Произвольное внимания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 20:41, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы заключается в том, что в настоящее время перед педагогами и родителями стоит задача обучения и воспитания дошкольников с нарушениями речи, развития их психических процессов. Особую актуальность приобретает проблема умственного воспитания детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Один из центральных вопросов умственного воспитания – вопрос о развитии внимания.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
I. ПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ОСОБЕННОСТИ, АКТУАЛЬНОСТЬ, ПРОБЛЕМА…………………………...5
1.1 Проблема произвольного внимания в психолого-педагогической литературе………………………………………………………………….5
1.2 Особенности формирования произвольного внимания у детей дошкольного возраста…………………………………………………….16
1.3 Вывод по главе I…………………………………………………….16
II. ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ………………………………….18
2.1 Рекомендации по развитию произвольного внимания у детей дошкольного возраста в психолого – педагогической литературе……19
2.2 Методы и приемы развития произвольного внимания у дошкольников…………………………………………………………………....22
2.3 Вывод по главе II…………………………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………31
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 294.67 Кб (Скачать файл)

(мышления, памяти), а значит, является звеном одной  цепи, где взаимосвязаны различные  психологические процессы.

По мнению Г.А. Урунтаевой, развитие внимания дошкольников связано с тем, что изменяется организация его жизни, он осваивает  новые виды деятельности (игровую, трудовую, продуктивную). В четыре пять лет  ребенок направляет свои действия под влиянием взрослого. Воспитатель все чаще говорит дошкольнику: « Будь внимательным «, « Слушай внимательно «, « Смотри внимательно «. Выполняя требования взрослого, ребенок должен управлять своим вниманием. Развитие произвольного внимания связано с усвоением средств управления им. Первоначально – это внешние средства, указательный жест, слово взрослого. В старшем дошкольном возрасте таким средством становится речь самого ребенка, которая приобретает, планирующую функцию. « Я хочу посмотреть сначала обезьянок, а потом крокодильчиков « – говорит малыш по дороге в зоопарк. Он намечает цель « посмотреть «, а затем внимательно рассматривает интересующие его объекты. Таким образом, развитие произвольного внимания, тесно связано не только с развитием речи, но и с пониманием значения предстоящей деятельности, осознанием ее цели. [39. с. 120]

Развитие  этого вида внимания тесно связано  также с освоением норм и правил поведения, становления волевого действия. Например, малышу хочется присоединиться к игре других детей, но нельзя. Он сегодня  дежурит по столовой. Сначала нужно  помочь взрослому накрыть на стол. И малыш сосредотачивается на выполнении этой работы. Постепенно его  привлекает сам процесс дежурства, ему нравится, как он красиво расставляет  приборы и волевого усилий для  поддержания внимания уже не требуется.

Таким образом, развитие последовательного внимания происходит через становление произвольного, оно также связано с привычкой  прилагать волевые усилия для  достижения цели.

Большое значение для организации внимания имеет словесная самоинструкция и это хорошо видно из следующего примера. Детям – дошкольникам предлагали из десяти карточек с изображениями  животного отобрать те, на которые  было хотя бы одно из указанных изображений ( например, лошади или курицы ), но ни в коем случае не брать карточки на которых было запрещенное животное ( например медведь ). Ребенок отбирал  карточки несколько раз подряд. Первоначально  ему не давали ни каких указаний относительно способа действия. В  этих условиях он с трудом выполнял задание, часто ошибался. Однако ситуация менялась, когда ребенку предлагали повторить вслух инструкцию (после  внимательного рассмотрения изображений  на карточках он вспоминал, какие  карточки можно брать, а какие  нельзя). Наблюдения показали, что после  проговаривания инструкции практически  все дети начиная со старшего дошкольного  возраста, дают правильные решения, даже если в последующем задании вводят новых животных. Дети использовали речь для организации своего внимания в процессе отбора карточек.

На протяжении дошкольного возраста и младшего школьного использование речи для  организации собственного внимания резко возрастает. Это проявляется, в частности, в том что выполняя задания по инструкции взрослого, дети старшего дошкольного возраста проговаривают  инструкцию в десять – двенадцать раз чаще, чем младше дошкольники. Таким образом, произвольное внимание формируется в дошкольном возрасте в связи с общим возрастанием роли речи в регуляции поведения ребенка. [39. с. 120 – 125 ]

