Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2014 в 12:24, курсовая работа
Цель работы: изучить основные факторы социальной активности у людей пожилого и старческого возраста.
В соответствии с выбранной целью в работе были поставлены следующие задачи:
Проанализировать научно-теоретическую литературу по данной теме;
Рассмотреть социально-психологические аспекты старения;
Охарактеризовать социальную ситуацию развития и ведущие виды деятельности в старости;
Рассмотреть социальную активность как вид деятельности людей пожилого и старческого возраста;
Выделить формы и виды социальной активности людей пожилого и старческого возраста;
Выявить основные направления социальной активности людей пожилого и старческого возраста;
Исследовать особенности, влияющие на социальную активность людей пожилого и старческого возраста.
Введение
3
Глава 1. Социально-психологические основы старения
6
Старение – социально-психологический аспект
6
Социальная ситуация развития и ведущая деятельность в старости
17
Глава 2. Теоретические основы изучения социальной активности пожилых людей
24
2.1. Социальная активность как вид деятельности пожилых людей
24
2.2. Формы и виды социальной активности пожилых людей
27
Глава 3. Психодиагностическое исследование факторов социальной активности у людей пожилого и старческого возраста
32
3.1. Материалы и методика исследования
32
3.2. Анализ и интерпретация результатов исследования
34
Заключение
44
Список использованных источников
Интерпретация результатов
При применении ЛД для исследования самооценок значения фактора Оценки (О) свидетельствуют об уровне самоуважения. «Высокие значения» этого фактора говорят о том, что испытуемый принимает себя как личность, склонен осознавать себя носителем позитивных, социально желательных характеристик, в определенном смысле удовлетворен собой. «Низкие значения» фактора (О) указывают на критическое отношение человека к самому себе, его неудовлетворенность собственным поведением, уровнем принятия самого себя. Особо низкие значения этого фактора в самооценках свидетельствуют о возможных невротических или иных проблемах, связанных с ощущением малой ценности своей личности.
При использовании ЛД для измерения взаимных оценок фактор (О) интерпретируется как свидетельство уровня привлекательности, симпатии, которым обладает один человек в восприятии другого. При этом положительные (+) значения этого фактора соответствуют предпочтению, оказываемому объекту оценки, отрицательные (–) – его отвержению.
Фактор Силы (С) в самооценках свидетельствует о развитии волевых сторон личности, как они осознаются самим испытуемым. Его «высокие значения» говорят об уверенности в себе, независимости, склонности рассчитывать на собственные силы в трудных ситуациях. «Низкие значения» свидетельствуют о недостаточном самоконтроле, неспособности держаться принятой линии поведения, зависимости от внешних обстоятельств и оценок. Особо низкие оценки свидетельствуют и указывают на астенизацию и тревожность. Во взаимных оценках фактор (С) выявляет отношения доминирования – подчинения, как они воспринимаются субъектом оценки.
Фактор Активности (А) в самооценках интерпретируется как свидетельство экстравертированности личности. «Положительные» (+) значения указывают на высокую активность, общительность, импульсивность; «отрицательные» (–) – на интровертированность, определенную пассивность, спокойные эмоциональные реакции. Во взаимных оценках отражается восприятие людьми личностных особенностей друг друга.
При интерпретации данных, полученных с помощью ЛД, всегда следует помнить о том, что в них отражаются субъективные, эмоционально-смысловые представления человека о самом себе и других людях, его отношения, которые могут лишь частично соответствовать реальному положению дел, но часто сами по себе имеют первостепенное значение.
Бланк ответов
1. |
Обаятельный |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Непривлекательный |
2. |
Слабый |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Сильный |
3. |
Разговорчивый |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Молчаливый |
4. |
Безответственный |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Добросовестный |
5. |
Упрямый |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Уступчивый |
6. |
Замкнутый |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Открытый |
7. |
Добрый |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Эгоистичный |
8. |
Зависимый |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Независимый |
9. |
Деятельный |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Пассивный |
10. |
Черствый |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Отзывчивый |
11. |
Решительный |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Нерешительный |
12. |
Вялый |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Энергичный |
13. |
Справедливый |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Несправедливый |
14. |
Расслабленный |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Напряженный |
15. |
Суетливый |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Спокойный |
16. |
Враждебный |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Дружелюбный |
17. |
Уверенный |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Неуверенный |
18. |
Нелюдимый |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Общительный |
19. |
Честный |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Неискренний |
20. |
Несамостоятельный |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Самостоятельный |
21. |
Раздражительный |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Невозмутимый |
Методика незаконченных предложений (модифицированная методика Дж. Нюттена).
Испытуемым предлагалось закончить следующие предложения:
Данные предложения могут быть разделены на группы, характеризующие в той или иной степени систему отношений обследуемого к будущему, к прошлому, к выходу на пенсию, к старости, к родственникам.
