Психические состояния личности, их классификация. Кризисные состояния личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 04:18, контрольная работа

Краткое описание

Личность чаще всего определяют как человека в совокупности его социальных, приобретенных качеств. Это значит, что к числу личностных не относятся такие особенности человека, которые генотипически или физиологически обусловлены, никак не зависят от жизни в обществе. Во многих определениях личности подчеркивается, что к числу личностных не относятся психологические качества человека, характеризующие его познавательные процессы или индивидуальный стиль деятельности, за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям, в обществе1.
В понятие “личность” обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки.

Содержание

Понятие личности. Теории личности. Структура психических
свойств личности___________________________________________________ 3
1.1. Понятие личности__________________________________________________ 3
1.2. Теории личности__________________________________________________ 5
1.3. Структура психических свойств личности_____________________________ 8
2. Индивидуально психические состояния личности________________________ 9
2.1. Темперамент. Темперамент как совокупность динамических особенностей психической деятельности, обусловленная типом высшей нервной деятельности. Краткая характеристика основных видов темперамента__________________________________ 9
2.2. Направленность личности. Потребности и мотивация поведения
личности____________________________________________________________ 13
2.3. Характер. Понятие и классификация черт характера____________________ 16
2.4. Способности. Понятие и виды способностей. Способности и задатки_____ 18
3. Психические состояния личности, их классификация. Кризисные состояния личности (реактивные состояния, неврозы, психопатия, умственная отсталость)______ 21
Задача № 1___________________________________________________________ 26
Задание______________________________________________________________ 26
Задача № 2___________________________________________________________ 26
Список используемой литературы ___________

Вложенные файлы: 1 файл

Понятие личности222.docx

— 73.41 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Понятие личности. Теории личности. Структура психических

свойств личности___________________________________________________ 3

1.1. Понятие личности__________________________________________________ 3

1.2. Теории личности__________________________________________________ 5

1.3. Структура психических  свойств личности_____________________________ 8

2. Индивидуально психические состояния личности________________________ 9

2.1. Темперамент. Темперамент  как совокупность динамических  особенностей психической деятельности, обусловленная типом высшей нервной  деятельности. Краткая характеристика основных видов темперамента__________________________________ 9

2.2. Направленность личности. Потребности и мотивация поведения 

личности____________________________________________________________ 13

2.3. Характер. Понятие и  классификация черт характера____________________ 16

2.4. Способности. Понятие  и виды способностей. Способности и задатки_____ 18

3. Психические состояния  личности, их классификация. Кризисные  состояния личности (реактивные  состояния, неврозы, психопатия, умственная отсталость)______ 21

Задача № 1___________________________________________________________ 26

Задание______________________________________________________________ 26

Задача № 2___________________________________________________________ 26

Список используемой литературы ______________________________________  28

 

  1. Понятие личности. Теории личности. Структура психологических свойств личности
    1. Понятие личности

 

Личность чаще всего определяют как человека в совокупности его  социальных, приобретенных качеств. Это значит, что к числу личностных не относятся такие особенности  человека, которые генотипически  или физиологически обусловлены, никак  не зависят от жизни в обществе. Во многих определениях личности подчеркивается, что к числу личностных не относятся  психологические качества человека, характеризующие его познавательные процессы или индивидуальный стиль  деятельности, за исключением тех, которые  проявляются в отношениях к людям, в обществе1

В понятие “личность” обычно включают такие свойства, которые  являются более или менее устойчивыми  и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки.

Личность - это человек, взятый в системе его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми и определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.2 
Наряду с понятием «личность» употребляются термины «человек», «индивид», «индивидуальность»3. Содержательно эти понятия переплетены между собой.  
Человек - это родовое понятие, указывающее на отнесенность существа к высшей степени развития живой природы - к человеческому роду. В понятии «человек» утверждается генетическая предопределенность развития собственно человеческих признаков и качеств. 
Индивид - это единичный представитель вида «homo sapiens» . Как индивиды люди отличаются друг от друга не только морфологическими особенностями (такими, как рост, телесная конституция и цвет глаз), но и психологическими свойствами (способностями, темпераментом, эмоциональностью).

