Психологические особенности профессионального самоопределения безработных

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 12:38, курсовая работа

Краткое описание

Исследования в области профессионального самоопределения стали актуальными в связи с быстро изменяющимися социально-экономическими условиями жизни населения. Безработные испытывают особые трудности как при выборе новой профессии, так и в процессе трудоустройства, несмотря на свой богатый жизненный и профессиональный опыт. В настоящее время под воздействием научно-технического прогресса важнейшим элементом профессиональной квалификации становится профессиональная гибкость и мобильность, то есть способность в случае необходимости быстро переквалифицироваться или даже сменить профессию.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….
Глава 1. Теоретический анализ исследований, посвященный социально-психологическим особенностям безработных
1.1 Сущность безработицы и факторы её возникновения……………
1.2. Причины безработицы……………………………………….
1.3 Типы безработных ……………………………………………….
1.4 Безработный в структуре деятельности службы занятости……………….
1.5 Социально-психологические особенности безработных, утративших прежний социальный статус………………………………….
1.6 Профессиональное самоопределение и профессиональное становление личности……………………………………………………………
Глава2. Исследование психологических особенностей и профессиональных предпочтений безработных
2.1 Организация и методы исследования…………………………………
2.2 Анализ результатов исследования………………………………………..
Заключение……………………………………………………………………...

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая борзенкова.docx

— 76.45 Кб (Скачать файл)

Чем продолжительнее период безработицы, тем ниже степень возмещения утраченного  заработка, тем значительнее экономические  потери, тем больше ухудшается материальное положение безработного и его  семьи.

Социальная защита как социальный институт, представляющий собой совокупность правовых норм, призванных решать определённые социальные и экономические проблемы, в международном контексте обычно имеет дело с установленными законодательством  категориями граждан, которые в  силу утраты трудоспособности, отсутствия работы либо по другим причинам не имеют  достаточных средств для удовлетворения своих жизненно важных потребностей и потребностей нетрудоспособных членов семьи. Группа безработных, считающих, что их социальный статус снизился в результате утраты работы, имеет  достаточно много отличительных  особенностей по сравнению с теми, кто считают, что их социальный статус не изменился или даже повысился.

Снижение статуса не связано  с уровнем образования работника, с причинами его увольнения или  длительностью пребывания в качестве безработного. Однако для людей старшего возраста снижение общественного статуса  более ощутимо, чем для молодых. Безработные, готовые пойти на снижение социального статуса, одновременно готовы работать и за меньшую, чем они имели на последнем месте работы, заработную плату. Среди них больше людей с ригидными чертами личности (вязким, малоподвижным, или, как обычно говорят, флегматичным темпераментом), они в большинстве своем менее общительны, но в сильной степени социально зависимы (конформны).

Кроме того, это тревожные, робкие и склонные к подчинению индивиды. Особенность адаптивных реакций  таких людей в том, что они  скорее ожидают помощи от государства  и мало полагаются на свои собственные  силы, они ориентированы на то, чтобы  добиваться возвращения к прежнему социальному и профессиональному  состоянию (что определенно совпадает  с повышенной психологической ригидностью) или вообще отказаться от каких-либо усилий по поиску работы и ничего не предпринимать.

Таким образом, безработица является важным явлением, характеризующим макроэкономическую нестабильность и имеющим циклический характер развития. Ошибки  профессионального   самоопределения  заключаются в следующем:

1) человек делает выбор  только на основании внешней  стороны профессии: престижа, социального  статуса, возможностей, условий работы, и других факторов;

2) ориентация на престижность  ВУЗа или конкретной профессии,  существующей оплаты труда по  данной профессии в настоящий  момент;

3) выбор профессии: наугад, по настоянию родственников, идти  по стопам родителей - семейная  традиция, за компанию с друзьями  и т.д.

Для избегания этих ошибок безработному требуется:

1) Изучить свои способности,  поскольку, наличие необходимых  способностей к той или иной  деятельности повышает эффективность  работы и приносит чувство  удовлетворения от её выполнения.

2) Ориентироваться на свое  мнение, свои потребности, интересы  и склонности.

3) Рассматривать все указанные  факторы в совокупности. Помнить  о том, что с изменением ситуации  на рынке труда меняется спрос  на специалистов и их стоимость.

