Профессиональное выгорание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 23:51, курсовая работа

Краткое описание

Цель: выявить и сравнить уровень эмоционального выгорания преподавателей и студентов.
Задачи:
Изучить феномен профессионального выгорания.
Рассмотреть феномен профессионального выгорания среди педагогов.
Изучить феномен эмоционального выгорания.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая+.docx

— 281.26 Кб (Скачать файл)

Несмотря на общепринятое мнение, что выгорание связано с условиями  учебы (стрессоры среды), в ряде работ  показана определяющая роль жизненных  событий, бытовых стрессогенных  ситуаций в развитии синдрома эмоционального выгорания. Очевидно, что выгорание  у студентов — сложный феномен, являющийся функцией личностных психофизиологических особенностей, социальной поддержки  и рабочих стрессорных нагрузок, но в конечном итоге существенно  влияющий на состояние их здоровья и успеваемость.

Таким образом, эмоциональное выгорание учащихся ВУЗа представляет собой комплекс психических переживаний, соматовегетативных реакций и поведения, которые сказываются на работоспособности, физическом и психическом самочувствии, отношении к учебе, а также на интерперсональных отношениях студента. Синдром эмоционального выгорания — ответная реакция на длительные рабочие стрессы межличностного общения, конфликт в системе отношений «образовательная среда — индивид».[5]

           Существует взаимосвязь между показателями успеваемости и наличием синдрома эмоционального выгорания. Признаки синдрома эмоционального выгорания встречаются среди студентов в разной степени. Высокий уровень выгорания соответствует той группе отличников, для которых смыслом процесса обучения в ВУЗе является сама успеваемость. Главная задача для данной группы студентов – умение контролировать оценки. Высокий уровень выгорания соответствует также другому типу студентов, которые являются слабоуспевающими и как бы «случайно» выбрали данный ВУЗ. Средний уровень по синдрому эмоционального выгорания соответствовал студентам–«труженикам». Низкий уровень синдрома эмоционального выгорания соответствует «умным» студентам–отличникам.  
            Успеваемость студента и синдром эмоционального выгорания имеют сложную дифференцированную зависимость, которая определяется профессиональным самоопределением, включающим в себя мотивы обучения и выбор профессии; а также степенью принятия студентом ответственности за процесс и результат обучения. [4] 
           Эмоциональное выгорание представляет собой довольно серьезную проблему. Студенты  ВУЗов – одна из основных мишеней для формирования синдрома, поскольку затрагивает практически все сферы их профессиональной и личной жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Эмпирическое исследование уровня эмоционального выгорания преподавателей и студентов.

2.1. Методология и методика  исследования.

В настоящее время существуют две  методики, с помощью которых можно выявить уровень эмоционального выгорания и определит на какой стадии находится та или иная фаза или симптом.

Первая методика на выгорание зарубежных исследователей К. Маслач и С. Джексон Maslach Burnout Inventory (MBI). В этом опроснике испытуемым необходимо было ответить, как часто они испытывают перечисленные чувства. Для этого на бланке для ответов надо было отметить по каждому пункту позицию, которая соответствует частоте мыслей и переживаний испытуемого: “никогда”, “очень редко”, “иногда”, “часто”, “очень часто”, “каждый день”.

Вторая методика, которую мы выбрали для работы, это методика «Диагностики уровня эмоционального выгорания» отечественного исследователя В.В.Бойко. Данный выбор был сделан на основании того, что данная методика позволяет диагностировать ведущие симптомы «эмоционального выгорания» и определить, к какой фазе развития стресса они относятся: «напряжения», «резистенции», «истощения». Оперируя смысловым содержанием и количественными показателями, подсчитанными для разных фаз формирования синдрома «выгорания», можно дать достаточно объемную характеристику личности. [10]

В методике представленной В.В.Бойко  наблюдается интегрирование феноменов  эмоционального и профессионального  выгораний. А так же данный выбор  был осуществлен на личном интересе, так как нам больше импонирует изучение отечественных трудов.

        По мнению автора методики (В. В. Бойко), эмоциональное выгорание - это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия.[7]

         Методика «Диагностика уровня эмоционального выгорания» состоит из 84 суждений, позволяющих диагностировать три симптома «эмоционального выгорания»: напряжение, резистенция и истощение. Каждая фаза диагностируется на основе четырех, характерных для нее симптомов.

 

2.2. Обработка и анализ  данных.

Исследование эмоционального выгорания  преподавателей и учителей.

Количество протестированных преподавателей и учителей – 21 (СГУ, МОУ СОШ №87) (Приложение 3).

