Психологические особенности интеллектуального развития в дошкольном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2015 в 12:09, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы – это жизненные современные требования к умению организовать воспитание и обучение будущего поколения, умение интенсифицировать поиски самых новых возможностей в работе педагогов, наиболее эффективных подходов психологов и педагогов дошкольников в организации образовательным процессом в дошкольном учреждении. Именно в дошкольном возрасте, развивая уровень интеллектуального мышления детей, можно рассматривать как основной показатель интегративной результативности непосредственно образовательной деятельности в ДОУ. Сейчас всё чаще наблюдается рост запроса жизненного потенциала общества на анализ эффективности воспитания и образования дошкольников через определение уровня развития интеллекта у дошкольников. Своеобразие интеллектуального развития дошкольников заключается и в преобладании образных форм познания- восприятия, образного мышления, воображения.

Содержание

Введение............................................................................................................3
1. Теоретические исследование одарённости
в психолого-педагогических трудах
1.1 Психолого-педагогические основы изучения «одарённость»...................................................................................................7
1.2 Особенности интеллектуальной одаренности..........................................13
2. Психолого-педагогические рекомендации по развитию интеллектуальной одарённости
2.1 Теоретические основы развития интеллектуальных способностей дошкольников …..................................................................................................19
2.2 Развитие интеллектуальных способностей детей средствами
математики.....................................................................................................22
2.3. Развитие интеллектуальных способностей детей средствами
дидактической игры.................................................................................24
Заключение..........................................................................................................32
Список литературы.......... .................................................................................34

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа...doc

— 445.50 Кб (Скачать файл)

4. Ребенок проверяет себя самостоятельно, не требует помощи взрослого.

Таким образом испытуемый готов к будущей школьной деятельности, у него познавательная направленность.

 

Выводы по главе II

 

    Рассмотрев несколько рекомендации по развитию интеллекта с помощью математических представлений и дидактических игр можно сделать вывод, что предложенные методы на столько обширно охватывают эти проблемы и позволяют их эффективно решить на практике.

  Понятие «развитие  математических интеллектуальных способностей» является довольно сложным, комплексным и многоаспектным понятием. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, времени, количестве, форме, величине, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования у ребенка «житейских» и «научных» понятий. Под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения в познавательной деятельности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций. Математическое развитие - значимый компонент в формировании «картины мира» ребенка. Формированию у ребенка математических представлений способствует использование разнообразных дидактических игр: словесных, настольно – печатных, малоподвижных. В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие

   Такие игры учат  ребенка понимать некоторые сложные  математические понятия, формируют представление о соотношении числа и цифры, цифры и количества, развивают умения ориентироваться в направлениях пространства, делать выводы. При использовании дидактических игр широко применяются наглядный материал, информационные технологии и различные предметы, которые способствуют тому, что занятия проходят в веселой, занимательной и доступной форме и это  способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.

    Таким образом, за два года до школы можно  оказать значимое влияние на развитие математических способностей дошкольника. Подготовить ребенка к школе.

Сравнительная диагностика интеллектуального развития дошкольников старшего возраста.

В течении 2014-2015 учебного года проводилась сравнительная диагностика двух групп по диагностическим методикам:

  • Диагностика стадиального развития интеллекта Н.Ф. Талызина, Ю.В. Карпов
  • Определение различий в развитии интеллектуальной рефлексии у детей 5-7 лет
  • Тест исследования интеллекта Р.Амтхауэра
  • Шкалы измерения интеллекта Д. Векслера

Динамика (%) уровня интеллектуального развития

воспитанников 1,2 групп

Общий средний показатель воспитанников 1группы

 

Общий средний показатель воспитанников 2 группы

 

Вывод: отмечается более высокий процент интеллектуального развития у воспитанников 2 группы на 11% высокого уровня в сравнении относительно начала и конца 2014-2015уч. года.

Динамика (%) общей психологической готовности к школе

Общий средний показатель воспитанников 1группы

 

Общий средний показатель воспитанников 2 группы

 

Вывод: отмечается более высокий процент психологической готовности у воспитанников 2 группы на 7% высокого уровня в сравнении относительно начала и конца 2014-2015 уч. года.