В связи с  этим основные группы задач помощи безработному на этапе профессионального  обучения следующие:

1) оказание информационной  помощи;

2) помощь в самопознании  профессии;

3) морально-эмоциональная  поддержка безработного;

4) помощь в выборе профессии  и в принятии окончательного  решения по выбору профессии.

 

 

Глава 2. Исследование психологических  особенностей и профессиональных предпочтений безработных

2.1 Организация и методы исследования

Для изучения особенностей социальной фрустрированности, профессиональных предпочтений и смысла жизненных ориентаций безработных нами была проведена исследовательская работа, направленная на определение психологических особенностей безработных и их профессиональных предпочтений.

Исследование  проводилось в  Психологическом центре безработных . В исследовании принимали участие 30 человек, которые имеют статус безработных в возрасте 25 - 40 лет.

Для изучения психологических особенностей мы использовали следующие методики:

«Смысло-жизненные  ориентации» (Д.А.Леонтьев), направленную на изучение представления о будущей жизни по таким характеристикам, как наличие или отсутствие целей в будущем, осмысленность жизненной перспективы, интерес к жизни, удовлетворенность жизнью, представления о себе как об активной и сильной личности, самостоятельно принимающей решения и контролирующей свою жизнь; (приложение №1)

Методика  диагностики уровня социальной фрустрированности  Л. И. Вассермана (в модификация В. В. Бойко). Социальная фрустрированность рассматривается как следствие невозможности реализации личностью (здоровой или, тем более, больной) своих актуальных социальных потребностей. Значимость этих потребностей для каждой личности индивидуальна, зависит от самосознания (самооценки), системы жизненных целей и ценностей, индивидуальных способностей и опыта решения проблемных и кризисных ситуаций;(приложение №2)

Для изучения профессиональных предпочтений безработных мы использовали опросник профессиональных предпочтений Холланда; (приложение №3)

2.2  Анализ  результатов исследования

Результаты исследований социальной фрустрированности.

                                                                                                               Таблица1  

 

 

 

 

 

Код испытуемого

 

Уровень социальной фрустрированности

очень высокий

повышенный

умеренный

неопределенный

пониженный 

очень низкий

отсутствует, почти отсутствует

1

ЛиНиРо

   

2,7

       

2

КаЛиВи

 

3,1

         

3

СоДмОл

     

2,1

     

4

ПоДмЯк

       

1,5

   

5

РыЕгСе

   

2,6

       

6

ГаИрНи

   

2,9

       

7

ПиАрАн

   

2,5

       

8

ЖеГаНи

   

2,5

       

9

ЖоВаАл

   

2,8

       

10

ШеАлРу

         

0,7

 

11

ЛоНаСе

3,8

           

12

НоСеЮр

 

3,0

         

13

ВоАнПа

   

2,8

       

14

ВиОлВл

 

3,0

         

15

УшВаОл

 

3,1

         

16

КрОлВи

             

17

СвАлСе

             

18

КоВлСе

   

2,9

       

19

АкРоВл

   

2,5

       

20

ШуВаСе

     

2,0

     

21

ЧеНаНи

 

3,0

         

22

СвРиАл

   

2,6

       

23

ЕпЕвВа

 

3,0

         

24

ЕвИрЮр

   

2,6

       

25

ЛуНа

3,5

           

26

ОгЕлАл

 

3,1

         

27

СиИрВл

4

3,1

         

28

БлЕкВа

   

2,5

       

29

КрСвЕв

   

2,8

       

30

ОпЕвАн

 

3,2

         

 

По результатам  проведенного исследования, можно сделать вывод о том, что очень высокий уровень социальной фрустрированности имеют 3% испытуемых; повышенный уровень – 30%;  умеренный – 43,3%; неопределенный – 6,7%; пониженный – 3,3%; очень низкий – 3,3%; отсутствует, почти отсутствует – 0%.

