Процесс формирования культуры поведения у старших дошкольников посредством специально организованных занятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 16:49, дипломная работа

Краткое описание

Высокий уровень культуры поведения является основным условием успешной адаптации человека в любой социальной среде. Исследования Л.И. Божович, А. А. Люблинской, Д. Б. Эльконина и других убедительно показали, что культура поведения относится к числу самых ранних человеческих потребностей, что определяет практическую значимость формирования культуры поведения с самого раннего возраста.

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная.doc

— 323.50 Кб (Скачать файл)

Уровень сформированности культуры поведения старших дошкольников (группа А)

 Дети

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Количество баллов

9

5

8

9

6

9

7

6

5

8

Уровень

В

С

В

В

С

В

В

С

С

В


 

    В  экспериментальной группе (А) на вопрос 1 положительно ответили 9 детей, что соответствует 90% от общего количества дошкольников. Эти дети знают, почему, приходи в детский сад, нужно здороваться с воспитателем и что означает это слово.

   Как передать просьбу словами знает только семь детей, что соответственно 70%. Остальные дети не смогли четко и правильно сформулировать свои мысли.

   На 3 вопрос, носивший практический характер, правильно ответили 8 дошкольников, что составляет 80% от общего количества детей группы.

  Четвертый  вопрос, также носит практический характер, ответили девять детей, что составляет 90%.

На пятый вопрос ответило семь детей, составляет 70%.

На шестой вопрос ответили все десять детей, что составляет 100%.

На седьмой  вопрос ответило семь детей, соответствует 70%.

На восьмой вопрос ответили семь детей, что соответствует 70%.

На последний  девятый вопрос ответили шесть детей, что соответствует 60%.

  Детей с  низким уровнем нет. Средний уровень – четверо детей. Детей с высоким уровнем по итогам беседы шестеро.

 Результаты беседы группы Б                                     

                                                                                                            Таблица 7

Уровень сформированности культуры поведения старших дошкольников (группа Б)

Колличество

Детей

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Количество  баллов

3

5

5

2

2

3

5

3

4

4

Уровень

Н

С

С

Н

Н

Н

С

Н

С

С


    В  контрольной группе (Б) на первый  вопрос ответили девять детей, что составляет 90%.

  На второй вопрос ответили пятеро детей, что составило 50%.

  На вопрос номер три ответили также пятеро детей, что составил 50%.

  На четвертый вопрос ответили положительно четверо детей, что соответствует 49%.

  На вопрос номер пять ответили двое детей, что составило 20%.

  На шестой вопрос ответили трое детей, что соответствует 30%.

  На вопрос под номером семь ответило пятеро детей положительно, что составило 50%.

  На восьмой вопрос ответили положительно трое детей, что составило 30%.

  На девятый  вопрос положительно ответили  четверо детей, что составило 40%.

  Низкий уровень  наблюдается у пяти детей. Средний уровень у четырех детей. Высокого уровня нет.

Таблица 8

Выраженность  уровня культуры поведения в экспериментальной (А) и контрольной (Б) группах на констатирующем этапе (%).

Уровень

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Высокий

60

0

Средний

40

50

Низкий

0

50


 

   

Таблица 9

Сравнение уровней  культуры поведения в группах  А и В (констатирующий и контрольный этапы)

Группы Уровни

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Констатир.

Контр.

Констатир.

Контр.

Высокий

0

60

0

0

Средний

30

40

40

50

Низкий

70

0

60

50


 

  Таким образом,  по итогам контрольного этапа  виден результат специально организованных занятий. Уровень детей в экспериментальной группе повысился. Можно сделать вывод, что специально организованные занятия оказали положительное влияние на детей старшего дошкольного возраста. В экспериментальной группе закрепились необходимые знания по культуре поведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод по второй главе

  Сбор информации и анализ результатов, полученных в ходе всего исследования показал, что серия специально организованных занятий значительно повысила уровень сформированности культуры поведения старших дошкольников.

