Процесс формирования культуры поведения у старших дошкольников посредством специально организованных занятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 16:49, дипломная работа

Краткое описание

Высокий уровень культуры поведения является основным условием успешной адаптации человека в любой социальной среде. Исследования Л.И. Божович, А. А. Люблинской, Д. Б. Эльконина и других убедительно показали, что культура поведения относится к числу самых ранних человеческих потребностей, что определяет практическую значимость формирования культуры поведения с самого раннего возраста.

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная.doc

— 323.50 Кб (Скачать файл)

Введение

         Высокий уровень культуры поведения является основным условием успешной адаптации человека в любой социальной среде. Исследования Л.И. Божович, А. А. Люблинской, Д. Б. Эльконина и других убедительно показали, что культура поведения относится к числу самых ранних человеческих потребностей, что определяет практическую значимость формирования культуры поведения с самого раннего возраста. Процесс организации поведения ребенка с окружающими людьми является одним из приоритетных направлений в психолого-педагогической науке. В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» (2000) определены задачи нравственного воспитания, в частности, формирование культуры межличностных отношений.

          Уровень изученности данной проблемы позволяет проследить и выделить ряд направлений, в рамках которых рассматривались различные аспекты этого вопроса. В основе многочисленных публикаций лежит концепция деятельности, разработанная А. Н. Леонтьевым, В.В.Давыдовым, Д. Б. Элькониным. Проблеме поведения посвящены работы Б.Г.Ананьева, А. А. Бодалева, А. А. Леонтьева, К. М. Левитана, А. В. Мудрика, В. Н. Мясищева и других. Психологические основы развития поведения у дошкольников представлены в трудах Л. И. Божович, Л. С. Выготского, А. Б. Запорожца, А. А. Люблинской, Д. Б. Эльконина и т. д.

       Особенности поведения дошкольников раскрываются в исследованиях М. И. Лисиной, Т. А. Марковой, В. Г. Нечаевой, Т. А. Репиной, А. Г. Рузской. Формирование положительных взаимоотношений у дошкольников рассматривают А. М. Виноградова, С. А. Козлова. Также вопрос о воспитании культуры поведения у дошкольников исследуют Т. А. Антонова, В. К. Котырло, С. В. Петерина. В работах Р. И. Жуковской, Д. В. Менджерицкой, Н. Л. Михайленко исследуется вопрос формирования положительных взаимоотношений у дошкольников в игровой деятельности.

    А. В. Запорожец, изучая формирование поведения у дошкольников с окружающими людьми, отмечает, что поведение - решающее условие гармонического развития ребенка. Исследовательские работы Ю. П. Азарова, Т. Н. Бондаревской, М. И. Лисиной, Т. А. Мальковской посвящены поведению как условию установления благоприятных отношении между взрослыми и детьми, нравственным аспектам педагогического взаимодействия. Значимость формирования поведения изучалась в контексте исследования природы поведения дошкольников со сверстниками (Т. А. Антонова, Т. А. Репина, А. Г. Рузская), становления поведения в игровой, учебной, трудовой деятельности (Я. И. Коломинский, М. И. Лисина, В. С. Мухина, Р. К. Терещук).       

     Значение сформированности культуры поведения становится актуальным на этапе перехода ребенка к школьному обучению (Г.Г.Кравцов, М. И. Лисина, В. А. Летровский, А. Г. Рузская, Е. Е. Шулешко и др.), так как отсутствие культуры поведения нарушает педагогический процесс обучения в целом.

    Т. А. Ладыженской, Г. И. Сорокиной разработаны методические рекомендации по формированию культуры поведения у детей младшего школьного возраста. Исследования В. И. Андреева, Д. В. Вилькеева, В. И. Загвязинского, В. А. Кан-Калика, В. А. Сластенина оказали влияние на становление представлений о технологи формирования культуры поведения в педагогическом процессе.

     Процесс поведения как средство решения основных проблем воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении становится объектом изучения педагогики зарубежных стран, занимая ведущее место в следующих концепциях: «Демократическая педагогика», «Педагогика сотрудничества», «Педагогика радости», «Педагогика успеха». Сторонники этих концепций Б. Бло, Г. Ферран, А. Хемилин, Г. Шнидер, Г. Шсид, оценивая воспитательный потенциал поведения, подчеркивают, что взаимодействие обучаемого с окружающим миром обусловливает развитие способностей к конструктивному межличностному диалогу, к межкультурной коммуникации.

     Несмотря на значительную степень изученности проблемы поведения аспект формирования культуры поведения у детей дошкольного возраста практически не рассматривался, не определены составные компоненты технологии формирования культуры поведения у дошкольников.               

