Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 21:13, курсовая работа
Актуальность работы заключается  в необходимости изучения развития психики ребенка, в частности  эмоциональной сферы дошкольника, так как на ранних возрастных ступенях психологические новообразования  имеют непреходящее значение для  всестороннего развития индивида, вносят вклад в формирование человеческой личности.
Цель исследовать эмоциональную сферу дошкольника. Задачи исследования: рассмотреть эмоциональное  развитие
раскрыть особенности  проявления отрицательных эмоций у детей-дошкольников
изучить эмоциональное неблагополучие детей дошкольного возраста
Глава I. Эмоциональное развитие
Эмоции и их развитие
Теория эмоций
Эмоциональный мир ребёнка. Влияние отрицательных эмоций на психологическое состояние детей
Глава II. Эмоциональное неблагополучие детей дошкольного возраста
Детская Тревожность
Неврозы у детей
Детские Страхи
Заключение
Список литературы
ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОУ СПО Педагогический колледж №8 Санкт-Петербурга
Проблемы эмоционального неблагополучия у детей дошкольного возраста
Курсовая работа
выполнена
студенткой 3 курса
заочного отделения
факультета: психологии
Кулаковой Алены Сергеевны
Руководитель работы
Подольская Ирина Владимириовна
Санкт-Петербург
2012год
Содержание:
Глава I. Эмоциональное развитие
Глава II. Эмоциональное неблагополучие детей дошкольного возраста
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение
Дошкольный возраст - это 
начало всестороннего развития и 
формирования личности. Как известно, 
наблюдения над эмоциональными особенностями 
собственного ребёнка, хотя и удивили 
Ч. Дарвина, но не слишком изменили его 
представление об эволюции эмоций у 
человека, то есть, о чисто биологической 
функции и природе эмоций в 
отличии от духовной природы разума 
(Ч. Дарвин, 1881). Влияние дарвиновских 
идей прослеживается до наших дней 
в представлениях об инволюции эмоциональной 
жизни, как в филогенезе, так и 
в онтогенезе. Так, по мнению В.К. Вилюнаса, 
эмоции особенно необходимы при отсутствии 
приобретённого опыта, то есть, чем 
ближе к рождению, тем больше. 
"В этом случае, - отмечает он, - поведение 
контролируется производными эмоциями 
значительно боле жёстко, вплоть до 
того, что реакция на ситуацию целиком 
имеет эмоциональный характер"[
Обратимся к экспериментальным данным, касающимся онтогенеза эмоциональной сферы. Пионером в этой области стал основатель бихевиоризма Д. Уотсон. Он рассматривал эмоцию как наследственную стереотипную реакцию организма, которую в чистом виде можно найти только на самых ранних стадиях онтогенеза. Д. Уотсон выделяет в качестве базальных биологических реакций страх, ярость и любовь, которые можно полностью выразить в терминах ситуации и реакции на неё [3].
Классические исследования В. Штерна и К. Бюлера обнаружили специфическую динамику эмоциональной сферы в раннем детстве. Было выделено три основных свойства эмоционального процесса на самых ранних этапах развития ребёнка:
1) сила, связанная с немедленным 
и непосредственным 
2) кратковременность реакции;
3) парадоксальный и 
Отечественной психологией 
накоплены данные, позволяющие рассматривать 
развитие эмоциональной сферы в 
контексте процесса формирования личности. 
От работ А.Ф. Лазурского и Г.Я. Трошина 
до работ современных 
Так, А.В. Запорожец и Я.З. 
Неверович показали, что при переходе 
от раннего детства к дошкольному 
возрасту по мере возникновения простейших 
видов продуктивной деятельности (полезной 
не только для самого ребёнка, но и 
для окружающих детей и взрослых) 
происходят изменения эмоциональных 
процессов, осуществляющих регуляцию 
такой деятельности. "Во-первых, происходит 
изменение содержания аффектов (эмоций), 
выражающееся в первую очередь в 
возникновении особых форм сопереживания, 
сочувствия другим людям, ради которых 
производятся действия. Во-вторых, по мере 
усложнения деятельности меняется место 
эмоций во временной структуре 
Одним из важных показателей появления собственно социальных чувств и мотивов на основе первичных симпатий и сопереживания являются угрызения совести, представляющие негативную окраску совершенных ранее действий как не совместимых с известными социальными эталонами.
Показателем отклонения от нормы на втором году жизни, может служить отсутствие дифференцированной эмоциональной окраски общения с разными людьми. Равнодушие или отсутствие чувств нельзя признать нормальным уже к концу раннего детства.
Важным показателем отклонения 
у старшего дошкольника, может служить 
отсутствие эмоциональной децентрации. 
Ребёнок при этом не способен сопереживать 
другим ни в реальной ситуации, ни при 
восприятии художественных произведений, 
оставаясь равнодушным 
Г. Я Трошин описал представление 
о генезисе эмоциональной сферы. 
Именно Трошин показал и органическую 
связь между онтогенезом 
Как же всё-таки развивается эмоциональная сфера дошкольника? Как зависят эмоциональные проявления от возраста? Как влияют отрицательные эмоции на психологическое состояние детей? Какие методы диагностики используются для выявления отрицательных эмоций у детей дошкольного возраста?
Ответам на эти вопросы, посвящена данная работа "Эмоциональное неблагополучие детей дошкольного возраста ".
