Профилактика и социальный контроль девиантного поведения среди подростков средствами социальной работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 17:53, курсовая работа

Краткое описание

Нормативные системы общества не являются застывшими, навсегда данными. Изменяются сами нормы, изменяется отношение к ним. Отклонение от нормы столь же естественно, как и следование им. Полное принятие нормы выражается в конформизме, отклонение от нормы - в различных видах девиации, девиантного поведения. Во все времена общество пыталось подавлять нежелательные формы человеческого поведения. Социологи называют отклоняющееся поведение девиантным. Оно подразумевает любые поступки или действия, не соответствующие нормам. Резкие отклонения от средней нормы, как в положительную, так и в отрицательную стороны грозили нарушением стабильности общества, которая во все времена ценилась превыше всего. В узком понимании под девиантным поведением подразумеваются такие отклонения, которые не влекут за собой уголовного наказания. Иначе говоря, не являются противоправными. Совокупность противоправных поступков, или преступлений, получила в социологии особое название -делинквентное (буквально - преступное) поведение.

Содержание

Введение

Глава 1. Специфика и формы проявления девиантного поведения в подростковом возрасте как социальная проблема

1.1 Характеристика девиантного поведения подростков.
1.2. Формы проявления девиантного поведения у подростков

Глава 2. Профилактика и социальный контроль девиантного поведения среди подростков средствами социальной работы
2.1.Профилактика девиантного поведения подросткового возраста
2.2. Социальный контроль как средство предупреждения и профилактики девиантного поведения

Заключение

Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 75.46 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение

 

Глава 1. Специфика и формы проявления девиантного поведения в подростковом возрасте как социальная проблема

 

1.1 Характеристика девиантного поведения подростков.

1.2. Формы проявления девиантного поведения у подростков

 

Глава 2. Профилактика и социальный контроль девиантного поведения среди подростков средствами социальной работы

2.1.Профилактика девиантного поведения подросткового возраста

2.2. Социальный контроль  как средство предупреждения  и профилактики девиантного поведения

 

Заключение

 

Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Нормативные системы общества не являются застывшими, навсегда данными. Изменяются сами нормы, изменяется отношение к ним. Отклонение от нормы столь же естественно, как и следование им. Полное принятие нормы выражается в конформизме, отклонение от нормы - в различных видах девиации, девиантного поведения. Во все времена общество пыталось подавлять нежелательные формы человеческого поведения. Социологи называют отклоняющееся поведение девиантным. Оно подразумевает любые поступки или действия, не соответствующие нормам. Резкие отклонения от средней нормы, как в положительную, так и в отрицательную стороны грозили нарушением стабильности общества, которая во все времена ценилась превыше всего. В узком понимании под девиантным поведением подразумеваются такие отклонения, которые не влекут за собой уголовного наказания. Иначе говоря, не являются противоправными. Совокупность противоправных поступков, или преступлений, получила в социологии особое название -делинквентное (буквально - преступное) поведение. Оба значения - широкое и узкое – одинаково употребляются в социологии. Девиантное поведение, понимаемое как нарушение социальных норм, приобрело в последние годы массовый характер и поставило эту проблему в центр внимания социологов, психологов, социальных работников, работников правоохранительных органов.

Объяснить причины, условия  и факторы, детерминирующие это  социальное явление, стало насущной задачей. Ее рассмотрение предполагает поиск ответов на ряд фундаментальных  вопросов, среди которых вопросы  о сущности категории «норма» (социальная норма) и об отклонениях от нее. В  стабильно функционирующем и  устойчиво развивающемся обществе ответ на этот вопрос более или  менее ясен. Социальная норма –  это необходимый и относительно устойчивый элемент социальной практики, выполняющий роль инструмента социального  регулирования и контроля. «Социальная  норма, - отмечает Я.И. Гилинский, - определяет исторически сложившийся в конкретном обществе предел, меру, интервал допустимого (дозволенного или обязательного) поведения, деятельности людей, социальных групп, социальных организаций».

Социальная норма находит  свое воплощение (поддержку) в законах, традициях, обычаях, т.е. во всем том, что  стало привычкой, прочно вошло в  быт, в образ жизни большинства  населения, поддерживается общественным мнением, играет роль «естественного регулятора»  общественных и межличностных отношений.