 

 

Тест  «Смысло-жизненные ориентации» адаптирован Д.А.Леонтьевым, СЖО

                                                                                                                    Таблица 2

 

 

 

 

Код испытуемого

 

Субшкала

Цели в жизни

Процесс жизни

Результативность жизни

Локус контроля — Я

Локус контроля — жизнь

1

ЛиНиРо

38,9

28,3

30,1

20,6

30,6

2

КаЛиВи

39

40

30

24,7

36,1

3

СоДмОл

40

38

29,9

19,1

28

4

ПоДмЯк

37,8

36

31,8

26,1

35,5

5

РыЕгСе

35,9

36,1

29,8

20,4

29

6

ГаИрНи

41

39

31,9

24,3

38,3

7

ПиАрАн

44

38,4

32,5

15,8

34,6

8

ЖеГаНи

40

29,4

29,5

26,6

35,4

9

ЖоВаАл

38,8

36,4

31,8

24,7

24,5

10

ШеАлРу

41

38.2

30,2

16,7

26,1

11

ЛоНаСе

38

33,4

31,9

25

35,6

12

НоСеЮр

46

30

32,2

27,5

37,5

13

ВоАнПа

44,8

38

29,8

24,8

36,5

14

ВиОлВл

37,7

33

30,9

16,9

28,3

15

УшВаОл

39,9

31

31,1

17,1

24,7

16

КрОлВи

36,3

35,9

32,1

14,9

36,3

17

СвАлСе

38,9

36,4

29,8

25,4

38,4

18

КоВлСе

40,2

39,2

29,7

18,8

36,3

19

АкРоВл

39

35,9

30,5

20,1

25,7

20

ШуВаСе

37

38,4

31,8

20

30,8

21

ЧеНаНи

45,5

34

32,4

25

28,4

22

СвРиАл

36,8

33,4

32,6

19,1

29,8

23

ЕпЕвВа

37

35,9

29,8

16,3

26,4

24

ЕвИрЮр

41

36

31,6

24,7

35,2

25

ЛуНа

46,2

25,4

31,8

25,2

36,3

26

ОгЕлАл

36,4

38,3

31

24,3

35,9

27

СиИрВл

40

26,8

30,7

16,4

25,1

28

БлЕкВа

37

38,6

29,5

20,8

28,9

29

КрСвЕв

36

37,6

32,8

25,3

26,2

30

ОпЕвАн

39,3

36,2

30,3

27,6

30,3


                                                                                                             

Анализ полученных данных позволил описать пять основных факторов "Тест смысложизненных ориентаций", СЖО:

  1. "Цели в жизни". Характеризует целеустремленность, наличие или отсутствие в жизни испытуемого целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу. 16,6% имеют высокие баллы по этой шкале, что характеризует целеустремленного человека, планы которого не имеют реальной опоры в настоящем и не подкрепляются личной ответственностью за их реализацию. 83,4% имеют средние значения.
  2. "Процесс жизни или интерес и эмоциональная насыщенность жизни". Определяет удовлетворенность своей жизнью в настоящем, восприятие процесса своей жизни как интересного, эмоционально насыщенного и наполненного смыслом. Содержание этой шкалы совпадает с представлением о том, что единственный смысл жизни состоит в том, чтобы жить. Низкие баллы но этой шкале имеют 20% испытуемых. Это свидетельствует о неудовлетворенности своей жизнью в настоящем; при этом, ей могут придавать полноценный смысл воспоминания о прошлом или нацеленность в будущее.
  3. "Результативность жизни или удовлетворенность самореализацией". Измеряет удовлетворенность прожитой частью жизни, оценку пройденного отрезка жизни, ощущение того, насколько продуктивна и осмысленна была прожитая ее часть. 100% испытуемых имеют средние показатели, что свидетельствует об удовлетворенности прожитой частью жизни.
  4. "Локус контроля - Я (Я - хозяин жизни)". Характеризует представление о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле, контролировать события собственной жизни (Я-концепция). 56,6% испытуемых имеют низкие баллы -  неверие в свои силы контролировать события собственной жизни.
  5. "Локус контроля - жизнь или управляемость жизни". Отражает убежденность в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь, убежденность в том, что жизнь человека подвластна сознательному контролю. По данному фактору 53,3% испытуемых имеют низкие баллы, убежденность в том, что жизнь человека неподвластна сознательному контролю, что свобода выбора иллюзорна и бессмысленно что-либо загадывать на будущее.

Первые три фактора образуют смысложизненные ориентации: цели в  жизни (будущее), насыщенность жизни (настоящее) и удовлетворенность самореализацией (прошлое). Два оставшихся фактора  характеризуют внутренний локус  контроля как общее мировоззренческое  убеждение в том, что контроль возможен, и собственную способность  осуществлять такой контроль.

Информация о работе Психологические особенности профессионального самоопределения безработных