Изучение симптомов эмоционального выгорания показало, что напряжение у преподавателей проявилось следующим образом: средний балл в группе респондентов "Напряжение" составляет 27,9 баллов. При этом 61,9 % обследованных имеют несформированную фазу; 38,1 % обследованных имели фазу в стадии формирования.

Средний балл в группе по симптому переживания психотравмирующих  обстоятельств составляет 9,6 баллов. При этом 57,1 % обследованных имели несложившийся симптом; 42,9 % демонстрировали признаки сложившегося симптома.

Средний балл в группе по симптому неудовлетворенности собой составляет 6,5 баллов. При этом 66,6 % обследованных имели несложившийся симптом; у 28,6 % - симптом носит складывающийся характер и у 4,9 % - симптом сложившийся.

Средний балл в группе по симптому "загнанности в клетку" составляет 6,9 баллов. При этом 66,6 % обследованных имели несложившийся симптом; у 19,1 % - симптом носит складывающийся характер и у 14,3 % обследованных симптом доминирующий.

Средний балл в группе по симптому тревоги и депрессии составляет 4,9 баллов. При этом 90,5 % обследованных имели несложившийся симптом и у 9,5 % - симптом носит складывающийся характер.

Изучение симптомов эмоционального выгорания показало, что "резистенция" у преподавателей и учителей проявлялось следующим образом: средний балл в группе респондентов составляет 47,3 балла. При этом 28,6 % обследованных имели несформированную фазу; 52,4 % - отмечали ее формирование; 19 % обследованных демонстрировали сформированную фазу резистенции.

Средний балл по симптому неадекватного  избирательного эмоционального реагирования среди преподавателей составляет 14,4 балла. Из них у 19,1 % обследованных имели несложившийся симптом; у 42,8 % - симптом носит складывающийся характер; у 38,1 % - симптом сложившийся.

 Средний балл в группе по симптому эмоционально-нравственной дезориентации составляет 9,9 баллов. При этом 52,4 % обследованных имеют несложившийся симптом; у 23,8 % - симптом носит складывающийся характер; у 23,8 % обследованных симптом сложившийся.

Средний балл в группе по симптому расширения сферы экономии эмоций составляет 12,5 балла. При этом 42,8 % обследованных имели несложившийся симптом; у 9,5 % - симптом носит складывающийся характер; у 47,6 % обследованных симптом сложившийся.

Средний балл в группе по симптому редукции профессиональных обязанностей составляет 10,6 баллов. Из них 52,4 % обследованных имеют несложившийся симптом; у 23,8 % - симптом носит складывающийся характер; у 23,8 % - симптом сложившийся.

Изучение симптом эмоционального выгорания показало, что "истощение" у преподавателей проявлялось следующим образом: средний балл в группе респондентов составляет 30,1 баллов. При этом 61,9 % обследованных имели на сформированную фазу; 33,3% - в стадии формирования и 4,8 % - имеют несформированную фазу.

Средний балл в группе обследованных  профессионалов по симптому эмоционального дефицита составляет 8,4 балла. Из них 52,4% обследованных имеют несложившийся симптом; у 23,8 % - симптом носит складывающийся характер и у 23,8 % обследованных симптом сложившийся.

 Средний балл в группе  по симптому эмоциональной отстраненности составляет 8,4 балла. При этом 61,9 % обследованных имели несложившийся симптом; у 23,8 % - симптом носит складывающийся характер; у 14,3 % обследованных симптом сложившийся.

Средний балл в группе по симптому личностной отстраненности, или деперсонализации составляет 6,3 балла. При этом 71,4 % обследованных имели несложившийся симптом; у 23,8 % - симптом носит складывающийся характер и 4,8% - сложившийся.

Средний балл в группе по симптому психосоматических и психовегетативных нарушений составляет 7 баллов. При этом 66,6 % группы респондентов имели несложившийся симптом; у 28,6 % - симптом носит складывающийся характер и у 4,8% - сложившийся.

Таким образом, можно говорить о том, что большинство преподавателей и учителей имеют относительно высокий уровень эмоционального выгорания. При этом, фазы выгорания в основном находятся на стадии формирования или не сформированы. Всего у троих респондентов одна фаза сформирована. И лишь у одного – сформированы сразу две фазы выгорания.

Составим  график показывающий динамику трех фаз выгорания (по оси абсцисс  – испытуемые, по оси ординат  – полученные баллы за каждый симптом).

Исследование эмоционального выгорания студентов

Было протестировано 25 человек (Приложение 4).

Результатами исследования явились  следующие:

Изучение симптомов эмоционального выгорания показало, что "напряжение" у студентов проявлялось следующим образом: средний балл в группе респондентов составляет 25,7 баллов. При этом 40 % обследованных имели фазу в стадии формирования и 60 % - имели несформированную фазу.

