Проблемы эмоционального неблагополучия у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 21:13, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность работы заключается в необходимости изучения развития психики ребенка, в частности эмоциональной сферы дошкольника, так как на ранних возрастных ступенях психологические новообразования имеют непреходящее значение для всестороннего развития индивида, вносят вклад в формирование человеческой личности.
Цель исследовать эмоциональную сферу дошкольника. Задачи исследования: рассмотреть эмоциональное развитие
раскрыть особенности проявления отрицательных эмоций у детей-дошкольников
изучить эмоциональное неблагополучие детей дошкольного возраста

Содержание

Глава I. Эмоциональное развитие
Эмоции и их развитие
Теория эмоций
Эмоциональный мир ребёнка. Влияние отрицательных эмоций на психологическое состояние детей
Глава II. Эмоциональное неблагополучие детей дошкольного возраста
Детская Тревожность
Неврозы у детей
Детские Страхи
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 70.44 Кб (Скачать файл)

ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ СПО Педагогический колледж  №8 Санкт-Петербурга

 

 

 

 

 

 

 

 

Проблемы эмоционального неблагополучия у детей дошкольного  возраста

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

выполнена

студенткой 3 курса

заочного отделения

факультета: психологии

Кулаковой Алены Сергеевны

 

 

 

Руководитель работы

Подольская Ирина Владимириовна

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2012год

Содержание:

Глава I. Эмоциональное развитие

  1. Эмоции и их развитие
  2. Теория эмоций
  3. Эмоциональный мир ребёнка. Влияние отрицательных эмоций на психологическое состояние детей

Глава II. Эмоциональное неблагополучие детей дошкольного возраста

  1. Детская Тревожность
  2. Неврозы у детей
  3. Детские Страхи

Заключение

Список литературы

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Дошкольный возраст - это  начало всестороннего развития и  формирования личности. Как известно, наблюдения над эмоциональными особенностями  собственного ребёнка, хотя и удивили  Ч. Дарвина, но не слишком изменили его  представление об эволюции эмоций у  человека, то есть, о чисто биологической  функции и природе эмоций в  отличии от духовной природы разума (Ч. Дарвин, 1881). Влияние дарвиновских идей прослеживается до наших дней в представлениях об инволюции эмоциональной  жизни, как в филогенезе, так и  в онтогенезе. Так, по мнению В.К. Вилюнаса, эмоции особенно необходимы при отсутствии приобретённого опыта, то есть, чем  ближе к рождению, тем больше. "В этом случае, - отмечает он, - поведение  контролируется производными эмоциями значительно боле жёстко, вплоть до того, что реакция на ситуацию целиком  имеет эмоциональный характер"[5].

Обратимся к экспериментальным  данным, касающимся онтогенеза эмоциональной  сферы. Пионером в этой области стал основатель бихевиоризма Д. Уотсон. Он рассматривал эмоцию как наследственную стереотипную реакцию организма, которую  в чистом виде можно найти только на самых ранних стадиях онтогенеза. Д. Уотсон выделяет в качестве базальных  биологических реакций страх, ярость и любовь, которые можно полностью  выразить в терминах ситуации и реакции  на неё [3].

Классические исследования В. Штерна и К. Бюлера обнаружили специфическую  динамику эмоциональной сферы в  раннем детстве. Было выделено три основных свойства эмоционального процесса на самых ранних этапах развития ребёнка:

1) сила, связанная с немедленным  и непосредственным реагированием  организма на неудовлетворение (или  удовлетворение) витальных потребностей;

2) кратковременность реакции;

3) парадоксальный и неопределённый  характер эмоционального реагирования, то есть, "эмоциональная неоднозначность" (К. Бюлер, 1924; В. Штерн, 1922).

Отечественной психологией  накоплены данные, позволяющие рассматривать  развитие эмоциональной сферы в  контексте процесса формирования личности. От работ А.Ф. Лазурского и Г.Я. Трошина  до работ современных исследователей, мы можем проследить достаточно глубокие взаимосвязи между появлением личностных новообразований и особенностями  эмоциональной сферы (Г.Я. Трошин, 1915; П.М. Якобсон, 1956; А.В. Запорожец, 1986) [1].

Так, А.В. Запорожец и Я.З. Неверович показали, что при переходе от раннего детства к дошкольному  возрасту по мере возникновения простейших видов продуктивной деятельности (полезной не только для самого ребёнка, но и  для окружающих детей и взрослых) происходят изменения эмоциональных  процессов, осуществляющих регуляцию  такой деятельности. "Во-первых, происходит изменение содержания аффектов (эмоций), выражающееся в первую очередь в  возникновении особых форм сопереживания, сочувствия другим людям, ради которых  производятся действия. Во-вторых, по мере усложнения деятельности меняется место  эмоций во временной структуре деятельности, и они начинают предвосхищать  ход выполнения решаемой задачи (А.В. Запорожец, Я.З. Неверович, 1974,) [26].

