Психодиагностическое исследование факторов социальной активности у людей пожилого и старческого возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2014 в 12:24, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: изучить основные факторы социальной активности у людей пожилого и старческого возраста.
В соответствии с выбранной целью в работе были поставлены следующие задачи:
Проанализировать научно-теоретическую литературу по данной теме;
Рассмотреть социально-психологические аспекты старения;
Охарактеризовать социальную ситуацию развития и ведущие виды деятельности в старости;
Рассмотреть социальную активность как вид деятельности людей пожилого и старческого возраста;
Выделить формы и виды социальной активности людей пожилого и старческого возраста;
Выявить основные направления социальной активности людей пожилого и старческого возраста;
Исследовать особенности, влияющие на социальную активность людей пожилого и старческого возраста.

Содержание

Введение
3
Глава 1. Социально-психологические основы старения
6
Старение – социально-психологический аспект
6
Социальная ситуация развития и ведущая деятельность в старости
17
Глава 2. Теоретические основы изучения социальной активности пожилых людей

24
2.1. Социальная активность как вид деятельности пожилых людей
24
2.2. Формы и виды социальной активности пожилых людей
27
Глава 3. Психодиагностическое исследование факторов социальной активности у людей пожилого и старческого возраста

32
3.1. Материалы и методика исследования
32
3.2. Анализ и интерпретация результатов исследования
34
Заключение
44
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Исправленный дипломный проект.docx

— 196.34 Кб (Скачать файл)

 

Интерпретация результатов

При применении ЛД для исследования самооценок значения фактора Оценки (О) свидетельствуют об уровне самоуважения. «Высокие значения» этого фактора говорят о том, что испытуемый принимает себя как личность, склонен осознавать себя носителем позитивных, социально желательных характеристик, в определенном смысле удовлетворен собой. «Низкие значения» фактора (О) указывают на критическое отношение человека к самому себе, его неудовлетворенность собственным поведением, уровнем принятия самого себя. Особо низкие значения этого фактора в самооценках свидетельствуют о возможных невротических или иных проблемах, связанных с ощущением малой ценности своей личности.

При использовании ЛД для измерения взаимных оценок фактор (О) интерпретируется как свидетельство уровня привлекательности, симпатии, которым обладает один человек в восприятии другого. При этом положительные (+) значения этого фактора соответствуют предпочтению, оказываемому объекту оценки, отрицательные (–) – его отвержению.

Фактор Силы (С) в самооценках свидетельствует о развитии волевых сторон личности, как они осознаются самим испытуемым. Его «высокие значения» говорят об уверенности в себе, независимости, склонности рассчитывать на собственные силы в трудных ситуациях. «Низкие значения» свидетельствуют о недостаточном самоконтроле, неспособности держаться принятой линии поведения, зависимости от внешних обстоятельств и оценок. Особо низкие оценки свидетельствуют и указывают на астенизацию и тревожность. Во взаимных оценках фактор (С) выявляет отношения доминирования – подчинения, как они воспринимаются субъектом оценки.

Фактор Активности (А) в самооценках интерпретируется как свидетельство экстравертированности личности. «Положительные» (+) значения указывают на высокую активность, общительность, импульсивность; «отрицательные» (–) – на интровертированность, определенную пассивность, спокойные эмоциональные реакции. Во взаимных оценках отражается восприятие людьми личностных особенностей друг друга.

При интерпретации данных, полученных с помощью ЛД, всегда следует помнить о том, что в них отражаются субъективные, эмоционально-смысловые представления человека о самом себе и других людях, его отношения, которые могут лишь частично соответствовать реальному положению дел, но часто сами по себе имеют первостепенное значение.

 

 

Бланк ответов

1.

Обаятельный

3

2

1

0

1

2

3

Непривлекательный

2.

Слабый

3

2

1

0

1

2

3

Сильный

3.

Разговорчивый

3

2

1

0

1

2

3

Молчаливый

4.

Безответственный

3

2

1

0

1

2

3

Добросовестный

5.

Упрямый

3

2

1

0

1

2

3

Уступчивый

6.

Замкнутый

3

2

1

0

1

2

3

Открытый

7.

Добрый

3

2

1

0

1

2

3

Эгоистичный

8.

Зависимый

3

2

1

0

1

2

3

Независимый

9.

Деятельный

3

2

1

0

1

2

3

Пассивный

10.

Черствый

3

2

1

0

1

2

3

Отзывчивый

11.

Решительный

3

2

1

0

1

2

3

Нерешительный

12.

Вялый

3

2

1

0

1

2

3

Энергичный

13.

Справедливый

3

2

1

0

1

2

3

Несправедливый

14.

Расслабленный

3

2

1

0

1

2

3

Напряженный

15.

Суетливый

3

2

1

0

1

2

3

Спокойный

16.

Враждебный

3

2

1

0

1

2

3

Дружелюбный

17.

Уверенный

3

2

1

0

1

2

3

Неуверенный

18.

Нелюдимый

3

2

1

0

1

2

3

Общительный

19.

Честный

3

2

1

0

1

2

3

Неискренний

20.

Несамостоятельный

3

2

1

0

1

2

3

Самостоятельный

21.

Раздражительный

3

2

1

0

1

2

3

Невозмутимый


 

 

 

 

 

 

 

Приложение В

 

 

Методика незаконченных предложений (модифицированная методика Дж. Нюттена).

