Процесс формирования культуры поведения у старших дошкольников посредством специально организованных занятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 16:49, дипломная работа

Краткое описание

Высокий уровень культуры поведения является основным условием успешной адаптации человека в любой социальной среде. Исследования Л.И. Божович, А. А. Люблинской, Д. Б. Эльконина и других убедительно показали, что культура поведения относится к числу самых ранних человеческих потребностей, что определяет практическую значимость формирования культуры поведения с самого раннего возраста.

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная.doc

— 323.50 Кб (Скачать файл)

   Цель: повышение  уровня культуры поведения детей  старшего дошкольного возраста.

   Задачи:

  1. Разработать цикл занятий, направленных на повышение уровня культуры поведения старших дошкольников;
  2. Организовать и провести разработанный цикл занятий, направленных на повышение уровня культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.

    Сбор  информации и анализ результатов,  полученных на констатирующем этапе эксперимента, позволили определить содержание формирующего этапа. Суть данного этапа заключалась в осуществлении привития культуры поведения детей старшего дошкольного возраста посредством специально организованных занятий.

    Работа  с детьми осуществлялась в  системе, чтобы обеспечить ее  целенаправленность и результативность. Цикл специально организованных занятий представлен в тематическом планировании.

 

 

 

Таблица 5

Тематическое  планирование

Тема занятия

Дата проведения

Задачи

1

«О вежливости»

06. 10. 09.

Учить приветливо здороваться и прощаться со взрослыми и детьми; вежливо обращаться с просьбой к окружающим, благодарить за услугу; не перебивать говорящего, выслушивать собеседника(взрослого, ребенка); говорить спокойно, доброжелательно.

2

«Что такое  культура поведения»

20. 10. 09.

Продолжать  воспитывать у детей вежливости

3

«Как вести  себя за столом»

10. 11. 09.

Формировать культуру поведения; воспитывать у детей вежливость;  закреплять навык приветливо здороваться и прощаться со взрослыми и детьми; вежливо обращаться с просьбой к окружающим, благодарить за услугу; не перебивать говорящего, выслушивать собеседника(взрослого или ребенка); говорить спокойно, вежливо, доброжелательно. Привыкать правильно вести себя за солом, выходя из-за стола, задвигать за собой стул, благодарить взрослых и дежурных.

4

«Как вести  себя в общественных местах»

17. 11. 09.

Приучать красиво  и правильно вести себя в общественных местах: сдержанно, не привлекать излишнего внимания, разговаривать вполголоса, уступать места старшим.

5

«Как вместе играть»

08. 12. 09.

Продолжать  воспитывать культуру поведения; закреплять привычку играть дружно, не ссориться, вежливо отказать, объяснив причину.

6

«Правила поведения с родными и близкими»

22. 12. 09.

Побуждать детей  соблюдать установленные правила культуры поведения с близкими людьми; воспитывать доброжелательность в отношениях с родными, дружеские взаимоотношения со сверстниками, желание создать радостное настроение окружающим людям; формировать гуманные чувства и представления о доброте, отзывчивости, справедливости.

7

«Добрые слова»

12. 01. 10.

Закрепить умение использовать в речи детей вежливые слова; формировать у детей навык устанавливать хорошие, доброжелательные отношения с людьми; закреплять умение внимательно слушать, сосредоточивать внимание на самом важном, запоминать основные идеи читаемого произведения.

8

«Как быть аккуратным»

26. 01. 10.

Уточнить знания детей об отношении к одежде, игрушкам, книгам; учить бережно и аккуратно относиться к вещам, убирать и расставлять на места игрушки; воспитывать желание выглядеть аккуратным, опрятным, причесанным; закрепить умение содержать в порядке свой игровой уголок, личные вещи, обувь.

9

«Чистота-залог  здорового, воспитанного человека»

09. 02. 10.

Уточнить представление  детей о соблюдении норм здорового образа жизни; воспитывать желание ходить чистым, аккуратным.

10

«Как понравиться людям»

16. 02. 10.

Продолжать  формировать у детей навыки использования  вежливых слов и выражений; формировать у них вежливый и ровный тон в общении с  людьми.

11

«Как правильно разговаривать по телефону»

09. 03. 10.

Учить детей  вежливо и правильно пользоваться телефоном.

12

«Правила поведения в общественном транспорте»

23. 03. 10.

Научить детей  вежливо вести себя в общественном транспорте; воспитывать доброту и отзывчивость.

13

«Правила поведения в магазине»

06. 04. 10.

Научить детей  вежливо вести себя в магазине; не выпрашивать что – либо; разговаривать в полголоса.

14

«Итоговое занятие по теме «Культура поведения».

18. 04. 10.

Проверить знания детей; Закрепить правила поведения  в различных местах; добиваться выполнение этих правил.