А.В. Запорожец  считает, что хотя дети четырех –  шести лет и начинают овладевать произвольным вниманием, непроизвольное внимание остается преобладающим на протяжении всего дошкольного детства. Детям трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной  для них деятельности, в то время  как в процессе игры или решения  эмоционального окрашенной продуктивной задачи они могут достаточно долго  оставаться внимательными. Эта особенность  внимания является одним из оснований, по которым дошкольное обучение не может строиться на заданиях требующих  постоянного напряжения произвольного  внимания. Используемые на занятиях элементы игры, продуктивные виды деятельности, частая смена форм деятельности позволяет  поддерживать внимание детей на достаточно высоком уровне. [29. с. 127]

Следует отметить, что начиная со старшего дошкольного возраста, дети становятся способными удерживать внимание на действиях, которые приобретают для них  интеллектуально – значимый интерес (игры – головоломки, загадки, задания  учебного типа). В старшем дошкольном возрасте устойчивость внимания заметно  возрастает. Дети могут уже подолгу  заниматься игрой или каким –  нибудь интересным для них делом: рисованием, вырезанием, лепкой.

Исследования  С. Л. Рубинштейна на устойчивость внимания дошкольников показали, что ее рост особенно интенсивен от трех до шести  лет. Так у годовалого ребенка  наибольшая длительность игр – 14 минут, а в возрасте трех лет – 27 минут, а у шестилетнего ребенка продолжительность  игры может достигать часа и даже более.

Наблюдения  над отвлечениями ребенка от игры также показывают быстрый рост концентрации и устойчивости внимания в дошкольном и младшем школьном возрасте. Так  в то время как у трехлетнего  ребенка в течение 10 минут было в среднем зафиксировано три  отвлечения, у четырех – пятилетнего  их было меньше двух, а в возрасте семи лет – только одно. [31. с. 456]

Р.С. Немов  связывает отвлекаемость детей  с их нервной деятельностью, он считает, что в « дошкольном детстве  уже наблюдаются значительные индивидуальные различия в степени устойчивости внимания у разных детей, что вероятно, зависит от типа их нервной деятельности, от физического состояния и условий  жизни. нервные и болезненные  дети чаще отвлекаются, чем спокойные  и здоровые, причем разница в устойчивости их внимания может достигать полутора – двух раз «. [24. с. 203]

Но важным средством, которое предотвращает  рассеянность, является правильное педагогическое общение с детьми и применение наглядности на занятиях и уроках в начальной школе, а также  учет индивидуальных особенностей и  физического воспитания детей.

В связи  с изложенным выше материалом мы можем  сделать вывод, что проблеме развития произвольного внимания придается  большое значение. Изучением проблемы развития произвольного внимания занимались и занимаются известные отечественные  и зарубежные психологи. По данной проблеме проводятся теоретические и экспериментальные  исследования. Ученые, психологи высказывают  свои взгляды о развитии внимания, которые обоснованы, а их исследования подтверждены в практике.

Основные  особенности изменения внимания у детей в дошкольном и младшем  школьном возрасте состоят в том, что дети впервые начинают управлять  своим вниманием, сознательно направлять его на определенные предмет, явления, удерживать его, используя для этого  некоторые средства.

У детей  дошкольного возраста начинает развиваться  произвольное внимание, но непроизвольное остается преобладающим на протяжении всего дошкольного детства. Детям  трудно сосредоточится на однообразной и малопривлекательной для них  деятельности, в то время как в  процессе игры или решении эмоционально окрашенной, продуктивной задачи они  могут достаточно долго оставаться внимательными. Эта особенность  развития произвольного внимания дошкольников является одним из оснований, по которым  дошкольное обучение не может строиться  на заданиях, требующих постоянного  напряжения произвольного внимания. Используемые на занятиях элементы игры, продуктивные виды деятельности, частая смена форм деятельности позволяют  поддерживать внимание детей на достаточно высоком уровне. [29. с. 127 – 135]

К концу  старшего дошкольного возраста у  детей способность к произвольному  вниманию начинает интенсивно развиваться. Значит, проблема развития произвольного  внимания у детей в младшем  школьном возрасте имеет большое  значение, т.к. в дальнейшем произвольное внимание становится непременным условием организации учебной деятельности в школе и поэтому уже в  детском саду необходимо проводить  огромную целенаправленную и систематическую  работу по развитию произвольного внимания.

 

 

1.2 Особенности формирования произвольного  внимания у детей дошкольного  возраста

 

Развитие  внимания в старшем дошкольном возрасте связано с появлением новых интересов, расширением кругозора, овладением новыми видами деятельности. Старший  дошкольник все больше обращает внимание на те стороны действительности, которые  раньше оставались вне его внимания.

Развитие  внимания в онтогенезе анализировал Л.С. Выготский. Он писал, что «культура  развития внимания заключается в  том, что при помощи взрослого  ребенок усваивает ряд искусственных  стимулов – знаков, посредством которых он дальше направляет свое собственное поведение и внимание».

