Психологические особенности интеллектуального развития в дошкольном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2015 в 12:09, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы – это жизненные современные требования к умению организовать воспитание и обучение будущего поколения, умение интенсифицировать поиски самых новых возможностей в работе педагогов, наиболее эффективных подходов психологов и педагогов дошкольников в организации образовательным процессом в дошкольном учреждении. Именно в дошкольном возрасте, развивая уровень интеллектуального мышления детей, можно рассматривать как основной показатель интегративной результативности непосредственно образовательной деятельности в ДОУ. Сейчас всё чаще наблюдается рост запроса жизненного потенциала общества на анализ эффективности воспитания и образования дошкольников через определение уровня развития интеллекта у дошкольников. Своеобразие интеллектуального развития дошкольников заключается и в преобладании образных форм познания- восприятия, образного мышления, воображения.

Содержание

Введение............................................................................................................3
1. Теоретические исследование одарённости
в психолого-педагогических трудах
1.1 Психолого-педагогические основы изучения «одарённость»...................................................................................................7
1.2 Особенности интеллектуальной одаренности..........................................13
2. Психолого-педагогические рекомендации по развитию интеллектуальной одарённости
2.1 Теоретические основы развития интеллектуальных способностей дошкольников …..................................................................................................19
2.2 Развитие интеллектуальных способностей детей средствами
математики.....................................................................................................22
2.3. Развитие интеллектуальных способностей детей средствами
дидактической игры.................................................................................24
Заключение..........................................................................................................32
Список литературы.......... .................................................................................34

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа...doc

— 445.50 Кб (Скачать файл)

НЕГОСУДАРТСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВОСТОЧНАЯ ЭКОНОМИКО-ЮРИДИЧЕСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ

АКАДЕМИЯ (Академия ВЭГУ)

 

 

 

 

 

Направление 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование

 

Профиль-Логопедия

 

 

 

 

Гришина Ольга Викторовна

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

 

 

Психологические особенности интеллектуального развития в дошкольном возрасте

 

 

 

 

 

 

 

Научный руководитель                                    Кузнецова Ф.И.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БЕЛЕБЕЙ 2015

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение............................................................................................................3

1. Теоретические  исследование одарённости

 в психолого-педагогических  трудах

1.1 Психолого-педагогические  основы изучения «одарённость»...................................................................................................7

1.2 Особенности интеллектуальной  одаренности..........................................13

2. Психолого-педагогические  рекомендации по развитию интеллектуальной  одарённости

2.1 Теоретические основы развития интеллектуальных способностей дошкольников …..................................................................................................19

2.2 Развитие интеллектуальных  способностей детей средствами

       математики.....................................................................................................22

2.3. Развитие интеллектуальных  способностей детей средствами

        дидактической     игры.................................................................................24

Заключение..........................................................................................................32

Список литературы.......... .................................................................................34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

   Проблема интеллектуальности  в настоящее время получает  все более глобальный характер. Связано это с развитием одарённой личности. Современная действительность требует и высокую активность личности, и его умения, навыки, знания, а особенно его способности поведения. Сейчас это принято называть «нестандартным».

      В психолого-педагогической литературе нашего времени достаточно много публикаций и статей, которые затрагивают тему интеллектуальности непосредственно детей — дошкольников.  В данной курсовой предложено рассмотреть психологической и педагогический поход к проблеме, появившихся у педагогов и родителей в развитии в детях одаренности в наше время. И это не просто прихоть всех взрослых, а актуальная тема современной педагогики и психологии.

Актуальность темы – это жизненные современные требования к умению организовать воспитание и обучение будущего поколения, умение интенсифицировать поиски самых новых возможностей в работе педагогов, наиболее эффективных подходов психологов и педагогов дошкольников в организации образовательным процессом в дошкольном учреждении. Именно в дошкольном возрасте, развивая уровень интеллектуального мышления детей, можно рассматривать как основной показатель интегративной результативности непосредственно образовательной деятельности в ДОУ.  Сейчас всё чаще наблюдается рост запроса жизненного потенциала общества на анализ эффективности воспитания и образования дошкольников через определение уровня развития интеллекта у дошкольников. Своеобразие интеллектуального развития дошкольников заключается и в преобладании образных форм познания- восприятия, образного мышления, воображения. Именно для их формирования и образования дошкольный возраст создает оптимальные возможности. Это всё благоприятно влияет на развитие познавательной деятельности детей. Интеллектуальное развитие дошкольника отличается своеобразием, которое в наибольшей степени проявляется в условиях семейного воспитания.

