Психологические особенности страхов в различном возрасте
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 00:24, курсовая работа
Краткое описание
В ситуации социальной нестабильности на современного ребенка обрушивается множество неблагоприятных факторов, способных не только затормозить развитие потенциальных возможностей личности, но и повернуть процесс его развития вспять. А еще более мощным патогенным и дезадаптирующим фактором для ребенка является насильственный отрыв его от родительской семьи и помещение в интернатное учреждение. В такие учреждения из семей обычно поступают дети, уже давно лишенные родительского тепла, страдающие от множества страхов.
Содержание
Введение
Глава I. Теоретические аспекты изучения детских страхов и способы их коррекции Природа детских страхов Особенности детей, воспитывающихся
в благополучных и неблагополучных семьях Личностная тревожность как фактор формирования страха у ребёнка Способы коррекции детских страхов
Глава II. Исследование выявления детских страхов и методов их коррекции в СРЦ «Мечта» г.Лихославль
Коррекция
посредством индивидуально-групповых
занятий [16, с.202 ]. Остановимся еще
на одном интересном методе коррекции.
Оригинальным методом психотерапии
детей является драматическая психоэлевация.
Этот метод создан в 1990 году И. Медведевой
и Т. Шишовой. Он предназначен для работы
с детьми, страдающими невротическими
и сходными пограничными расстройствами:
страхами, агрессивным поведением, тиками,
навязчивостями, логоневрозом и т. д. Авторы
относят этот метод к разряду индивидуально-групповых,
то есть занятия проводятся в группах,
но уже после второго занятия каждый ребенок
получает индивидуальное домашнее задание.
Другими словами, каждый ребенок идет
по индивидуальной программе в условиях
группы. Обязательным условием применения
данного метода является активное участие
родителей.
В
некоторых аспектах драматическая
психоэлевация имеет сходство с
театрализованными методиками типа психодрамы
Якоба Морено [53, с.126 ]. Главное отличие
методики драматической психоэлевации
состоит в преимущественной опоре на сознание
и сверхсознание. В процессе работы авторы
стремятся актуализировать желание ребенка
справиться со своей патологической доминантой,
«подняться над ней» (психоэлевация --
от лат. elevare -- поднимать, возвышать). Также
отличием является то, что метод драматической
психоэлевации основное внимание уделяет
особенностям данной конкретной личности,
не справляющейся с какой-либо ситуацией.
Тактикой
работы эта методика кардинально
отличается от других психотерапевтических
методик. В нескольких словах ее можно
описать следующим образом: патологическая
доминанта > недостаток > достоинство.
Исключительное
значение в данном методе придается
метафорической форме театральных
этюдов, так как эта форма является
наиболее эффективной и наименее травмирующей
в работе с детьми. Наиболее сильный терапевтический
эффект достигается путем взаимосочетания
трех компонентов этого метода: воображаемой
ситуации, адекватно заданной темы и присутствия
в качестве персонажей вполне реальных
людей, прежде всего, самого ребенка и
его близких.
Основным
инструментом работы по данной методике
являются атрибуты кукольного театра:
ширма, тряпичные куклы, маски. Они способствуют
самораскрытию маленьких актеров, «высвечиванию»
патологических черт личности, определению
патологической доминанты, то есть выполняют
и диагностическую функцию.
Авторы
акцентируют внимание на том, что
сам по себе театральный антураж
и, в частности, куклы не несут
лечебного воздействия. Они лишь
способствуют тому, чтобы ребенок
получил возможность осознать свою
проблему и решить ее без психического
ущерба для себя. С нашей точки зре-ния,
драматическая психоэлевация -- интегрированный
метод коррекционного воздействия, одной
из составляющих которого является сказкотерапия:
в сказкотерапии и в методе драматической
психоэлевации особое внимание уделяется
подготовке к спектаклю, изготовлению
детьми кукол под руководством взрослых.
Воплощая свои замыслы в жизнь, концентрируя
внимание на деталях, характеризующих
персонаж, ребенок приобретает возможность
непосредственно увидеть результат своего
творчества. Кроме того, самостоятельное
изготовление кукол способствует развитию
моторики, а также способности планировать
свои действия и ориентироваться на конкретный
результат.
Эда
Ле Шан отмечает в своей книге
«Когда ваш ребёнок сводит вас
с ума»: Родители часто не хотят
признавать детские страхи, потому
что боятся их закрепить и даже
способствовать рождению новых. Это
беспокойство можно понять, но нельзя
признать его оправданным. Если допустить,
что чувство страха существует и
проявить настоящее сочувствие, то
это будет лучший способ помочь ему
исчезнуть. За все годы моей работы
с родителями и детьми я не помню
ни одного случая, когда сочувствие
и понимание усилили бы детские страхи
[29, с.128].