 

  Занятие первое «О вежливости». Задача: продолжать учить здороваться и прощаться со взрослыми и детьми; вежливо обращаться с просьбой к окружающим, благодарить за услугу; не перебивать говорящего, выслушивать собеседника (взрослого, ребенка); говорить спокойно, доброжелательно. Дети во время проведения этого занятия вели себя спокойно, отвечали на все поставленные вопросы, выполняли все необходимые задания. Занятие оставило после проведения хорошие впечатления у всех детей.

  Второе занятие  «Что такое культура поведения». Задача: продолжать воспитывать у детей вежливость. Все занятие сопровождали положительные эмоции.

  Третье занятие  «Как вести себя за столом».  Задачи: формировать культуру поведения; продолжать воспитывать у детей вежливость; привыкать правильно вести себя за столом, выходя из-за стола задвигать за собой стул, благодарить взрослых и дежурных. Во время проведения этого занятия у детей был интерес, они были увлечены занятием, работали все отведенное время. Но, также были и трудности, например, дети разговаривали за столом на отвлеченные темы, но после проведения с ними беседы, эта трудность ушла.

  Четвертое  занятие «Как вести себя в  общественных местах». Задачи: приучать красиво и правильно вести себя в общественных местах: сдержанно, не привлекать излишнего внимания, разговаривать вполголоса, уступать места старшим. Дошкольники проявляли интерес в течение всего занятия. Отвечали на все поставленные вопросы, выполняли все необходимые задания. Трудностей в проведении занятия не возникли.

  Пятое занятие «Как вместе играть». Задачи: закреплять привычку играть дружно, не ссориться, вежливо отказать, объяснив причину. Это занятие прошло без каких-либо трудностей. У детей был интерес в течении всего занятия. Дети четко следовали выдаваемой инструкции, и остались довольны своими результатами.

   Занятие  шестое «Правила поведения с  родными и близкими нам людям». Задачи: побуждать детей соблюдать установленные правила культуры поведения с близкими людьми; воспитывать доброжелательность в отношениях с родными, дружеские взаимоотношения со сверстниками, желание создать радостное настроение окружающим людям; формировать гуманные чувства и представления о доброте, отзывчивости, справедливости. Дошкольники узнали нормы и правила, касающиеся культуры поведения с родными и близкими нам людьми. Были увлечены в течении всего занятия, активны, выполняли все необходимые задания. Получили положительные эмоции. В ходе занятия возникали небольшие трудности, такие как взаимоотношения со сверстниками, некоторые дети высказывали точку зрения, что не надо делиться с друзьями игрушками, могут сломать.

  Седьмое  занятие «Добрые слова». Задачи: закрепить умение использовать в речи детей вежливые слова; формировать у детей навык устанавливать хорошие, доброжелательные отношения с людьми; закрепить умение внимательно слушать, сосредотачивать внимание на самом важном, запоминать основные идеи читаемого произведения. Дети были активны, работали все отведенное время. Отвечали на все задаваемые им вопросы, решали поставленные задачи. Дошкольники также были эмоциональны и позитивно настроены. Например, Павел назвал самое большое количество «добрых слов».

  Восьмое  занятие «Как понравиться людям». Задачи: Продолжать формировать у детей навыки использования вежливых слов и выражений; формировать у них вежливый тон в общении с людьми; учить быть искренними в проявлении людям; относиться друг к другу доброжелательно. На занятии дети вели себя свободно, с увлечением и большим интересом выполняли работу. Задавали вопросы, проявляли позитивные эмоции. Но были и отрицательные моменты такие как: дети говорили, что можно вести себя так как хочется, или нравиться им, несмотря на какую-либо ситуацию.

  Девятое  занятие «Чистота – залог здорового,  воспитанного человека». Задачи: Уточнить представление детей о соблюдении норм здорового образа жизни; воспитывать желание ходить чистым, аккуратным. В ходе занятия дошкольники проявляли интерес, работали с большим энтузиазмом. Задавали вопросы, сами пытались на эти вопросы отвечать.

  Десятое  занятие «Как быть аккуратным». Задачи: Уточнить знания об отношении к одежде, игрушкам, книгам; учить бережно и аккуратно относиться к вещам, убирать и расставлять на места игрушки; воспитывать желание выглядеть аккуратным, опрятным, причесанным; закрепить умение содержать в порядке свой игровой уголок, личные вещи, обувь. На этом занятии дети проявляли свою активность, интерес. Работали все необходимое время. Вели себя без напряжения, свободно, легко.

  Одиннадцатое  занятие «Как правильно разговаривать по телефону». Задача: Учить детей вежливо и правильно пользоваться телефоном. Занятие проходило без трудностей, с большим интересом, энтузиазмом. Все дети были включены в работу. Занятие было насыщенно и интересно.

  Занятие  двенадцатое «Правила поведения  в общественном транспорте». Задачи: Научить детей вежливо вести себя в общественном транспорте; воспитывать доброту и отзывчивость. Это занятие отличилось от других большой заинтересованностью детей, они были все включены в ход работы, отвечали на все вопросы, участвовали во всех предлагаемых видах деятельности.