  Цикл проведенных  занятий раскрыл знания детей, дал новые знания, научил соблюдать нормы и правила культуры поведения, наметил план дальнейшей работы с детьми старшего дошкольного возраста. В экспериментальной группе закрепились необходимые знания по культуре поведения.

  Таким образом,  специально организованные занятия подтвердили гипотезу о том, что занятия являются эффективным средством формирования культуры поведения детей старшего дошкольного возраста.

  Формирование  культуры поведения играет важную  роль в воспитании ребенка, его ценностей, чувств, качеств. В старшем дошкольном возрасте ребенок готовиться к взрослой жизни, и надо, чтобы он вошел в эту жизнь полноценным нравственно осознанным человеком.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

    Формирование культуры поведения старших дошкольников является значимой проблемой, стоящей перед педагогами и родителями. Актуальность исследования обостряется тем, что культуру поведения относят к числу самых ранних человеческих потребностей, что определяет практическую значимость формирования культуры поведения с самого раннего возраста.

    Цель  исследования заключается в том,  чтобы эффективность специально организованных занятий в формировании культуры поведения детей старшего дошкольного возраста.

    Разработки  серии специально организованных  занятий по формированию культуры поведения детей старшего дошкольного возраста предшествовал анализ состояния поставленной проблемы в теории и практики дошкольного образования.

    Изучение  психолого-педагогической литературы  показало, что в науке накоплен достаточный потенциал, позволяющий осуществлять исследование, касающиеся формирование культуры поведения старших дошкольников.

    В  аспекте достижения поставленной  цели представлен  опыт разработки  серии специально организованных  занятий по формированию культуры  поведения детей старшего дошкольного возраста. Серия специально проведенных занятий раскрыла знания детей, дала новые знания, наметила план дальнейшей работы с детьми старшего дошкольного возраста, научила соблюдать нормы и правила культуры поведения.

    В  ходе проверки эффективности, разработанные серии занятий по формированию культуры поведения детей старшего дошкольного возраста удалось подтвердить выдвинутую гипотезу.

    Цели  и гипотеза предопределили необходимость  постановки и решения  следующих задач:

  1. Теоретически обосновать проблему формирования культуры поведения у дошкольников посредством специально организованных занятий.
  2. Выявить уровни и критерии сформированности культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.
  3. Разработать серию специально организованных занятий по формированию культуры поведения детей старшего дошкольного возраста.
  4. Экспериментально проверить и обосновать влияние специально организованных занятий на формирование культуры поведения старшего дошкольного возраста.
  5. Разработать методические рекомендации для воспитателей по формированию культуры поведения у дошкольников.

  Подводя итоги теоретического экспериментального исследования можно сделать выводы:

  1. Анализ теоретических работ и практики дошкольного образования свидетельствует о том, что реальный уровень сформированности культуры поведения старших дошкольников недостаточен для успешного становления культуры межличностных отношений.
  2. Реализация в целостном педагогическом процессе дошкольного учреждения противоречия возникающего между социально назревшей потребностью в интенсификации процесса формирования культуры поведения у дошкольников и отсутствием специальных исследований и научно обоснованных рекомендаций с требованиями государственного стандарта дошкольного образования, является движущей силой, обеспечивающей формирования культуры поведения старших  дошкольников.
  3. В ходе работы доказано, что разработанная серия специально организованных занятий повышает уровень сформированности культуры поведения старших дошкольников, адекватный требованиям современным задачам нравственного воспитания детей.
  4. Разработанная серия специально организованных занятий дает возможность широкого ее применения в практики дошкольного образовательного учреждения.

   Таким  образом, имеются достойные основания  утвердить, что задачи исследования решены, а его гипотеза подтверждена.

    Проведенные  исследования не претендуют на  исчерпывающие решения проблемы  формирования культуры поведения  старших дошкольников, а является одним из вариантов ее решения. Значительный интерес предоставляет изучение развивающих игр, театрализованных игр и так далее.

   

 


Информация о работе Процесс формирования культуры поведения у старших дошкольников посредством специально организованных занятий