Проблема самоубийств в подростковом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 22:36, курсовая работа

Краткое описание

Цель: изучить особенности подросткового суицида.
Задачи:
1.Дать общее представление о понятии и сущности суицида.
2.. Рассмотреть причины суицидального поведения в подростковом возрасте.
3.Рассмотреть особенности подросткового возраста
4.Проанализировать возможности психологической диагностики в определении суицидального риска у подростков.
5.Рассмотреть меры профилактики суицида среди подростков.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...……3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы подросткового суицида в современном обществе……………………………………………………………....6
1.1.Понятие и сущность суицида………………………………………….6
1.2.Особенности подросткового возраста……………………………….12
1.3.Причины суицидального поведения в подростковом возрасте………………………………………………………………..17
Глава 2. Диагностика и профилактика суицидального поведения подростков…………………………………………………………………………..23
2.1. Психологическая диагностика суицидального поведения…………...23
2.2. Меры профилактики суицида среди подростков…………………….27
Заключение………………………………………………………………………….38
Библиографический список………………………………………………………..40
Приложения………………………………………………………………………...44

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая 1.doc

— 237.50 Кб (Скачать файл)

3. Аналитический, когда конфликт не теряет своей актуальности, но суицидальные тенденции пропадают, поскольку ребенок испытывает раскаяние и ищет иные пути решения проблемы. Вероятность повторения возрастает, если другой путь разрешения конфликта не будет найден.

4. Суицидально-фиксированный, при котором конфликт остается острым, и суицидальные тенденции сохраняются, а отношение к суициду закрепляется как положительное [31, с.14].

При организации работы с несовершеннолетними, выжившими после самоубийства, необходимо помнить, что многие из них не хотели умирать и просто утратили способность общаться с миром. Для них суицид — это способ сообщить всем о глубине своего отчаяния.

При организации работы с родителями им необходимо объяснить, что попытку самоубийства надо расценивать как крик о помощи и, прежде всего, спокойно разобраться в проблемах подростка. Ни при каких обстоятельствах нельзя выгонять его из дома или отказывать в возможности высказаться.

Родители должны знать, что в противовес общепринятому мнению не нужно бояться помощи специалистов, ибо только во время психотерапевтической консультации возможно полное раскрытие испытываемых ребенком страданий и тревог. Желательно прибегнуть к семейной терапии (у психолога должен быть список специалистов, который родители могли бы получить на руки), когда поддержку получают все члены семьи: они высказывают свои намерения и огорчения, конструктивно вырабатывая более комфортный стиль совместной жизни. Но иногда единственным выходом становится госпитализация суицидента в психиатрическую больницу, что приносит облегчение, как больному, так и его близким [24, с.205].

Спецификой подросткового  суицида является то, что он оказывает  сильнейшее влияние на две группы: родных и друзей несостоявшегося самоубийцы, жизнь которого протекает примерно одинаково по времени и интенсивности среди сверстников и в семье. При организации третичных профилактических мероприятий после совершения фатального суицида большое значение имеет помощь знакомым самоубийцы в преодолении боли и для предотвращения подражания и имитации. Как правило, друзья подростка-суицидента испытывают вину после случившегося, считая, что не услышали зов о помощи, не смогли предотвратить самоубийство. По мнению Кристофера Лукаса и Генри Сейдена, обращение к несовершеннолетнему другу самоубийцы — это разговор со следующей жертвой суицида. Цель подобных диалогов — дать возможность юношам и девушкам поговорить об умершем, снять запрет на обсуждение причин самоубийства, предотвратить его последующую идеализацию и романтизацию[24, с.215] .

Сегодня существует Международная ассоциация по предотвращению самоубийств, по рекомендации которой во многих городах мира и нашей страны были созданы службы предупреждения самоубийств. Это новая форма организации медицинской и социально-психологической помощи людям, нуждающимся в квалифицированном совете или медикаментозном лечении.

Одним из главных принципов деятельности служб является их анонимность. Сознание, что личные, мучительные для человека вопросы не получат огласку, делает его более раскованным, облегчает установление с ним контакта. Неукоснительно соблюдается еще один принцип, рекомендуемый международными суицидологическими организациями,  –  подразделение службы не должно располагаться на территории психиатрических учреждений. Это устраняет барьер, мешающий человеку обратиться к специалисту [18, с.177].

Проблемой суицидального  поведения несовершеннолетних занимаются также учреждения социальной защиты населения, управления здравоохранения, общественные организации.  Существуют различные формы психопрофилактической работы. 

Первая форма  – организация социальной среды. Воздействуя на социальные факторы, можно предотвратить нежелательное поведение личности. Профилактика суицидального поведения у подростков включает, прежде всего, социальную рекламу по формированию установок на здоровый образ жизни [16, с.113]. 

Вторая форма психопрофилактической работы - информирование. Это

наиболее привычное  направление психопрофилактической работы в форме лекций, бесед, распространения специальной литературы или видео-  и телефильмов. Суть подхода заключается в попытке воздействия на когнитивные процессы личности с целью повышения ее способности к принятию конструктивных решений. Перспективному развитию данного подхода может способствовать отказ от преобладания запугивающей информации, а также дифференциация по полу, возрасту, социально-экономическим характеристикам [16, с.114].

Третья форма  – активное социальное обучение социально-важным навыкам. Данная модель преимущественно реализуется в форме групповых тренингов. В настоящее время распространены следующие формы: 

  1. Тренинг устойчивости к негативному социальному влиянию (развивает способность сказать «нет» в случае негативного давления сверстников). 
  2. Тренинг аффективно-ценностного обучения (формируются навыки принятия решения, повышается самооценка, стимулируются процессы самоопределения и развития позитивных ценностей). 
  3. Тренинг формирования жизненных навыков (формируются умения общаться, поддерживать дружеские связи и конструктивно разрешать конфликты). 

Четвертая форма  – организация деятельности, альтернативной девиантному поведению. Альтернативными формами активности признаны: познание (путешествие), испытание себя (походы в горы, спорт с риском), значимое общение, любовь, творчество, деятельность [16, с.116]. 

Пятая форма – организация здорового образа жизни. Она исходит из

представлений о личной ответственности за здоровье, гармонию с окружающим миром и своим  организмом.

Шестая форма  -  активизация личностных ресурсов.  Активные занятия подростков спортом, их творческое самовыражение, участие в группах общения и личностного роста, арттерапия  -  все это активизирует личностные ресурсы, в свою очередь обеспечивающие активность личности, ее здоровье и устойчивость к негативному внешнему воздействию.  (Недопустимо!!)

Седьмая форма - минимизация негативных последствий суицидального поведения. Данная форма работы используется в случаях уже сформированного суицида. Она направлена на профилактику рецидивов или их негативных последствий [16, с.117].

В различных видах  психопрофилактической работы могут  использоваться

схожие формы и методы. 

По способу организации  работы выделяют следующие формы  профилактики: индивидуальна


Информация о работе Проблема самоубийств в подростковом возрасте