Психологическая готовность к обучению

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 21:09, курсовая работа

Краткое описание

Проблема психологической готовности к обучению в школе детей чрезвычайно актуальна. От показателей готовности, зависит с одной стороны, определение целей и содержания обучения и воспитания в дошкольных учреждениях, с другой - успешность последующего развития и обучения детей в школе. Целью работы является теоретическое изучение психологической готовности детей к школе, которое предполагает выполнение следующих задач:
-обзор научной литературы по изучаемой теме
- выделение логики и структуры выполняемой курсовой работы
- анализ материала и подведение итогов курсовой работы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………3
1. Общие понятия психологической готовности……………....5
1.1. Личностная готовность …………………………………….……...7
1.2. Интеллектуальная готовность …………………………………….9
1.3. Социально-психологическая готовность ………………………..11
1.4. Эмоционально-волевая готовность ……………………………...12
1.5. Мотивационная готовность.…………………………………...….13
1.6 Физической готовностью ……………………………………....….15
1.7 Речевая готовность ………………………………………….….….16
2. Когнитивное развитие старшего школьника………………...….…19
3. рекомендации и психолого-педагогические методы формирования . готовности к школе.…….………………………………………….…...31
Заключение………………………………………………………..…….33
Список литературы……………………………………………..………34

Вложенные файлы: 1 файл

психологической готовности к обучению в школе .docx

— 52.90 Кб (Скачать файл)

Дошкольникам  доступно понимание общих связей, принципов и закономерностей, лежащих  в основе научного знания. Но не следует  в то же время и переоценивать  их умственные способности. Логическая форма мышления, хотя и доступна, но еще не характерна для них. Даже приобретая черты обобщенности, их мышление, опирается на реальные действия с предметами и их «заместителями».

Высшие  формы наглядно образного мышления является итогом интеллектуального  развития дошкольника.

Интеллектуальная  готовность к школе предполагает также формирование у ребенка  определенных умений. К ним, прежде всего, относится умение выделять учебную  задачу и превращать ее в самостоятельную  цель деятельности. Такая операция требует от поступающего в школу  ребенка способности удивляться и искать причины замеченного  им сходства и различия предметов, их новые свойства.

В отечественной  психологи при изучении интеллектуального  компонента психологической готовности к школе акцент делается не на суму усвоенных ребенком знаний, хотя это  тоже немаловажный фактор, а на уровень развития интеллектуальных процессов. «… ребенок должен уметь выделять существенное в явлениях окружающей действительности, уметь сравнивать их, видеть сходное и отличное; он должен научиться рассуждать, находить причины явлений, делать выводы» [3 с.210]. Для успешного обучения ребенок должен уметь выделять предмет своего познания.

Интеллектуальная  готовность - важная, но не единственная предпосылка успешного обучения детей в школе

Данный  компонент готовности предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Ребенок  должен владеть планомерным и  расчлененным восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами  мышления и основными логическими  операциями, смысловым запоминанием. Однако, в основном, мышление ребенка  остается образным, опирающимся на реальные действия с предметами, их заместителями. Интеллектуальная готовность также предполагает формирование у  ребенка начальных умений в области  учебной деятельности, в частности, умение выделить учебную задачу и  превратить ее в самостоятельную  цель деятельности. Обобщая, можно говорить, что развитие интеллектуальной готовности к обучению в школе предполагает:

-     дифференцированное восприятие;

- аналитическое  мышление (способность постижения  основных признаков и связей  между явлениями, способность  воспроизвести образец);

- рациональный  подход к действительности (ослабление  роли фантазии);

- логическое  запоминание;

- интерес  к знаниям, процессу их получения  за счет дополнительных усилий;

- овладение  на слух разговорной речью  и способность к пониманию  и применению символов;

- развитие  тонких движений руки и зрительно-двигательных  координаций.

 

  1. Социально-психологическая готовность к школьному обучению.

Этот компонент  готовности включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым  они могли бы общаться с другими  детьми, учителями т.е. формирование у него готовности к принятию новой  социальной позиции - положение школьника, имеющего круг важных обязанностей и  прав, занимающее иное, по сравнению  с дошкольниками, положение в  обществе. Ребенок приходит в школу, класс, где дети заняты общим делом, и ему необходимо обладать достаточно гибкими способами установления взаимоотношений с другими людьми, необходимы умения войти в детское  общество, действовать совместно  с другими, умение уступать и защищаться. Эта готовность выражается в отношении  ребенка к школе, к учебной  деятельности, к учителям, к самому себе.

Таким образом, данный компонент предполагает развитие у детей потребности в общении  с другими, умение подчиняться интересам  и обычаям детской группы, развивающиеся  способности справляться с ролью  школьника в ситуации школьного  обучения.

