Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 17:11, курсовая работа
Известно, что пространственные представления являются тем базисом, на котором в онтогенезе развиваются многие высшие психические функции. Неадекватность пространственных представлений редко рефлексируется самим ребенком (в отличие от речи или памяти), но приводит к существенным сложностям не только в осуществлении целенаправленных координированных движений, в оценке расстояния, пространственно различительных признаков букв, в решении конструктивных задач, но и в понимании длины, высоты, ширины, разрядного строения числа, счетных операций, отношений сравнения, сложных логико-грамматических конструкций языка.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Психолого-педагогический аспект формирования пространственных представлений.
1.1Сущность понятия «пространственные представления»
1.2 Онтогенез пространственных представлений
1.3 Развитие пространственных представлений у детей с нарушениями зрения
ГЛАВА 2. Формирование представлений о протяженности у детей с нарушениями зрения
2.1 Формирование навыков и умений обследования длинны, высоты, ширины
2.2 Формирование представлений о длине, ширине, высоте у детей с нарушениями зрения с помощью естественных мерок
ГЛАВА 3. Ориентировка в пространстве детей с нарушением зрения
3.1 Развитие пространственного мышления детей с нарушением зрения
3.2 Развитие ориентирования в пространстве
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Таким образом, формирование умений и навыков глазомера в ходе пространственной ориентировки обеспечивает не только развитие ребенка, но и его адаптации и приспособления к жизни без зрения или в условиях зрительной депривации [12]
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Введение в тифлопсихологию раннего, дошкольного и школьного возраста / Ин-т коррекц. педагогики Рос. акад. образования.- М.: Полиграф сервис, 1997.- 121 с.
2. Воспитание и обучение слепого дошкольника / Акад. пед. наук СССР; Под ред. Л.И. Солнцевой.- М.: Просвещение, 1967.- 173 с.
3. Вопросы обучения и развития детей с нарушениями зрения: Сб. науч. ст. / Науч.-исслед. ин-т дефектологии Акад. пед. наук СССР; Под ред. М.И. Земцовой, Л.И. Солнцевой.- М., 1974.- 172 с.
4. Заика Е.В. Упражнения
для формирования
5. Истомина Н.Б. Методика обучения математике. - М., 2002.
6. Некоторые особенности обучения и развития слепых и слабовидящих детей: Сб. науч. ст. / Науч.-исслед. ин-т дефектологии Акад. пед. наук СССР; Под ред. М.И. Земцовой, Л.И. Солнцевой.- М., 1975.- 113 с.
7. Особенности проведения занятий со слепыми детьми в часы коррекции: Учеб.-метод. пособие / Всерос. о-во слепых; Под науч. ред. Л.И. Солнцевой.- М., 1990.- 125 с.
8. Перова М.Н. Методика
преподавания математики в
9. Психологические аспекты
обучения ориентированию в
10. Барташникова И.А., Барташников А.А. Учись играя. - Харьков: Фолио, 1997
11. Нартова-Бочавер С.К., Мухортова Е.А. Скоро в школу! - М.: 1998.
12. Юрок Т.Н. Учим познавать пространство // Дефектология. - №2.- 1998.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 1
Глава 1. Особенности физического развития детей с патологией зрения. 7
1.1. Классификация патологии органов зрения. 7
1. 2. Физическое развития детей с нарушением зрения 14
1.3. Психофизиологические
механизмы пространственной
Глава 2. Исследование пространственной ориентации у детей с нарушением зрения на занятиях по физкультуре. 24
2.1. Характеристика развития детей с патологией зрения и их сверстников с нормальным зрением. 24
Глава 3. Динамика развития пространственной ориентации у детей с нарушением зрения. 33
3.1.Методы и приёмы коррекции физического 33
развития в тифлопедагогике. 33
3.2.Динамика развития
Заключение 52
Список использованных источников и литературы 54
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время в
нашей стране возникла острая необходимость
в создании условий для получения
детьми с нарушенным зрением общего
воспитания и образования в условиях
массовых учреждений. Как показал
опыт, к сожалению, дети с нарушенным
зрением оказались слабо
Формируя у детей с
нарушением зрения пространственные ориентировки,
мы вооружаем их полезными умениями
и навыками, развиваем в их сознании
положительные эмоциональные
Гуманизация процесса образования детей, как с нормальным, так и с нарушенным зрением, предполагает со стороны педагогов пристальное внимание к каждому ребенку с целью выявления и развития всех его потенциальных возможностей.
