Пространственная орентировка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 17:11, курсовая работа

Краткое описание

Известно, что пространственные представления являются тем базисом, на котором в онтогенезе развиваются многие высшие психические функции. Неадекватность пространственных представлений редко рефлексируется самим ребенком (в отличие от речи или памяти), но приводит к существенным сложностям не только в осуществлении целенаправленных координированных движений, в оценке расстояния, пространственно различительных признаков букв, в решении конструктивных задач, но и в понимании длины, высоты, ширины, разрядного строения числа, счетных операций, отношений сравнения, сложных логико-грамматических конструкций языка.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Психолого-педагогический аспект формирования пространственных представлений.
1.1Сущность понятия «пространственные представления»
1.2 Онтогенез пространственных представлений
1.3 Развитие пространственных представлений у детей с нарушениями зрения
ГЛАВА 2. Формирование представлений о протяженности у детей с нарушениями зрения
2.1 Формирование навыков и умений обследования длинны, высоты, ширины
2.2 Формирование представлений о длине, ширине, высоте у детей с нарушениями зрения с помощью естественных мерок
ГЛАВА 3. Ориентировка в пространстве детей с нарушением зрения
3.1 Развитие пространственного мышления детей с нарушением зрения
3.2 Развитие ориентирования в пространстве
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 256.88 Кб (Скачать файл)

Снижение уровня перцептивных действий при зрительном дефекте  сказывается на овладении детьми программным материалом по развитию представлений у детей о форме  и величине предметов. В связи  с этим необходимо проводить специальную  коррекционную работу на занятиях и  в повседневной жизни. На занятиях по математике следует вести работу по коррекции зрительных представлений, формированию сенсорных эталонов формы  и умений соотносить эти эталоны  с формой реальных объектов окружающей действительности. Упражнения направлены на формирование у детей умений выделять, дифференцировать, классифицировать группы предметов по их признакам: форме  и величине. Многие из предлагаемых заданий тесно связаны с лечебно-восстановительной  работой по исправлению косоглазия и амблиопии. Так как детям предлагается упражняться в обводке по контуру, трафарету, через кальку предметных изображений и геометрических фигур. В процессе выполнения таких заданий тренируются различные зрительные функции: центральное зрение, прослеживание, локализация, фиксация и т.д. Но это не является главной целью задания, так как в основном решается задача развития зрительного восприятия и формирования элементарных математических представлений. При овладении представлениями о форме геометрических фигур даны задания на формирование навыков зрительного анализа и умений видоизменять, создавать, преобразовывать геометрические фигуры, создавать из нескольких фигур другие, разной величины. Дети учатся соотносить форму геометрических фигур с реальными предметами в окружающей обстановке, что способствует обогащению их зрительно-сенсорного опыта. Например, в задании на формирование понятий широкое - узкое, длинное - короткое можно предложить детям в зависимости от величины объекта (машина, велосипед, мотоцикл), нарисовать дорожки соответствующей ширины, и, в зависимости от того, на какой из этих машин можно уехать дальше и быстрее, нарисовать дорожки разной длины.

Таким образом, в предлагаемых заданиях показано, как развитие элементарных математических представлений может  быть тесно связано с формированием  зрительного образа, его уточнением, обогащением, дифференциацией.

Формирование представлений  о величине предметов, умение измерять их длину, ширину, высоту, толщину и др. являются важной стороной подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе по математике. Дети должны научиться понимать взаимосвязь между целым предметом и его частью, соотносить полученные при делении части целого предмета и отношения величины между половиной и четвертью предмета. Дети учатся пользоваться при этом навыками и умениями измерять предметы и их части с помощью условной мерки путем наложения, приложения на глаз. Определение на глаз длины или толщины, высоты или ширины предметов окружающего мира учит оценивать воспринимаемые предметы и объекты путем сопоставления известных ребенку действий и брать за условную мерку веревочку, ленту, рост взрослого человека или ребенка, длину своего шага или шага воспитателя. В процессе формирования измерительных навыков важное место занимает развитие глазомерных возможностей ребенка

Проведенные за детьми с  нарушениями зрения наблюдения показывают, что навыки и умения измерять предметы формируются у них значительно  сложнее из-за трудностей зрительно-пространственной ориентировки. Снижение остроты зрения, нарушение глазодвигательных функций, отсутствие стереоскопического зрения осложняют ориентировку при выполнении практических действий. Все эти особенности  заставляют искать условия, улучшающие формирование измерительных навыков, основывающихся на глазомерных действиях  у детей с нарушением зрения.

