Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 22:47, курсовая работа
В настоящие время процесс социализации является предметом исследования специалистов многих отраслей научного знания. Психологи, философы, социологи, педагоги, социальные психологи и т. д. Вскрывают различные аспекты этого процесса, исследуют механизмы, этапы и стадии, фак¬торы социализации.
Актуальность данной проблемы на современном этапе развития Российского общества очевидна. В настоящее время молодому поколению достаточно трудно найти достойную нишу в обществе в соответствии со своими потребностями и возможностями.
Введение 3
Глава 1. Историко-педагогический анализ проблемы социализации личности 6
1.1. Понятие социализации 6
1.2. Социализация личности в современном обществе 14
Глава 2. Социализация молодежи в современной России. Молодежь как объект социальной политики 25
2.1. Молодежь как общественная группа 25
2.2. Социализация современной молодежи 30
Заключение 35
Список литературы 37
Актуальность. В настоящие время процесс социализации является предметом исследования специалистов многих отраслей научного знания. Психологи, философы, социологи, педагоги, социальные психологи и т. д. Вскрывают различные аспекты этого процесса, исследуют механизмы, этапы и стадии, факторы социализации.
Актуальность данной проблемы на современном этапе развития Российского общества очевидна. В настоящее время молодому поколению достаточно трудно найти достойную нишу в обществе в соответствии со своими потребностями и возможностями.
Молодежный
потенциал как системное
Потенциальные возможности молодежи могут саморазвиваться, и действовать в направлении достижения общей цели регионального развития, быть реализованными при возникновении потребности в них, при изменении характера и содержания труда, рационализации социально-профессиональных требований, при выборе профессии, планировании семейной жизни и т.д. Но они имеют и асоциальную направленность, несут потенциал разрушения личности и общества в явлениях наркомании, преступности, пьянства, в злоупотреблении другими вредными привычками.
Имеющие место разрывы в процессах социализации поколений при передаче знаний, опыта, ведут к усилению тенденций отклоняющегося поведения, маргинализации общественной жизни, девальвации трудового потенциала и т.д.
На сегодняшний день молодежная политика ориентирована не столько на процесс социализации основной массы населения, сколько на работу с девиантными группами молодежи. Именно эти группы становятся в центр социальных программ и социологических исследований.
Степень разработанности проблемы. Работы многих ученых посвящены проблемам молодежи. Так К. Мангейм - изучал роль и задачи молодежи в обществе, С.Н. Айзенштад (“От поколения к поколению”), Т. Парсонс (“Высшее образование и изменяющаяся социализация”) исследовали процесс социализации, И. С. Кон В. А. Ядов, И. В. Бестужев, опираясь на конкретные социологические исследования, раскрывают проблему выбора профессии и отношение молодежи к труду, Фельдман Р.(Молодежь и социальные службы. Энциклопедия социальной работы.), Лисовский В.(Социальная защита молодежи: вопросы теории и практики), Фармер (Рациональный выбор: теория и практика) и др. уделяют первостепенное значение теоретическим аспектам молодежной политики,
Проблема социализации молодежи очень важна на сегодняшний день. От этого зависит будущее любого государства. Общие проблемы социализации, сущности и содержания этого процесса анализируется в работах Б.Г. Ананьева, Н.В. Андреенкова, С.С. Батенина, Л.П. Буевой, В.В. Москаленко, В.Г. Немировского, Б.Д. Парыгина. Постановка проблем социализации молодежи в условиях НТР дана в работах И.С. Кона, О.И. Шкаратина и А. М. Коршунова, Ю.Н. Давыдова и И.Б. Роднянской, К.Г. Мяло, С.Н. Иконниковой, Г.А. Чередниченко и В.Н. Шубкина. Стадии и этапы процесса социализации, их характеристики и критерии выделения рассматриваются в работах Л.А. Антипова, Г.И. Гилинского, А.Я. Кузнецовой, И.С. Кона. Институты социализации анализируются в работах Н.В. Андреенковой, В.Я. Титаренко. До сих пор интересны и полезны, на наш взгляд, работы зарубежных ученых, в которых анализируются взаимоотношения между поколениями в современных условиях. Это монографии, авторами которых являются Т. Роззак, Х. Кройц. Уникальным по своему энциклопедическому характеру является издание под редакцией Д. Гозлинга, которое охватывает около 30 проблем социализации.