 

Испытуемым предлагалось закончить следующие предложения:

  1. Я надеюсь …
  2. В будущем мае жизнь …
  3. То, к чему я стремился в юности…
  4. Оглядываясь на свою жизнь, я думаю, что…
  5. Лучший период в моей жизни…
  6. Когда я вышел на пенсию…
  7. Моя жизнь до выхода на пенсию…
  8. Я бы хотел, чтобы родственники…
  9. Я буду очень рад, если…
  10. Старость для меня – это…
  11. Я намериваюсь…

Данные предложения могут быть разделены на группы, характеризующие в той или иной степени систему отношений обследуемого к будущему, к прошлому, к выходу на пенсию, к старости, к родственникам.

Для каждой группы предложений выводиться характеристика, определяющая данную систему отношений как:

  • положительную
  • отрицательную
  • безразличную

 

 

 

 

 

Приложение Г

 

Таблица №1. «Сырые данные» по методике диагностики социально-психологической адаптации методика К. Роджерса и Р. Даймонда

 

П/п №

Адаптивность

Дазадаптивность

гр. Активных

   

1

147

47

2

182

84

3

162

57

4

138

69

5

128

83

6

192

67

7

179

23

8

96

26

9

173

49

10

152

62

11

169

85

12

108

78

13

137

26

14

144

72

15

148

64

16

142

69

17

139

102

18

153

106

19

176

53

20

107

87

ср.зн.

148,6

65,45

гр. Гр. Пассивных

   

1

130

152

2

73

177

3

139

146

4

78

103

5

103

114

6

58

152

7

127

127

8

95

131

9

132

136

10

79

129

11

59

121

12

73

125

13

116

98

14

89

117

15

57

142

16

48

139

17

63

128

18

78

152

19

95

86

20

47

142

ср. зн.

86,95

130,85


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение Д

 

П/п №

Оценка

Сила

Активность

гр. Активных

     

1

19

21

18

2

18

20

19

3

16

17

18

4

15

15

17

5

19

20

20

6

20

21

20

7

21

21

20

8

16

17

16

9

17

16

17

10

17

15

16

11

15

14

14

12

18

18

17

13

19

18

18

14

16

17

15

15

18

19

19

16

18

20

18

17

20

19

18

18

19

20

21

19

18

17

16

20

19

18

20

ср.зн.

17,9

18,15

17,85

гр. Гр. Пассивных

     

1

8

7

9

2

9

5

6

3

7

8

7

4

8

9

7

5

14

4

4

6

16

7

8

7

12

8

11

8

15

11

9

9

13

5

6

10

5

8

8

11

8

9

8

12

7

9

6

13

9

7

9

14

10

9

10

15

6

5

11

16

8

6

6

17

7

9

7

18

7

10

7

19

8

7

8

20

9

6

6

ср. зн.

9,3

7,45

7,65


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение Е

 

 

Таблица № 5. Основные критерии мотивов (по группам испытуемых, в %).

п/п

                                             Группа

Социально активная группа

Социально пассивная группа

1.

Отношение к будущему

  • ожидание каких либо перемен
  • заботы о здоровье
  • беспокойство о родственниках
  • бытовые проблемы
  • ожидание достижений
  • ожидание трудностей
  • интерес к проблемам общества
  • отсутствие ожиданий
  • надежды на сохранение прежнего уровня жизни

 

8

4

13

4

29

0

21

0

21

 

5

15

5

17,5

0

22,5

2,5

30

25

2.

Отношение к прошлому

  • не сделал то, что мог бы
  • осуществил задуманное, реализовал себя
  • частично реализовал свои планы
  • признал ошибочность своих целей в прошлом
  • неудач было больше, чем достижений.

 

8

54

21

17

0

 

40

5

10

15

30

3.

Отношение к выходу на пенсию

  • переживали
  • реагировали спокойно
  • радовались

 

25

54

21

 

60

30

10

4.

Отношение к родственникам

  • страх остаться одному
  • забота о близких
  • ожидание от близких поддержки

 

0

75

25

 

30

20

50

5.

Отношение к старости

  • старость – это болезни
  • старость – это отдых от работы
  • один из периодов жизни
  • старость – обуза
  • старость – забота о близких
  • подведение итогов
  • опасения смерти

 

0

17

25

0

33

17

8

 

30

0

0

40

10

0

20

6.

Лучший период в жизни

  • детство
  • юность
  • годы учебы
  • настоящий момент

 

0

25

42

33

 

40

40

10

10


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение Ж

 

Таблица № 6 «Сырые» данные исследования уровня эмоционального комфорта

 

П/п №

Эмоциональный комфорт

гр. Активных

 

1

30

2

28

3

29

4

31

5

37

6

27

7

36

8

29

9

27

10

33

11

39

12

27

13

37

14

26

15

20

16

27

17

22

18

20

19

18

20

17

ср.зн.

28

гр. Гр. Пассивных

 

1

7

2

19

3

20

4

14

5

8

6

11

7

17

8

6

9

11

10

14

11

12

12

9

13

13

14

7

15

8

16

8

17

9

18

6

19

11

20

9

ср. зн.

10,95

Информация о работе Психодиагностическое исследование факторов социальной активности у людей пожилого и старческого возраста