Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 12:38, курсовая работа
Исследования в области профессионального самоопределения стали актуальными в связи с быстро изменяющимися социально-экономическими условиями жизни населения. Безработные испытывают особые трудности как при выборе новой профессии, так и в процессе трудоустройства, несмотря на свой богатый жизненный и профессиональный опыт. В настоящее время под воздействием научно-технического прогресса важнейшим элементом профессиональной квалификации становится профессиональная гибкость и мобильность, то есть способность в случае необходимости быстро переквалифицироваться или даже сменить профессию.
Введение………………………………………………………………………….
Глава 1. Теоретический анализ исследований, посвященный социально-психологическим особенностям безработных
1.1 Сущность безработицы и факторы её возникновения……………
1.2. Причины безработицы……………………………………….
1.3 Типы безработных ……………………………………………….
1.4 Безработный в структуре деятельности службы занятости……………….
1.5 Социально-психологические особенности безработных, утративших прежний социальный статус………………………………….
1.6 Профессиональное самоопределение и профессиональное становление личности……………………………………………………………
Глава2. Исследование психологических особенностей и профессиональных предпочтений безработных
2.1 Организация и методы исследования…………………………………
2.2 Анализ результатов исследования………………………………………..
Заключение……………………………………………………………………...
Чем продолжительнее период безработицы, тем ниже степень возмещения утраченного заработка, тем значительнее экономические потери, тем больше ухудшается материальное положение безработного и его семьи.
Социальная защита как социальный
институт, представляющий собой совокупность
правовых норм, призванных решать определённые
социальные и экономические проблемы,
в международном контексте
Снижение статуса не связано
с уровнем образования
Кроме того, это тревожные, робкие
и склонные к подчинению индивиды.
Особенность адаптивных реакций
таких людей в том, что они
скорее ожидают помощи от государства
и мало полагаются на свои собственные
силы, они ориентированы на то, чтобы
добиваться возвращения к прежнему
социальному и
Таким образом, безработица является
важным явлением, характеризующим макроэкономическую
нестабильность и имеющим циклический
характер развития. Ошибки профессионал
1) человек делает выбор только на основании внешней стороны профессии: престижа, социального статуса, возможностей, условий работы, и других факторов;
2) ориентация на престижность
ВУЗа или конкретной профессии,
3) выбор профессии: наугад,
по настоянию родственников,
Для избегания этих ошибок безработному требуется:
1) Изучить свои способности,
поскольку, наличие
2) Ориентироваться на свое мнение, свои потребности, интересы и склонности.
3) Рассматривать все указанные
факторы в совокупности. Помнить
о том, что с изменением
В связи с этим основные группы задач помощи безработному на этапе профессионального обучения следующие:
1) оказание информационной помощи;
2) помощь в самопознании профессии;
3) морально-эмоциональная поддержка безработного;
4) помощь в выборе профессии и в принятии окончательного решения по выбору профессии.
Глава 2. Исследование психологических особенностей и профессиональных предпочтений безработных
2.1 Организация и методы
Для изучения особенностей социальной фрустрированности, профессиональных предпочтений и смысла жизненных ориентаций безработных нами была проведена исследовательская работа, направленная на определение психологических особенностей безработных и их профессиональных предпочтений.
Исследование проводилось в Психологическом центре безработных . В исследовании принимали участие 30 человек, которые имеют статус безработных в возрасте 25 - 40 лет.
Для изучения психологических особенностей мы использовали следующие методики:
«Смысло-жизненные ориентации» (Д.А.Леонтьев), направленную на изучение представления о будущей жизни по таким характеристикам, как наличие или отсутствие целей в будущем, осмысленность жизненной перспективы, интерес к жизни, удовлетворенность жизнью, представления о себе как об активной и сильной личности, самостоятельно принимающей решения и контролирующей свою жизнь; (приложение №1)
Методика диагностики уровня социальной фрустрированности Л. И. Вассермана (в модификация В. В. Бойко). Социальная фрустрированность рассматривается как следствие невозможности реализации личностью (здоровой или, тем более, больной) своих актуальных социальных потребностей. Значимость этих потребностей для каждой личности индивидуальна, зависит от самосознания (самооценки), системы жизненных целей и ценностей, индивидуальных способностей и опыта решения проблемных и кризисных ситуаций;(приложение №2)
Для изучения профессиональных предпочтений безработных мы использовали опросник профессиональных предпочтений Холланда; (приложение №3)
2.2 Анализ результатов исследования
Результаты исследований социальной фрустрированности.