 Средний балл в группе по симптому переживания психотравмирующих обстоятельств в группе респондентов составляет 8,1 балла. При этом 20 % обследованных имели фазу в стадии формирования и 64 % - имели несформированную фазу и у 16% - симптом сформирован.

 Средний балл в группе по симптому неудовлетворенности собой составляет 4,8 балла. При этом 12 % респондентов данный симптом начинает складываться и 84 % обследованных имели несложившийся симптом и у 4% - сформирован.

Средний балл в группе по симптому "загнанности в клетку" составляет 5,2 балла. При этом 76 % респондентов имели несложившийся симптом; у 12 % обследованных синдром на стадии формирования и у 8%  -синдром сформирован.

Средний балл в группе по симптому тревоги и депрессии составляет 7,6 баллов. При этом у 32 % обследованных симптом складывающийся и у 60% группы респондентов - симптом не сложившийся; 8% - сложившийся.

Изучение симптомов эмоционального выгорания показало, что "резистенция" у студентов проявлялась следующим образом: средний балл в группе составляет 56,8 баллов. При этом 48 % группы респондентов имели сформированную фазу; 32 % обследованных имели фазу в стадии формирования и 20 % - имели несформированную фазу.

 Средний балл в группе по симптому неадекватного избирательного эмоционального реагирования составляет 18,6 баллов. При этом 20 % группы респондентов имели складывающийся симптом; у 72% обследованных данный симптом сложившийся и у 8 % - симптом не сложен.

Средний балл в группе по симптому эмоционально-нравственной дезориентации составляет 12,6 баллов. При этом 32% группы респондентов имели несложившийся симптом; у 32% обследованных - симптом складывающийся; 36 % - имели сложившийся симптом.

Средний балл в группе по симптому расширения сферы экономии эмоций составляет 9,9 баллов. При этом 48 % группы обследованных имели несложившийся симптом; 32% группы респондентов имели складывающийся симптом и у 20 % - симптом сформирован.

 Средний балл в группе по симптому редукции профессиональных обязанностей составляет 15,7 баллов. При этом 20 % группы респондентов имели несложившийся симптом; у 24 % обследованных симптом носит складывающийся характер; у 56 % - симптом сложившийся.

Изучение симптомов эмоционального выгорания показало, что "истощение" у студентов проявлялось следующим  образом: средний балл в группе составляет 32,9 баллов. При этом 60 % группы респондентов фаза несформирована; 4 % группы обследованных имели сформированную фазу и у 36 % - складывающаяся фаза.

 Средний балл в группе по симптому эмоционального дефицита составляет 8,8 балла. При этом 56% группы респондентов имели несложившийся симптом; у 28% группы обследованных симптом носит складывающийся характер и у 16% -сложившийся.

 Средний балл в группе по симптому эмоциональной отстраненности составляет 10,4 баллов. При этом 40% группы обследованных имели несложившийся симптом; у 40% группы респондентов симптом складывающийся; у 20% - симптом сложившийся.

Средний балл в группе по симптому личностной отстраненности, или деперсонализации составляет 7,5балла. При этом 68% группы респондентов имели несложившийся симптом; у 20% группы обследованных симптом складывающийся и у 12% - симптом доминирующий.

Средний балл в группе по симптому психосоматических и психовегетативных нарушений составляет 6,2 балла. При этом 76% группы обследованных имели несложившийся симптом; у 20% респондентов симптом складывающийся; у 4% - симптом сложившийся.

Таким образом, можно говорить о том, что у большинства студентов эмоционального выгорание находится на складывающемся уровне. Фазы выгорания в основном находятся на стадии формирования или не сформированы. Более всего выражена фаза резистенции, только в этой фазе наблюдаются симптомы уже сформировавшиеся.

Составим  график показывающий динамику трех фаз выгорания (по оси абсцисс  – испытуемые, по оси ординат  – полученные баллы за каждый симптом).

 

Сравнительный анализ выраженности уровня эмоционального выгорания у  преподавателей и студентов.

Составим график показывающий сформированность трех фаз выгорания у студентов  и преподавателей (по оси абсцисс  –фазы, по оси ординат –средние баллы).

 

С помощью этого графика, мы можем  сделаь вывод, что в данном исследовании фаза «напряжение» не на много ниже у студентов, чем у преподавателей. Фаза «резистенции» на много выше у студентов, чем у преподавателей, а фаза «истожения» у студентов немного выше по сравнению с преподавателями и учителями.

Информация о работе Профессиональное выгорание