    Анализ психолого-педагогической литературы позволил обнаружить противоречие между социально назревшей потребностью в интенсификации процесса формирования культуры поведения у дошкольников и отсутствием специальных исследований и научно обоснованных рекомендаций в соответствии с требованиями государственного стандарта дошкольного образования.

   Отмеченное свидетельствует об актуальности проблемы, связанной с необходимостью выявления содержания, обеспечивающего формирования культуры поведения старших дошкольников. Привлечение для этого специально организованные занятия представляется весьма перспективным подходом.               

      Цель исследования – выявить эффективность специально организованных занятий в формировании культуры поведения детей старшего дошкольного возраста.

     Объектом исследования является культура поведения детей старшего дошкольного возраста.

    Предметом исследования выступает процесс формирования культуры поведения у старших дошкольников посредством специально организованных занятий.

     Гипотеза исследования : специально организованные занятия являются эффективным средством формирования культуры поведения старших дошкольников.

     В соответствии с поставленной целью, объектом, предметом, выдвинутой гипотезой определены следующие задачи исследования:

1. Теоретически обосновать проблему формирования культуры поведения у дошкольников посредством специально организованных занятий.

2. Выявить уровни и критерии сформированности культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.

3. Разработать  серию специально организованных занятий по формированию культуры поведения детей старшего дошкольного возраста.

4. Экспериментально проверить и обосновать влияние специально организованных занятий на формирование культуры поведения старшего дошкольного возраста.

5. Разработать  методические рекомендации для  воспитателей по формированию культуры поведения у дошкольников.

      Для решения поставленных задач был использован комплекс исследовательских методов: анализ психолого-педагогической литературы; непосредственное наблюдение за самостоятельной деятельностью и поведением детей старшего дошкольного возраста в целостном педагогическом процессе дошкольного учреждения; методы выявления представлений детей о культуре поведения: беседы, обсуждение проблемных ситуаций, педагогический эксперимент (поисковый, констатирующий, формирующий); анализ; количественная и качественная обработка эмпирических данных. Надежность и достоверность полученных результатов обеспечена использованием методов, адекватных задачам и гипотезе исследования.

       Поставленные задачи определили ход исследования, включающий четыре этапа.    

        Первый этап связан с выбором темы исследования, определением методологической основы и теоретической базы, ее обоснованием; формулированием цели, задач, основных рабочих понятий исследования.

      Второй этап. На основе теоретической базы был уточнен методологический аппарат исследования, были определены критерии и уровни сформированности культуры поведения. Организована опытно-экспериментальная работа (поисковый эксперимент) с целью изучения возможностей серии специально организованных занятий по формированию культуры поведения, разработаны и проведены экспериментальные занятия. Для обеспечения единства воспитательных воздействий проводилась соответствующая работа с родителями и педагогическим коллективом дошкольного учреждения.

      Третий этап. Проведен формирующий эксперимент с целью применения соответствующих занятий для более успешного освоения детьми культуры поведения.

    Четвертый этап. Осуществлены анализ и обработка результатов исследования.

     Базой экспериментального исследования явился дошкольное учреждение № 3 с.Усть-Калманки, Усть-Калманского района, улица Мирная д 15, детский сад «Теремок».

     Практическая значимость исследования заключается в разработке серии специально организованных занятий, направленных на формирование культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.                     Приобретенный в процессе использования специально организованных занятий опыт позволит педагогам ДОУ успешно вести работу по формированию культуры поведения старших дошкольников

       Объем и структура работы. Дипломная состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы. В работе представлены таблицы, имеется приложение.

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы формирования культуры поведения у старших дошкольников.

1.1. Исторический  обзор изучения проблемы поведения.

          В отечественной психологии и педагогике уже стало аксиоматичным положение о том, что поведение ребенка с окружающими является источником, психического развития в онтогенезе. Роль поведения в целостном педагогическом процессе актуализирует вопрос разработки проблемы формирования культуры поведения у дошкольников. На ее комплексное изучение направлены усилия ряда наук: философии и социологии, психологии и педагогики, что определяет разнообразие направлений исследования данной проблемы. Данный вопрос не может быть в полной мере успешно решен без творческого использования того, что было накоплено передовой педагогической мыслью и практикой в ходе его исторического развития. Первые наблюдения над социальным поведением людей проявлялись еще в античности, в произведениях Платона и Аристотеля. «...Никакой пользы не принесут самые полезные законы...если граждане не будут воспитаны... в духе демократии: ...Ведь если не дисциплинирован один, не дисциплинировано все государство».