№ |
Код испытуемого |
Уровень социальной фрустрированности | ||||||
очень высокий |
повышенный |
умеренный |
неопределенный |
пониженный |
очень низкий |
отсутствует, почти отсутствует | ||
1 |
ЛиНиРо |
2,7 |
||||||
2 |
КаЛиВи |
3,1 |
||||||
3 |
СоДмОл |
2,1 |
||||||
4 |
ПоДмЯк |
1,5 |
||||||
5 |
РыЕгСе |
2,6 |
||||||
6 |
ГаИрНи |
2,9 |
||||||
7 |
ПиАрАн |
2,5 |
||||||
8 |
ЖеГаНи |
2,5 |
||||||
9 |
ЖоВаАл |
2,8 |
||||||
10 |
ШеАлРу |
0,7 |
||||||
11 |
ЛоНаСе |
3,8 |
||||||
12 |
НоСеЮр |
3,0 |
||||||
13 |
ВоАнПа |
2,8 |
||||||
14 |
ВиОлВл |
3,0 |
||||||
15 |
УшВаОл |
3,1 |
||||||
16 |
КрОлВи |
|||||||
17 |
СвАлСе |
|||||||
18 |
КоВлСе |
2,9 |
||||||
19 |
АкРоВл |
2,5 |
||||||
20 |
ШуВаСе |
2,0 |
||||||
21 |
ЧеНаНи |
3,0 |
||||||
22 |
СвРиАл |
2,6 |
||||||
23 |
ЕпЕвВа |
3,0 |
||||||
24 |
ЕвИрЮр |
2,6 |
||||||
25 |
ЛуНа |
3,5 |
||||||
26 |
ОгЕлАл |
3,1 |
||||||
27 |
СиИрВл |
4 |
3,1 |
|||||
28 |
БлЕкВа |
2,5 |
||||||
29 |
КрСвЕв |
2,8 |
||||||
30 |
ОпЕвАн |
3,2 |
По результатам проведенного исследования, можно сделать вывод о том, что очень высокий уровень социальной фрустрированности имеют 3% испытуемых; повышенный уровень – 30%; умеренный – 43,3%; неопределенный – 6,7%; пониженный – 3,3%; очень низкий – 3,3%; отсутствует, почти отсутствует – 0%.
Тест «Смысло-жизненные ориентации» адаптирован Д.А.Леонтьевым, СЖО
№ |
Код испытуемого |
Субшкала | ||||
Цели в жизни |
Процесс жизни |
Результативность жизни |
Локус контроля — Я |
Локус контроля — жизнь | ||
1 |
ЛиНиРо |
38,9 |
28,3 |
30,1 |
20,6 |
30,6 |
2 |
КаЛиВи |
39 |
40 |
30 |
24,7 |
36,1 |
3 |
СоДмОл |
40 |
38 |
29,9 |
19,1 |
28 |
4 |
ПоДмЯк |
37,8 |
36 |
31,8 |
26,1 |
35,5 |
5 |
РыЕгСе |
35,9 |
36,1 |
29,8 |
20,4 |
29 |
6 |
ГаИрНи |
41 |
39 |
31,9 |
24,3 |
38,3 |
7 |
ПиАрАн |
44 |
38,4 |
32,5 |
15,8 |
34,6 |
8 |
ЖеГаНи |
40 |
29,4 |
29,5 |
26,6 |
35,4 |
9 |
ЖоВаАл |
38,8 |
36,4 |
31,8 |
24,7 |
24,5 |
10 |
ШеАлРу |
41 |
38.2 |
30,2 |
16,7 |
26,1 |
11 |
ЛоНаСе |
38 |
33,4 |
31,9 |
25 |
35,6 |
12 |
НоСеЮр |
46 |
30 |
32,2 |
27,5 |
37,5 |
13 |
ВоАнПа |
44,8 |
38 |
29,8 |
24,8 |
36,5 |
14 |
ВиОлВл |
37,7 |
33 |
30,9 |
16,9 |
28,3 |
15 |
УшВаОл |
39,9 |
31 |
31,1 |
17,1 |
24,7 |
16 |
КрОлВи |
36,3 |
35,9 |
32,1 |
14,9 |
36,3 |
17 |
СвАлСе |
38,9 |
36,4 |
29,8 |
25,4 |
38,4 |
18 |
КоВлСе |
40,2 |
39,2 |
29,7 |
18,8 |
36,3 |
19 |
АкРоВл |
39 |
35,9 |
30,5 |
20,1 |
25,7 |
20 |
ШуВаСе |
37 |
38,4 |
31,8 |
20 |
30,8 |
21 |
ЧеНаНи |
45,5 |
34 |
32,4 |
25 |
28,4 |
22 |
СвРиАл |
36,8 |
33,4 |
32,6 |
19,1 |
29,8 |
23 |
ЕпЕвВа |
37 |
35,9 |
29,8 |
16,3 |
26,4 |
24 |
ЕвИрЮр |
41 |
36 |
31,6 |
24,7 |
35,2 |
25 |
ЛуНа |
46,2 |
25,4 |
31,8 |
25,2 |
36,3 |
26 |
ОгЕлАл |
36,4 |
38,3 |
31 |
24,3 |
35,9 |
27 |
СиИрВл |
40 |
26,8 |
30,7 |
16,4 |
25,1 |
28 |
БлЕкВа |
37 |
38,6 |
29,5 |
20,8 |
28,9 |
29 |
КрСвЕв |
36 |
37,6 |
32,8 |
25,3 |
26,2 |
30 |
ОпЕвАн |
39,3 |
36,2 |
30,3 |
27,6 |
30,3 |
Анализ полученных данных позволил описать пять основных факторов "Тест смысложизненных ориентаций", СЖО:
Первые три фактора образуют
смысложизненные ориентации: цели в
жизни (будущее), насыщенность жизни (настоящее)
и удовлетворенность
Информация о работе Психологические особенности профессионального самоопределения безработных