Анализу процесса социализации в современном динамичном мире посвящена работа И. Таллмана, Р. Маротц-Бадена, П. Пиндаса. Но, несмотря на довольно хорошую разработанность, сегодня в наших гуманитарных науках проблемы социализации скорее намечены, чем глубоко проанализированы.
В настоящее время в нашей стране необходим новый подход к молодежным проблемам. Формирующаяся молодежная политика должна опираться на теоретические разработки в данной области. Необходимо всестороннее изучение молодежной политики и проведение современных социологических исследований в молодежной среде, связанных с занятостью, здоровьем, образованием, отдыхом молодежи.
Цель данной работы – изучить процесс социализации личности на стадии молодости.
Задачи работы:
-
дать определение понятию
-
рассмотреть социализацию
- охарактеризовать молодежь как общественную группу;
-
описать процесс социализации
современной молодежи.
Процесс социализации, его изучение и разработка вызывают сегодня живейший интерес ученых и практиков. Социализация как понятие широко употребляется в современных работах философов, социологов, психологов, педагогов. Именно поэтому актуально стремление познакомиться с историей изучения и разработки данной проблемы.
Необходимо сразу отметить, что фундаментальных, монографических исследований по этому вопросу крайне мало. Исторический аспект проблемы освещается, как правило, в концептуальных разработках ученых как иллюстрация исторической преемственности научно-практических идей.
Видимо, этим можно объяснить тот факт, что на сегодняшний день ученые так и не пришли к единому мнению, кто же был автором термина «социализация»: одни называют французского социолога Г.Тарда, другие — американского социолога Ф.Г. Гиддинга, опубликовавшего в 1887 г. книгу «История социализации». Достоверно утверждать можно лишь то, что произошло это в последней четверти XIX в.
В России о социализации заговорили несколько позже: в самом конце XIX в. Тогда в экономической науке уже сложилось понятие «социализация земли». Вот как оно сформулировано в Генеративной энциклопедии Брокгауза: «Социализация земли — один из способов радикального разрешения аграрного вопроса». На основах социализации земли был построен «проект основных положений земельного закона», внесенный думской фракцией партии социалистов-революционеров во вторую Государственную Думу. Основные его положения: «...Всякая собственность на землю отменяется и объявляется достоянием всего населения; верховным распорядителем всей земли является собрание народных представителей, а на местах органы местного самоуправления; вся земля поступает в уравнительное пользование ее обрабатывающих; максимальной нормой частно-трудового пользования является трудовая норма, минимальной — потребительная. За отвод земли в пользование никакой платы не взимается»1. Видимо, по этому аналогу в российской педагогической науке был впервые использован термин «социализация».
С большой долей уверенности можно говорить о том, что в отечественной педагогике термин «социализация» связан с именем видного российского педагога П. Ф. Каптерева. В своем фундаментальном исследовании «История русской педагогики» (1915) он писал: «Современная культура, нередко очень жестокая, создает обширный класс лиц, не могущих воспитывать своих детей в семье, как, например, фабричные, уходящие работать ежедневно на фабрику, отец и мать. Они взывают непрерывно к обществу о помощи в воспитании, так как часто им бывает не на кого оставить своих детей. В таком же положении находятся земледельцы в страдную летнюю пору, бросающие детей на попечение судьбы... Любовь родительская — чувство драгоценное, но не может заменить собою педагогического умения и педагогической подготовки, которой, часто бывает, лишены родители. Да и дети, даже при хорошем воспитании в семье, рвутся к товарищам, нуждаются в более широком обществе, чем общество братьев и сестер. Отсюда возникают общественные организации, приходящие ныне на помощь семье по воспитанию детей: семейные союзы, кружки, общества по дошкольному воспитанию, воспитательные дома, ясли, детские сады, приюты, а равно создается и литературная помощь семьям — детские журналы и книги для детей, педагогические теоретические сочинения для родителей. И чем культурнее страна, тем многочисленнее и разнообразнее такие общественные организации.