Одним из важных показателей  появления собственно социальных чувств и мотивов на основе первичных  симпатий и сопереживания являются угрызения совести, представляющие негативную окраску совершенных  ранее действий как не совместимых  с известными социальными эталонами.

Показателем отклонения от нормы на втором году жизни, может  служить отсутствие дифференцированной эмоциональной окраски общения  с разными людьми. Равнодушие или  отсутствие чувств нельзя признать нормальным уже к концу раннего детства.

Важным показателем отклонения у старшего дошкольника, может служить  отсутствие эмоциональной децентрации. Ребёнок при этом не способен сопереживать другим ни в реальной ситуации, ни при  восприятии художественных произведений, оставаясь равнодушным независимо от значения происходящих с героями  событий.

Г. Я Трошин описал представление  о генезисе эмоциональной сферы. Именно Трошин показал и органическую связь между онтогенезом эмоциональной  сферы и личности. Впервые мы находим  представление о возможности  диагностики аномалий в психическом  развитии на основе закономерностей  развития в норме.

Как же всё-таки развивается эмоциональная сфера дошкольника? Как зависят эмоциональные проявления от возраста? Как влияют отрицательные эмоции на психологическое состояние детей? Какие методы диагностики используются для выявления отрицательных эмоций у детей дошкольного возраста?

Ответам на эти вопросы, посвящена  данная работа "Эмоциональное неблагополучие детей дошкольного возраста ".

Актуальность работы заключается  в необходимости изучения развития психики ребенка, в частности  эмоциональной сферы дошкольника, так как на ранних возрастных ступенях психологические новообразования  имеют непреходящее значение для  всестороннего развития индивида, вносят вклад в формирование человеческой личности.

Теоретические основы данной проблемы были заложены такими педагогами и психологами как Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович.

Объектом исследования является эмоциональная сфера детей дошкольного возраста.

Предметом исследования является работа с эмоционально неблагополучными детьми дошкольного возраста.

Цель исследовать эмоциональную сферу дошкольника.

Задачи исследования:

рассмотреть эмоциональное  развитие

раскрыть особенности  проявления отрицательных эмоций у детей-дошкольников

изучить эмоциональное неблагополучие детей дошкольного возраста

 

 

 

 

 

Глава I. Эмоциональное развитие

 

1.Эмоции и их развитие

 

 

Эмоции - это особый класс  субъективных, психологических состояний, отражающихся в форме непосредственных переживаний приятного или неприятного, процесс и результаты практической деятельности, направленной на удовлетворение актуальных потребностей. Поскольку  всё то, что делает человек, в конечном счёте служит цели удовлетворения его  разнообразных потребностей, постольку  любые проявления активности человека сопровождаются эмоциональными переживаниями. Эмоции играют своеобразную ориентирующую  и регулирующую роль в той деятельности, в которой они формируются [19].

"Эмоции, - писал А.Н.  Леонтьев, - выполняют роль внутренних  сигналов. Они являются внутренними  в том смысле, что сами… не  несут информацию о внешних  объектах, об их связях и отношениях, о тех объективных ситуациях,  в которых протекает деятельность  субъекта. Особенность эмоций состоит  в том, что они непосредственно  отражают отношения между мотивами  и реализацией отвечающей этим  мотивам деятельности" [14].

Эмоциональные процессы и  состояния в жизни организма  выполняют приспособительную функцию. Одна из положительных функций аффекта "заключается в том, что он навязывает субъекту стереотипные действия, представляющие собой определённый, закрепившийся  в эволюции способ "аварийного" разрешения ситуации: бегство, оцепенение, агрессию и т.п."

Эмоции - одни из наиболее древних  по происхождению психических состояний  и процессов. Жизнь без эмоций была бы так же невозможна, как без  ощущений. Эмоции, утверждал Ч. Дарвин, возникли в процессе эволюции как  средство, при помощи которого живые  существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей.

Основные эмоциональные  состояния, которые испытывает человек, делятся на собственно эмоции, чувства  и аффекты.

