Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 23:51, курсовая работа
Цель: выявить и сравнить уровень эмоционального выгорания преподавателей и студентов.
Задачи:
Изучить феномен профессионального выгорания.
Рассмотреть феномен профессионального выгорания среди педагогов.
Изучить феномен эмоционального выгорания.
Введение
В современном мире человек вынужден жить в условиях хронического стресса. Постоянная загруженность на работе, высокие требования, предъявляемые к профессионализму сотрудников, конкуренция, вечная нехватка времени, агрессивное влияние со стороны средств массовой информации, рекламы, большая скученность людей в мегаполисах – все эти факторы способны вывести из душевного равновесия даже самого стойкого и психически уравновешенного человека.
Молодое поколение, обучающееся в ВУЗе
в настоящее время, является особой группой,
которая подвержена влиянию, как вышеперечисленных
факторов, так и непосредственным специфическим
влиянием процесса обучения и выбранной
профессии на личность.
Сравнительно
недавно в зарубежной, а затем и отечественной
литературе появилось понятие «эмоционального
выгорания. В настоящее время проявления
синдрома эмоционального выгорания встречаются
не только среди работающих людей, но и
на этапе обучения в ВУЗе.
Сегодня неоспоримым фактором является то, что педагог – центральная фигура учебно-воспитательного процесса и играет ведущую роль в процессе обучения. И как писал К.Д.Ушинский “влияние личности воспитателя …нельзя заменить ни учебниками, ни моральными тенденциями, ни системой наказаний и поощрений”.И поэтому проблема психологического благополучия педагога является одной из наиболее актуальных проблем современной психологии. В этой связи большое значение приобретает изучение феномена выгорания.
Цель: выявить и сравнить уровень эмоционального выгорания преподавателей и студентов.
Задачи:
7) Исследовать эмоционального выгорание преподавателей и учителей.
8) Исследовать
эмоциональное выгорание
9) Сравнить результаты исследования преподавателей и студентов;
Объект: профессиональное выгорание.
Предмет: эмоциональное выгорание преподавателей и студентов.
Методы исследования: анализ литературных источников, психологическое тестирование.
Методика: Опросник «Диагностика уровня эмоционального выгорания» В.В. Бойко.
Гипотеза: уровень эмоционального выгорания выше у преподавателей, чем у студентов.
Выборка: студенты 2 - 4 курсов СГУ - 25 человек и преподавателей СГУ и учителя МОУ СОШ №87 - 21 человек.
Профессиональное выгорание – психофизиологическое заболевание, область развития, влияния и лечения которого находится в области профессии, профессионализма конкретного человека, последствием которого является частичное, и, в последствии полное блокирование возможности выполнения конкретной профессиональной деятельности определенным человеком. [2]
Термин «burnout (эмоциональное сгорание)» введен американским психиатром X.Дж. Фрейденбергером в 1974 г. для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами, пациентами в эмоционально нагруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи. Первоначально этот термин определялся как состояние изнеможения, истощения с ощущением собственной бесполезности. [12]
Центральное место в развитии выгорания как научной концепции заняли работы С. Mаслач и ее коллег. Разработанные ими модели выгорания послужили основой для проведения дальнейших исследований феномена. Само понятие выгорания неоднократно изменялось. Так, в 1976 году С. Maслач определяет выгорание как реакцию на связанный с работой стресс, приводящий к эмоциональному отдалению от клиента, негуманному отношению к нему, снижению эффективности в работе. В 1981 году С. Maслач и С.Джексон предложили следующее определение: "выгорание" — синдром эмоционального истощения и цинизма, который часто появляется у персонала, работающего с людьми, и приводит к развитию негативного отношения к своим клиентам. В своей работе 1986 года С. Maслач говорит о том, что люди, работающие в сфере услуг и образовательных учреждениях, по условиям профессии вынуждены проводить значительное время в интенсивном взаимодействии с другими людьми. [9]
По мнению
К. Маслач «…"burnout" - очень хороший
термин для определения профессионального
выгорания, потому что за ним стоит определенный
образ. Люди реагируют на него, они, как
будто, инстинктивно понимают, что это
такое. Но его недостаток в том, что под
ним можно подразумевать слишком многое.
