Проблема социализации личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 22:47, курсовая работа

Краткое описание

В настоящие время процесс социализации является предметом исследования специалистов многих отраслей научного знания. Психологи, философы, социологи, педагоги, социальные психологи и т. д. Вскрывают различные аспекты этого процесса, исследуют механизмы, этапы и стадии, фак¬торы социализации.
Актуальность данной проблемы на современном этапе развития Российского общества очевидна. В настоящее время молодому поколению достаточно трудно найти достойную нишу в обществе в соответствии со своими потребностями и возможностями.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Историко-педагогический анализ проблемы социализации личности 6
1.1. Понятие социализации 6
1.2. Социализация личности в современном обществе 14
Глава 2. Социализация молодежи в современной России. Молодежь как объект социальной политики 25
2.1. Молодежь как общественная группа 25
2.2. Социализация современной молодежи 30
Заключение 35
Список литературы 37

Вложенные файлы: 1 файл

К-социализация личности-2.doc

— 182.50 Кб (Скачать файл)

    Методологически центральную роль в изучении молодежи играет идеализированный объект13, основными структурными компонентами которого выступают понятия "молодежь", "возрастные стадии молодости", "социализация" - одна из краеугольных категорий социологии. Основными сферами социализации подрастающих поколений являются экологическая, мезосоциальная 14, экономическая, политическая и духовная. Вхождение новых поколений в природу-общество ювенология изучает как экологический и общественный процесс, результат деятельности и общественных отношений больших групп, реализующих свои потребности и интересы15. Экообщественное поведение и экообщественное сознание молодежи, по-видимому, не могут изучаться вне социологии. Кроме того, социология, как и в отношении ряда других общественных наук, свойственными ей методами позволяет в рамках ювенологии получать, накапливать и развивать знания об общественно-возрастной группе - молодежь.

    Социологические аспекты ювенологии объемлют изучение становления и развития молодежи в целостной системе - природа-общество с центром тяжести на второй составляющей, а также в структурах и институтах, процессах, группах и т.д., образующих эту целостность. Специфика социологического знания позволяет ювенологии обеспечивать достоверные данные о сущностных показателях реального становления и реального развития (сознания и поведения) молодых людей, измеряемых прежде всего в терминах "деятельности". Последняя понимается здесь не только как труд (старших возрастных групп молодежи), но и как комплекс видов деятельности, формирующей генерации людей. Социологически важна не только деятельность собственно молодежи, но и возможность учета "среды" - деятельности старших возрастов в отношении молодежи, как постоянный фактор, присутствующий в снятом виде в деятельности собственно молодежи. Эта деятельность включает в себя как деятельность, направляемую извне молодежи, например, общественными институтами, так и самодеятельность данной группы. Как первый, так и второй типы деятельности могут носить позитивный или негативный характер. Позитивные деятельность и самодеятельность представляют собой форму отношения к действительности, не наносящую вреда природе и обществу. Соответственно негативные деятельность и самодеятельность ведут к противоположным результатам в отношении природы и общества. По существу, и деятельность и самодеятельность являются разновидностями деятельности в широком смысле слова.

    Деятельность взаимосвязана с общественными отношениями. Она детерминирует указанные отношения; а общественные отношения способствуют рассматриваемой деятельности или сдерживают ее, противостоят ей. Напомним известное положение К. Маркса о том, что "...сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений"16. Сущность молодежи может таким образом рассматриваться как совокупность определенных общественных отношений, связанных с данной возрастной группой, отношений как условия и результата известной деятельности. А научное осмысление процесса становления и развития молодежи в сферах жизнедеятельности общества и в экологических условиях (социализация - традиционная сфера социологических исследований) требует от ювеиологов и социологов молодежи "вхождения" в сферы экологическую, мезосоциальную, экономическую, политическую и духовную17. Соответствующие процессы становления и развития молодежи в рамках юве-нологии могут быть обозначены как экосоциализация, мезосоциализация, экономи-зация, политизация и духовная социализация. Названные сферы включают в себя ряд более "узких", частных областей, которые мы называем инфрасферами или общественными институтами (например, семья, система образования и др.). Существенной особенностью адекватных этим сферам процессов общественной жизни является то, что они детерминированы материальными условиями, предпосылками существования и развития общества, определяются практикой.

2.2. Социализация современной молодежи

    Самостоятельная жизнь новых поколений реализуется прежде всего в двух основных видах: это участие в материальном и/или духовном общественном производстве (плюс потребление его продуктов) и участие в производстве нового поколения людей. Поэтому важно теоретически и практически разграничивать социализацию на два модуля. Первый модуль включает подготовку подрастающей смены людей к самостоятельной жизни в биосфере-обществе, а второй модуль социализации молодежи фиксирует эту самостоятельную жизнь, предшествует следующему, зрелому (за пределами объекта ювенологии) этапу общественного состояния взрослых людей, их деятельности и соответствующих общественных отношений.

