Психологические особенности профессионального самоопределения безработных

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 12:38, курсовая работа

Краткое описание

Исследования в области профессионального самоопределения стали актуальными в связи с быстро изменяющимися социально-экономическими условиями жизни населения. Безработные испытывают особые трудности как при выборе новой профессии, так и в процессе трудоустройства, несмотря на свой богатый жизненный и профессиональный опыт. В настоящее время под воздействием научно-технического прогресса важнейшим элементом профессиональной квалификации становится профессиональная гибкость и мобильность, то есть способность в случае необходимости быстро переквалифицироваться или даже сменить профессию.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….
Глава 1. Теоретический анализ исследований, посвященный социально-психологическим особенностям безработных
1.1 Сущность безработицы и факторы её возникновения……………
1.2. Причины безработицы……………………………………….
1.3 Типы безработных ……………………………………………….
1.4 Безработный в структуре деятельности службы занятости……………….
1.5 Социально-психологические особенности безработных, утративших прежний социальный статус………………………………….
1.6 Профессиональное самоопределение и профессиональное становление личности……………………………………………………………
Глава2. Исследование психологических особенностей и профессиональных предпочтений безработных
2.1 Организация и методы исследования…………………………………
2.2 Анализ результатов исследования………………………………………..
Заключение……………………………………………………………………...

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая борзенкова.docx

— 76.45 Кб (Скачать файл)

Повышение или снижение экономической  активности являются основными причинами  роста и снижения занятости и  уровня безработицы в стране. Циклическое  развитие экономики, следующие друг за другом подъемы и спады экономической активности в течение нескольких лет или десятков лет, ведут к определенным колебаниям численности занятых и безработных.

Среди экономистов нет одинаковой точки зрения на причины безработицы. Можно выделить следующие основные причины безработицы:

• избыток населения (в целом мировая экономика трудоизбыточна, и стремительный рост народонаселения способствует этому);

• установление ставок заработной платы выше равновесного уровня под давлением действий профсоюзов и социально-экономической активности населения;

• вытеснение труда капиталом в эпоху научно-технической революции;

• наличие монопсонии на рынке труда (предприятия-монопсонисты диктуют условия оплаты труда и занижают объем занятости);

• низкий платежеспособный спрос (отсутствие спроса на товары и услуги снижает спрос на труд, поскольку спрос на труд носит производный характер, а в результате этого возникает безработица).[7]

Также можно выделить ряд причин возникновения фрикционной безработицы:

• географические перемещения населения: человек переезжает на новое место и может оказаться в момент переезда и в течение какого-то времени до и после переезда безработным;

• смена профессиональных интересов, переобучение, переквалификация;

• наступление новых этапов в персональной жизни человека: учеба, рождение детей и т.п.

Причины возникновения структурной  безработицы возникают в результате технического прогресса, сокращающего спрос на работников одних профессий и увеличивающего спрос на работников других профессий. Иными словами, структурная безработица порождается невозможностью трудоустройства из-за различий в структуре спроса и предложения рабочей силы на рынках труда различных профессий.

Причины скрытой безработицы на российских предприятиях можно разделить на две группы: причины, по которым руководители фирм не идут на массовое увольнение работников, и причины, по которым работники сами не увольняются с предприятий, хотя заработки зачастую едва достигают прожиточного минимума; а заработная плата задерживается месяцами.

Первая группа причин сохранения скрытой  безработицы включает следующие  пункты. Во-первых, даже в условиях падения  производства руководители фирм стараются  сохранить кадры на перспективу, вводя частичную занятость, оплачиваемые (и неоплачиваемые) отпуска. Во-вторых, сохранение кадров позволяет надеяться на финансовую поддержку государства. В-третьих, часто у фирм просто нет средств на выплату высвобождаемым работникам пособий и заработной платы на период трудоустройства в соответствии с трудовым законодательством. Поэтому увольнения происходят, как правило, с грифом «по собственному желанию», спровоцированные все ухудшающимися условиями труда и низкой заработной платой. Еще несколько лет назад, на первом этапе приватизации, предприятия сохраняли штаты еще и в целях акционирования: как известно, первоначально акционирование осуществлялось трудовыми коллективами. Однако к настоящему времени данная причина сохранения кадров исчезла.

Вторая группа причин сохранения скрытой  безработицы 
связана с нежеланием работников покидать прежнее место работы даже несмотря на нищенскую зарплату. Во-первых, в небольших населенных пунктах люди просто не имеют другой возможности найти работу. Во-вторых, для старшей возрастной группы трудоспособного населения очень важен непрерывный, стаж работы для получения пенсий. В-третьих, пособие по безработице, даже если его удается получить, не компенсирует потери в заработной плате. В-четвертых, в сознании работников очень часто преобладает такой фактор как стабильность занятости. Несмотря на то, что многие люди подрабатывают в сфере теневой экономики, а также в личном подсобном хозяйстве, они не теряют связи с основным местом работы, добровольно предпочитая неполную занятость.