Актуальность работы заключается 
в необходимости изучения развития 
психики ребенка, в частности 
эмоциональной сферы 
Теоретические основы данной проблемы были заложены такими педагогами и психологами как Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович.
Объектом исследования является эмоциональная сфера детей дошкольного возраста.
Предметом исследования является работа с эмоционально неблагополучными детьми дошкольного возраста.
Цель исследовать эмоциональную сферу дошкольника.
Задачи исследования:
рассмотреть эмоциональное развитие
раскрыть особенности проявления отрицательных эмоций у детей-дошкольников
изучить эмоциональное неблагополучие детей дошкольного возраста
Глава I. Эмоциональное развитие
1.Эмоции и их развитие
Эмоции - это особый класс 
субъективных, психологических состояний, 
отражающихся в форме непосредственных 
переживаний приятного или 
"Эмоции, - писал А.Н. 
Леонтьев, - выполняют роль внутренних 
сигналов. Они являются внутренними 
в том смысле, что сами… не 
несут информацию о внешних 
объектах, об их связях и отношениях, 
о тех объективных ситуациях, 
в которых протекает 
Эмоциональные процессы и 
состояния в жизни организма 
выполняют приспособительную 
Эмоции - одни из наиболее древних 
по происхождению психических 
Основные эмоциональные состояния, которые испытывает человек, делятся на собственно эмоции, чувства и аффекты.
Эмоциональный процесс включает три основных компонента:
Первый - это эмоциональное 
возбуждение, определяющее мобилизационные 
сдвиги в организме. Во всех случаях, 
когда происходит событие, имеющее 
значение для индивида, и такое 
событие констатируется в форме 
эмоционального процесса, происходит 
нарастание возбудимости, скорости и 
интенсивности протекания психических, 
моторных и вегетативных процессов. 
В отдельных случаях под 
Второй компонент - знак эмоции: 
положительная эмоция возникает 
тогда, когда событие оценивается 
как позитивное, отрицательная - когда 
оно оценивается как 
Третий компонент - степень контроля эмоции. Следует различать два состояния сильного эмоционального возбуждения: аффекты (страх, гнев, радость), при которых еще сохраняется ориентация и контроль, и крайние возбуждения (паника, ужас, бешенство, экстаз, полное отчаяние), когда ориентация и контроль практически невозможны [4].
Эмоциональное возбуждение может принять также форму эмоционального напряжения, которое возникает во всех случаях, когда наблюдается сильная тенденция к определенным действиям. Но эта тенденция блокируется (например, в ситуациях, которые вызывают страх, но исключают бегство, вызывают гнев, но делают невозможным его выражение, возбуждают желания, но препятствуют их осуществлению, вызывают радость, но требуют сохранения серьезности и т.п.).
Отрицательная эмоция дезорганизует ту деятельность, которая приводит к ее возникновению, но зато организует действия, направленные на уменьшение или устранение вредных воздействий.
Форма эмоционального процесса 
зависит от особенностей вызвавшего 
ее сигнального раздражителя. Специфически 
адресованными будут все 
Другим источником эмоциональных 
процессов являются предвосхищения: 
сигналы боли, сильной и продолжительной 
депривации, вызывающие страх; сигналы 
возможного неудовлетворения потребности, 
вызывающие гнев; сигналы удовлетворения 
потребностей, вызывающих надежду; сигналы, 
предвосхищающие 
Один и тот же сигнал вызывает различные эмоциональные реакции и зависимости от того, имеет ли человек возможность соответственно отреагировать на него или он этой возможности лишен.
Еще одним источником эмоций является характер протекания процессов регуляции и выполнения деятельности. Успешно, беспрепятственно осуществляющиеся процессы восприятия, решения задач, действий служат источником положительных эмоций удовольствия, удовлетворения. Тогда как паузы, срывы, помехи, исключающие возможность достижения цели (фрустрация), вызывают неудовольствие и эмоции гнева, раздражения, озлобления.
Эмоции различаются по своей продолжительности: кратковременные эмоциональные состояния (волнения, аффекты и т.п.) и более продолжительные, устойчивые настроения [10].
Существенное значение для эмоционального развития детской личности имеет деятельность не только реальная, но и воображаемая, позволяющая эмоционально предвосхитить отдалённые последствия своих поступков. Ребёнок, достигший относительно высокого уровня эмоционального воображения, пытается, прежде чем приступить к решению задачи, предварительно проиграть в воображаемом плане различные варианты действия и предугадать их последствия для окружающих людей и для него самого. Он стремится определить направление своего последующего поведения, избегая тех поступков, которые может совершить под влиянием случайных обстоятельств и мимолётных желаний.
Отличием эмоций от органических ощущений является их связь с предметным миром. За одним и тем же качеством эмоций может стоять бесконечное разнообразие предметных связей. Эмоция может лишь казаться беспредельной, но не являться таковой. Эмоции играют существенную роль не только в регуляции деятельности в соответствии с уже сложившимися у ребёнка потребностями, но и способствуют формированию, развитию и активизации мотивов.
Новые формы деятельности 
ребёнка организуются таким образом, 
чтобы эта деятельность привела 
к определённому социально 
Информация о работе Проблемы эмоционального неблагополучия у детей дошкольного возраста