Индивидуальность - это единство неповторимых личностных свойств конкретного  человека. Это своеобразие его  психофизиологической структуры (тип  темперамента, физические и психические  особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт). 
Соотношение индивидуальности и личности определяется тем, что это два способа бытия человека, два его различных определения. Несовпадение же этих понятий проявляется, в частности, в том, что существуют два отличающихся процесса становления личности и индивидуальности.

Становление личности есть процесс социализации человека, который  состоит в освоении им родовой, общественной сущности. Это освоение всегда осуществляется в конкретно-исторических обстоятельствах  жизни человека.

Становление личности связано  с принятием индивидом выработанных в обществе социальных функций и  ролей, социальных норм и правил поведения, с формированием умений строить  отношения с другими людьми. Сформированная личность есть субъект свободного, самостоятельного и ответственного поведения в социуме. 
Становление индивидуальности есть процесс индивидуализации объекта. Индивидуализация - это процесс самоопределения и обособления личности, ее выделенность из сообщества, оформление ее отдельности, уникальности и неповторимости. Ставшая индивидуальностью личность - это самобытный, активно и творчески проявивший себя в жизни человек.

Как личность человек характеризуется  уровнем развития его сознания, соотнесенностью  его сознания с общественным сознанием, которое, в свою очередь, определяется уровнем развития данного общества. В свойствах личности проявляются  возможности данного человека к  участию в общественных отношениях.4

Существенной  стороной личности является ее отношение  к обществу, к отдельным людям, к себе и своим общественным и  трудовым обязанностям.

Личность  характеризуется уровнем осознанности своих отношений и их устойчивостью.

В личности существенна не только ее позиция, но и способность к реализации своих  отношений. Это зависит от уровня развития творческих возможностей человека, его способностей, знаний и умений, его эмоционально-волевых и интеллектуальных качеств.

Наследственная  основа человеческого организма (генотип) определяет его анатомо-физиологические  особенности, основные качества нервной  системы, динамику нервных процессов5.

В биологической  организации человека, в его природе  заложены возможности будущего его  психического развития. Но человеческое существо становится человеком только благодаря социальной наследственности - благодаря освоению опыта предшествующих поколений, закрепленного в знаниях, традициях, предметах материальной и духовной культуры, в системе общественных отношений.

Природные стороны человека не следует противопоставлять  его социальной его сущности. Сама природа человека является продуктом  не только биологической эволюции, но и продуктом истории. Биологическое  в человеке нельзя понимать как наличие  в нем какой-то "животной" стороны. Все природные биологические  задатки человека являются человечески- ми, а не животными задатками.

Но  становление человека как личности происходит только в конкретных общественных условиях. Требования общества определяют и модели поведения людей, и критерии оценки их поведения.

То, что  на первый взгляд представляется естественными  качествами человека (например, черты  его характера) , в действительности является закреплением в личности общественных требований к ее поведению.

Движущей  силой развития личности являются внутренние противоречия между постоянно растущими  общественно обусловленными потребностями  и возможностями их удовлетворения. Развитие личности - это постоянное расширение ее возможностей и формирование новых потребностей.

Уровень развития личности определяется характерными для нее отношениями. Низкие уровни развития личности характеризуются  тем, что ее отношения обусловлены  в основном утилитарными, меркантильными интересами6. Наиболее высокий уровень развития личности характеризуется преобладанием общественно значимых отношений. Регулируя свою жизнедеятельность в обществе, каждый индивид решает сложные жизненные задачи. Личность проявляется в том, как она решает эти задачи. Одни и те же трудности, коллизии преодолеваются различными людьми разными способами (вплоть до преступных).

Понять  личность - это значит понять, какие  жизненные задачи и каким способом она решает, какими исходными принципами решения этих задач она вооружена.

 

1.2.  Теории личности

Существуют самые разнообразные  подходы к классификации теорий и концепций личности. Причем с  этими различиями мы можем столкнуться  не только в научных работах но и в учебных пособиях. Так, Р. С. Немов насчитывает по край ней  мере 48 теорий личности, каждая из которых  может быть оценена по пяти параметрам, являющимся основанием для классификации.