         Я. А. Коменский рассматривал в своих произведениях проблему поведения, тесно связывая ее с развитием речи детей. В частности, в своем сочинении «Материнская школа», автор советовал воспитывать в детях стремление к деятельности и поведению. Я. А. Коменский предлагает в материнской школе давать детям не только знания, но и учить их «действовать и говорить». Наряду с выработкой у детей умения правильно говорить на родном языке, материнская школа должна положить начало развитию у детей навыков поведения. В главе «Каким образом нужно упражнять детей в нравственности и добродетелях» Я. А. Коменский изложил требования к жестам, движениям, обращениям (например, как дети должны просить, если им что-либо нужно, как благодарить, когда им дают, как приветствовать, если кого-либо встречают и т.п.) [22].

    В произведении «Великая дидактика» Я. А. Коменский подчеркивал мысль, согласно которой урок рассматривается как коммуникативная система, где деятельность обучающего и обучающих взаимосвязана. Развитие культуры поведения происходит «...если учителя будут приветливы и ласковы, если не будут отталкивать от себя детей своим суровым обращением...» [22]. Я. А. Коменский самой важной из добродетелей считал умение общаться через слово и поступки: «...готовность всегда сделать доброе и полезное, одновременно внушая детям необходимость доброго отношения друг к другу и к взрослым людям, стремление оказать поддержку и помощь другим, особенно тем, которые особо нуждаются в посторонней помощи, и строго взыскивая за  всякое оскорбительное отношение к другому человеку» [22].

      Швейцарский педагог И. Г. Песталоцци центром всего воспитания считал формирование нравственного облика человека. Основой нравственных отношений, по мнению автора, является поведение. В своем произведении «Лингард и Гертруда» И. Г. Песталоцци раскрывает проблему поведения через отношение учителя к ученику, через отношение второго к процессу учебной деятельности. Ядром гармонического воспитания, по мнению автора является воспитание нравственное. Источник развития нравственных чувств (в том числе уважительное обращение к окружающим людям) И. Г. Песталоцци видел в семье, во взаимоотношениях ее членов. Основным методом для развития общения автор выдвигает упражнения в нравственных поступках, посильных ребенку [18].

     Роберт Оуэн высоко ценил умение учителей и воспитателей сердечно обращаться с детьми. В своей работе «Книга о новом нравственном мире» он подчеркивает влияние изучения Библии на развитие дружеских взаимоотношений между людьми (почтительное отношение к старшим, вежливое обращение с окружающими и т. п.).

    Ф. В. Фребель широко использовал игру как одно из средств формирования у детей правил и норм нравственного поведения, развитие умения общаться между собой. «В игре ребенок выражает свой внутренний мир через общение с внешним миром», - писал Фребель. В детском саду следует воспитывать детей, вовлекая их в различную деятельность, путем общения друг с другом . Эту же мысль поддерживал бельгийский педагог О. Декроли, считая, что игры следует применять как средство формирования норм и правил культуры поведения.

      Итальянский педагог, теоретик дошкольного воспитания М. Монтессори в своем произведении «Дом ребенка. Метод научной педагогики» (1912г.) неоднократно подчеркивала необходимость предоставления детям свободы выбора, которая наиболее соответствует «внутренним потребностям ребенка». Монтессори призывала к предоставлению детям свободы выбора сверстника для поведения, свободы для «самовоспитания» и «самообучения» [88]. Развивая эту мысль, П. Кергомар большое место отводила детским играм, подчеркивая, что «...играющий ребенок - работает, играя, он развивается умственно и нравственно. Он становится общительным, общительность в широком смысле слова и есть нравственность».

     Таким образом, многие зарубежные педагоги обращали внимание на процесс формирования поведения в дошкольном возрасте, тесно связывая его с нравственным развитием ребенка.

       Проблема межчеловеческого поведения была сформулирована в ряде зарубежных концепций. Они понимали развитие личности как становление жизненного опыта, взаимного сопереживания и общения (коммуникации) людей. «Личность,- пишет Е. Мунье, - одна из всех существующих Вселенной способна к коммуникации, устремлена к другому, в мир другого» [25].  «Изначальный опыт личности, - это опыт второй личности» [25], «ты», а в нем «мы», предшествуют «я» или, по меньшей мере, сопровождают «я» на протяжении всего жизненного пути: личность по природе своей — общительна. Человек с первых шагов движется в направлении к другому. Встреча «ты» и «я» создает особый персональный опыт, коммуникацию дуги [25]. Персоналитическая концепция личностного общения во многом совпадает с положениями феноменологической этики Э. Левинаса, который обосновывает проблему «я - другой», исходя из опыта трансенденции. Трансенденция, по мнению феноменолога, неразрывно связана с человеческой субъективностью, в ней раскрываются новые отношения, отличные от тех, что соединяют человека с бытием. Человечество рисуется Левинасу как коммуникативное разнообразие культур, единство которых коренится в изначальном межсубъектном общении.                                                                                                                                                        

Информация о работе Процесс формирования культуры поведения у старших дошкольников посредством специально организованных занятий