной  жизни входит.

       2. Основной, или ведущий тип деятельности  ребенка в этот период.

       3. Основные новообразования развития. Важно показать как новые достижения в развитии перерастают социальную ситуацию и ведут к ее "взрыву" – кризису.

       4. Кризис. Кризисы – переломные  точки на кривой детского развития, отделяющие один возраст от  другого.

    Ребенок – целостная личность, которая  активно познает окружающий мир  предметов и отношений. Д.Б.Эльконин выделил 2 системы отношений:

       * человек – человек;

       * человек – вещь.

    В связи с этим существуют 2 группы деятельности, в которых эти системы  отношений осваиваются:

       1. Социальная (человек – человек): ориентирована на нормы отношений между людьми, т.е. главным образом развивается мотивационно-потребностная сфера.

       2. Культурная (человек – вещь): человек  осваивает способы действия с  вещью, т.е. акцент на развитии  интеллектуально-познавательной сферы. (Приложение A Таблица 2 «Развития  индивида по критерию ведущей  деятельности  Д.Б. Эльконина»)

    Каждая  из сторон подготавливает развитие другой стороны. Границами возрастов являются кризисы – переломные моменты в развитии.                       Д.Б. Эльконин выдвинул следующую гипотезу: по закону периодичности в детском развитии, по-новому объясняется содержание кризисов развития. Так, 3 года и 11 лет – кризисы отношений, вслед за ними возникает ориентация в человеческих отношениях; 1 год, 7 лет – кризисы мировоззрения, которые открывают ориентацию в мире вещей. [10]

    Нравственное  развитие личности Л. Колберга.

    Лоренс  Колберг рассматривает нравственное развитие как прогрессивный процесс.

    Развитие  морального сознания включает 6 стадий, объединяющихся в 3 уровня:

       1) Доморальный уровень, который относится к детскому возрасту.

    1 стадия – поведение ребенка  мотивировано стремлением избежать  наказания.

    2 стадия - поведение ребенка мотивировано  заслужить поощрение.

       2) Конвенциальная мораль (конвенция  - договоренность, соглашение). Источник  моральных предписаний остается  внешним.

    3 стадия – люди отчетливо осознают  мнения других и стремятся  завоевать их одобрение. 

    4 стадия – люди осознают интересы  общества и правила поведения  в нем. 

    Формируется нравственное сознание.

       3) Автономная мораль, т.е. моральные  принципы становятся собственным, внутренним достоянием личности.

    5 стадия – люди осмысливают  различные противоречия  между  различными нравственными убеждениями.  Они способны делать обобщение,  представлять себе, что произойдет, если все будут поступать определенным образом.

    6 стадия – у людей формируется  собственное этическое чувство,  универсальные последовательные  нравственные принципы. Люди лишены  эгоцентризма, предъявляют к себе  такие же требования, как к  другим. [6]

      1.3 Кризисные этапы в развитии личности

 

    Опираясь  на представления Фрейда о психосексуальном развитии человека, Эриксон разработал  теорию,   в   которой   акцентируются социальные  аспекты этого развития.  Оно   рассматривается   как   процесс интеграции индивидуальных биологических факторов с факторами воспитания  и социокультурного окружения.

    По  мнению Эриксона, человек на протяжении жизни переживает  восемь психосоциальных  кризисов, специфических для каждого  возраста,  благоприятный или  неблагоприятный  исход  которых  определяет  возможность   последующего расцвета личности.

    Каждая  психосоциальная стадия сопровождается кризисом – поворотным моментом в  жизни человека, возникающим как  следствие достижения определенного  уровня психологической зрелости.

    Кризис - это состояние душевного расстройства, вызванное длительной неудовлетворенностью человека собой и своими взаимоотношениями  с окружающим миром.

    Также можно ввести и следующее определение: кризис - состояние, при котором невозможно дальнейшее функционирование личности в рамках прежней модели поведения, даже если она целиком устраивала данного человека.

Информация о работе Проблема нормы и патологии в развитии личности