    Опишем кратко процессы экосоциализации, мезосоциализации, экономизации, политизации и духовной социализации подрастающих поколений в их социологическом аспекте.

    Экосоциализация молодежи - процесс становления и развития новых поколений, непосредственно связанный с бытием природы, с противоречивыми реалиями взаимодействия общества, данной возрастной группы и остальной биосферы. Данный процесс формирует у молодежи определенные принципы и нормы деятельности и общественных отношений. Он обусловлен также способом производства материальной и духовной жизни в обществе, его формационными и цивилизационными особенностями, региональными противоречиями между природой и социумом и т.д.

    Содержание экосоциализации подрастающей смены людей вытекает из ее конкретно-исторической сущности, оно детерминировано классово-групповой и социальной структурой, уровнем и качеством воспитания и образования, общей и экологической культуры, особенностями деятельности всего общества и его молодежи, влияющими на природу. Экосоциализация новой смены людей протекает на протяжении всего периода развития их как данной возрастной группы.

    Мезосоциализация новых поколений нами понимается как конкретно-исторический процесс становления и развития этих поколений в семье, инфрасферах здравоохранения, воспитания и образования, свободного времени, а также формирования собственной молодой семьи. В нынешней обстановке в современном российском обществе, переживающем системный кризис, наблюдаются существенные конкретно-исторические особенности становления и развития новой смены людей в названных инфрасферах.

    Семья, как правило, у большинства представителей молодежи более или менее тесно связана с их формированием на протяжении всего периода молодости и значительно позже. Система здравоохранения также сопровождает подрастающие поколения в процессе их становления и развития. Государственная, общественная и частная инфрасфера воспитания и образования входит в жизнь и деятельность большинства детей не сразу после рождения, а несколько позже, в детских яслях, садах, школах и т.п. Участие в бытовой деятельности, то или иное проведение свободного времени предполагает переход от младенческой беспомощности к детской, подростковой, юношеско-девичьей самостоятельности, осознанное участие в организации как своего быта, собственного свободного времени, так затем и других людей. И, наконец, создание собственной семьи, обеспечение ее жизнедеятельности, рождение и воспитание детей - процесс, который чаще всего происходит после наступления совершеннолетия. Создание семьи значительно активизирует участие молодых людей в экономической деятельности, что обусловлено необходимостью обеспечить потребности и интересы семьи. В это время происходит перестройка и в их отношениях с политической сферой, а также в духовной сфере.

    К первому модулю становления и развития подрастающих поколений, где преобладают экосоциализация в ее специфически возрастной форме и мезосоциализация, следует отнести и первые семь стадий молодости и соответствующие им возрастные группы: новорожденных и младенцев, младших и старших дошкольников, младших, средних и старших школьников.

    Экономизация молодежи подразумевает приобщение молодых индивидов к экономической деятельности, освоение ими профессий и специальностей, систематическое участие в производстве материальных и/или духовных ценностей и связанное с этим воздействие, - в основном пока негативное, - на окружающую природу. Процесс экономизации новых поколений связан с такими видами собственности, как государственная, общественная, частная и индивидуальная, а также адекватными им видами самодеятельности. Экономизация подрастающих поколений в основном детерминирует их переход во второй модуль становления и развития в современных экосистеме и обществе. Содержание названного процесса в современной России в кризисной или напряженной экологической и экономической обстановке показано в многочисленных исследованиях российских социологов молодежи.

    Политизация новых поколений нами понимается как их включение во властные, государственные отношения, в процессы управления обществом. Политизация молодежи обусловлена прежде всего соответствующими экосоциализацией, экономи-зацией, а также в значительной мере и мезосоциализацией. Все они вместе с тем диалектически взаимодействуют между собой. Политизация новых поколений имеет конкретно-исторический характер со всеми вытекающими из этого последствиями. Отметим, что массовые и групповые политические процессы и акции, в которых участвуют и подрастающие поколения, неизбежно так или иначе воздействуют и на природу, и на общество, и на самих, молодых индивидов. Известно, что самым жестоким, а нередко и преступным видом политики является война. Так, участие в гражданской войне в Чечне молодых людей с обеих сторон нанесло огромный ущерб природе, всему российскому обществу и им самим - многие погибли, другие искалечены физически и духовно. Последствия этой войны могут еще заявить о себе.

    Содержание политизации тесно связано с классово-групповой, производственно-отраслевой принадлежностью, этническими и региональными различиями, с наличием или отсутствием молодежных организаций, объединений, фракций профсоюзов, партии, движений и т.п. В современной российской действительности социологически важен феномен "аполитичности" молодых, - оспариваемый рядом исследователей.