Прежде чем упражнять  детей с нарушениями зрения в  ориентировке на зрение при измерении  предметов, следует научить их приемам  измерения путем наложения, приложения одного предмета к другому. После  этого детей надо учить измерять предметы с помощью условных мерок: полосок бумаги, ленточки, палочки, шагов и т.д. Процесс измерения  и деления предметов на части  следует организовывать с практического  действия самого ребенка, когда он самостоятельно, под руководством или совместно  с педагогом делит предмет  на части, устанавливает величину объекта, сравнивает величины двух предметов  между собой. Только на основе собственного практического действия ребенок  с нарушенным зрением может научиться  делать словесный вывод о размерных  отношениях между предметами

Не всегда целесообразно  на занятиях с детьми с нарушенным зрением применять сравнения  предметов по их величине на глаз, так  как им трудно выделить существующую разницу, особенно если она зрительно  мало различима. Таким детям легче  сличать предметы с помощью измерительных  практических действий.

В методике массового детского сада часто используется деление  геометрических фигур путем сгибания листа бумаги. Например, чтобы поделить квадрат на две равные части, дети сгибают его пополам. Детям с  нарушением зрения трудно согнуть бумагу пополам, сделать ровный сгиб. После  того, как сгиб сделан, им сложно проследить за равенством половинок квадрата, потому что линия сгиба зрительно  трудно выделяется. Для того чтобы  дети с нарушенным зрением успешно  выполнили данное задание, им можно  предложить поделить квадрат нарисованной линией. Такое деление обеспечит  им более комфортные условия при  зрительном анализе частей квадрата. Кроме того, когда они будут  разрезать квадрат на части, нарисованные линии послужат им более эффективным  зрительным ориентиром.

Упражнения на выкладывание ряда предметов по убывающей величине, соотнесение предметов одного вида с другими предметами соответствующей  величины (рыбки и аквариумы, зверюшки и домики, мячи и корзинки и т.д.) способствуют накоплению чувственных образов предметов и их величины.

Важным аспектом в работе с детьми старшего дошкольного возраста при подготовке их к обучению в школе, является знакомство с тетрадью в клетку. Это особенно актуально в работе с детьми со зрительными нарушениями, так как часто из-за снижения остроты зрения они плохо различают клетки в тетради. В дидактическом материале даны задания, направленные на то, чтобы дети поняли, как строится клетка в тетради и как можно рисовать по клеткам. На начальном этапе детям предлагается сделать из цветных квадратов коврик, затем обвести по контуру каждый квадрат. Так они усвоят, как получается клетка в тетради, и что все клетки в тетради - это квадратики.

Рисование по клеткам, вписывание в клетки геометрических фигур, использование  клетки как условной мерки для  изображения предмета соответствующей  величины - все эти упражнения способствуют развитию зрительного опыта детей  с нарушением зрения. А предлагаемые задания комплексно решают общеобразовательные  и коррекционно-компенсаторные задачи в процессе обучения детей с нарушением зрения по математике в детском саду в пропедевтический период подготовки к обучению в школе.

Эксперимент показал, что  у детей с косоглазием и  амблиопией, из-за недостаточности зрительносенсорного опыта, наблюдается некоторый разрыв между уровнем предметно-практических действий и словесными выводами об этих действиях. Так, при определении количества элементов в двух множествах. Каждое из которых состоит из разных по величине предметов, многие из старших дошкольников, не считая, говорили, что больших грибов больше, чем маленьких, хотя множества были равны. Это указывает на несформированность у детей представлений о счете и понимания ими независимости числа от массы, величины единиц числа и их пространственного положения. В связи с этим, возникает необходимость развития, уточнения, обогащения зрительных представлений о предметах и объектах окружающей действительности. В процессе счета дети должны постоянно упражняться в выделении различных объектов, объединять их в группы и понимать количественные связи и зависимости. Для этого разработаны задания, где дети одновременно уточняют свои представления о предметном мире, учатся понимать число и счет и, в то же время, у них систематически тренируются различные зрительные функции. Для этого применяются рисование, штриховка, обводка, работа с мозаикой. Применение этих упражнений способствует активному развитию зрительно-двигательных взаимосвязей, детализации, уточнению, обогащению представлений. Дети учатся соотносить свои предметно-практические действия с заданным образцом, выделять признаки и свойства предметов, их количество. А так как каждое задание носит комплексный характер, то одновременно решаются общеобразовательные, коррекционно-компенсаторные и лечебные задачи.

Развитие у детей с  нарушениями зрения движений рук  и глазных движений при выполнении различных предметно-практических заданий, имеет свои специфические  особенности. Из-за нарушения зрения возникают сложности формирования двигательных умений. При этом отмечается снижение точности, скорости и координированности мелкой моторики руки. Нарушение остроты зрения, прослеживающих функций глаза и локализации взора ведет к тому, что у детей нет ясного видения того, как они выполняют предметные действия и насколько они качественны. Например, рисование, резание ножницами и другие подобные действия трудно даются детям с нарушением зрения. В результате наблюдается сниженный контроль за качеством работы при выполнении предметных действий, что сдерживает ход развития зрительно-двигательных взаимосвязей: анализа, синтеза и взаимодействия глаза и руки. Все это определяет замедленность в развитии двигательного анализатора у детей с нарушениями зрения [8]

Имеющиеся особенности в  развитии зрительно-двигательных взаимосвязей приводят к необходимости использования  при обучении детей с нарушениями  зрения специальных средств и  приемов, обеспечивающих успешность овладения  зрительно-двигательными действиями.