Нарушение функций зрительного анализатора, по мнению многих исследоателей в области медицины и тифлопедагогики[1,14,18,20,27] вызывает ряд отклонений в пространственной ориентации ребенка с депривацией зрения. Сложность структуры его развития заключается в наличии первичного дефекта, сопутствующих заболеваний и вторичных нарушений, возникающих под влиянием существующей аномалии. Анализ научно-методической литературы убеждает в том, что содержание, формы и методы коррекционных занятий нуждаются в дополнительном изучении, в разработке методических рекомендаций по формированию пространственной ориентации с учетом специфических особенностей развития и обучения детей с нарушением зрения.[22,27,28,30] В связи с этим, очевидно, что коррекция недостатков пространственной ориентации развития детей с нарушением зрения невозможна без системного подхода, который может реализоваться в форме адаптивной физической культуры.
Одно из важнейших задач
физического воспитания таких детей
является коррекция двигательных недостатков,
возникших в результате нарушения
зрения. У слепых и слабовидящих
детей отмечается отставание в физическом
развитии: длине, массе тела, жизненной
емкости Нарушения и аномалии
развития зрительной системы отрицательно
сказываются на формировании двигательных
способностей силы, быстроты, выносливости,
координации, статического и динамического
равновесия и др. У многих детей
страдает пространственно-
Задачи и содержание формирования
пространственной ориентации слепых и
слабовидящих детей должны включать
в себя учет особенности физического
развития этих детей. [11] В связи с
этим физическое воспитание слепых и
слабовидящих детей направлено на улучшение
деятельности всех органов и систем,
и в особенности на формирование
пространственно-
В дошкольных достаточно большой объем работы, направленный на развитие у детей с патологией зренияних пространственных представлений. Вместе с тем существующие мероприятия достаточно разобщены, фрагментарны и не представляют собой единую линию коррекционных воздействий. Практика показывает, что обучение по большей части осуществляется стихийно, бессистемно и не учитывает в полной мере сложной структуры, механизмов, генезиса ориентировки в пространстве, ее развивающего влияния на все стороны интеллектуальной и личностной сферы ребенка. Универсальное значение способности к ориентировке в пространстве для психического развития ребенка, недостаточная разработанность вопросов ее формирования у дошкольников с нарушением умственного развития, объективная необходимость оптимизации коррекционно-образовательного процесса определяют актуальность данного исследования.
При проведении работы по исправлению недостатков пространственной ориентации опираются на теоретические положения коррекции двигательных нарушений, которые являются определяющими в построении методических закономерностей процесса физического воспитания аномальных детей.
Проблемой исследования является
изучение особенностей ориентировки в
пространстве у детей дошкольного
возраста с нарушением зрения, научное
обоснование и разработка организационных
форм, содержания и методов коррекционно-
В отечественной и зарубежной науке, в практической психологии и педагогике проблемой формирования пространственной ориентации у детей с нарушением зрения занимаются и тифлопедагоги, и дефектологи, и врачи, и учителя физкуьтуры. С точки зрения практикующего тифлопедагога наибольший интерес представляют работы Литягина В.В., Петуховой Е.Н., Подколзиной Б.Н., Мишина М.А., Тупоногова Б.К. [15,16,17,28,29,38,41,36].
Исследование особенностей физического развития и пространственной ориентации детей с нарушением зрения позволило определить цель, объект, гипотезу и задачи нашей работы.