Выгорание определяют как потерю творческого
потенциала, отсутствие новых идей. Другие
используют термин "выгорание", чтобы
описать свою реакцию на скуку - "сгорание
на сборочной линии" с отсутствием изменений,
вдохновения и интереса к работе. Часто
выгорание относят к профессиональным
стрессам любого рода, но это слишком широкое
определение». По мнению К.Маслач, выгорание
является эмоциональным истощением, следующим
из стресса межличностного взаимодействия.[9]
«Burnout» К. Кондо кратко
определяет как дезадаптированность к
рабочему месту из-за чрезмерной рабочей
нагрузки и неадекватных межличностных
отношений. Этому соответствует и данное
им образное толкование: «сгоранию» подвержены
те, кто работает страстно, с особым интересом;
долгое время помогая другим, они начинают
чувствовать разочарование, так как не
удается достичь того эффекта, которого
ожидали; такая работа сопровождается
чрезмерной потерей психологической энергии,
приводит к психосоматической усталости
и эмоциональному истощению и как результат
— беспокойство, раздражение, гнев, пониженная
самооценка, нарушений сна, а также семейные
проблемы.
Большинство российских и зарубежных
психологов считают профессиональное
выгорание обратимым процессом,
хотя некоторые авторы (Аминов Н.А.,
Шпитальный Д.В., Форманюк Т.В.) используют
термин «сгорание» и тем самым
подчеркивают необратимость последствий.
Т.В.Форманюк говорит
о том, что «именно на нарастающее чувство
неудовлетворенности избранной профессией
или отсутствие перспективы профессионального
роста списывают обычно, руководствуясь
«здравым смыслом», резкое снижение уровня
квалификации работников и повышение
фактора риска психосоматических расстройств».
[6]
Врач П.Сидоров рассматривает феномен с медицинской точки зрения и убежден, что профессиональное выгорание имеет прямое отношение к сохранению здоровья, психической устойчивости, надежности и профессиональному долголетию специалистов. П.Сидоров называет профессиональное выгорание заболеванием, о котором еще в начале XX в. практически ничего не было известно. Рост количества людей, у которых оно возникло, произошел сравнительно недавно, а именно в конце XX в., пик же пришелся на начало XXI века. [13]
Некоторые ученые видят проблему возникновения выгорания в том, что развитие человечества привело к возникновению принципиально новых реалий и проблем, к решению которых люди оказались не готовы. Причина зарождения профессионального выгорания находится во вне, то есть во внешних условиях, в среде обитания. Профессиональное выгорание является одним из побочных действий, той жизни, которую человечество ведет, своеобразная плата за удобства и высокий уровень качества жизни.
Кошелев А.Н. образно связывает происхождение
профессионального выгорания с ситуацией
девяностых годов XX века, когда практически
вся страна вкладывала деньги в единственный
государственный банк, а в один день все
их накопления превратились в обычные
бумажки. Так, в развитие профессионализма
вкладываются немалые ресурсы, достигаются
высоты карьеры, а в один прекрасный день
человек понимает, что больше работать
не может. Вот одно из реальных следствий
профессионального выгорания для профессионализма
– невозможность выполнять определенную
профессиональную деятельность, несмотря
на высокий профессиональный и квалификационный
уровень в данной области. [2]
Кошелев А.Н. видит область причин формирования и развития профессионального выгорания в системе мотивации на уровне личности. Эта система состоит из материальных стимулов – осязаемой выгоды и нематериальных стимулов.
Материальные стимулы охватывают всю совокупность материальных результатов от профессиональной деятельности: оплата труда, система премий и вознаграждений от профессиональной деятельности, социальные гарантии – пенсия, оплачиваемый отпуск. Если на уровне личности присутствует мотивация исключительно на получение финансовой выгоды – она трансформируется в цель. Наличие цели профессиональной деятельности, состоящей исключительно в получении дохода – есть сама по себе причина профессионального выгорания.
Нематериальные стимулы - это обширная группа стимулов в формировании и развитии профессионального выгорания. К нематериальным стимулам, например, относятся устная похвала вышестоящего руководства, различные грамоты и дипломы. Довольно часто можно встретить ситуацию, в которой причиной формирования профессионального выгорания является отсутствие нематериальных стимулов, ориентирующих на работу. Так, каждому человеку необходимо признание своих профессиональных достижений со стороны коллег. При его отсутствии у специалиста может сформироваться стойкое ощущение профессиональной неудовлетворенности.[2]
Одними из наиболее распространенных причин профессионального выгорания могут быть: 1) конфликт целей; 2) поставленная цель, которая сама по себе блокирует профессиональную деятельность; 3) отсутствие цели.
