Профилактика и социальный контроль девиантного поведения среди подростков средствами социальной работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 17:53, курсовая работа

Краткое описание

Нормативные системы общества не являются застывшими, навсегда данными. Изменяются сами нормы, изменяется отношение к ним. Отклонение от нормы столь же естественно, как и следование им. Полное принятие нормы выражается в конформизме, отклонение от нормы - в различных видах девиации, девиантного поведения. Во все времена общество пыталось подавлять нежелательные формы человеческого поведения. Социологи называют отклоняющееся поведение девиантным. Оно подразумевает любые поступки или действия, не соответствующие нормам. Резкие отклонения от средней нормы, как в положительную, так и в отрицательную стороны грозили нарушением стабильности общества, которая во все времена ценилась превыше всего. В узком понимании под девиантным поведением подразумеваются такие отклонения, которые не влекут за собой уголовного наказания. Иначе говоря, не являются противоправными. Совокупность противоправных поступков, или преступлений, получила в социологии особое название -делинквентное (буквально - преступное) поведение.

Содержание

Введение

Глава 1. Специфика и формы проявления девиантного поведения в подростковом возрасте как социальная проблема

1.1 Характеристика девиантного поведения подростков.
1.2. Формы проявления девиантного поведения у подростков

Глава 2. Профилактика и социальный контроль девиантного поведения среди подростков средствами социальной работы
2.1.Профилактика девиантного поведения подросткового возраста
2.2. Социальный контроль как средство предупреждения и профилактики девиантного поведения

Заключение

Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 75.46 Кб (Скачать файл)

 В чем заключается  общественная опасность проституции? Во-первых, проституция - это форма социального паразитизма, Что выражается в уклонении от общественно полезного труда. Проституция способствует распространению венерических заболеваний и СПИДа. Такие женщины не способны производить на свет здоровое потомство. Происходит нравственное падение женщины, она утрачивает стыд, эстетические идеалы. Особенно опасно вовлечение в проституцию несовершеннолетних. Целесообразно ли установление уголовной ответственности за проституцию? На этот вопрос большинства экспертов отвечают отрицательно. Почему? В настоящее время государство воспроизводит условия, которые способствуют девиантному поведению, и у государства нет моральных оснований вводить уголовную ответственность за проституцию.

Уголовное преследование  привело бы к судебным ошибкам, так  как доказать состав преступления чаще всего невозможно. Однако в Уголовном  кодексе РФ существует ряд статей за «сопутствующие» проституции  деяния (сводничество, содержание притонов и пр.). Следует отметить, что в  статьях 198, 210, 226 и 228 УК РФ хотя и содержатся меры уголовного наказания, но в судебной практике они используются редко.

Рассмотрим проблемы предупреждения проституции. Ликвидация проституции  дело безнадежное, так как сексуальные  потребности — первейшая потребность  человека. Речь поэтому идет не об искоренении  проституции, а о ее цивилизованном регулировании. Факторами, сдерживающими проституцию, могут стать повышение жизненного уровня населения, реализация программы полового воспитания, сглаживание социального неравенства, введение уголовной ответственности за деятельность сутенеров, держателей «хат» и прочих, кто паразитирует на проституции. Государство должно четко определить свое отношение к организованной проституции.

Сегодня приходится признать, что нынешние власти не располагают  возможностями активно воздействовать на предупреждение проституции. Организованная проституция между тем открыто  развернула бизнес по «продаже любви». Рост проституции и половых дисгармоний  неизбежно ведет к распространению  СПИДа. По прогнозам ученых, через 10—15 лет эта эпидемия станет проблемой  номер один. Вопрос, вводить ли уголовные  санкции, или легализовать проституцию, остается открытым.

Суицидальное поведение. Суицид - это сознательное лишение себя жизни или попытка к самоубийству. Суицидальное поведение - саморазрушительное поведение, к которому можно отнести и такие формы девиантного поведения, как злоупотребление алкоголем, употребление наркотиков и упорное нежелание лечиться, управление транспортом в нетрезвом состоянии, самоистязание, сознательное участие в драках и т. п.

Суицидальное поведение  у подростков часто объясняется  отсутствием жизненного опыта и  неумением определить жизненные  ориентиры. Помимо общих причин, есть и особые. Среди молодежи более распространены следующие: потеря любимого человека или высокомерно отвергнутое чувство любви; уязвленное чувство собственного достоинства; крайнее переутомление; разрушение защитных механизмов личности в результате алкогольного опьянения, употребления психотропных средств; токсикомания и наркомания; отождествление себя с известным человеком, совершившим самоубийство; состояние фрустрации или аффекта в форме острой агрессии, страха, когда человек утрачивает контроль над своим поведением.

