Пространственная орентировка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 17:11, курсовая работа

Краткое описание

Известно, что пространственные представления являются тем базисом, на котором в онтогенезе развиваются многие высшие психические функции. Неадекватность пространственных представлений редко рефлексируется самим ребенком (в отличие от речи или памяти), но приводит к существенным сложностям не только в осуществлении целенаправленных координированных движений, в оценке расстояния, пространственно различительных признаков букв, в решении конструктивных задач, но и в понимании длины, высоты, ширины, разрядного строения числа, счетных операций, отношений сравнения, сложных логико-грамматических конструкций языка.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Психолого-педагогический аспект формирования пространственных представлений.
1.1Сущность понятия «пространственные представления»
1.2 Онтогенез пространственных представлений
1.3 Развитие пространственных представлений у детей с нарушениями зрения
ГЛАВА 2. Формирование представлений о протяженности у детей с нарушениями зрения
2.1 Формирование навыков и умений обследования длинны, высоты, ширины
2.2 Формирование представлений о длине, ширине, высоте у детей с нарушениями зрения с помощью естественных мерок
ГЛАВА 3. Ориентировка в пространстве детей с нарушением зрения
3.1 Развитие пространственного мышления детей с нарушением зрения
3.2 Развитие ориентирования в пространстве
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 256.88 Кб (Скачать файл)

Таким образом, формирование умений и навыков глазомера в  ходе пространственной ориентировки обеспечивает не только развитие ребенка, но и его  адаптации и приспособления к  жизни без зрения или в условиях зрительной депривации [12]

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Введение в тифлопсихологию раннего, дошкольного и школьного возраста / Ин-т коррекц. педагогики Рос. акад. образования.- М.: Полиграф сервис, 1997.- 121 с.

2. Воспитание и обучение  слепого дошкольника / Акад. пед. наук СССР; Под ред. Л.И. Солнцевой.- М.: Просвещение, 1967.- 173 с.

3. Вопросы обучения и  развития детей с нарушениями  зрения: Сб. науч. ст. / Науч.-исслед. ин-т дефектологии Акад. пед. наук СССР; Под ред. М.И. Земцовой, Л.И. Солнцевой.- М., 1974.- 172 с.

4. Заика Е.В. Упражнения  для формирования пространственных  представлений // Вопросы психологии. 1995. № 6 - С. 43-54.

5. Истомина Н.Б. Методика  обучения математике. - М., 2002.

6. Некоторые особенности  обучения и развития слепых  и слабовидящих детей: Сб. науч. ст. / Науч.-исслед. ин-т дефектологии Акад. пед. наук СССР; Под ред. М.И. Земцовой, Л.И. Солнцевой.- М., 1975.- 113 с.

7. Особенности проведения  занятий со слепыми детьми  в часы коррекции: Учеб.-метод. пособие / Всерос. о-во слепых; Под науч. ред. Л.И. Солнцевой.- М., 1990.- 125 с.

8. Перова М.Н. Методика  преподавания математики в коррекционной  школе. - М., 1999.

9. Психологические аспекты  обучения ориентированию в пространстве  и мобильности школьников с  глубокими нарушениями зрения / В.А.  Кручинин, Л.И. Солнцева // Дефектология.- 1992.- № 2/3.- С. 11-17.

10. Барташникова И.А., Барташников А.А. Учись играя. - Харьков: Фолио, 1997

11. Нартова-Бочавер С.К., Мухортова Е.А. Скоро в школу! - М.: 1998.

12. Юрок Т.Н. Учим познавать  пространство // Дефектология. - №2.- 1998.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение 1

Глава 1. Особенности физического  развития детей с патологией зрения. 7

1.1. Классификация патологии  органов зрения. 7

1. 2. Физическое развития детей с нарушением зрения 14

1.3. Психофизиологические  механизмы пространственной ориентировки 19

Глава 2. Исследование пространственной ориентации у детей с нарушением зрения на занятиях по физкультуре. 24

2.1. Характеристика развития  детей с патологией зрения  и их сверстников с нормальным  зрением. 24

Глава 3. Динамика развития пространственной ориентации у детей с нарушением зрения. 33

3.1.Методы и приёмы коррекции  физического 33

развития в тифлопедагогике. 33

3.2.Динамика развития пространственной  ориентации при коррекционно-оздоровительной  работе на занятиях по физкультуре. 39

Заключение 52

Список использованных источников и литературы 54

ВВЕДЕНИЕ 

В настоящее время в  нашей стране возникла острая необходимость  в создании условий для получения  детьми с нарушенным зрением общего воспитания и образования в условиях массовых учреждений. Как показал  опыт, к сожалению, дети с нарушенным зрением оказались слабо подготовлены к интегрированному обучению. Отсутствие рекомендаций, незнание методических особенностей обучения детей данной категории в процессе физического  воспитания затрудняет педагогическую деятельность, ограничивает двигательную активность детей, а это приводит к возникновению вторичных отклонений в физическом развитии ребенка.