    Качественно новая экосоциализация, обусловленная экономизацией и политизацией, качественно новая мезосоциализация основа для перехода во взрослое состояние рассматриваемых индивидов, вхождения их во второй модуль становления и развития молодежи. Ему соответствуют три остальные, завершающие стадии молодости и адекватные им возрастные группы: юных, младших и старших молодых граждан.

    Особое значение для социализации новых поколений имеет духовная сфера, поскольку "...предметом социологии является реально функционирующее общественное сознание во всем его противоречивом развитии, а также действительное поведение людей, как предметное воплощение (по форме и содержанию) знаний, мотивов, установок, ценностных ориентаций, потребностей, интересов и условий, в которых развиваются и реализуются реальное сознание и деятельность..."18.

    Духовная социализация молодежи имеет в виду ее духовное созревание, "взросление", постепенное включение в общественное сознание, в чувственно-волевые процессы конкретно-исторического общества и соответствующее обратное воздействие на них, что опосредует процессы, происходящие в описанных выше четырех сферах социализации и определяет степень осознания молодыми индивидами социализации в целом19.

    В духовной сфере общественное сознание растущей смены людей детерминируется двумя основными модулями социализации. Общественное сознание подрастающих поколений в диалектическом единстве с чувственно-волевой инфраструктурой представляет собой молодежный менталитет. В свою очередь, молодежный менталитет в единстве с деятельностью и общественными отношениями образует комплекс основных типов личности молодежи. Тип личности выступает общим, интегративным качеством материальных и духовных сторон становления и развития всей возрастной совокупности, отдельных ее групп и индивидов. Становление и развитие комплекса основных типов личности новой смены людей синхронизируется названными двумя модулями социализации.

    Общественное сознание молодежи, комплекс ее характеров, менталитет во всей его противоречивости, система основных типов личности в процессе социализации обладают относительной самостоятельностью, активностью, способностью к определенному саморазвитию. В условиях современного общества России духовная сфера становления и развития новых поколений подвержена отчуждению, одним из признаков которого выступает исследуемое социологами общественное сознание молодых, кризис в их духовной сфере.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

 

    Таким образом, можно сделать следующие выводы.

    Понятие "социализация" характеризует  в обобщенном виде процесс усвоения индивидом определенной системы  знаний, норм, ценностей, установок, образцов поведения, которые входят в понятие  культуры, присущей социальной группе и обществу в целом, и позволяет функционировать индивиду в качестве активного субъекта общественных отношений.

    Социализацию  не следует сводить к образованию  и воспитанию, хотя она и включает эти процессы. Социализация личности осуществляется под влиянием совокупности многих условий, как социально-контролируемых, и направленно-организуемых, так и стихийных, возникающих спонтанно.

    Она и есть атрибут образа жизни личности, и может рассматриваться как  ее условие и как результат. Непременным  условием социализации является культурная самоактуализация личности, ее активная работа над своим социальным совершенствованием.

    Общая неблагоприятная социально-экономическая  ситуация в стране оказывает негативное воздействие на молодое поколение, обостряет характер базовых социальных молодежных проблем (рождаемость, смертность, разводы, безработица, безнадзорность и т.д.). Подобное развитие ситуации может существенно сдерживать преодоление кризисных процессов, осложнять социально-экономическое развитие региона в ближайшей и отдаленной перспективе. Ликвидация идеологических форм социализации (комсомольских, пионерских организаций) и сворачивание ее организационных массовых механизмов (досуга, научно-технического творчества, физкультуры и спорта, летнего отдыха и др.) при неразвитости новых механизмов социального воспитания, сплочения и консолидации молодежи привели к ее разобщению, значительному сужению возможностей трудовой самореализации, профессиональному и личностному самоопределению, деформации присущих молодости организаторских и лидерских качеств, силы и энергии.

    Усиливаются тенденции юношеского изоляционизма  как одной из ведущих основ  индивидуализма и эгоизма. Развитие негативных процессов в социальном воспитании способствует расширению сферы  девиантного поведения молодых людей, обострению проблем по их трудовой адаптации, профессиональной самореализации, семейно брачным отношениям, препятствует позитивной реализации лидерских способностей.

    В условиях модернизации общества и растущих требований к человеческому капиталу государственная молодежная политика должна стать инструментом развития и преобразования страны. Это требует от всех участников процесса социального становления молодежи и самой молодежи разработки и последовательной реализации подходов, ориентированных на прямое вовлечение молодых людей в решение собственных проблем и общенациональных задач.

Информация о работе Проблема социализации личности