ГЛАВА 2. Формирование представлений о протяженности  у детей с нарушениями зрения

Обучение обследованию ДЛИНЫ, ВЫСОТЫ, ШИРИНЫ предметов должно быть направлено главным образом на развитие глазомера. Для этого можно учить  детей решать все более сложные "глазомерные" задачи. Сначала  ребенок учится сравнивать два предмета, прикладывая один к другому, подбирать  на глаз два предмета, которые по своей суммарной величине равны  третьему. Затем он должен овладеть более сложным способом обследования - научиться пользоваться простейшей меркой. Например, выбирая предмет, равный образцу, ребенок измеряет образец  полоской бумаги, а затем по этой мерке отыскивает предмет нужной величины. При переходе к задачам на глазомер, следует иметь в ввиду, что они являются довольно сложными для детей с нарушением зрения. Однако, как показывают специальные исследования, уровень глазомерных действий у детей можно повысить в ходе целенаправленного обучения. Глазомер развивается в конструктивной деятельности, когда ребенок подбирает нужные, недостающие для постройки детали, в лепке, когда делит комок глины, чтобы его хватило для всех частей предмета, в аппликации, рисовании и, конечно, в играх.

Сравнение предметов по таким  существенным признакам, как длинный - короткий, высокий - низкий, широкий узкий, толстый - тонкий детям с нарушениями зрения затруднено. Во-первых, дети при определении признаков предмета заменяют их более общими (большой - маленький). Внимательно прислушайтесь к речи ваших детей. Не говорят ли они - большая лента вместо длинная лента, маленькая лента вместо короткая, большой столб, маленький столбик вместо высокий и низкий.[12]

В активном словаре детей  обычно есть слова: высокий - низкий, длинный - короткий, широкий - узкий, но иногда они одно понятие заменяют другим. Вместо высокий говорят длинный, вместо тонкий - узкий, вместо широкий - толстый. Наблюдения показали, что дети с нарушениями зрения чаще используют в речи понятия высокий, длинный, широкий, толстый, чем низкий, короткий, узкий, тонкий. Вызывает затруднения и сравнение предметов путем наложения. Необходимо объяснить ребенку и показать сравнение различных предметов по длине путем наложения. Соединить концы лент, полосок бумаги, тесьмы и сравнить их только по длине. Затем сравнить предметы, отличающиеся двумя или тремя признаками. Какая дорожка длиннее? Почему? Что длиннее: карандаш или линейка? Что короче: пальто или платье?

Определение длины и ширины предметов можно показать на геометрических фигурах.

До начала выполнения задания  на определение длины и ширины прямоугольника необходимо объяснить  ребенку, что та сторона прямоугольника, которая проходит вдоль его груди  слева направо, называется длиной прямоугольника, а та сторона его, которая тянется  вверх от груди ребенка, называется шириной прямоугольника. Причем следует  обратить внимание, что незрячего  и слабовидящего на то, что длина  прямоугольника может быть короче его  ширины и наоборот.

Задания

Покажи длину, ширину тетради, книги, альбома, открытки, блокнота и т.д. Покажи длину и ширину поверхности стола, стула, прибора для письма, прибора для рисования.

Ребенку предлагается найти среди своих карандашей все длинные[12]

Затем знания о признаках  величины закрепляются во время прогулок по улице, в парке, в лесу.

Создание жизненных ситуаций, специальные игры способствуют развитию и совершенствованию понятий  о длине, ширине, высоте, пространственных представлений детей, обогащают словарь и кругозор детей, развивают математическую речь].

2.1 Формирование  представлений о длине, ширине, высоте у детей с нарушениями  зрения с помощью естественных  мерок

Человечеством накоплен богатый  опыт использования глазомера при  оценке протяженности пространства. И зрячие, и незрячие люди еще несколько столетий назад стали измерять, а затем оценивать пройденный путь в шагах, отмерять ткань, используя в качестве мерки расстояние от центра груди до кончиков пальцев вытянутой в сторону руки, оценивать размеры находящихся перед нами предметов с помощью длины предплечья, ширины ладони, размаха между большим и указательным пальцами руки, с помощью фаланги указательного пальца и т.п. Следует сразу правильно учить незрячего и слабовидящего ребенка способам измерения и оценки протяженности с помощью собственных частей тела, ибо ничто так не истощает нервную систему, как переучивание с неправильного на правильное.

Информация о работе Пространственная орентировка