Интеллект ребенка –это специфическая форма организации индивидуального познавательного опыта, обеспечивающая возможность понимания окружающего мира и эффективного восприятия. Но так как познание окружающего мира у дошкольников, в отличие от школьников, не концентрируется на учебных занятиях – оно осуществляется в процессе общения со взрослыми и сверстниками, в повседневной жизни, в труде, игре, труде, различных видах продуктивной деятельности.

Своеобразие интеллектуального развития дошкольников заключается и в преобладании образных форм познания – воображение, восприятия, образного мышления, воображения. Именно для их формирования и образования дошкольный возраст создает оптимальные возможности, и в этом состоит его основной вклад в общий процесс развития познавательной деятельности человека.

Отсюда задача семьи - повышать образовательную, развивающую «нагрузку» повседневной жизни, различных занятий ребенка, прогулок его, его видов деятельности и т.д. Это не значит, что из всего следует устраивать традиционный урок с вопросами и ответами. Но каждый момент общения родителей с ребенком расширяет его представления об окружающем мире, воспитывает отношение к тем или иным явлениям, людям, событиям оказывает влияние на развитие мышления, речи, памяти.

Важнейшая задача интеллектуального развития дошкольника - всемерное обогащение и стимулировании образных форм познавательной деятельности. Здесь незаменимы игры, знакомство с природой во всем ее многообразии форм художественные средства познания окружающего мира, красок, звуков, запахов, постоянном движении и изменении.

Необходимо чаще вовлекать детей в игру, которая помогает решить многие образовательные задачи: развития речи, мышления, памяти, внимания, наблюдательности, формирования представлений об окружающем мире, в том числе и математических, первоначальных исторических, географических и т.д.

Познавательная активность есть высшее проявление общей активности (A.B. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, М.И. Лисина, A.M. Маттошкин, С.Л. Рубинштейн, E.H. Соколов и др.). Это состояние готовности к познавательной деятельности, которое предшествует деятельности и порождает ее ( по B.C. Егоров, М.И. Лисина). Познавательная активность развивается из потребности в новых впечатлениях и представлениях, которая присуща каждому человеку от рождения.

 

Глава I. Теоретическое исследование интеллектуальной одарённости в психолого-педагогических трудах

 

    1. Психолого-педагогические основы изучения понятия

интеллектуальность.

«Интеллектуальная активность» - отражение процесса взаимодействия познавательных и мотивационных характеристик деятельности (прежде всего, творческого развития) в их единстве (Д.Б. Богоявленская).

«Интеллектуальная активность» -это деятельность мыслительная, развертывающаяся за пределами требований условия задачи или в условиях надситуативной активности ( по A.M. Матюшкин).

Знаменитый чешский педагог Ян Амос Коменский написал о развитии ребенка в своих «Материнской школе» и «Великой дидактике». Основными принципами развития он считал применение в обучении чувственного опыта ребенка, учёт возрастных особенностей каждого детей, наглядность, использование тщательно продуманной и четко организованной системы работы с маленькими детьми, обучение и воспитание через общение со сверстниками, включение элементов физического труда, развитие речи. А также важной заслугой психолога Коменского является понимание им подвижной и отзывчивой натуры, деятельной натуры детей живо откликающихся и на призывы к деятельности и самодеятельности, т.е. ещё одним принципом воспитания в ребенке интеллектуальных способностей является самостоятельная деятельность детей.

В настоящее время проблема выделение «одарённых» детей из общества «вышло из тени» и вызывает теперь большой интерес всей общественности. И всё это в разрез предыдущему мнению. Практика педагогов - дошкольников показывает, что одной из главных задач ДОУ по ФГОС являются программы обучения, которые прежде всего ориентированы на «среднего дошкольника», на накопление знаний, умений, навыков стереотипов и шаблонов. Обычно размышления «одаренного» ребенка называют «негативизм» или «отклонение от нормы». Интеллектуально развитые дети очень требовательны к себе и окружающим. Они сверх часто ставят перед собой задачи, которые трудно осуществить в данный момент. Это зачастую приводит к эмоциональному всплеску, а далее к деградации, дестабилизации и расстройству действий и поведения. Эти и другие особенности, таких детей, влияют на их социальный статус, когда они оказываются в положении «не одобряемых», или по- другому — «выскочек» и «зануд». Поэтому необходимо добиться изменения таких позиций и прежде всего с подготовкой самих педагогов. Таким образом, развивать интеллект ребенка необходимо систематически целенаправленно, с учётом возрастных особенностей каждого ребёнка, во всех видах детской деятельности, привлекая к этому развитию всех участников педагогического процесса.

