Пространственная орентировка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 17:11, курсовая работа

Краткое описание

Известно, что пространственные представления являются тем базисом, на котором в онтогенезе развиваются многие высшие психические функции. Неадекватность пространственных представлений редко рефлексируется самим ребенком (в отличие от речи или памяти), но приводит к существенным сложностям не только в осуществлении целенаправленных координированных движений, в оценке расстояния, пространственно различительных признаков букв, в решении конструктивных задач, но и в понимании длины, высоты, ширины, разрядного строения числа, счетных операций, отношений сравнения, сложных логико-грамматических конструкций языка.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Психолого-педагогический аспект формирования пространственных представлений.
1.1Сущность понятия «пространственные представления»
1.2 Онтогенез пространственных представлений
1.3 Развитие пространственных представлений у детей с нарушениями зрения
ГЛАВА 2. Формирование представлений о протяженности у детей с нарушениями зрения
2.1 Формирование навыков и умений обследования длинны, высоты, ширины
2.2 Формирование представлений о длине, ширине, высоте у детей с нарушениями зрения с помощью естественных мерок
ГЛАВА 3. Ориентировка в пространстве детей с нарушением зрения
3.1 Развитие пространственного мышления детей с нарушением зрения
3.2 Развитие ориентирования в пространстве
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 256.88 Кб (Скачать файл)

Обучение незрячего и  слабовидящего ребенка измерению  и оцениванию протяженности пространства и предметов в нем с помощью  естественных мерок, т.е. собственных  частей тела, следует начинать в  раннем возрасте, с познания ребенком «схемы тела», соотношения всех его  частей. Исследование Юрок Т.Н. показало, что незрячие и слабовидящие дети, приходящие в первый класс, не ориентируются  даже на собственной руке: не могут  показать ладошку, назвать пальцы руки, никогда не фиксируют свое внимание на том, в каких местах сгибаются  пальцы и т.п. Поэтому она прелагает серию заданий, дающих возможность ребенку познать собственную руку для того, чтобы использовать ее в качестве инструмента при оценке протяженности.

Для знакомства с кистевой частью руки - ладонью, ладошкой, ее внешней, тыльной стороной и внутренней, пальцами, их суставами, фалангами - служат следующие  задания.

1. Покажи кисть  правой (левой) руки.

2. Покажи внешнюю  (внутреннюю) сторону правой (левой)  кисти.

3. Покажи указательный  палец (большой, средний, безымянный, мезинец) правой (левой) руки.

До начала выполнения следующих  заданий необходимо выяснить, знает  ли ребенок название пальцев. Затем  просим показать на правой (левой) руке каждый пальчик от его основания  до кончика. Обязательно объясняем  ребенку, что кистью руки называют ее часть от запястья до кончиков пальцев. Попросите ребенка правильно  показать кисть руки.

Задание

Прижми большой  палец правой руки к середине внутренней части ладони и посмотри, в каких  местах при этом согнулся твой палец. Покажи указательным пальцем левой  руки места сгибов большого пальца правой руки. Сколько их?

Задание

Сожми пальцы правой (левой) руки в кулак. Разожми и  выпрями все пальцы, кроме указательного. Посмотри, в каких местах согнут твой указательный палец. Покажи указательным пальцем левой (правой) руки места сгибов указательного пальца правой (левой) руки.

Детей с нарушениями зрения необходимо знакомить с фалангами пальцев.

Задание

Покажи первую фалангу большого пальца левой руки.

Покажи третью фалангу указательного пальца левой  руки.

Покажи вторую фалангу большого пальца правой руки.

Аналогично выполняются  задания со всеми остальными пальцами.

Рука, выступающая в качестве измерительного инструмента, должна быть достаточно подвижной, готовой к выполнению мелких и точных движений, т.е. иметь достаточно развитую моторику.