В группе №1 проводились занятия по программе «Радуга». В группе № 2 также проводились занятия по программе «Радуга», но с использованием занимательных заданий и дополнительно была организована образовательная среда для интеллектуального развития детей посредством занимательной математики.

Гистограмма:  Сравнительные показатели результатов диагностики детей групп №1 и №2 по развитию математических представлений за 2014-2015учебный год.

 
                                 

1 группа             2 группа         1 группа          2 группа

ВЫВОД: Таким образом, улучшение показателей в группе обусловлено использованием предложенной системы познавательной деятельности. Стабильная, систематическая работа в данном направлении позволила повысить уровень интеллектуальной готовности, уровень знаний у детей по математике.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. К тому же далеко не все дети имеют склонности и обладают математическим складом ума, поэтому при подготовке к школе важно познакомить ребенка с основами счета.

И родители, и педагоги знают, что математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Самое главное - это привить ребенку интерес к познанию. Для этого занятия должны проходить в увлекательной игровой форме.

Благодаря играм удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных детей дошкольного возраста. В начале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения.

Таким образом, в игровой форме прививаются ребенку знания из области математики, он учится выполнять различные действия, а значит у ребенка развиваются память, мышление, творческие способности. В процессе игры дети усваивают сложные математические понятия, учатся считать, читать и писать, а в развитии этих навыков ребенку помогают близкие люди - его родители и педагог.

 

 

Заключение

 

     Направления  психологии, изучающие взаимосвязь процессов мышления и активного творческого воображения в свете развития духовности наиболее актуальны для человечества.

    Такой вопрос, как развитии умственных способностей  дошкольника, об одаренности, гениальности  является наиболее интересным для педагогов и психологов.  Под интеллектом ребёнка понимается более высокое, чем у его сверстников при прочих равных условиях, восприимчивость к учению и более выраженные творческие проявления. Понятие "интеллектуальная одаренность" происходит от слова "дар" и означает особо благоприятные внутренние предпосылки развития.

     Существуют следующие виды интеллектуального развития: художественная, общая интеллектуальная и академическая, математическая, творческая, социальная, музыкальная, способности к музыкальному творчеству. Выделение многих видов интеллектуальной одаренности служит важной цели – привлечь внимание к более широкому спектру способностей, которые должны получить признание и возможности для развития.

     Интеллектуальная одаренность помогает ребенку раскрыть себя в различных видах деятельности. Очень важно обнаружить в нем свою способность, которая, как известно, выражается в его индивидуальности, то есть необходимо подчеркивать эту индивидуальность.

     Иногда умного  не по годам ребенка называют вундеркиндом. Это выражение пришло из немецкого языка ("вундер" — чудо, "кннд" — ребенок). Чаще этим словом называют ребенка с чрезвычайными успехами в каком-нибудь определенном виде деятельности — в музыке, рисовании, математике. Но иногда и у детей с высоким общим развитием обнаруживается такой уровень интеллекта, что и к ним вполне применимо это слово.

Остановимся кратко на возрастном развитии умственной активности, этого существеннейшего условия роста интеллекта у всех детей. На первом этапе

перехода из периода новорожденности к младенчеству у ребенка начинает обнаруживаться готовность всматриваться, вслушиваться — потребность во внешних впечатлениях. С этих дней начинает развиваться познавательная активность.

     Со второго  полугодия младенец уже овладевает хватательными движениями целенаправленного характера. Начинается активное и постепенно усложняющееся манипулирование предметами.

     Ещё в раннем  возрасте ребенок, научается ходить, а затем и говорить, что очень  хорошо расширяет его деятельные, и взаимосвязь со взрослыми, со окружающим миром и возможности проявить свою активность.

  К концу раннего  детства у него появляется  стремление быть самостоятельным. Понимание собственного желания, попытки справиться своими силами  приводят к следующей ступеньки отношений с людьми, вещами, обучающим процессам. И все это формирует внутренний мир ребёнка, в который так сильно влияет на своеобразие активности малыша.

   Такая начальная  школа ребенка, где познание связано  с воображением и действием, совершаемым свободно, по внутреннему побуждению.