Можно представить  из некоторых экспериментальных  исследований последовательность основных этапов развития детского внимания в  виде хронологического резюме:

1. Первые  недели – месяцы жизни. Появление  ориентировочного рефлекса как  объективного, врожденного признака  непроизвольного внимания ребенка.

2. Конец  первого года жизни. Возникновение  ориентировочно – исследовательской  деятельности как средства будущего  развития произвольного внимания.

3. Начало  второго года жизни. Обнаружение  зачатков произвольного внимания  под влиянием речевых инструкций  взрослого, направление взора  на названный взрослым предмет.

4. Второй  – третий год жизни. Достаточно  хорошее развитие указанной выше  первоначальной формы произвольного  внимания.

5. Четыре  с половиной – пять лет.  Появление способности направлять  внимание под влиянием сложной  инструкции взрослого. 

6. Пять  – шесть лет. Возникновение  элементарной формы произвольного  внимания под влиянием самоинструкции (с опорой на внешние вспомогательные  средства)

7. Школьный  возраст. Дальнейшее развитие  и совершенствование произвольного  внимания, включая волевое.

Рассмотрим  процесс возрастного развития внимания, согласно  А.Н. Леонтьева, - это улучшение  внимания с возрастом под влиянием внешних стимулов. Такими стимулами  являются окружающие предметы, речь взрослых, отдельные слова. С первых дней жизни  ребенка внимание в значительной степени оказывается направляемым с помощью слов-стимулов.

Развитие  внимания в детском возрасте проходит ряд последовательных этапов:

1) первые  недели и месяцы жизни ребенка  характеризуются появлением ориентировочного  рефлекса как объективного врожденного  признака непроизвольного внимания, сосредоточенность низкая;

2) к концу  первого года жизни возникает  ориентировочно – исследовательская  деятельность как средство будущего  развития произвольного внимания;

3) начало  второго года жизни характеризуется  появлением зачатков произвольного  внимания: под влиянием взрослого  ребенок направляет взгляд на  называемый предмет;

4) во  второй и третий год жизни  развивается первоначальная форма  произвольного внимания. Распределение  внимания между двумя предметами  или действия детям в возрасте  до трех лет практически недоступно;

5) в 4,5-5 лет появляется способность направлять  внимание под воздействием сложной  инструкции взрослого;

6) в 5-6 лет возникает элементарная форма  произвольного внимания под влиянием  самоинструкции. Внимание наиболее  устойчиво в активной деятельности, в играх, манипуляции предметами, при выполнении различных действий;

7) в 7-летнем  возрасте развивается и совершенствуется  внимание, включая волевое;

8) в старшем  дошкольном возрасте происходят  следующие изменения:

- расширяется  объем внимания;

- возрастает  устойчивость внимания;

- формируется  произвольное внимание.

Объем внимания в значительной степени зависит  от прошлого опыта и развития ребенка. Старший дошкольник способен удерживать в поле зрения небольшое количество предметов или явлений.

О значительном развитии устойчивости внимания на протяжении дошкольного возраста говорят и  данные Н.Л. Агеносовой. Предлагая вниманию детей дошкольного возраста несложную  по содержанию картинку, она фиксировала  время ее рассматривания. При этом специально замерялся интервал времени  между моментом, когда взор ребенка  впервые обращался к картинке, и моментом, когда ребенок отвлекался от нее. Среднее время, затрачиваемое  детьми разного возраста на свободное  рассматривание картинки, показывает, что устойчивость внимания – сосредоточенное  рассматривание – возрастает от младшего к старшему дошкольному возрасту почти в 2 раза (с 6,8 до 12,3 секунды).

1.3Вывод по главе I

Внимание - это сложное многоуровневое явление, порождающее множество  споров в психологии познавательных процессов. Трудность изучения внимания определяется тем, что оно находится  в тесной связи с другими психическими процессами.

Внимание классифицируется по объекту (чувственное и интеллектуальное), по заинтересованности (непосредственное, опосредствованное, апперцептивное), по степени требуемых усилий, степени  активности сознания (пассивное, непроизвольное, активное, произвольное).

Развитие ребенка в дошкольном возрасте заключается в подготовке общих, исходных человеческих знаний и  умений, психических качеств и  свойств личности, которые нужны  каждому человеку для жизни в  обществе. К ним относятся овладение  речью, употребление предметов обихода, развитие ориентировки в пространстве и времени, развитие человеческих форм восприятия, мышления, воображения  и т.д., формирование основ взаимоотношений  с другими людьми.

Информация о работе Произвольное внимания