Психодиагностическое исследование факторов социальной активности у людей пожилого и старческого возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2014 в 12:24, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: изучить основные факторы социальной активности у людей пожилого и старческого возраста.
В соответствии с выбранной целью в работе были поставлены следующие задачи:
Проанализировать научно-теоретическую литературу по данной теме;
Рассмотреть социально-психологические аспекты старения;
Охарактеризовать социальную ситуацию развития и ведущие виды деятельности в старости;
Рассмотреть социальную активность как вид деятельности людей пожилого и старческого возраста;
Выделить формы и виды социальной активности людей пожилого и старческого возраста;
Выявить основные направления социальной активности людей пожилого и старческого возраста;
Исследовать особенности, влияющие на социальную активность людей пожилого и старческого возраста.

Содержание

Введение
3
Глава 1. Социально-психологические основы старения
6
Старение – социально-психологический аспект
6
Социальная ситуация развития и ведущая деятельность в старости
17
Глава 2. Теоретические основы изучения социальной активности пожилых людей

24
2.1. Социальная активность как вид деятельности пожилых людей
24
2.2. Формы и виды социальной активности пожилых людей
27
Глава 3. Психодиагностическое исследование факторов социальной активности у людей пожилого и старческого возраста

32
3.1. Материалы и методика исследования
32
3.2. Анализ и интерпретация результатов исследования
34
Заключение
44
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Исправленный дипломный проект.docx

— 196.34 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

3.2. Анализ и интерпретация  результатов исследования

 

 

1. Для диагностики социально-психологической адаптации была использована методика К. Роджерса и Р. Даймонда24. В таблице В таблице №1. (Приложение Г) представлены «сырые» данные по исследованию. В таблице №2 и на гистограмме №1представлены средние значения по группам людей пожилого и старческого возраста.

 

Таблица № 2. Сравнительный анализ уровня социально-психологической адаптации в группах людей пожилого и старческого возраста

 

Гр. Соц. активных

Гр. Соц. пассивных

t-Student

M +/-m

M +/-m

Адаптивность

148,6+/-11,40

86,95+/-12,81

2,680

Дазадаптивность

65,45+/-10,28

130,85+/-9,29

1,469

Примечание. М - среднее значение, m - ошибка средней арифметической, t-Stud – t-критерий Стьюдента.


 

 

Гистограмма №1. Сравнительный анализ уровня социально-психологической адаптации в группах людей пожилого и старческого возраста.

 

 

Значимость различий в уровне адаптации между экспериментальными группами проверялось с помощью t-критерия Стьюдента. Различия являются статистически значимыми t = 2,68 при p≤0,05 между группами (t кр = 1,73). Таким образом, можно сделать вывод, что пожилые люди с разным уровнем социальной активности характеризуются разной степенью адаптации социально-психологической адаптации.

По результатам среднегрупповых значений можно сделать вывод о том, что в группе социально активных наблюдается высокий уровень адаптации; в группе социально-пассивных средний уровень адаптации, стремящийся к нижней границе нормы (Норма 68 - 136).

Из представленных данных можно сделать вывод, что имеются значительные отличия по группам.

2. Для диагностики самооценки была использована методика исследования самосознания «Личностный дифференциал»25. В таблице №3. (Приложение Г) представлены «сырые» данные по исследованию. В таблице №4 и на гистограмме №2 представлены средние значения по группам людей пожилого и старческого возраста.

Таблица № 4. Сравнительный анализ по методике «Личностный дифференциал»

Шкалы опросника

Гр. Соц. активных

Гр. Соц. пассивных

t-Student

M +/-m

M +/-m

Оценка

17,9+/-0,73

9,3+/-1,34

3,026

Сила

18,15+/-0,93

7,45+/-0,82

8,149

Активность

17,85+/-0,82

7,65+/-0,79

1,638

Примечание. М - среднее значение, m - ошибка средней арифметической, t-Stud – t-критерий Стьюдента.


 

Гистограмма №2. Сравнительный анализ по методике «Личностный дифференциал»

 

Значимость различий в уровне адаптации между экспериментальными группами проверялось с помощью t-критерия Стьюдента. Различия являются статистически значимыми по шкалам «Оценки» t = 3,026 при p≤0,05 и «Силы» t = 8,149 при p≤0,05 между группами (t кр = 1,73). Таким образом, можно сделать вывод, что пожилые люди с разным уровнем социальной активности характеризуются разным уровнем самооценки.

Анализ результатов по факторам выявил следующие особенности:

При анализе результатов группы с высоким уровнем социальной активности не было выявлено низких значений ни по одному фактору (оценка, сила, активность).

По фактору оценки в группе значения большей части испытуемых отнесены к оптимальному уровню Среднегрупповое значение 17, 9. Это говорит о том, что испытуемые принимают себя как личность, осознают себя как носители позитивных, социально желательных характеристик.