 Ведь воспитание одарённого поколения- это ещё один шаг к на пути к воспитанию всесторонне развитой личности, а это именно то что все педагоги и психологи называют «идеалом», то к чему стремится всё наше общество в первую очередь. И конечно, как поведёт себя взрослый, как поймёт желание ребёнка как отреагирует на неординарное развитие подопечного, от этого зависит дальнейшая судьба нашего будущего поколения.

Психологические принципы «Интеллектуального развития детей дошкольного возраста» выдвинули такие учёные как М.С. Старчес, В.С. Юрквич, Л.В. Попов, Н.З. Новлянская, Н.Н. Поддяков, Д.Н. Узндзе, А.В. Запорожец. Глобальную работу проделал как теоретик В.А. Моляков.  Они подробно изучил проблемы интеллектуальной одарённости и её психологические особенности. Особенно ценная работа о подходе к изучению одаренности, там он полно структурировал это как психологическое явление. Этой же проблемой занимались и западные психологи: Э. Де Боно, Дж. Гилфорд, Дж. Галлаир.  Но к сожелению доступ к их трудам практически не доступен.

     В литературе  появляется многочисленные публикации, статьи затрагивающие эту тему. Так же этой проблеме посвящены  работы известных докторов психологических наук Н.С Лейтеса,  Т.М.Марютина . В их работах

 по изучению психологии  «интеллектуально развитых» или по-иному «одаренных» детей занимают огромное место в советской психологи.

  Значительный опыт  накоплен по проблеме «одаренности»  в то время изучения этой  проблемы. И в моей работе будет  рассмотрен аспект интеллектуальной  одаренности детей дошкольного возраста. Будут рекомендованы в помощь педагогам - дошкольникам способы и методы интеллектуального развития детей с помощью математического развития и дидактической игры. Также будут представлены некоторые примеры возникновения так называемой «Бытовой дидактической игры» для взрослых, которые можно проводить в домашних условиях.

Целью исследования: определить, а также ещё теоретически обосновать условия развития интеллектуальной одаренности с помощью математического развития дошкольника. Также определить, что возможно с помощью дидактической игры в условиях ДОУ и в «бытовых» или по-иному в домашних условиях. Рассмотреть структуру дидактической игры и то как же развивается ребёнок с её помощью.

Объект исследования: интеллектуальность детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: процесс интеллектуального развития ребенка в дошкольном возрасте.

Гипотеза исследования: одаренность дошкольника будет продолжать активно развиваться, если:

- своевременно, на раннем  этапе, выявить уровень развития  интеллектуального развития дошкольника;                                       

- проводить специальные  дополнительные занятия с учетом  индивидуальных особенностей каждого  ребенка;

- создать благоприятный  обстановку в семье дошкольника;

- консультации для родителей  и воспитателей, чтобы определить правильный подход к одаренным детям.

Задачи исследования:

1. Подобрать методики  выявления интеллектуального развития  детей дошкольного возраста;

2. Проанализировать психолого-педагогическую  литературу по проблеме одаренности  дошкольников;

3. Выявить особенности  развития детской интеллектуальной  «одаренности»;

4. Разработать методические  рекомендации для педагогов «одаренных»  детей.

Новизна исследования: в данной работе систематизированы теоретические материал по одаренности дошкольников. Выявлены условия для развития одаренности ребенка в интеллектуальном развитии. Даны полезные рекомендации педагогам и родителям для тесной работы с детским интеллектом.

Методы исследования: анализ интеллектуальной одаренности, синтез, теоретический анализ литературы.

Методологические основы исследования: рассмотрены труды Н.С. Лейтеса, А.М. Матюшкина, Д.Н. Узнадзе, а также личностные подходы и их деятельность.

Структура исследования: работа построена таким образом- глава I, глава II, введение, заключение, список используемой литературы.

Развитие этих качеств у детей является значимой проблемой для нашего времени.  Природа этой глобальной проблемы берёт своё начало с рождением ребёнка. Как говорит народная мудрость: «Ведь именно при рождении человек всесторонне развит». Чтоб сохранить эту развитость и приумножить её, а не растратить с возрастом. Вот как нужно помочь малышу. И как это сделать правильно, опираясь на научные труды я сегодня и постараюсь рассмотреть.

    Особенно частое  интеллектуальность проявляется в ранней речи, и как следствие из этого обогащается большой словарный запас причём как активный, так и пассивный. У дошкольника замечается большая внимательность, безграничное любопытство и хорошая память. Отражается процесс взаимодействий познавательных и мотивационных характеристик деятельности. Эти ранние проявления интеллектуальности и означают выдающиеся интеллектуальные способности. НО не всегда такие интеллектуально развитые дети с раннего возраста поражают своих родителей талантами.

Информация о работе Психологические особенности интеллектуального развития в дошкольном возрасте