Процессы
и проблемы, связанные с вхождением
человека в социум, его включением
в систему общественных отношений,
усвоением социально-
В самом общем виде социализацию можно определить как двусторонний психологический процесс, с одной стороны, включающий воздействия на индивида системы этнокультурных, социальных и психологических механизмов, фиксирующих обобщенный культурный опыт в индивидуальном развитии; с другой стороны, являющийся результатом усвоения и активного воспроизводства взрослеющим индивидом социального опыта, влияния социальной (микро- и макро-) среды в целом, приобщающего индивида к участию в общественной жизни, обучающего его пониманию культуры, групповому поведению, самореализации и выполнению различных социальных ролей. При социализации происходит уподобление развивающегося человека создателям и носителям культурных ценностей. Результатом социокультурного воздействия становятся качества, ценности, убеждения, общественно одобряемые формы поведения, необходимые для нормальной жизнедеятельности человека в современном ему обществе2.
Термин «социализация» адресуется как минимум двум встречно направленным процессам: от социума на субъекта (контролируемые обществом и направленные процессы воздействия социальных институтов на становящуюся личность) и от субъекта на социум (что именно в огромном массиве социальных воздействий становится предметом усвоения со стороны активного субъекта). Именно собственная активность развивающегося субъекта превращает социализацию в культурный социогенез как процесс активного построения в самом себе системы требуемых индивидуальной жизнью социальных связей, норм, правил, традиция и т.д. И человек не просто усваивает и воспроизводит имеющиеся в обществе образцы и программы, а преобразуем их в насыщенные личностным смыслом ценности, установки, ориентации, творчески трансформирует их самим течением своего жизненного пути, что создает множество индивидуальных вариантов культурного социогенеза в общей плоскости социализации.
Социализация
- это процесс и результат
«Социализация личности» - одно из ведущих понятий социальной педагогики, будучи междисциплинарным, оно отражает достаточно сложное социальное явление. В научной литературе можно встретить различные определения этого понятия, такие, как: социализация – это сложный многогранный процесс по:
- усвоению индивидом на
- усвоению и дальнейшему
- становлению личности, обучению
и усвоению индивидом
- включению человека в
Общим для всех подходов является рассмотрение социализации как результата и механизма приобретения личностью социального опыта в процессе жизнедеятельности.
В гуманитарные науки термин «социализация» пришел из политэкономии, где его первоначальным значением было «обобществление» земли, средств производства и т. п. Автором термина «социализация» применительно к человеку является американский социолог Ф. Г. Гиддингс, который в 1887 году в книге «Теория социализации» употребил его в значении близком к современному,- «развитие социальной природы или характера индивида, подготовка человеческого материала к социальной жизни».
К
середине ХХ века социализация превратилась
в самостоятельную
Попутно отметим, что почти до 60-х годов ХХ века, говоря о социализации, почти все ученые имели в виду развитие человека в детстве, отрочестве и юности. Лишь в последние десятилетия детство перестало быть единственным фокусом интереса исследователей, а изучение социализации распространилось на взрослость и даже на старость.
Многогранный процесс социализации включает в себя как биологические предпосылки (филогенез), так и непосредственно само вхождение индивида в социальную среду (онтогенез) в результате активного взаимодействия между ним и окружающим социальным миром. В процессе этого взаимодействия осуществляется социальное признание; социальное общение; овладение навыками практической деятельности; активное переустройство окружающего мира.