У большинства испытуемых данной группы обнаружен оптимальный уровень самооценки по фактору силы. Среднегрупповое значение 18, 5. Это свидетельствует о том, что пожилые люди с высоким уровнем активности в уверены в себе, независимы, рассчитывают на собственные силы в трудных ситуациях.

По фактору активности среднегрупповое значение 17,85. Данные результаты  указывают на высокую активность пожилых людей, общительность. Что соответствует данным беседы.

Можно сделать вывод, что пожилые люди с высоким уровнем активности выше оценивают свои социально желательные характеристики, себя как личность, чем свои волевые качества.

При анализе результатов социально пассивной группы было выявлено:

По шкале оценка выявлен средний уровень самооценки, но находящийся на нижней границе нормы. Среднегрупповое значение 9,3. Это может указывать на критическое отношение человека к самому себе, его неудовлетворенность собственным поведением, уровнем принятия самого себя.

По фактору силы выявлен низкий уровень. Среднегрупповое значение 7,45. Особенно низко испытуемые это группы оценивают свои волевые качества. Это свидетельствуют о недостаточном самоконтроле, неспособности держаться принятой линии поведения, зависимости от внешних обстоятельств и оценок. Особо низкие оценки свидетельствуют и указывают на астенизацию и тревожность.

По фактору активности также выявлен низкий уровень. Среднегрупповое значение 7,65. Что указывает на определенную пассивность, негативное восприятие людьми личностных особенностей другого.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что социально пассивные пожилые люди характеризуются  низким и средним уровнем самооценки. Зачастую они критично относятся к себе, не удовлетворены собственным поведением, уровнем достижений. Низко ценят себя как личность.

3. Для изучения мотивационно-потребностного компонента личности применялась методика незаконченных предложений (модифицированная методика Дж. Нюттена)26. Данные основных мотивов представлены в Таблице № 5 (Приложение Е).

Анализ результатов приводится по следующим категориям :

  1. Высказывание о будущем (1, 2, 9, 13)

  1. Высказывание о прошлом (3, 4)

  1. Высказывание о выходе на пенсию (6, 7, 10)

  1. Высказывания, связанные с родственниками (8)

По результатам анализа группы социально активных можно сделать следующие выводы:

В высказываниях о будущем в ответах испытуемых чаще всего встречается ожидание достижений-29% , интерес к проблемам общества -21%, надежда на сохранение прежнего уровня жизни -21%, беспокойство о родственниках -13%.

Испытуемые группы, оценивая  свое прошлое, отмечают, что: осуществили задуманное, реализовали себя-54% ), частично реализовали свои планы-21% , 17% пожилых людей группы признают ошибочность своих целей, стремлений в прошлом.

Анализ высказывания пожилых людей  относительно выхода на пенсию показал, что часть испытуемых переживали -25%, а часть радовалась -21%

В высказываниях связанных с общением с родственниками испытуемые выражают заботу о близких - 75% и ожидают от близких поддержки-25%, что говорит о высокой надежде  на аффилиацию, стремление к принятию. Другие люди в целом нравятся, отношения с ними теплые, дружеские.

Таким образом, не смотря, на сужение круга общения пожилые люди с высоким уровнем активности удовлетворены, взаимодействием с другими людьми.

При анализе данных социально пассивной группы было выявлено:

В высказываниях о будущем в ответах испытуемых чаще всего встречается отсутствие ожидания каких - либо перемен – 30%, ожидания трудностей - 22,5%, бытовые проблемы - 17,5%. Заботы о здоровье отражены в ответах 15% испытуемых. Категория «ожидания достижений»в ответах испытуемых с низким уровнем активности не встречается.

Оценивая свое прошлое, испытуемые отмечают, что не сделали то, что могли бы - 40%, что неудач было больше, чем достижений - 30%. 15% признают ошибочность своих целей, стремлений в прошлом, 10% отмечают, что смогли частично реализовать себя. И лишь 5% пишут, что осуществили задуманное, реализовали себя.

Анализ высказываний пожилых людей относительного выхода на пенсию показал, что большинство переживали это событие тяжело - 60%; 30% реагировали спокойно и 10% радовались.

В высказываниях связанных с общением с родственниками испытуемые ожидают от близких поддержки (50%) и выражают страх остаться одному 30%. В ответах 20% испытуемых звучит забота о родственниках. Анализ результатов беседы показал, что люди с низким уровнем активности не удовлетворены общением с окружающими (70%), или удовлетворены, но недовольны тем, что сузился круг общения (30%).

Сравнительный анализ особенностей мотивационно-потребностной сферы позволил выявить значимые различия.

В высказываниях испытуемых социально активной группы о будущем чаще встречается ожидание достижений (29%), чем у социально пассивной группы (0%) t=2,72 при p≤0,05 (t кр = 1,73).