Особенно часто девиантное поведение наблюдается у подростков. Причинами является социальная незрелость и физиологические особенности формирующегося организма. Проявляются они в стремлении испытать острые ощущения, любопытство, в недостаточной способности прогнозировать последствия своих действий, гипертрофированном стремлении быть независимым . Противоречие между биологической и социальной незрелостью подростков, с одной стороны, и требованиям общества - с другой, служит реальным источником девиации. В педагогической, медицинской и психологической литературе представлены результаты исследований, девиантного поведения подростков, факторов девиантного поведения, форм его проявления. На практике педагогами, психологами отрабатываются формы профилактики и коррекционной работы с детьми и подростками, имеющими подобные проблемы.

Современная профилактика девиантного поведения подростков направлена на формирование устойчивости их психики по отношению к вредным привычкам, антисоциальным нормам. В этом случае в ходе профилактической работы специалистов важно формировать позитивное отношение подростков к здоровому образу жизни

Цель курсовой работы: изучить  девиантное поведение у подростков, как проблему социальной работы.

Задачи:

1) выявить причины девиантного поведения;

2) установить формы девиантного поведения;

3) описать предпосылки  девиаций в подростковом возрасте;

4) разработать программу  профилактики девиантного поведения.

Объект – социально-психологические  причины девиантного поведения у подростков.

Предмет – девиантное поведение у подростков.

Гипотеза исследования состоит в том, что профилактику противоправного поведения несовершеннолетних целесообразно начинать с младшего школьного возраста, направляя воспитательную работу школы, на формирование высоконравственных и этических ценностей у трудновоспитуемых учащихся.

Методы исследования: изучение и анализ научной и периодической  литературы по данному вопросу, проведение диагностических исследований и коррекционных занятий.

Практическая значимость полученных результатов состоит  в том, что результаты и материалы  данной работы могут использоваться в педагогической работе с детьми, проявляющими признаки девиантного поведения, а также при подготовке к лекциям и практическим занятиям на специальном факультете ВУЗа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Специфика и формы проявления девиантного поведения в подростковом возрасте как социальная проблема

 

1.1 Характеристика девиантного поведения подростков

 

В социально-психологических  и педагогических исследованиях  для обозначения отклонений (девиации) в поведении человека используются различные определения: деликвентное поведение, девиантное поведение, асоциальное поведение и т.п. Как показывает анализ публикаций, девиация является одной из сторон явления изменчивости, которое присуще как человеку, так и окружающему его миру. Изменчивость в социальной сфере всегда связана с деятельностью и выражается в поведении человека, которое представляет взаимодействие его с окружающей средой, опосредованное внешней и внутренней активностью подростка. Качество процессов данного взаимодействия позволяет «делить» поведение на нормальное и отклоняющееся.

Нормальное (адекватное, адаптивное) поведение подростка полагает взаимодействие его с микросоциумом, адекватно  отвечающее потребностям и возможностям его развития и социализации. Отсюда отклоняющееся поведение может  быть охарактеризовано как взаимодействие ребенка с микросоциумом, нарушающее его развитие и социализацию вследствие отсутствия адекватного учета средой особенностей его индивидуальности и проявляющееся в поведенческом  противодействии установленным  нравственным и правовым общественным нормам.

 Девиантное поведение — один из видов отклоняющегося поведения, связанный с нарушением соответствующих возрасту норм и правил поведения, характерных для микросоциальных отношений (семейных, школьных) и малых половозрастных социальных групп. То есть этот тип поведения можно назвать антидисциплинарным. Типичными проявлениями девиантного поведения являются ситуационно обусловленные детские и подростковые поведенческие реакции, такие как: демонстрация, агрессия, вызов, самовольное и систематическое отклонение от учебы или трудовой деятельности; систематические уходы из дома и бродяжничество, пьянство и алкоголизм детей и подростков; ранняя наркотизация и связанные с ней асоциальные действия; антиобщественные действия сексуального характера; попытки суицида.

 Девиантное поведение рассматривается в широком и узком смыслах. В широком смысле девиантным поведением можно назвать любые действия, которые не соответствуют сложившимся в данном обществе нормам и социальным стереотипам. При таком подходе необходимо различать позитивную и негативную девиацию.

 Позитивная девиация  — это такое отклоняющееся  по ведение, которое хотя и  воспринимается многими как необычное,  странное, но в то же время,  в основном, не вызывает неодобрения.  Это могут быть героические  поступки, самопожертвование, сверхпреданность чему-либо или кому-либо, чрезмерное усердие, обостренное чувство жалости или сочувствия и т. д.

 Негативная девиация, напротив, представляет те поведенческие  отклонения, которые вызывают у  большинства людей реакцию неодобрения  или осуждения. Сюда можно отнести  терроризм, вандализм, воровство,  предательство, жестокое обращение  с животными и т. д.