  Тринадцатое  занятие «Правила поведения в магазине». Задачи: Учить детей вежливо вести себя в магазине; говорить в полголоса; не выпрашивать у мамы какие-либо покупки. В ходе проведения занятия дети удерживали интерес, работали все отведенное время. Дошкольники задавали вопросы, были активны. Трудности в проведении занятия: детям было трудно объяснить, что нельзя выпрашивать понравившуюся игрушку, закатывать истерики родителям. Дети говорили, что так они получают все, что хотят.

  Четырнадцатое  занятие «Итоговое занятие по  теме «Культура поведения». Задачи: проверить знания детей; закрепить правила поведения в различных местах; добиваться выполнение этих правил. На итоговом занятии  дети были положительно эмоционально заряжены, довольны своей проделанной работой. Дети

  Таким образом,  серия проведенных занятий раскрыла  знания детей, дала новые знания, научила соблюдать нормы и правила культуры поведения, наметила план дальнейшей работы с детьми старшего дошкольного возраста.

 

 

2.3. Анализ результатов исследования (контрольный этап).

   Цель: выявление уровня сформированности культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста экспериментальной (А) и контрольной (В) групп, после проведения формирующего эксперимента.

Задачи:

1. Провести наблюдения  и беседу по вопросам с целью  выявления уровня сформированности  культуры поведения детей старшего дошкольного возраста.

  1. Сравнить результаты экспериментальной и контрольной групп.
  2. Сравнить результаты констатирующего и контрольного экспериментов исследования.

  Культура  поведения изучалась с помощью  методов беседы. Метод беседы помог выявить знания, имеющиеся у детей по вопросам культуры поведения, их суждения, представления, оценку тех или иных явлений жизни. В них было учтено, что при прямом обращении к ребенку по вопросам о культуре поведения он может давать заученные стереотипные ответы, беседа проводилась в естественной и непринужденной обстановке: в свободное время, на прогулке, во время игр и т. д.

  Вопросы  затрагивали:

Культуру общения;

Культуру внешнего вида;

   Культуру поведения.

В опросник включены вопросы, наиболее четко раскрывающие поведения детей. Они представлены по трем блокам.

Культура общения:

1. Почему ребенок,  приходя в детский сад, говорит  воспитателю слово «здравствуйте»? Что означает это слово?

2. Какие слова  ты говоришь, когда высказываешь  просьбу? Зачем они нужны?

3. Когда бабушка  угощает тебя сладостями, какие  слова ты говоришь и почему?

Культура внешнего вида:

1. Чистые ли  у вас руки, лицо, уши, шея, зубы? (Покажите доктору Айболиту)

2. Что значит  «принимать душ »? Когда это  следует делать?

  1. Что такое «личная гигиена»? Почему необходимо быть чистым и опрятным человеком?

Культура поведения:

  1. Что можно делать, находясь в гостях? Почему?
  2. Кому ты даришь цветы, когда придешь в гости на день рождение к Ане (Сереже)?
  3. Кусок хлеба надо откусывать или отламывать? Покажи, как это следует делать?

      Высокий уровень: знает все правила и отвечает уверенно; понимает, почему следует поступать в соответствии с правилами; соблюдает правила этикета без напоминания.

   Средний  уровень: знает правила; не  всегда может определить их  целесообразность и разумность; соблюдает правила этикета, но иногда требует напоминания со стороны.

   Низкий  уровень: не знает и не соблюдает  правил этикета; затрудняется в объяснении необходимости их соблюдения.

   Критерием  оценки знаний о культуре поведения  служило количество и качество ответов на вопросы: если ребенок на вопрос отвечает правильно, это означает о сформированности полных знаний и оценивается знаком «+».

    Если  ребенок затрудняется с ответом,  отказывается отвечать или дает неправильные ответы на вопросы, это рассматривается как непрочные знания и оценивается знаком «-» (ответы детей в приложение 6).

     Если  ребенок давал правильные ответы на 7-9 вопросов, то уровень его культуры поведения высокий (В) (7-9 баллов);

Если на 4-6 вопросов (4-6 баллов) средний уровень (С); 

На 0-3(0-3баллов) низкий уровень (Н).

Вопросы 1-3 посвящены  культуре общения. Вопросы 4-6 посвящены  культуре внешнего вида. Вопросы 7-9 культуре поведения.

  Каждый ответ  ребенка был запротоколирован и занесен в таблицу….

 Полученные  данные были подвергнуты количественной  и качественной обработке.

     На  констатирующем этапе были выявлены  уровни культуры поведения у дошкольников контрольной и экспериментальной групп, были выбраны по 10 дошкольников, с равными способностями, их количество было обусловлено постоянным посещением дошкольного учреждения в течении 4 месяцев и участием детей в занятиях по культуре поведения (этикету). Дошкольникам было предложено 9 вопросов, ответы на которые фиксировались в протоколах.

Результаты  беседы группы А                                                         

                                                                                                            Таблица 6

Информация о работе Процесс формирования культуры поведения у старших дошкольников посредством специально организованных занятий