Психодиагностическое исследование факторов социальной активности у людей пожилого и старческого возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2014 в 12:24, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: изучить основные факторы социальной активности у людей пожилого и старческого возраста.
В соответствии с выбранной целью в работе были поставлены следующие задачи:
Проанализировать научно-теоретическую литературу по данной теме;
Рассмотреть социально-психологические аспекты старения;
Охарактеризовать социальную ситуацию развития и ведущие виды деятельности в старости;
Рассмотреть социальную активность как вид деятельности людей пожилого и старческого возраста;
Выделить формы и виды социальной активности людей пожилого и старческого возраста;
Выявить основные направления социальной активности людей пожилого и старческого возраста;
Исследовать особенности, влияющие на социальную активность людей пожилого и старческого возраста.

Содержание

Введение
3
Глава 1. Социально-психологические основы старения
6
Старение – социально-психологический аспект
6
Социальная ситуация развития и ведущая деятельность в старости
17
Глава 2. Теоретические основы изучения социальной активности пожилых людей

24
2.1. Социальная активность как вид деятельности пожилых людей
24
2.2. Формы и виды социальной активности пожилых людей
27
Глава 3. Психодиагностическое исследование факторов социальной активности у людей пожилого и старческого возраста

32
3.1. Материалы и методика исследования
32
3.2. Анализ и интерпретация результатов исследования
34
Заключение
44
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Исправленный дипломный проект.docx

— 196.34 Кб (Скачать файл)

Процесс стимулирования (как внутреннего - самостимулирования, так и внешнего) отдельной личности или группы, общности людей к деятельности, направленной на достижение конкретной цели называется мотивацией. Она необходима для продуктивного выполнения принятых решений и намеченных работ. Наличие активной жизненной потребности не является единственным необходимым условием мотивации личности на достижение человеком определенной цели. Человек должен надеяться также на то, что выбранный им тип поведения деятельности приведет к удовлетворению или приобретению желаемого. Ожидание можно рассматривать как оценку данной личностью вероятности определенного события. Большинство людей, например, ожидают, что окончание колледжа, института, университета, военного училища и т.д. позволит получить лучшую работу и что, если работать с полной отдачей, то можно продвинуться по службе21.

Основываясь на предположении, что личность направляет свои усилия на достижение какой-либо цели только тогда, когда уверена в большой вероятности удовлетворения за этот счет своих потребностей или достижения цели, мотивация является функцией фактора ожидания затраты «труда - результаты», ожидания – «результаты – вознаграждение», валентности вознаграждения затратам труда. Наиболее эффективная мотивация достигается тогда, когда люди верят, что их усилия обязательно позволят им достичь цели и приведут к получению особо ценного вознаграждения. Мотивация ослабевает, если вероятность успеха или ценность вознаграждения оценивается людьми невысоко.  

Получившая широкую поддержку модель Лаймана Портера и Эдварда Лоулера основывается на том, что мотивация является функцией потребностей, ожиданий и восприятия личностями справедливого вознаграждения.

Результативность деятельности личности зависит от приложенных ей усилий, ее характерных особенностей и возможностей, а так же оценки ей своей роли. Объем затрачиваемых усилий зависит от оценки ценности вознаграждения и уверенности в том, что оно будет получено. Согласно модели Портера-Лоулера результативность порождает удовлетворенность, а не наоборот. Результативный труд, результативная деятельность ведут к удовлетворению.

Таким образом, социальное окружение личности включает в себя ближнее окружение, основанное на непосредственных межличностных контактах, и дальнее окружение, основанное на опосредованных контактах. Социальную сущность личности определяет, в-первую, очередь, дальнее окружение, ибо через него личность соотносится с реально существующей социальной структурой общества. Основу активности личности определяет круг ее потребностей, к удовлетворению которых ведут результативный труд, результативная деятельность.

Социальная активность пожилых людей зависит от их социально-экономического положения, состояния  здоровья,  социальной  среды,  уровня  профессионализма  социальных  работников,  от  социального  самочувствия  и  настроения людей. Активный образ жизни и участие в жизни общества  в рамках отдельных  групп  делает  человека  удовлетворенным  своей  жизнью. Однако  не  всегда  человек,  вышедший  на  пенсию,  может  самостоятельно организовать свою жизнь и направить ее в русло общественно-полезного и социально значимого образа жизни. Этому в большей мере может  способствовать  реализация  принципа  социальной  активизации  личности,  основной  смысл  которого  заключается в  обеспечении  вариантных  возможностей для  активной  социальной деятельности пожилых людей.