Таким образом, в отличие от экономически развитых стран, сохранение скрытой  безработицы в России связано  не с активной регулирующей позицией государства и профсоюзов, а скорее с отсутствием таковой на фоне кризисного падения производства. Все эти причины, так или иначе, вызывают безработицу или способствуют ее дальнейшему развитию. Неконтролируемое развитие этого явления может иметь серьезные макроэкономические последствия.

1.3 Типы безработных

В настоящее время все клиенты  службы занятости могут быть подразделены на хорошо различимые типы по мотивам  и структуре их потребностей. Представления  специалистов службы и самих безработных  об этих типах поведения достаточно хорошо согласуются между собой.

I. Типы безработных по мотивам  обращения их в службу занятости

С точки зрения специалистов службы занятости выделяются, по крайней  мере, пять различных категорий безработных.

1. Безработные, которые, не регистрируясь  в службе, приходя в информационные  залы, пользуются её услугами  в самостоятельных поисках работы. Это значительная часть реально  ищущих работу безработных. То, что они не регистрируются  в службе, снижает относительную  долю настоящих безработных среди  всех зарегистрированных. Это люди, которые пока ещё не нуждаются  в государственной поддержке  собственных усилий по поиску  работы. Однако ясно, что многие  из них через некоторое время  придут сюда. Именно такой процесс  знакомства с возможностями службы  занятости способствовал, в частности,  тому, что сейчас безработные  в массовом порядке начинают  приходить в службу занятости.

2. Те, кто являются клиентами  службы в полном смысле слова  – люди, реально ищущие работу  и пользующиеся услугами службы  занятости. Они составляют сейчас  относительно небольшую долю  среди всех безработных: по разным оценкам не более 25 – 30%, но и не менее 10%. Они весьма активны, постоянно интересуются вакансиями и в течение короткого времени (в сроки от двух недель до 2 – 3 месяцев) самостоятельно или с помощью службы занятости находят работу.

3. Группа действительно нуждающихся  в помощи людей, которые хотели  бы работать, но не знают что  делать и не могут трудоустроиться  по разным причинам. Эту группу  составляют безработные двух  типов: (1) молодые женщины с маленькими  детьми, которые только по данной  причине не могут трудоустроиться; (2) одинокие мужчины и женщины  в среднем возрасте, которым некому  помочь и которые не умеют  «продавать» себя на рынке  труда. Желая работать, они, в  то же время, вынуждены стоять  на учёте в службе иногда  по несколько периодов. Численность  этой группы составляет до 30% и  более от всех безработных  (среди них соотношение женщин  и мужчин составляет 2: 1). Это также  настоящие клиенты службы занятости,  но вероятность их трудоустройства  в настоящее время невелика, и  для того, чтобы оказать им  реальную помощь, необходимо существенно  изменить многие элементы в  деятельности службы занятости.  Среди этих людей есть «трудные»  безработные, находящиеся в состоянии  невротического расстройства и  требующие серьёзной психологической  помощи.

4. Безработные, преимущественно  женщины, занятые частным бизнесом, в основном уличной торговлей,  или являющиеся домохозяйками,  но обратившиеся в службу занятости  с тем, чтобы получить определенные  льготы, сохранить непрерывный стаж  работы или получить пособие.  Таких людей может стоять на  учёте в районном отделе службы  от трети до половины среди  всех зарегистрированных.

5. «Нахлебники» и «иждивенцы»,  которые используют службу занятости  для получения пособия по безработице,  которое является для них основным  источником существования. Это  люди, не желающие работать, способные  оставаться клиентами службы  до конца жизни. В целом это  небольшая, но уже постоянная группа людей (3 – 5%).

1.4 Безработный в структуре деятельности  службы занятости

Особый научный и практический интерес представляет исследование статусных ролей безработного и  типов его поведения на рынке  труда. Здесь будет уместно выделить два момента.

Первый – статусно-ролевое поведение  безработного обусловлено не только и даже не столько нормативно-ценностной сферой, хотя, как известно, именно социокультурные  аспекты общественных отношений  являются наиболее консервативной составляющей социальной структуры. Они находятся  в сильной зависимости от сложившихся  социально-профессиональных установок  и соответствующих им «цеховых»  представлений. Отсюда становится более  понятным поведение немалого числа  безработных, предпочитающих сохранять  ставшие бессмысленными статусные  позиции своей профессии и  отказывающихся от переобучения или  от «неподходящей», но более высокооплачиваемой работы.