В высказываниях о прошлом испытуемые социально активной группы  чаще (54%) отмечают, что  осуществили задуманное, реализовали себя чаще чем в социально пассивной группе (5%) t = 2,802; p≤0,05.

Испытуемые социально пассивной группы чаще (30%), чем испытуемые социально активной группы (0%) отмечают, что неудач было больше чем  достижений (t =2,306; p≤0,05).

В высказываниях, связанных с выходом на пенсию испытуемые социально пассивной группы чаще (60%), чем испытуемые социально активной группы A (25%) пишут, что переживали (t = 1,893; p≤0,05).

Описывая отношения к родственникам испытуемые социально активной группы чаще (75%), чем испытуемые социально пассивной группы (20%) выражают заботу о близких (t =2, 25; p≤0,05).

Пожилые люди социально пассивной группы чаще (30%), чем в социально активной группе (0%).

Таким образом, социально активные пожилые люди с характеризуются более оптимистичным отношением к будущему, позитивной оценкой прошлого, высоким уровнем принятия других.

4. Для диагностики уровня эмоционального  комфорта была использована Шкала  «Эмоциональный комфорт» опростника К. Роджерса и Р. Даймонда27.

В таблице № 6. (Приложение Ж) представлены «сырые» данные по исследованию. В таблице №7 и на гистограмме №3 представлены средние значения по группам людей пожилого и старческого возраста.

 

Таблица № 4. Сравнительный анализ данных исследования уровня эмоционального комфорта

 

Гр. Соц. активных

Гр. Соц. пассивных

t-Student

M +/-m

M +/-m

Эмоциональный комфорт

28+/-2,8

10,95+/-1,8

1,97

Примечание. М - среднее значение, m - ошибка средней арифметической, t-Stud – t-критерий Стьюдента.


 

Гистограмма №3. Сравнительный анализ данных исследования уровня эмоционального комфорта

 

 

При изучении эмоциональной сферы с помощью шкалы «Эмоциональный комфорт» было выявлено, что в социально активной группе у большинства испытуемых данной группы высокий (55%) и средний (45%) уровень эмоционального комфорта. Что говорит о том, что в данной группе люди уравновешены, спокойны, оптимистичны.

Результаты анализа данных в социально пассивной группе выявили, что большинство испытуемых имеют низкие показатели по данной шкале (75%). У 25% средний уровень эмоционального комфорта. Такие результаты говорят о том, что испытуемые встревожены, обеспокоены, чувствую безразличие к окружающему.

Сравнительный анализ показателей эмоциональной сферы по группам испытуемых позволили выявить значимые различия t=1,97при p≤0,05 (t кр = 1,73).

Таким образом, социально активные пожилые люди характеризуется высоким уровнем эмоционального комфорта, по сравнению социально пассивными пожилыми людьми.

 

Исходя из результатов качественного и количественного анализа эмпирического исследования можно сделать следующий вывод:

1. Люди пожилого и старческого возраста имеют разный уровень социальной активности. Личностные особенности (особенности самосознания, мотивационно-потребностной и эмоциональной сфер) выступают как фактор социальной активности.

2. Социально активные пожилые  люди обладают более высоким  уровнем социально-психологической адаптации, чем социально-пассивные.

3. Социально активные пожилые  люди обладают оптимальным уровнем самооценки (средним и высоким). При этом они выше оцениваю свои социально желательные характеристики. Они склонны считать себя ответственными за свою жизнь. Социально пассивные пожилые люди характеризуются низким и средним уровнем самооценки, зачастую они не удовлетворены собой.

4. Социально активные пожилые  люди оптимистично настроены по отношению к будущему, оценивая свое прошлое, полагают, что смогли реализовать себя. Для них характерно разнообразие интересов, они обладают высоким уровнем принятия других, удовлетворены общением. Социально пассивные пожилые люди характеризуются по отношению к будущему ожиданием проблем, трудностей, а также отсутствием каких либо ожиданий. Для этой группы характерно наличие пассивных интересов или отсутствие любимого занятия. В общении с родственниками они ожидают от близких поддержки и выражают страх оставаться одному, они не удовлетворены общением.

5. Социально активные пожилые люди обладают высоким уровнем эмоционального комфорта, т.е. они уравновешены, спокойны, оптимистичны. Их волную проблемы родственников, проблемы общества. Боязнь не успеть что-то сделать, не реализовать свои планы – основной страх, который переживают пенсионеры данной группы. Социально пассивные обладают низким уровнем эмоционального комфорта, т.е. они встревожены, обеспокоены или чувствуют безразличие к окружающему. Больше всего их волнует страх быть обузой, страх одиночества и проблемы со здоровьем.

Информация о работе Психодиагностическое исследование факторов социальной активности у людей пожилого и старческого возраста