    В моём исследовании рассмотрено подробно интеллектуальная одаренность детей и ее соотношение с творческой одаренностью. Особое внимание обращено к выяснению психологических закономерностей интеллектуального развития личности, к способам его стимулирования с учетом возрастных особенностей детей и возможностей содержания учебного материала. Исследования многих отечественных и зарубежных психологов: П.П. Блонского, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, В.А. Крутецкого, Ж. Пиаже, Я.А. Пономарева, С.Л. Рубинштейна, Н.Ф. Талызиной, Л.М. Фридмана, Г. Хемли показывают, что без целенаправленного развития различных форм мышления, являющегося одним из важных компонентов процесса.

познавательной деятельности, невозможно достичь эффективных результатов в обучении ребенка, систематизации его учебных знаний, умений и навыков.

   Взгляды Воллаха  и Когана позволил по- новому  подойти к проблеме связи между  креативностью и интеллектом. Они  выявили 4 группы детей с разными  уровнями развития интеллекта  и креативности, которые отличаются  своими способами адаптации к  внешним условиям. Это группы дошкольников с высоким интеллектом и креативностью, с высокой креативностью и низким интеллектом, с низкой креативность и высоким интеллектом, с низкой креативность и низким интеллектом.

   В нашем исследование  предлагаются методики выявления  интеллектуальной одаренности, такие методики как «усовершенствованная» Бине для изучения уровня умственной одаренности дошкольников. Познакомились с созданием многочисленные варианты тестов, которые были направлены на вычисление IQ. И всё же стандартные методы измерения интеллекта используются наиболее часто для выявления детей, которых принято называть одаренными. Применяются тесты как групповые, так и индивидуальные.

  Специфика развития  математических способностей основана  на ряде исследований психологов  направлен на выявление структуры способностей детей дошкольного возраста к различным видам деятельности. Тут под способностями понимается комплекс индивидуально - психологических особенностей ребёнка, и являющиеся условием успешного выполнения.

   Для развития интеллектуальной   одаренности была предложена методика развития средствами математики и средствам дидактической игры.

     Роль дидактических  игр в жизни ребёнка, а особенно  дошкольного возраста

имеет важное значение. Вообще игра как таковая является основным видом деятельности ребёнка. Если игру организовать как дидактическую, ребёнок будет не только познавать новое, но и отрабатывать полученные знания и действия, тем самым доводя умения до автоматизма. Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность основана на осознанности этого процесса. Самостоятельная игровая деятельность будет осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям, если эти правила ими усвоены. 

    Рассмотрев некоторые  рекомендации по развитию интеллекта с помощью математических представлений и дидактических игр можно сделать вывод, что предложенные методы на столько обширно обхватывают эти проблемы и позволяют их эффективному решению.

  Главным условиями  поддерживания интеллектуальной одаренности и есть чуткое и внимательное отношение к особенностям психологического развития ребенка, тактичный взгляд к его индивидуальности, к его ощущению мира со стороны педагога.

Таким образом, деятельность воспитателя должна быть направлена на раскрытие таланта ребенка в максимальной мере.

   Не все педагоги  умеют найти правильный подход  к особым детям. Для      плодотворной работы таким педагогам  были разработаны рекомендации, которые должны помочь адекватно  подойти к этому вопросу и  правильно оценить, а в дальнейшем помогать развивать бурное стремление дошкольника проявить себя как состоявшаяся личность. Интеллектуальный одаренный дошкольник имеет право рассчитывать на то чтобы его достижения найдут поддержку и понимание взрослого, в поиске благоприятного использования их, как для него самого, так и для окружающего мира. Стремление к достижению совершенства, желая самостоятельности и углубленной работе одаренных детей определяют требования к положительной психологической атмосфере занятий и к методам обучения.

      В начале исследования были поставленные задачи, и теперь можно сказать что они решены:

1. Проанализирована психолого-педагогическую  литература по проблеме интеллектуальной одаренности;

2. Подобрана методика  выявления интеллектуального развития дошкольников;

3. Выявлены особенности  развития интеллектуальной одаренности  ребёнка;

Информация о работе Психологические особенности интеллектуального развития в дошкольном возрасте