В истории психологии личности на протяжении ХХ века доминировали три  теоретических подхода: психоаналитический, социально-когнитивный и феноменологический. Каждый из этих подходов дает свои неявные  ответы на базовые положения о  природе человека, отличающие тот  или иной подход от остальных.7

Теория личности – это  совокупность гипотез, или предложений  о природе и механизмах развития личности. Теория личности пытается не только объяснить, но и предсказать  поведение человека Основные теории:

Психодинамическая теория личности

Основоположником психодинамической  теории личности, также известной  под названием «классический  психоанализ», является австрийский ученый З.Фрейд. 8

Фрейд утверждал, что личность не обладает никакой свободой воли. Поведение человека полностью детерминировано  его сексуальными и агрессивными мотивами, которые он называл ид (оно). Что касается внутреннего мира – он субъективен. Человек находится  в плену собственного внутреннего  мира, истинное содержание мотива скрыто за «фасадом» поведения. И только описки, обмолвки, сновидения, а также  специальные методы могут дать более  или менее точную информацию о  личности человека.

Аналитическая теория личности

В аналитической модели выделяют три основных концептуальных блока, или сферы личности9:

1. Коллективное бессознательное  – основная структура личности, в которой сосредоточен весь  культурно-исторический опыт человечества, представленный в психике человека  в виде унаследованных архетипов.

2. Индивидуальное бессознательное  – совокупность «комплексов», или  эмоционально заряженных мыслей  и чувств, вытесненных из сознания. Примером комплекса может служить  «комплекс власти», когда человек  всю свою психическую энергию  тратит на деятельность, прямо  или косвенно связанную со  стремлением к власти, не осознавая  этого.

3. Индивидуальное сознательное  – структура, служащая основой  самосознания и включающая те  мысли, чувства, воспоминания  и ощущения, благодаря которым  мы осознаем себя, регулируем  свою сознательную деятельность.

Согласно аналитической  теории, личность – это совокупность врожденных и реализованных архетипов, а структура личности определяется как индивидуальное своеобразие соотношения отдельных свойств архетипов, отдельных блоков бессознательного и сознательного, а также экстравертированной или интровертированной установок личности. 

Гуманистическая теория личности

В рамках гуманистического подхода, личность – это внутренний мир человеческого «Я» как результат самоактуализации, а структура личности – это индивидуальное соотношение «реального Я» и «идеального Я», а также индивидуальный уровень развития потребностей в самоактуализации. 

Когнитивная теория личности

Основным концептуальным элементом является личностный «конструкт». У каждого человека имеется своя собственная система личностных конструктов, которая делится на два уровня (блока):

1. Блок «ядерных» конструктов  – это примерно 50 основных конструктов,  которые находятся на вершине  конструктной системы, т.е. в  постоянном фокусе оперативного  сознания. Этими конструктами человек  пользуется наиболее часто при  взаимодействии с другими людьми.

2. Блок периферических  конструктов – это все остальные  конструкты. Количество этих конструктов  сугубо индивидуально и может  варьировать от сотен до нескольких  тысяч.

Поведенческая теория личности

В поведенческой модели выделяют три основных концептуальных блока  личности. Основной блок – самоэффективность, которая является своего рода когнитивным  конструктом «могу – не могу». А.Бандура определял эту структуру  как веру, убеждение или ожидание получения будущего подкрепления. Этот блок детерминирует успешность совершения определенного поведения, или успешность усвоения новых социальных навыков. Если человек принимает решение: «Могу», - то он приступает к выполнению определенного действия, если же человек  выносит вердикт: «Не могу», - то он отказывается от выполнения данного  действия или от его усвоения. Например, если вы решили, что не сможете выучить  китайский язык, то никакая сила не заставит вас это сделать. А  если вы решили, что сможете это  сделать, то рано или поздно вы его  выучите.

Деятельностная теория личности

В рамках деятельностного подхода личность – это сознательный субъект, занимающий определенное положение в обществе и выполняющий социально полезную общественную роль. Структура личности – это сложно организованная иерархия отдельных свойств, блоков (направленности, способностей, характера, самоконтроля) и системных эксистенционально-бытийных целостных свойств личности. 

Информация о работе Психические состояния личности, их классификация. Кризисные состояния личности