Незрячий и слабовидящий должен понимать, что такое протяженность, поэтому ее нужно показывать на конкретных предметах. Для того, чтобы ребенок воспринял протяженность предметов, ему снова понадобиться рука. С этой цель можно проводить следующие упражнения.

1. Положи перед собой карандаш на стол так, чтобы незаточенный его конец находился слева, а заточенный - справа. Прижми карандаш указательным пальцем левой руки к столу, отступив его небольшое расстояние от его левого конца. Затем проведи указательным пальцем правой руки вдоль карандаша слева направо (справа налево).

Необходимо пояснить ребенку, что палец проследил длину  карандаша (его протяженность).

2. Положи перед собой шнурок так, чтобы он был вытянут в одну прямую линию слева направо. Прижми его указательным пальцем левой руки к столу, отступив небольшое расстояние от его левого конца. Проведи указательным пальцем правой руки вдоль шнурка слева направо. Что проследил твой палец? (длину шнурка).

В ряде случаев следует  выбирать палец, имеющий более высокую  чувствительность, так как у детей  могут иметь место избирательные  нарушения чувствительности.

Прослеживающая функция  зрения также, как и осязание, используется частичнозрячими и слабовидящими при выполнении описанных выше заданий с целью ее развития.

Незрячий и слабовидящий ребенок должен представлять размеры  окружающих предметов, выбирать при  необходимости меньший или больший  среди них, постоянно сравнивая  их с образцом - с меркой. В этом ему поможет рука: она будет  распознавать контур и форму предмета, его размеры - протяженность по длине, ширине, высоте.

Для того, чтобы ребенок смог оценивать протяженность находящегося перед ним предмета, необходимо научить его сравнивать с некоторым образцом, являющимся меркой. А самыми удобными мерками являются его собственные части тела. Ими, например, могут быть: первая фаланга указательного пальца руки, Размах между указательным и большим пальцем руки. Поэтому тифлопедагог и родители должны помочь ребенку с нарушением зрения освоить указанные приемы измерения длины предметов. Прежде всего тифлопедагогу следует помочь незрячему и слабовидящему ученику измерить длину первой фаланги указательного пальца, а также длину размаха большого и указательного пальцев его руки. Величины этих длин ребенок должен обязательно знать [12]

ГЛАВА 3. Система  игр и упражнений на формирование представлений о длине, ширине, высоте

В играх данного раздела  ребенок может уже действовать  с помощью проб или сопоставить  зрительно. В случае затруднения  ребенок может проверить свой выбор наложением. При наложении  предметы одинаковых величин (ширины, высоты, длины) совпадают, и если их обвести по контуру, то оба контура  ощущаются как один. Если же контуры  не совпадают, значит, предметы различны по величине. Естественно, что таким  способом можно проверять лишь однотипные предметы, имеющие одинаковую форму.

При соотнесении предметов  по величине следует обратить внимание на разные параметры величины (длину, высоту, ширину) в тех случаях, когда они оказываются существенными для выполнения задания.

Важно помнить, что ребенок  должен выполнить задание самостоятельно, не следует предварять его действия словесной инструкцией. Только после  того как ребенок выполнил задание, полученный им результат надо уточнить словом. Например, в игре «Лото» даются карточки с изображением длинной  и короткой ленты. Педагог поднимает  карточку-образец и спрашивает: «У кого такая?» (Нельзя говорить «у кого длинная?») После того как ребенок сделает выбор, соотнесет образец с изображением на своей карте, педагог говорит: «Правильно, у меня длинная лента и у тебя такая же длинная».

Лото (определение  предмета по величине)

Цель. Учить определять зрительно предметы резко различной длины, соединять зрительный образ со словом.

Оборудование. Большие карточки с изображением двух предметов, каждый представлен двумя величинами (длинный и короткий); предметы расположены на карточках по-разному (например: короткая юбка, длинная юбка, короткий карандаш, длинный карандаш; короткая лента, длинная лнта и т.п.), карточки с изображением отдельных предметов (коротких и длинных).