Второй момент заключается в  том, что поведение индивида строится с ориентацией на реакцию социальной среды. В этом плане прежняя социальная роль безработного включает в себя с позиций обеспечения прав его  ожидания по поводу действий по отношению  к нему со стороны службы занятости, а с позиций исполнения обязанностей – экспекции других, т.е. общества в целом и службы занятости  в частности, по поводу поведения  безработного, соответствующего его  нынешнему статусу. Представляется вполне очевидным, что ожидания безработного, обусловленные его социальным статусом, связаны с получением не только социальной, но и психологической поддержки. Вместе с тем ожидания как непосредственного  окружения безработного, так и  службы занятости и общества в  целом связаны с целеустремленностью  и активностью при поиске работы, а также возможной социальной мобильностью безработного.

Непосредственная практика деятельности службы занятости показывает, что  аспект «прав» и аспект «обязанностей» безработного зачастую не оправдываются. В некоторых отделах службы занятости не находится технологических или «персонифицированных» возможностей для оказания необходимой психологической поддержки безработным, повсеместно в последнее время участились случаи задержки выплаты пособия по безработице, что обусловлено финансовыми трудностями, испытываемыми некоторыми Центрами занятости. А с другой стороны, реальное поведение безработного зачастую не соответствует той модели поведения, которую предлагают теоретики, например, сторонники концепции «естественного» уровня безработицы или сторонники так называемого неоклассического направления в экономической теории. Все это предполагает разработку адекватных теоретических подходов и формирование социологически выверенной прикладной концепции, касающейся системы экспектаций безработного. Здесь можно указать на несколько разных подходов.

Первый подход условно назовем  гуманитарным, или «собесовским». Его  характерную особенность можно  кратко сформулировать, используя известное  изречение: «клиент всегда прав». В  данном случае речь идет о клиенте  службы занятости. Для организации  практической работы инспектора службы занятости это означает: а) нестрогий  временной интервал приема посетителя; б) исчерпывающее фактологическое (по вакансиям и способам поиска работы) и в) психологическое (снятие стрессового  состояния, в котором находится  подавляющее большинство безработных) обслуживание. Приоритет отдается правам безработных. При всей гуманности такого подхода его полная реализация службой  занятости невозможна, поскольку  сказывается ограниченность финансовых, технических и людских ресурсов, выделяемых государством этой структуре.

Второй подход условно можно  назвать бюрократическим, или «формальным». Такой подход исходит из предположения, что все безработные, не устроившиеся на работу при наличии вакансий (независимо от соответствия их ожиданиям безработного), просто не хотят работать. Как известно, многие социальные нормативы, предусмотренные действующим законодательством, не имеют строго фиксированных значений, а действуют в определенных пределах. Отсюда вытекает объективная возможность решения проблем в жестких пределах действующего законодательства. В данном случае речь идет и о начислении пособия, и о проверке правильности заполнения необходимых документов, и о строгости контроля за посещением безработным службы занятости и активностью самостоятельного поиска работы, и о параметрах «транспортной доступности» предлагаемого рабочего места и о многом другом. Такой подход акцентирует внимание на обязанностях безработного и исключает психологические и другие «побочные» услуги со стороны службы занятости. Безусловно, все это может привести к экономии текущих затрат на содержание службы занятости, но чревато серьезными социальными и политическими последствиями как для местного сообщества, так общества в целом.

Третий подход назовем функциональным. Он основывается на оптимальном сочетании  гуманистических и формальных моментов, реализуемых в деятельности службы занятости в рамках существующего  законодательства. Это та самая «золотая середина» (баланс прав и обязанностей, консенсус, баланс интересов), которую  социальные работники стремятся  найти в решении практических задач управления общественными  процессами. Применительно к проблеме взаимоотношений безработного и  службы занятости это означает, что  фиксация времени приема инспектором  посетителя (ищущего работу или безработного) не исключает психологического аспекта  взаимодействия.

Здесь надо обратить внимание на два  момента. Во-первых, психологическая  инициатива инспектора в плане снятия стрессового состояния, эмоционального напряжения может не уложиться в  отведенное для приема время даже при относительно подвижных его  границах, да и глубина психологического контакта инспектора первичного или  вторичного приема неизбежно ограничена технологией работы. Поэтому функции  социальной и психологической адаптации безработных возлагаются на специальное структурное подразделение службы занятости. Целесообразно проведение семинаров для безработных по проблемам межличностной коммуникации, правовым и психологическим аспектам трудоустройства, деятельность клубов поиска работы, индивидуальное психологическое консультирование и даже в некоторых случаях клиническая помощь.

Информация о работе Психологические особенности профессионального самоопределения безработных