Формируя у детей с  нарушением зрения пространственные ориентировки, мы вооружаем их полезными умениями и навыками, развиваем в их сознании положительные эмоциональные двигательные образы от подвижных игр, воспитываем  стремление к совершенствованию  своих двигательных способностей.

Гуманизация процесса образования детей, как с нормальным, так и с нарушенным зрением, предполагает со стороны педагогов пристальное внимание к каждому ребенку с целью выявления и развития всех его потенциальных возможностей.

Нарушение функций зрительного  анализатора, по мнению многих исследоателей в области медицины и тифлопедагогики[1,14,18,20,27] вызывает ряд отклонений в пространственной ориентации ребенка с депривацией зрения. Сложность структуры его развития заключается в наличии первичного дефекта, сопутствующих заболеваний и вторичных нарушений, возникающих под влиянием существующей аномалии. Анализ научно-методической литературы убеждает в том, что содержание, формы и методы коррекционных занятий нуждаются в дополнительном изучении, в разработке методических рекомендаций по формированию пространственной ориентации с учетом специфических особенностей развития и обучения детей с нарушением зрения.[22,27,28,30] В связи с этим, очевидно, что коррекция недостатков пространственной ориентации развития детей с нарушением зрения невозможна без системного подхода, который может реализоваться в форме адаптивной физической культуры.

Одно из важнейших задач  физического воспитания таких детей  является коррекция двигательных недостатков, возникших в результате нарушения  зрения. У слепых и слабовидящих детей отмечается отставание в физическом развитии: длине, массе тела, жизненной  емкости Нарушения и аномалии развития зрительной системы отрицательно сказываются на формировании двигательных способностей силы, быстроты, выносливости, координации, статического и динамического  равновесия и др. У многих детей  страдает пространственно-ориентировочная  деятельность, макро- и микро-ориентировка в пространстве.

Задачи и содержание формирования пространственной ориентации слепых и  слабовидящих детей должны включать в себя учет особенности физического  развития этих детей. [11] В связи с  этим физическое воспитание слепых и  слабовидящих детей направлено на улучшение  деятельности всех органов и систем, и в особенности на формирование пространственно-ориентировочной деятельности и коррекцию пространственного  гнозиса и праксиса. Это достигается путем организации коррекционно-направленных занятий, предусматривающих развитие пространственно-ориентировочной деятельности, двигательной сферы, способности ощущать и оценивать свои движения, их амплитуду. Физическое воспитание предусматривает преодоление таких недостатков физического развития у детей, как асимметрия и непропориональность телосложения, некоординированность и скованность движений.

В дошкольных достаточно большой  объем работы, направленный на развитие у детей с патологией зренияних пространственных представлений. Вместе с тем существующие мероприятия достаточно разобщены, фрагментарны и не представляют собой единую линию коррекционных воздействий. Практика показывает, что обучение по большей части осуществляется стихийно, бессистемно и не учитывает в полной мере сложной структуры, механизмов, генезиса ориентировки в пространстве, ее развивающего влияния на все стороны интеллектуальной и личностной сферы ребенка. Универсальное значение способности к ориентировке в пространстве для психического развития ребенка, недостаточная разработанность вопросов ее формирования у дошкольников с нарушением умственного развития, объективная необходимость оптимизации коррекционно-образовательного процесса определяют актуальность данного исследования.

При проведении работы по исправлению  недостатков пространственной ориентации опираются на теоретические положения  коррекции двигательных нарушений, которые являются определяющими  в построении методических закономерностей  процесса физического воспитания аномальных детей.

Проблемой исследования является изучение особенностей ориентировки в  пространстве у детей дошкольного  возраста с нарушением зрения, научное  обоснование и разработка организационных  форм, содержания и методов коррекционно-педагогической работы по формированию способности  к восприятию, воспроизведению и  преобразованию пространства. Все выше сказанное позволяет назвать  проблему исследования особенностей развития пространственной ориентации детей с нарушением зрения весьма актуальной и подчеркнуть, что вынужденное снижение двигательной активности у слабовидящих детей ведет за собой различные нарушения опорно-двигательного аппарата, снижение пространственного праксиса и гнозиса и этот круг негативных связей нуждается в преодолении.

В отечественной и зарубежной науке, в практической психологии и  педагогике проблемой формирования пространственной ориентации у детей  с нарушением зрения занимаются и  тифлопедагоги, и дефектологи, и  врачи, и учителя физкуьтуры. С точки зрения практикующего тифлопедагога наибольший интерес представляют работы Литягина В.В., Петуховой Е.Н., Подколзиной Б.Н., Мишина М.А., Тупоногова Б.К. [15,16,17,28,29,38,41,36].

Исследование особенностей физического развития и пространственной ориентации детей с нарушением зрения позволило определить цель, объект, гипотезу и задачи нашей работы.