Если  ребенок не готов к социальной позиции школьника, то даже при наличии  необходимого запаса умений и навыков  ему будет трудно в школе.

В работах  Е.Е. Кравцовой при характеристике психологической готовности детей к школе основной удар делается на роль общения в развитии ребенка. Выделяются три сферы - отношение к взрослому, к сверстнику и к самому себе, уровень развития которых определяет степень готовности к школе и определенным образом соотносится с основными структурными компонентами учебной деятельности [9].

Таким образом, социально-психологическая готовность к школе включает и формирование у детей таких качеств, которые  помогли бы им общаться с одноклассниками, с учителями. Каждому ребенку  необходимо войти в детское общество, действовать совместно с другими, уступать в одних обстоятельствах  и не уступать в других. Эти качества обеспечивают адаптацию к новым  социальным условиям. К социальной готовности относится потребность  ребенка в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, а также исполнять роль ученика с ситуацией школьного обучения.

Н.Г. Салмина  обращает внимание на уровень сформированности семиотической функции и личностные характеристики, включающие особенности  общения (умение совместно действовать  для решения по ставленых задач), развитие эмоциональной сферы и  др [14].

4 Эмоционально-волевая готовность. К концу старшего дошкольного возраста происходит формирование основных элементов волевого действия: ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действия, исполнить его, проявить определенные усилия в случае преодоления препятствия, оценить результат своего действия. Но все эти компоненты волевого действия еще недостаточно развиты. Выделяемые цели не всегда устойчивы и осознанны, удержание цели зависит от трудности задания, длительности его выполнения.

Первостепенное  значение в формировании воли имеет  воспитание мотивов достижения цели. Формирование у детей не боязни трудностей (принятия их), стремление не пасовать перед ними, а разрешать их, не отказываться от намеченной цели при  столкновении с препятствиями поможет  ребенку самостоятельно или при  незначительной помощи преодолевать трудности, которые возникнут у него в  первом классе.

Наиболее  значимой из всех сфер психологической  готовности, по мнению ряда ученых (Б.Г.Ананьев, Л.И.Божович, А.Маслоу, Л.С.Выготский, Дж. Аткинсон и другие), является сформированность мотивационной готовности. Именно низкий уровень мотивационной готовности влечет за собой огромное количество трудностей, которые будут противоречить  успешному систематическому обучению ребенка в школе [1] [2] [14].

Кроме выше указанных составляющих психологической  готовности к школе я выделил  еще имотивационую физическую и речевую готовность.

5 Мотивационная готовность.

В работах  Л.И.Божович выделяет несколько параметров психологического развития ребенка, наиболее существенно влияющих на успешность обучения в школе. Среди них ярко выделяется определенный уровень мотивационного развития ребенка, включающий познавательные и социальные мотивы учения.[3]

Основным  критерием готовности к школе  в трудах Л.И.Божович «выступает новообразование внутренняя позиция  школьника», представляющая собой сплав  познавательной потребности в общении  на новом уровне.

В старшем  дошкольном возрасте у детей появляются новые мотивы, которые оказывают  существенное влияние на поведение. Это, прежде всего мотивы, связанные  с интересом детей к миру взрослых, со стремлением быть похожими на них. Дети интересуются новыми для них  видами деятельности - играми, конструированием, трудом и т.д. (то есть деятельность остается той же, но осуществляется она с разнообразными усложнениями). Еще одна важная группа мотивов - установление и сохранение положительных взаимоотношений  с взрослыми в семье и школе. Это делает ребенка особенно чувствительным к оценкам педагога, родителей, вызывает нежелание выполнять их требования, правила, установленные ими.

Мотивом деятельности нередко выступают  мотивы личных достижений, самолюбие  самоуважение. Они проявляются в  притязании детей на главные роли в играх, на роль отличника в школе, обидах ребенка или радости при  достижении успехов в нелегком деле, признании достоинств, а порой  и в приписывании себе не существующих пока качеств, в капризах. На основании  стремления к самоутверждению у  детей возникает и соревновательный мотив - выиграть, победить, быть лучше  других.

Новообразование «внутренняя позиция школьника», возникающее на рубеже дошкольного  и младшего школьного возраста и  представляющее собой сплав двух потребностей - познавательной и потребности  в общении со взрослыми на новом  уровне, позволяет ребенку включиться в учебный процесс в качестве субъекта деятельности, что выражается в сознательном формировании и исполнении намерений и целей, или, другими словами, произвольном поведении ученика.