Девиантное поведение на почве сексуальных заболеваний. Современная сексопатология выделяет патологические и иные отклонения в сексуальном поведении личности. Патологические девиации в форме всякого рода сексуальных извращений являются предметом исследования медицины и психиатрии. Непатологические девиации, т. е. отклонения в пределах нормы, являются предметом социально-психологического исследования, поскольку включают в себя отклонения от социальных и моральных норм в сексуальном поведении здорового человека.

В свою очередь все сексуальные  девиации делятся на следующие основные группы: отклонения в отношении объекта  сексуального удовлетворения (зоофилия); отклонения в способах реализации половой страсти (садизм, мазохизм и пр.); нетипичные отклонения в форме половой страсти к лицам своего пола или близким родственникам (гомосексуализм, лесбиянство, кровосмешение); отклонения, связанные с нарушением полового самосознания (транссексуализм); отклонения, связанные с изменением стереотипа полоролевого поведения (маскулинность) и пр. Правонарушения. Одной из форм антисоциального поведения, которое направлено против интересов общества в целом или личных интересов граждан, являются правонарушения.

В юриспруденции различают  правомерное и неправомерное  поведение граждан. Неправомерные  действия (правонарушения) — это  такие юридические факты, которые  противоречат нормам права. Подобные действия нарушают установленный в стране и обществе порядок.

Все правонарушения делятся на преступления и проступки.

Преступление - противоправное, виновное, наказуемое общественно опасное деяние, посягающее на охраняемые законом общественные отношения и приносящее им существенный вред. Преступления квалифицируются по нормам уголовно-процессуального права.

Проступок - тоже противоправное и виновное деяние, но не представляющее большой общественной опасности. Проступки регулируются нормами административного, гражданского, трудового и другими отраслями права.

Правонарушения в форме  проступка проявляются у подростков в вызывающей манере поведения, сквернословии, драчливости, мелком воровстве, пьянстве, бродяжничестве.

Подросткам и юношам в  возрасте от 14 до 18 лет присуща как  корыстная, так и насильственная мотивация противоправного поведения. Корыстные правонарушения носят  незавершенный «детский» характер, поскольку совершаются из озорства, любопытства, немотивированной агрессии. К подростковым и юношеским правонарушениям  можно отнести угон автотранспорта, завладение предметами молодежной моды (радиоаппаратура, спортивный инвентарь, модная одежда, деньги, сладости, вино, табачные изделия). Насильственные правонарушения вызываются потребностями самоутверждения, стадным чувством ложно понятого долга перед своей компанией, недостатками воспитания, особенно в  семьях, где нормой было пьянство, грубость, жестокость. К типичным насильственным правонарушениям можно отнести  молодежные «разборки», которые сопровождаются нецензурной бранью, телесными повреждениями, насилием.

Подростки - одна из наиболее криминально активных частей населения страны. В 1998 г. численность подростков, совершивших преступления, составляла 164,9 тыс. человек (против 153,2 тыс. чел. в 1990 г.), ими или при их участии было совершено 189,3 тыс. преступлений (в 1990 г. — 164,7 тыс.). К настоящему времени доля подростков в общей численности осужденных составляет 12,3 % (в 1990 г. — 14,7%). Однако объясняется это не столько сокращением преступности, сколько увеличением возраста отправления подростков в места заключения. В мире и у нас в стране все большее внимание уделяется принципу ненасилия. Общество стремится вывести человека из расширяющихся зон риска, к которым могут быть отнесены следственные изоляторы, воспитательные колонии.

Характерной особенностью последних  лет является «омоложение» преступников. Ежегодно в стране выявляете более 300 тыс. уголовных дел несовершеннолетних, причем более 100 тыс. преступлений совершаются  подростками, и достигшими 14 лет. Подростки  все чаще вовлекаются в преступные группировки взрослых: использование  несовершеннолетних в преступной деятельности позволяет группировкам избежать уголовной  ответственности, и это ведет  к еще большему вовлечению подростков в эту сферу.

Наиболее частым преступлением  является грабеж. Появился такой вид  «деятельности» как вымогательство школьников у школьников. Новый для подростков вид преступления - детоубийства, похищение детей с целью выкупа.

В последние годы появилась  еще одна тенденция. Раньше преступления совершали дети из неблагополучных, асоциальных семей. Сейчас — из благополучных. Первые грабили киоски, вторые совершают  тяжкие преступления, грабежи, торгуют  наркотиками, т.е. внешнее благополучие семей может быть обманчиво.

Одной из наиболее, значимых причин подобного является утрата монополии  на воспитание детей родителями и  школой. Семья, в которой ранее  вместе жили представители трех поколений, и которая веками была опорой государства, ушла в прошлое. Распад семьи многие психологи считают важнейшей  причиной роста насилия.