Наша работа посвящена  исследованию пространственной ориентации у детей с косоглазием, амблиопией, астигматизмом на занятиях по физической культуре и поиску специальных методических приемов и упражнений, способствующих ликвидации отставания таких детей в физическом развитии от своих сверстников с нормальным зрением.

Цель исследования: изучить  особенности пространственной ориентации детей с нарушением зрения на занятиях по физической культуре, разработать  упражнения, направленные на формирование пространственной ориентации и на устранение отставания в физическом развитии детей  с патологией зрения.

Предмет исследования: определить особенности пространственной ориентации у детей с нарушением зрения на занятиях по физкультуре по показателям: выносливость, сила, скорость, реакция, координация.

База исследования: ДОУ  № *** г. **** для детей с нарушением зрения.

Объект исследования: дети 6-7 лет из физиологической группы в количестве 10 человек и дети 6-7 лет из группы для детей с  нарушением зрения, страдающие косоглазием, амблиопией, астигматизмом в количестве 10 человек.

Методы исследования: для  тестирования детей по основным показателям  физического развития (выносливость, сила, скорость, реакция, координация) использовалась методика М.Л. Лазарева [23], для разработки упражнений, направленных на ликвидацию отставания в пространственной ориентации на занятиях по физической культуре детей с патологией зрения использовалась в модифицированном виде методика Мишина М.А.[27,28,29]

Гипотеза исследования: в  силу вынужденных двигательных ограничений, обусловленных нарушением зрения, дети с патологией зрения отстают в  развитии по пространственной ориентации от своих сверстников с нормальным зрением, но при регулярной комплексной  коррекции тифлопедагога, учителя физкультуры, благодаря специально разработанным оригинальным методкам, направленным на формирование пространственной ориентации на занятиях по физкультуре детей с патологией зрения, можно добиться положительной динамики физического развития этих детей и устранить отставание в пространственной ориентации.

Для достижения цели исследования и проверки гипотезы необходимо было решить следующие задачи:

1.Установить степень разработанности  аспектов исследуемой проблемы  в педагогической, спортивной, медицинской  и методической литературе.

2.Дать педагогическое  обоснование необходимости коррекции  качества пространственной ориентации  на занятиях по физической  культуре у детей с нарушением  зрения.

3.Экспериментально сравнить  пространственное восприятие и  физическое развитие детей с  нормальным зрением и их сверстников  с нарушением зрения.

4.Разработать методы, приемы, упражнения и организационные  формы педагогической работы, направленные  на формирование пространственной  ориентации и гармоничного физического  развития детей с нарушением  зрения.

5.Экспериментально проверить  эффективность специально разработанной  методики по физическому воспитанию  детей-дошкольников с нарушением  зрения, направленной на формирование  пространственной ориентации.

Для решения поставленных задач использовались следующие  методы исследования: теоретический, статистический, экспериментальный, педагогический.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нарушения зрения (слепые и слабовидящие)

Азарян Р.Н. Урок физкультуры как важное средство воспитания пространственных и личностных качеств у слепых и слабовидящих школьников // Дефектология. - 1984. - № 6. - С.53-59.

Волкова Л.С. Выявление и  коррекция нарушений устной речи у слепых и слабовидящих детей. - Л., 1982. - 186 с.

Вопросы обучения и воспитания слепых и слабовидящих: Сб. науч. трудов / Под ред. А.Г. Литвака. - Л., 1981. - 122 с.

Воспитание слепых детей  дошкольного возраста в семье / Научный  редактор доц. В. А. Феоктистова. - М.: Логос, 1993. - 78 с.

Григорьева Г.В. Особенности  владения невербальными средствами общения дошкольниками с нарушениями  зрения // Дефектология. - 1998. - №5.

Григорьева Л.П. Психофизиологические исследования зрительных функций нормальновидящих и слабовидящих школьников. - М.: Педагогика, 1983.

Григорьева Г.В. Развитие ведущей формы общения у детей  с нарушениями зрения дошкольного  возраста // Дефектология. - 2001.

Григорьева Л.П. Роль перцептивного  обучения в преодолении последствий  зрительной депривации у детей с низким зрением // Физиология человека. - 1996. - Т. 22, № 5. - С. 85-91.

Дети с глубокими нарушениями  зрения / Под ред. М.И. Земцовой, А.И. Каплан, М.С. Певзнер.- М.: Педагогика, 1976.

Диагностика, развитие и  коррекция сенсорной сферы лиц  с нарушениями зрения: Материалы  Междун. научно-пед. конф. тифлопедагогов и незрячих учителей, посвященной 200-летию РГПУ им. А.И. Герцена. 28-30 октября 1996 г., С.-Петербург. / Ред. Е.М. Папина. - М.: Логос, 1997. - 115 с.

Информация о работе Пространственная орентировка