 

2.2. Формы и виды социальной активности людей пожилого и старческого возраста

 

Основные сферы социальной активности личности - трудовая  деятельность,  общественно-политическая  деятельность,  активность  в  сфере  образования,  досуга  и  быта.    Социальная  активность  характеризуется  внутренней неоднородностью, в связи с этим одни ее формы могут отвечать объективно назревшим потребностям развития общества, другие – противоречить  и  даже  противодействовать  им.  В  целом  же,  чем  выше уровень  социальной  активности,  тем  успешнее  развивается  общество,  заинтересованное  в  постоянном  возрастании  социальной  активности членов общества. 

Одной из форм социальной активности является трудовая деятельность. На  продолжение  трудовой деятельности  влияет,  прежде  всего,  низкий  уровень  материальной обеспеченности пожилых людей. Вместе с тем для людей, любящих свою профессию, наряду с возможностью дополнительного заработка,  работа  укрепляет  чувство  своей  общественной  значимости,  упорядочивает  жизнь,  обеспечивает  ему  ощущение  собственной  безопасности и полезности. Фактором, способствующим росту трудовой активности пожилых людей,  явились  также  изменения  в  пенсионном  законодательстве, согласно которым работающие пенсионеры могут получать пенсию в полном  размере.

Специфика трудовой активности пожилых людей состоит в том, что среди работающих пожилых людей лишь 30 % сохранили свой профессиональный  статус,  т.  е.  продолжают  работать  на  своих  прежних  местах (62 % из них –  это преподаватели и врачи), остальные же были вынуждены изменить характер и место работы.

Продолжение трудовой деятельности  зависит от уровня образования (наиболее длительный срок отмечен у пенсионеров с высоким уровнем образования и ученой степенью); семейного  положения (среди  работающих  пенсионеров  большинство  составляют семейные люди, так как им приходится поддерживать материальную  обеспеченность  не  только  собственной  семьи,  но  и  оказывать помощь детям и  внукам); условий  труда; уровня изменения физиологических  функций  организма  и  психического  склада;  реакции окружающих людей. Согласно экспертным оценкам, на фоне высокой сознательности,  дисциплинированности,  развитого  чувства  долга  и ответственности работникам третьего возраста присущи такие черты, как самоуважение, забота о своей репутации, амбициозность, уверенность в себе, поддерживаемая собственным опытом и знаниями22. 

Занятость пожилых людей по своей сути носит  ограниченный  характер, поскольку их  возможности  в  выборе трудовой деятельности значительно сужены предвзятым отношением к пожилому человеку. Кроме того, возможность трудиться находится в прямой зависимости от состояния здоровья. Результаты исследования показали, что среди тех, кто имеет хорошее здоровье, 88 % получают пенсию и постоянно работают; при вполне удовлетворительном состоянии здоровья – 72 % постоянно работают; среди тех, кто оценивает  свое  состояние  здоровья  скорее  как  плохое, 43 %  постоянно работают; среди тех, кто оценивает свое состояние здоровья как плохое, работают только 3 %. 

Мужчины  в  большей  мере,  чем  женщины  заняты  трудом: 69 %  мужчин  против 46 %  женщин  получают  пенсию  и  работают, 31 % мужчин и 54 % женщин получают пенсию и не работают. Однако занятость пожилых людей, как мужчин, так и женщин, различается по возрастным категориям: так, в возрасте 55–64 года 66 % респондентов постоянно работают; в возрасте 65–74 года – 23 %, а в возрасте 75 лет и старше лишь 17 %, в основном это высококвалифицированные  специалисты (преподаватели  вузов  с  ученой  степенью  и врачи).

В  производствах,  связанных  с  внедрением  новых  технологических процессов,  компьютеризацией,  расширением  информативного  поля деятельности,  практически  нет  места  лицам  предпенсионного  возраста,  так  как  их  переподготовка  требует  больших  финансовых  затрат.

Другие  формы  трудовой  активности -  выращивание  сельхозпродуктов  на  дачных  участках,  нахождение  приработка, разведение скота, птицы, изготовление поделок на продажу23.

С возрастом у человека меняется уровень самооценок, ценностных  критериев. С  выходом  пожилого  человека  на  пенсию меняется его  образ  жизни,  сужается  круг  общения,  минимизируются (чаще всего вынужденно) потребности. Вместе с тем увеличивается объем свободного  времени,  требующий  заполнения  содержательной  деятельностью для продолжения полноценной жизни. Поэтому проблема организации  свободного времени как  способ реализации интересов пожилых людей, их запросов, желаний, удовлетворенности жизнью имеет большое значение.

Отношение личности к  видам социальной деятельности  может  быть  активным  или  пассивным,  причем  это отношение  и  его  интенсивность  обусловлены  как  объективными причинами, так и внутренними факторами. Фактор в широком смысле – это все, что влияет на результат какого-либо явления, его движущая сила, причина. Таким образом, факторы социальной активности – это то, что влияет на потенциальную возможность участия в жизни общества.