Для каждой группы предложений выводиться характеристика, определяющая данную систему отношений как:
Таблица №1. «Сырые данные» по методике диагностики социально-психологической адаптации методика К. Роджерса и Р. Даймонда
П/п № |
Адаптивность |
Дазадаптивность |
гр. Активных |
||
1 |
147 |
47 |
2 |
182 |
84 |
3 |
162 |
57 |
4 |
138 |
69 |
5 |
128 |
83 |
6 |
192 |
67 |
7 |
179 |
23 |
8 |
96 |
26 |
9 |
173 |
49 |
10 |
152 |
62 |
11 |
169 |
85 |
12 |
108 |
78 |
13 |
137 |
26 |
14 |
144 |
72 |
15 |
148 |
64 |
16 |
142 |
69 |
17 |
139 |
102 |
18 |
153 |
106 |
19 |
176 |
53 |
20 |
107 |
87 |
ср.зн. |
148,6 |
65,45 |
гр. Гр. Пассивных |
||
1 |
130 |
152 |
2 |
73 |
177 |
3 |
139 |
146 |
4 |
78 |
103 |
5 |
103 |
114 |
6 |
58 |
152 |
7 |
127 |
127 |
8 |
95 |
131 |
9 |
132 |
136 |
10 |
79 |
129 |
11 |
59 |
121 |
12 |
73 |
125 |
13 |
116 |
98 |
14 |
89 |
117 |
15 |
57 |
142 |
16 |
48 |
139 |
17 |
63 |
128 |
18 |
78 |
152 |
19 |
95 |
86 |
20 |
47 |
142 |
ср. зн. |
86,95 |
130,85 |
П/п № |
Оценка |
Сила |
Активность |
гр. Активных |
|||
1 |
19 |
21 |
18 |
2 |
18 |
20 |
19 |
3 |
16 |
17 |
18 |
4 |
15 |
15 |
17 |
5 |
19 |
20 |
20 |
6 |
20 |
21 |
20 |
7 |
21 |
21 |
20 |
8 |
16 |
17 |
16 |
9 |
17 |
16 |
17 |
10 |
17 |
15 |
16 |
11 |
15 |
14 |
14 |
12 |
18 |
18 |
17 |
13 |
19 |
18 |
18 |
14 |
16 |
17 |
15 |
15 |
18 |
19 |
19 |
16 |
18 |
20 |
18 |
17 |
20 |
19 |
18 |
18 |
19 |
20 |
21 |
19 |
18 |
17 |
16 |
20 |
19 |
18 |
20 |
ср.зн. |
17,9 |
18,15 |
17,85 |
гр. Гр. Пассивных |
|||
1 |
8 |
7 |
9 |
2 |
9 |
5 |
6 |
3 |
7 |
8 |
7 |
4 |
8 |
9 |
7 |
5 |
14 |
4 |
4 |
6 |
16 |
7 |
8 |
7 |
12 |
8 |
11 |
8 |
15 |
11 |
9 |
9 |
13 |
5 |
6 |
10 |
5 |
8 |
8 |
11 |
8 |
9 |
8 |
12 |
7 |
9 |
6 |
13 |
9 |
7 |
9 |
14 |
10 |
9 |
10 |
15 |
6 |
5 |
11 |
16 |
8 |
6 |
6 |
17 |
7 |
9 |
7 |
18 |
7 |
10 |
7 |
19 |
8 |
7 |
8 |
20 |
9 |
6 |
6 |
ср. зн. |
9,3 |
7,45 |
7,65 |
Таблица № 5. Основные критерии мотивов (по группам испытуемых, в %).
№ п/п |
|
Социально активная группа |
Социально пассивная группа |
1. |
Отношение к будущему
|
8 4 13 4 29 0 21 0 21 |
5 15 5 17,5 0 22,5 2,5 30 25 |
2. |
Отношение к прошлому
|
8 54 21 17 0 |
40 5 10 15 30 |
3. |
Отношение к выходу на пенсию
|
25 54 21 |
60 30 10 |
4. |
Отношение к родственникам
|
0 75 25 |
30 20 50 |
5. |
Отношение к старости
|
0 17 25 0 33 17 8 |
30 0 0 40 10 0 20 |
6. |
Лучший период в жизни
|
0 25 42 33 |
40 40 10 10 |
Таблица № 6 «Сырые» данные исследования уровня эмоционального комфорта
П/п № |
Эмоциональный комфорт |
гр. Активных |
|
1 |
30 |
2 |
28 |
3 |
29 |
4 |
31 |
5 |
37 |
6 |
27 |
7 |
36 |
8 |
29 |
9 |
27 |
10 |
33 |
11 |
39 |
12 |
27 |
13 |
37 |
14 |
26 |
15 |
20 |
16 |
27 |
17 |
22 |
18 |
20 |
19 |
18 |
20 |
17 |
ср.зн. |
28 |
гр. Гр. Пассивных |
|
1 |
7 |
2 |
19 |
3 |
20 |
4 |
14 |
5 |
8 |
6 |
11 |
7 |
17 |
8 |
6 |
9 |
11 |
10 |
14 |
11 |
12 |
12 |
9 |
13 |
13 |
14 |
7 |
15 |
8 |
16 |
8 |
17 |
9 |
18 |
6 |
19 |
11 |
20 |
9 |
ср. зн. |
10,95 |