Родителям все труднее  приучать подрастающее поколение к  определенной шкале ценностей, которая  была бы понятна им, и в которую  оно могло бы поверить. Нормы, существовавшие во времена родителей, обесценились, нередко сами родители потеряли ориентиры  и не в состоянии приобщить детей к благородным занятиям.

Нарушения поведения детей  и подростков и их социальная дезадаптация являются актуальной проблемой, и эта актуальность имеет четко выраженную тенденцию к росту. Отклонения от общепринятых социальных и морально-нравственных форм поведения детей и подростков ставят серьезные задачи перед семьей, дошкольными учреждениями, школой и обществом в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Профилактика и социальный контроль девиантного поведения среди подростков средствами социальной работы

 

2.1.Профилактика девиантного поведения подросткового возраста

 

Первоосновой системы  защиты детства выступает правовая база, которая включает международное  законодательство, российские государственные  законы и местные положения, инструкции, методики. В качестве государственной  правовой базы социальной защиты подростков следует назвать Конституцию  РФ, Закон о семье, Закон об образовании. В России действует президентская  программа «Дети России» (Указ Президента РФ от 18.08.94 г. № 474), издан Указ «О совершенствовании  системы государственных социальных пособий и компенсационных выплат семьям, имеющим детей, и повышении  их размеров». В 1994 г. Изданы ряд законов  и постановлений, например «О гарантиях  прав граждан Российской Федерации  на получение образования», положения  об учреждениях профессионально-технического образования, общеобразовательных  учреждениях, стандартах образования, об организации летнего отдыха, принята  программа «Вакцинотерапия».

Созданы и функционируют  приюты для беспризорных детей, оставшихся без попечения родителей и  взрослых. Эти мероприятия основываются на Указе Президента РФ от 01.06.92 г. «О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении  выживания, защиты и развития детей  в 90е годы», Указе от 06.09.93 г. «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защите их прав». Летом 1999 г. Вышел  Федеральный закон, касающийся детской  безнадзорности и системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. В письме Правительства РФ от 04.02.94 г. определено примерное положение  «О создании и основных направлениях деятельности специальных учреждений (служб) для несовершеннолетних, нуждающихся  в социальной реабилитации». В 1994 г. Министерство социальной защиты населения  Российской Федерации утвердило  примерное положение «О специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации».

Выделяются следующие  основные направления деятельности по профилактике и преодолению социально-негативных форм девиантного поведения детей и подростков.

 

I. Повышение роли семьи  в профилактике социально-отклоняющегося поведения у детей.

Это одно из наиболее важных направлений в деле профилактики формирования отклоняющегося поведения  у детей и подростков. С древнейших времен известно, что корни порока идут из семьи. Многие проблемы можно  решить, если суметь создать наиболее благоприятные возможности семейной жизни и семейного воспитания. Реализация этого направления требует  решения комплекса проблем внесемейного и внутрисемейного характера.

Во-первых, требует решения  проблема подготовки будущих родителей  к семейной жизни и воспитанию своих детей.

В целом подготовка молодых  людей к семейной жизни и воспитанию детей должна включать изучение следующих  разделов:

основы взаимоотношения  в семье;

внутрисемейные конфликты, причины их возникновения, возможности  предупреждения и пути преодоления;

основы ведения семейного  хозяйства, экономика семьи;

основы семейного воспитания на различных этапах возрастного  развития ребенка, подростка (данное направление  решается чаще всего через школу  либо центры по работе с семьей по мере роста ребенка) и др.

Непосредственно подготовка родителей к воспитанию детей  представляет достаточно емкую педагогическую проблему. Для ее решения А. Дернова-Ярмоленко, например, рекомендовала учить молодую маму: методике изучения ребенка на различных этапах его возрастного развития; пониманию влияния на ребенка окружающей среды; умению считаться с окружающей средой, пользоваться ею; методам и методике воспитательного воздействия на детей на различных этапах их возрастного развития. Наряду с изложенным, для матерей рекомендовались специальные курсы по изучению аномальных, отсталых, слабых детей и детей, трудных в воспитательном отношении, беседы о значении искусств в деле воспитания, физические упражнения и игры детей, прогулки и экскурсии и др.

Во-вторых, создание благоприятной  нравственной обстановки в семье  и во внутрисемейных взаимоотношениях. Обстановка в семье — та среда, где прежде всего формируются  основы мировоззрения растущего  человека. С раннего детства ребенок  именно в семье, в обстановке, в  которой он живет, развивается и  воспитывается, усваивает то, какими должны быть отношения между людьми (мужчины к женщине, взрослых к детям, детей к взрослым), знакомится с основами культуры общения и поведения, проведения досуга и пр. Одновременно формируется и будущий семьянин, человек, создающий, укрепляющий и реализующий потенциал семьи в соответствии с ее социальным предназначением.

Информация о работе Профилактика и социальный контроль девиантного поведения среди подростков средствами социальной работы