Наша работа посвящена исследованию пространственной ориентации у детей с косоглазием, амблиопией, астигматизмом на занятиях по физической культуре и поиску специальных методических приемов и упражнений, способствующих ликвидации отставания таких детей в физическом развитии от своих сверстников с нормальным зрением.
Цель исследования: изучить особенности пространственной ориентации детей с нарушением зрения на занятиях по физической культуре, разработать упражнения, направленные на формирование пространственной ориентации и на устранение отставания в физическом развитии детей с патологией зрения.
Предмет исследования: определить особенности пространственной ориентации у детей с нарушением зрения на занятиях по физкультуре по показателям: выносливость, сила, скорость, реакция, координация.
База исследования: ДОУ № *** г. **** для детей с нарушением зрения.
Объект исследования: дети 6-7 лет из физиологической группы в количестве 10 человек и дети 6-7 лет из группы для детей с нарушением зрения, страдающие косоглазием, амблиопией, астигматизмом в количестве 10 человек.
Методы исследования: для тестирования детей по основным показателям физического развития (выносливость, сила, скорость, реакция, координация) использовалась методика М.Л. Лазарева [23], для разработки упражнений, направленных на ликвидацию отставания в пространственной ориентации на занятиях по физической культуре детей с патологией зрения использовалась в модифицированном виде методика Мишина М.А.[27,28,29]
Гипотеза исследования: в силу вынужденных двигательных ограничений, обусловленных нарушением зрения, дети с патологией зрения отстают в развитии по пространственной ориентации от своих сверстников с нормальным зрением, но при регулярной комплексной коррекции тифлопедагога, учителя физкультуры, благодаря специально разработанным оригинальным методкам, направленным на формирование пространственной ориентации на занятиях по физкультуре детей с патологией зрения, можно добиться положительной динамики физического развития этих детей и устранить отставание в пространственной ориентации.
Для достижения цели исследования и проверки гипотезы необходимо было решить следующие задачи:
1.Установить степень
2.Дать педагогическое
обоснование необходимости
3.Экспериментально сравнить
пространственное восприятие и
физическое развитие детей с
нормальным зрением и их
4.Разработать методы, приемы,
упражнения и организационные
формы педагогической работы, направленные
на формирование
5.Экспериментально проверить
эффективность специально
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретический, статистический, экспериментальный, педагогический.
Нарушения зрения (слепые и слабовидящие)
Азарян Р.Н. Урок физкультуры как важное средство воспитания пространственных и личностных качеств у слепых и слабовидящих школьников // Дефектология. - 1984. - № 6. - С.53-59.
Волкова Л.С. Выявление и коррекция нарушений устной речи у слепых и слабовидящих детей. - Л., 1982. - 186 с.
Вопросы обучения и воспитания слепых и слабовидящих: Сб. науч. трудов / Под ред. А.Г. Литвака. - Л., 1981. - 122 с.
Воспитание слепых детей дошкольного возраста в семье / Научный редактор доц. В. А. Феоктистова. - М.: Логос, 1993. - 78 с.
Григорьева Г.В. Особенности
владения невербальными средствами
общения дошкольниками с
Григорьева Л.П. Психофизиологические исследования зрительных функций нормальновидящих и слабовидящих школьников. - М.: Педагогика, 1983.
Григорьева Г.В. Развитие ведущей формы общения у детей с нарушениями зрения дошкольного возраста // Дефектология. - 2001.
Григорьева Л.П. Роль перцептивного обучения в преодолении последствий зрительной депривации у детей с низким зрением // Физиология человека. - 1996. - Т. 22, № 5. - С. 85-91.
Дети с глубокими нарушениями зрения / Под ред. М.И. Земцовой, А.И. Каплан, М.С. Певзнер.- М.: Педагогика, 1976.
Диагностика, развитие и коррекция сенсорной сферы лиц с нарушениями зрения: Материалы Междун. научно-пед. конф. тифлопедагогов и незрячих учителей, посвященной 200-летию РГПУ им. А.И. Герцена. 28-30 октября 1996 г., С.-Петербург. / Ред. Е.М. Папина. - М.: Логос, 1997. - 115 с.