Психологическая готовность к школе предполагает сформированность основных компонентов  учебной деятельности, умственных и  познавательных умений: дифференцированного  восприятия, познавательной активности, познавательных интересов, сформированность произвольности (памяти, внимания, мышления). То есть, детей которые соответствуют  составленным критериям, можно считать  готовыми к школьному обучению. Но, прежде всего, необходимо помнить, что  перед «психологической готовностью  к школе» понимают не отдельные знания и умения, а их определенный набор, в котором должны присутствовать все основные элементы, хотя уровень  их развития может быть разный.

Подводя итог всему сказанному, перечислим психологические сферы, по уровню развития которых судят о психологической  готовности к школе: мотивационная, произвольная, интеллектуальная, волевая  и социальная.

Кроме выше указанных составляющих психологической  готовности к школе я выделил  еще и физическую, речевую готовность.

6 Под физической готовностью подразумевается общее физическое развитие: нормальный рост, вес, объем груди, мышечный тонус, пропорции тела, кожный покров и показатели, соответствующие нормам физического развития мальчиков и девочек 6-7-летнего возраста. Состояние зрения, слуха, моторики (особенно мелких движений кистей рук и пальцев). Состояние нервной системы ребенка: степень ее возбудимости и уравновешенности, силы и подвижности.

Для  успешного обучения в школе ребенку необходима не только умственная, волевая подготовка, но и физическая. Меняющийся уклад жизни, нарушение старых привычек, возрастание умственных нагрузок, установление новых взаимоотношений с учителем и сверстниками – факторы значительного напряжения нервной системы и других функциональных систем детского организма, что сказывается на здоровье ребенка в целом. Не случайно на первом году обучения в школе у многих детей возрастает заболеваемость. Некоторые шестилетки не адаптируются к школьному режиму даже в течение всего года, что свидетельствует о недостаточном внимании к их физическому состоянию в предшествующий дошкольный период жизни.

Достаточная физическая подготовка предполагает высокий  уровень закаленности и общего физического  развития, бодрое и активное состояние  организма. Сформированные соответственно возрасту разнообразные движения, двигательные качества и трудовые навыки должны сопровождаться соответствующей тренированностью различных функциональных систем, высокой  работоспособностью нервной системы  и др.

Хорошая закалка помогает не только противостоять  различным неблагоприятным факторам, возникающим в новых школьных условиях, но и без особого труда, с интересом работать на уроках, своевременно и прочно овладевать знаниями, умениями и навыками.

Все задачи по физической подготовке выпускника детского сада могут быть успешно  решены, если работа ведется систематически и поэтапно в каждом возрастном периоде.

К концу  шестого года жизни показатели физического  развития ребенка в среднем достигают: длина тела – 116 см, масса тела – 22 кг, окружность грудной клетки 57-58 см. Основные движения становятся более  сложными: увеличивается скорость бега, длина и высота шага; в прыжках  уже можно обращать внимание ребенка  на правильность разбега, группировки  и приземления; шестилетки уже ведут, подбрасывают и ловят мяч одной  рукой. Дети знакомятся с техническими элементами разных видов спорта –  ходьбы на лыжах, катания на коньках, плавания, овладевают навыками езды на велосипеде, осваивают некоторые  спортивные игры (бадминтон, городки  и др.). Серьезные требования предъявляются к развитию физических качеств старших дошкольников (выносливость, ловкость, быстрота, сила).

 7 Под речевой готовностью понимается сформированность звуковой стороны речи, словарного запаса, монологической речи и грамматическая правильность.

Особые  критерии готовности к школьному  обучению предъявляются к усвоению ребёнком родного языка как средства общения. А это:

  • Сформированность звуковой стороны речи.  У ребёнка должно быть правильное, чёткое произношение звуков всех фонетических групп.
  • Сформированность фонематических процессов, умение слышать, различать фонемы родного языка.
  • Готовность к звукобуквенному  анализу и синтезу: умение выделять начальный гласный звук; анализ обратного слога; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове и т.д.  Дети должны знать и  правильно употреблять термины  «звук»,  «слог»,  «слово», «предложение», звуки  гласный, согласный, звонкий, глухой, твёрдый, мягкий.  Уметь  работать со схемой слова, разрезной азбукой,  читать по слогам.
  • Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, умение образовывать слова в нужной форме, выделять звуковые и смысловые различия между словами, образовывать прилагательные от существительных.
  • Сформированность грамматического строя речи: умение правильно строить простые предложения, видеть связь слов в предложениях, распространять однородными и второстепенными членами; работать с деформированным предложением; составлять предложения по опорным словам и картинкам. Умение пользоваться развёрнутой фразовой речью, владеть пересказом рассказа. Самостоятельно составлять рассказ-описание.

Информация о работе Психологическая готовность к обучению