Можно выделить три основные группы факторов социальной активности личности: социальные качества (мировоззрение, образованность, дисциплинированность, организованность, ответственность, трудолюбие, инициативность, самостоятельность, коллективизм, конкурентособность и др.), психологические (развитый интеллект, волевые акты, разумные потребности, коммуникативные умения) и физические качества (крепкое здоровье, здоровый образ жизни).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по главе:

 

Социальная активность - высшая форма активности. Она присуща лишь человеку как общественному существу, группам людей, обществу. Термин «социальная активность» используется для обозначения как интенсивной деятельности людей в определенной системе общественных отношений, так и способности к ее осуществлению. Являясь такой способностью, социальная активность существует как сложное, интегральное качество. Она выражает не какую-либо отдельную черту, а всю совокупность черт жизнедеятельности людей, являясь концентрированным выражением их главного качества - социально-деятельностной сущности.

Социальная активность людей пожилого и старческого возраста сгруппирована в двух основных направлениях: выполнение повседневной работы в семье и удовлетворение различного рода своих интересов. Оба этих направления взаимосвязаны и способствуют сохранению позитивной самооценки, устраняют чувство ненужности, одиночества при условии, что им сопутствует материальное обеспечение.

Основными факторами социальной активности людей пожилого и старческого возраста являются: социально-психологические и физические качества личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Психодиагностическое исследование факторов социальной активности у людей пожилого и старческого возраста

 

 

3.1. Материалы и  методика исследования

 

 

Исследование проводилось в Свободненском отделении Государственного бюджетного учреждения Социального обслуживания населения «Комплексный центр Социального Обслуживания Населения» (ГБЦ СОН «КЦСОН»). Всего в исследовании приняло участие 40 человек (20 женщин и 20 мужчин). Возраст всех испытуемых от 60 до 75 лет. Все они посещают ГБЦ СОН «КЦСОН».

Для исследования испытуемые были разделены на две группы. В процессе беседы с людьми пожилого и старческого возраста были определены две выборки: социально активных людей и социально пассивных людей.

В ходе беседы были заданы следующие вопросы:

Ваш возраст?

Вы живете один или с родственниками?

Как Вы считаете, что изменилось  к  лучшему  в  Вашей  жизни  после      выхода на пенсию?

Что изменилось к худшему в Вашей жизни после ухода на пенсию?

Чем Вы предпочитаете заниматься в свободное время?

Посещаете ли Вы клубы, библиотеки, театр, выставки, творческие кружки, выставки?

Посещаете ли Вы спортивные секции, группы здоровья?

Собираетесь ли Вы получить дополнительное образование?

Насколько Вы удовлетворены общением с другими людьми?

Гипотеза исследования:

Основными психологическими  факторами, влияющими на  социальную активность людей пожилого и старческого возраста являются: уровень социальной адаптации; личностные особенности, такие как самосознание, мотивационно-потребностная сфера; эмоциональная сфера.

В работе были использованы следующие методики исследования:

1. Методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда (Приложение А).

2. Методика исследования самооценки «Личностный дифференциал» (Приложение Б)

3. Для изучения мотивационно-потребностного компонента личности применялась методика незаконченных предложений (модифицированная методика Дж. Нюттена) (Приложение В)

4. Шкала «Эмоциональный комфорт» опростника К. Роджерса и Р. Даймонда (Приложение А).

При обработке полученных в ходе обследования данных использовались статистические показатели:

- Среднее арифметическое;

- Среднее квадратичное  отклонение;

- Статистическая ошибка  средней арифметической

В результате проведенного исследования были получены две независимые друг от друга выборки. Задача состоит в том, чтобы сравнить эти выборки на предмет их различий. С точки зрения математической статистики необходимо выяснить, являются ли различия между этими выборками статистически значимыми или нет. Воспользуемся критерием Стьюдента.  Для этого необходимо знать средние значения в каждой выборке (x, y) и их стандартные отклонения (σx, σy).

Определить, отличаются ли друг от друга два распределения, можно лишь с определенной долей вероятности. В статистике принято несколько уровней порогов достоверности или уровней значимости.

 Нулевой порог (β0 = 0,95): выводы и прогнозы по поводу различий между выборками можно сделать с 95% вероятностью. Суммарный объем двух выборок должен быть не менее 20 испытуемых. 

 

Коэффициент Стьюдента определяется по формуле:       

 

где σ – среднеквадратичное отклонение, вычисляется по формуле:

Информация о работе Психодиагностическое исследование факторов социальной активности у людей пожилого и старческого возраста