 В узком смысле под  девиантным поведением понимаются всякие негативные и неодобряемые отклонения от общепринятых норм. Деликвентное поведение, в отличие от девиантного, характеризуется как повторяющиеся асоциальные проступки детей и подростков, которые складываются в определенный устойчивый стереотип действий, нарушающих правовые нормы, но не влекущих уголовной ответственности из-за их ограниченной общественной опасности или недостижения ребенком возраста, с которого начинается уголовная ответственность.

 Выделяются следующие  типы деликвентного поведения:

-агрессивно-насильственное поведение, включая оскорбление, побои, поджоги, садистские действия, направленные, в основном, против личности человека;

- корыстное поведение, включая мелкие кражи, вымогательство.

-угоны автотранспорта и другие имущественные посягательства, связанные со стремлением получить материальную выгоду;

-распространение и продажа наркотиков.

 Деликвентное поведение выражается не только во внешней поведенческой стороне, но и во внутренней, личностной, когда у подростка происходит деформация ценностных ориентации, ведущая к ослаблению системы регуляции.

Криминальное поведение  как противоправный поступок, который  по достижению возраста уголовной ответственности  служит основанием для возбуждения  уголовного дела и квалифицируется  по определенным статьям уголовного кодекса. Криминальному поведению, как правило, предшествуют различные формы девиантного и деликвентного поведения.

 Негативные формы девиации  являются патологией: пьянство и  алкоголизм, токсикомания и наркомания, проституция, суицид, правонарушения  и преступность. Они дезорганизуют  систему, подрывают ее основы  и наносят значительный ущерб,  в первую очередь, личности  самого подростка.

 Как справедливо считает  Кичева И.В., чтобы навести терминологический порядок в определениях феномена «девиация», в многозначном гнезде существующих понятий требуется выделить общее значение. Дезаптация как нарушение социально-психического состояния и поведения под воздействием внешних/внутренних причин может быть рассмотрена в качестве базового понятия, объединяющего все вышеперечисленные определения отклоняющегося поведения человека. В рамках дезаптации исследователями определяются границы социальной, психологической и патологической дезаптации; отмечается специфика дезаптации в общеобразовательной школе, в средне-специальном учебном заведении и вузе.

 Однако, как показал  анализ литературы по интересующей  проблематике, остается прежним  название групп лиц с нарушениями  состояния и поведения. Привыкнув  к словам «трудные, трудновоспитуемые,  группы риска», многие исследователи  не считают необходимым заострить  внимание на том, что в современной  педагогической ситуации в помощи  и поддержке нуждаются дети  и подростки с разными нарушениями  адаптации. Для преодоления указанной  установки предлагается ввести  более широкое определение групп  с нарушением приспособительных  механизмов: «социально неадаптированная  молодежь» (СНАМ).

 В связи с этим  может быть значительно расширен  количественный и качественный  состав групп социально неадаптированной  молодежи, в их числе: молодые  люди из различных культурно-этнических  сред (мигранты, этнические группы, цыгане) и социально благополучных и неблагополучных семей (инвалиды, оставшиеся без родительской поддержки и места жительства, группы риска, одаренные).

 Многочисленны группы  детей, подростков, юношей из благополучных  и неблагополучных семей с  выраженными симптомами социальной  дезаптации, среди них: так называемые группы риска (молодежь девиантного поведения); сироты, оставшиеся без родительской поддержки, опеки; брошенные дети при живых родителях; бомжи без определенного места жительства. Особого внимания заслуживают вынужденные переселенцы из Чечни, дети иммигрантов из стран ближнего Зарубежья.

 Следует также обратить  внимание на одарённых детей  из общего числа с нарушениями  социальной адаптации и инвалидов.  Предрасположенные к спонтанности  и творчеству, молодежные группы  могут социализироваться как  с позитивными, так и отрицательными  установками. Среди обычных детей  предстоит произвести отбор детей  с задатками-склонностями к техническому  творчеству, к трудовой деятельности, нацеленных на приобретение рабочих  специальностей. Многочисленна группа  ребят, имеющих коммуникативные  навыки и педагогические способности.

 В группе социально  неадаптированной молодежи основной  акцент смещается на подростков  и юношей. Они объединены в  маргинальную группу, члены которой  испытывают повышенную потребность  в соответствии (идентичности) и  активном влиянии на социальную  ситуацию. Повышенная потребность  в соответствии является объективной  характеристикой общества, обусловленная  ранним и быстрым взрослением  этой группы молодежи. Однако  потребности в достаточной степени  не удовлетворяются, а если  и удовлетворяются, то зачастую  наблюдаются «отрицательные идентичности».

Информация о работе Профилактика и социальный контроль девиантного поведения среди подростков средствами социальной работы