Ход игры. Педагог раздает детям большие карточки и по одной карточке-образцу, спрашивая: «У кого такая?» Ребенок должен не просто узнать предмет, а соотнести изображения предметов по величине, т. е. правильно наложить короткий предмет на длинный, короткий на короткий. После этого закрепляют результат в слове: «Правильно, это длинная лента».

Нарядные зверюшки

Цель. Та же.

Оборудование. Игрушки зверей (мишки, зайки, собачки, кошки), ленты длинные и короткие по числу игрушек; длинные ленты по сравнению с короткими должны быть такими, чтобы их можно было обернуть вокруг шеи мишки (собачки и др.) и завязать красивый бант.

Ход игры. Педагог рассаживает на стол игрушки (мишки, зайки, собачки, кошечки и т.д.) и говорит, что зверюшки хотят устроить праздник и просят их нарядить - завязать им красивые банты. Вызывает двоих детей, предлагает каждому взять одну игрушку и по одной ленте (на столе две ленты - длинная и короткая). Дети берут ленты и пытаются завязать бант своей игрушке. Педагог помогает им. Естественно, у того, кто взял длинную ленту, бант получается, а у другого ребенка нет. Педагог спрашивает у ребенка с длинной лентой, получился ли из нее бант. После чего показывает игрушку с красивым бантом. «А вот собачка огорчена,- говорит педагог,- у нее бант не получился. Какая была лента у собачки? (Вместе с детьми снова рассматривает ленту.) Она корот: кая. Из короткой ленты бант не получился». Потом вызывает следующую пару детей и снова предлагает им выбрать ленты. Если оба ребенка хотят длинную ленту, заменяет короткую на длинную. Когда всем зверюшкам завязаны банты, педагог обобщает: «Из длинной ленты можно сделать бант, а из короткой нельзя». Затем предлагает детям поплясать с игрушками, дает каждому игрушку и дети свободно пляшут.

Построй ворота

Цель. Обратить внимание на высоту и ширину предметов, учить соотносить предметы по высоте и ширине в действиях с ними; закреплять знание слов «высокий», «низкий», «широкий», «узкий».

Оборудование. Строительный материал (бруски разной величины), машины разной величины (высокая с подъемным краном или пожарная с лестницей, низкая, широкая и узкая).

Ход игры. Дети сидят полукругом, педагог на стуле напротив них. Сбоку от него на полу лежат вперемешку бруски разного размера. Педагог ввозит в круг машину (грузовую или легковую) и предлагает кому-либо построить для нее ворота. Ребенок строит ворота, и педагог прокатывает через них машинку к ребенку, тот вновь катит к педагогу. Машину могут катать друг к другу двое детей. Затем педагог берет новую, высокую машину (подъемный кран) и предлагает прокатить ее через ворота. Дети катят машину, ворота падают. Педагог просит восстановить ворота и попробовать прокатить машину медленно. Обнаруживается, что машина не проходит, так как она выше ворот. Педагог спрашивает, что надо сделать, чтобы машина прошла в ворота, стараясь навести на мысль о постройке новых, высоких ворот. Когда ворота будут построены, дети прокатывают через них машину, а педагог говорит: «Ворота были низкие, а машина высокая, она не могла проехать. Теперь мы построили другие, высокие ворота и машина проехала». Затем детям дают широкую машину, ворота раздвигают вширь. Педагог подводит итог, объясняя, что для широкой машины нужно построить широкие ворота. При повторном проведении игры можно предложить нескольким детям одновременно строить ворота, учитывая их размеры с величиной машины по высоте и ширине.

Спрячь игрушки

Цель. Учить ориентироваться на величину предметов, соотносить действия рук с величиной предметов.

Оборудование. Линейки (длинные, короткие), коробки двух размеров по числу детей.