В первом случае причиной профессионального выгорания, зависимой от цели является цель – семейное благополучие и достижение высот карьеры. Когда на первое место, по степени приоритета ставится и то и другое – они вступают между собой в неизбежный конфликт, который ведет к неудовлетворенности в одной из сфер жизни – либо личной, либо профессиональной.
Ситуация, когда поставленная цель сама по себе блокирует профессиональную деятельность, возникает, когда человек ставит цель, скорее всего на подсознательном уровне, которая ставит блок на выполнение профессиональной деятельности. Например, если целью профессиональной деятельности является получение высокого уровня материального дохода, а конкретный человек не получает желаемой прибыли, у него неизбежно формируется профессиональное выгорание. Это наиболее распространенный вариант, который условно можно назвать «несбывшиеся надежды». Цель была четко поставлена – получение высокого уровня материального дохода, но в дальнейшем она не достигнута. У человека наступает разочарование и в дальнейшем профессиональное выгорание.
Отсутствие цели является одной из основных причин профессионального выгорания. Так, не зная куда идти, мы не только не дойдем туда куда необходимо, но и еще обязательно угодим в мало приятную ситуацию, забредя неизвестно куда. При отсутствии цели профессиональной деятельности, неизбежно возникает профессиональное выгорание. Связано это с тем, что цель как ниточка, ведет нас в карьерном росте и профессиональной деятельности. [2]
Профессиональное выгорание
Физиологические симптомы проявляются на уровне организма. Они наиболее явственные, их легче всего выделить и измерить степень их проявления. Наиболее распространенными физиологическими симптомами, свидетельствующими о наличии профессионального выгорания, являются:
быстрая утомляемость, снижение аппетита, снижение сексуального желания,
головные боли, повышенное или пониженное давление.
Основными симптомами профессионального выгорания, входящими в группу психологических являются: устойчивое нежелание работать, устойчивое отвращение к работе, ощущение бессмысленности своей работы, озлобленность, высокий уровень раздражительности, потеря интереса к профессиональной деятельности; абстрагированность – полное безразличие к происходящему, отсутствие потребности в познание новых профессиональных рубежей, ощущение бесперспективности своей области профессиональной деятельности, ухудшение памяти.
Основные симптомы, входящие в группу поведенческих: заторможенность выполнения профессиональной деятельности, увеличение объемов употребляемых за день – кофе, сигарет и чая, усталость, увеличение количества времени, необходимого на выполнение того или иного вида профессиональной деятельности, снижение скорости запоминания и усвоения профессиональной информации, увеличение количества перерывов в работе.
Основные симптомы, входящие в группу коммуникационных: стойкое нежелание общаться с коллегами по профессиональной деятельности, желание побыть одному после окончания рабочего дня; растягивание произносимых слов, снижение скорости речи; появление большого количества в речи слов – паразитов, которые ранее отсутствовали.
В своем существовании
Все эти три основные фазы развития поэтапно следуют друг за другом, и, их одновременное существование, применительно к конкретному человеку невозможно.
Фаза зарождения - это одна из наиболее острых фаз, с той позиции, что «Лучше предупреждать, чем решать последствия». Фаза развития профессионального выгорания состоит из следующих стадий, вытекающих последовательно друг за другом: 1) возникновение сбоя в профессиональной деятельности; 2) переход сбоя функционирования профессиональной деятельности в хроническую стадию – патологию; 3) патология, переходит в хроническую стадию и начинает оказывать заметное влияние на профессиональную деятельность. На первой стадии, в сложном функционировании профессиональной деятельности возникает какой–либо сбой. По сути, это еще не профессиональное выгорание, а только сбой. Он может устранится самостоятельно, за счет собственных ресурсов психики и организма человека, и тогда профессиональное выгорание не возникнет. Однако сбой в функционировании профессиональной деятельности может перейти – уже в патологию. Патология – это повторение сбоя бесконечное количество раз. Патология переходит в хроническую стадию и начинает оказывать заметное влияние на профессиональную деятельность. Когда пройдена стадия формирования патологии профессиональной области, события могут развиваться в двух направлениях. В первом случае, патология перейдет в какую либо благоприятную форму, и даже может оказать положительное влияние на результативность профессиональной деятельности. Другой вариант, состоит в том, что патология, начинает негативно влиять на результативность профессиональной деятельности, либо снижая ее, либо вовсе препятствуя ее выполнению. Вот в этом случае, можно говорить, что наступает вторая фаза профессионального выгорания – развитие.