Эмоциональный процесс включает три основных компонента:

Первый - это эмоциональное  возбуждение, определяющее мобилизационные  сдвиги в организме. Во всех случаях, когда происходит событие, имеющее  значение для индивида, и такое  событие констатируется в форме  эмоционального процесса, происходит нарастание возбудимости, скорости и  интенсивности протекания психических, моторных и вегетативных процессов. В отдельных случаях под влиянием таких событий возбудимость может, напротив, уменьшаться.

Второй компонент - знак эмоции: положительная эмоция возникает  тогда, когда событие оценивается  как позитивное, отрицательная - когда  оно оценивается как негативное. Положительная эмоция побуждает  действия поддержки позитивного  события, отрицательная - побуждает  действия, направленные на устранение контакта с негативным событием.

Третий компонент - степень  контроля эмоции. Следует различать  два состояния сильного эмоционального возбуждения: аффекты (страх, гнев, радость), при которых еще сохраняется  ориентация и контроль, и крайние  возбуждения (паника, ужас, бешенство, экстаз, полное отчаяние), когда ориентация и контроль практически невозможны [4].

Эмоциональное возбуждение  может принять также форму  эмоционального напряжения, которое  возникает во всех случаях, когда  наблюдается сильная тенденция  к определенным действиям. Но эта  тенденция блокируется (например, в  ситуациях, которые вызывают страх, но исключают бегство, вызывают гнев, но делают невозможным его выражение, возбуждают желания, но препятствуют их осуществлению, вызывают радость, но требуют  сохранения серьезности и т.п.).

Отрицательная эмоция дезорганизует  ту деятельность, которая приводит к ее возникновению, но зато организует действия, направленные на уменьшение или устранение вредных воздействий.

Форма эмоционального процесса зависит от особенностей вызвавшего ее сигнального раздражителя. Специфически адресованными будут все сигналы, связанные с определенными потребностями, например пищевой, сексуальной, дыхания  и т.п. В случае слишком сильных  воздействий раздражителей возникает  боль, отвращение, пресыщение.

Другим источником эмоциональных  процессов являются предвосхищения: сигналы боли, сильной и продолжительной  депривации, вызывающие страх; сигналы  возможного неудовлетворения потребности, вызывающие гнев; сигналы удовлетворения потребностей, вызывающих надежду; сигналы, предвосхищающие неопределенное, новое  событие, вызывающие любопытство.

Один и тот же сигнал вызывает различные эмоциональные  реакции и зависимости от того, имеет ли человек возможность  соответственно отреагировать на него или он этой возможности лишен.

Еще одним источником эмоций является характер протекания процессов  регуляции и выполнения деятельности. Успешно, беспрепятственно осуществляющиеся процессы восприятия, решения задач, действий служат источником положительных  эмоций удовольствия, удовлетворения. Тогда как паузы, срывы, помехи, исключающие возможность достижения цели (фрустрация), вызывают неудовольствие и эмоции гнева, раздражения, озлобления.

Эмоции различаются по своей продолжительности: кратковременные  эмоциональные состояния (волнения, аффекты и т.п.) и более продолжительные, устойчивые настроения [10].

Существенное значение для  эмоционального развития детской личности имеет деятельность не только реальная, но и воображаемая, позволяющая эмоционально предвосхитить отдалённые последствия  своих поступков. Ребёнок, достигший  относительно высокого уровня эмоционального воображения, пытается, прежде чем приступить к решению задачи, предварительно проиграть в воображаемом плане  различные варианты действия и предугадать  их последствия для окружающих людей  и для него самого. Он стремится  определить направление своего последующего поведения, избегая тех поступков, которые может совершить под  влиянием случайных обстоятельств  и мимолётных желаний.

Отличием эмоций от органических ощущений является их связь с предметным миром. За одним и тем же качеством  эмоций может стоять бесконечное  разнообразие предметных связей. Эмоция может лишь казаться беспредельной, но не являться таковой. Эмоции играют существенную роль не только в регуляции  деятельности в соответствии с уже  сложившимися у ребёнка потребностями, но и способствуют формированию, развитию и активизации мотивов.

Новые формы деятельности ребёнка организуются таким образом, чтобы эта деятельность привела  к определённому социально значимому  результату (трудовому, учебному и т.д.), но на первых порах такого рода результаты в ряде случаев не являются содержанием  мотивов поведения. Ребёнок действует  вначале под влиянием других, ранее  развившихся побуждений (стремлением  использовать деятельность как повод  для общения со взрослым, желания  использовать его похвалу, избежать его порицания). Конечный социально значимый результат в этих обстоятельствах выступает пока для ребёнка как промежуточная цель, которая достигается ради удовлетворения другого рода побудительных мотивов.

Информация о работе Проблемы эмоционального неблагополучия у детей дошкольного возраста