Ход игры. Педагог раздает детям по две коробки с крышками (двух размеров) и по две линейки (длинные, короткие). Просит детей спрятать линейки в коробочки и закрыть крышками. Обращает внимание на то, что, если крышка не закроется, значит, линейка не подходит для этой коробки - ее надо спрятать в другую. Таким образом, он побуждает детей пробовать.

Найди похожую

Цель. Продолжать учить запоминать пространственные параметры «дилина», «ширина», «высота»;

Оборудование. Плоскостные формы-образцы белого цвета (широкая и узкая полоска, длинная, короткая).

Ход игры. Перед педагогом на столе разные плоскостные формы-образцы белого цвета (широкая и узкая полоска, длинная, короткая). Он показывает их детям и накрывает салфеткой. Потом поднимает одну из полосок. Дети 2-3 сек смотрят на нее. Педагог закрывает круг бумагой, отсчитывает до 15, снимает салфетку и просит одного из детей найти такую же. Затем педагог открывает образец, сравнивает его с найденным: «Правильно, они похожи, полоски длинные и широкие». Если же выбор сделан неправильно, он говорит: «Нет, я показала длинную и широкую полоску, а ты нашел короткую и широкую» - и вновь просит ребенка найти такую же полоску, как образец.

Пути развития восприятия величины и восприятия формы одинаковы. Однако между ними есть и различия. Величина - понятие относительное. Один и тот же предмет в сравнении  с другими может восприниматься и большим и маленьким. Так, дерево кажется высоким по сравнению  со стоящим под ним человеком  и оказывается низким по сравнению  с многоэтажным домом.

В то же время величина имеет  разные параметры - высоту, длину, ширину. Поэтому помимо общего определения «большой - маленький» существуют частные: «длинный - короткий», «высокий - низкий», «широкий - узкий». Все эти моменты надо учитывать при проведении дидактических игр и упражнений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Пространственные  представления - это деятельность, включающая в себя определение формы, величины, длины, ширины, высоты, местоположения и перемещения предметов относительно друг друга и собственного тела, относительно окружающих предметов. Пространственные представления имеют большую роль во взаимодействии человека с окружающей средой, являясь необходимым условием ориентировки в ней человека.

Формирование представлений  о величине предметов, умение измерять их длину, ширину, высоту, толщину и др. являются важной стороной подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе по математике. Обучение обследованию ДЛИНЫ, ВЫСОТЫ, ШИРИНЫ предметов должно быть направлено главным образом на развитие глазомера. Для этого можно учить детей решать все более сложные "глазомерные" задачи. Сначала ребенок учится сравнивать два предмета, прикладывая один к другому, подбирать на глаз два предмета, которые по своей суммарной величине равны третьему. Затем он должен овладеть более сложным способом обследования - научиться пользоваться простейшей меркой. Например, выбирая предмет, равный образцу, ребенок измеряет образец полоской бумаги, а затем по этой мерке отыскивает предмет нужной величины.

Следует еще раз подчеркнуть, что важным моментом при обучении детей с нарушениями зрения пространственному  ориентированию является сотрудничество родителей с тифлопедагогом, так  как правильно выбранная методика формирования образа пространства и  предметов в нем с использование  измерительных действий способствует его адекватности, наполненности, конкретности и устойчивости. Вне сомнения, появление  такого образа у ребенка возможно благодаря развитию его глазомерных  действий. При переходе к задачам на глазомер, следует иметь в ввиду, что они являются довольно сложными для детей с нарушением зрения. Однако, как показывают специальные исследования, уровень глазомерных действий у детей можно повысить в ходе целенаправленного обучения. Глазомер развивается в конструктивной деятельности, когда ребенок подбирает нужные, недостающие для постройки детали, в лепке, когда делит комок глины, чтобы его хватило для всех частей предмета, в аппликации, рисовании и, конечно, в играх.

Информация о работе Пространственная орентировка