Психологические причины разводов в первые годы брака

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 18:58, дипломная работа

Краткое описание

Целью данного исследования является выявление психологических причин развода в первые годы семейной жизни и научное обоснование эффективного осуществления способов профилактики разводов и предупреждения возникновения психологических причин развода в первые годы семейной жизни.
Исходя из поставленной цели, нами решаются следующие задачи:
1. Рассмотреть работы зарубежных и отечественных исследователей и сделать анализ научной литературы.
2. Определить психологические особенности развода и его стадии.
3. Сделать теоретический обзор и дать обобщающий анализ возможных психологических причин развода в первые годы супружества.
3. Провести эмпирическое исследование, направленно на диагностику семейных отношений.
4. Провести формирующий эксперимент с целью апробации и обоснования способов профилактики возникновения психологических причин развода в первые года брака.
4. Сделать анализ результатов проведенного исследования, проверить достоверность результатов.

Содержание

АННОТАЦИЯ……………………………………………………………………..3
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРИЧИН РАЗВОДОВ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВ8
1.1. Психологические особенности развода и его основных стадий в научной литературе 8
1.2. Психологические особенности переживания развода 32
1.3. Психологические проблемы первых лет супружеской жизни 40
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОВМЕСТНОЙ ЖИЗНИ СУПРУЖЕСКИХ ПАР В ПЕРВЫЕ ГОДЫ БРАКА 45
2.1.Методика и организация исследования 45
2.2.Обработка и анализ результатов исследования 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 69

Вложенные файлы: 1 файл

7823 Психологические причины развода в первые годы брака- от 08.06.2012.docx

— 228.09 Кб (Скачать файл)

Для второй, противоположной, группы характерна эмоциональная устойчивость. Они считают предстоящий развод освобождением от обременительных обязанностей, полагая, что расторжение брака должно изменить их жизнь в лучшую сторону. Поэтому собираются сразу же или в скором будущем вступить в новый брак и не сожалеют о прошлом, рассматривают себя в качестве инициатора развода, а к супругу испытывают неприязнь или равнодушие. Обычно друзья их поддерживают.45 Свои планы относительно ухода из семьи они долгое время держат в тайне, иногда само обсуждение возможности развода откладывают до последнего момента. Промежуток времени между таким обсуждением и подачей заявления о разводе у них составляет месяц и менее. Подобная позиция характерна преимущественно для мужчин. Для многих мужчин наибольшую трудность представляет не сам уход из семьи, а то, как решиться сказать о своем решении жене. Поэтому, когда жена объявляет о своем желании развестись, муж испытывает облегчение оттого, что она инициативу взяла на себя. Особенность переживаний данной группы разводящихся состоит также в том, что они очень быстро находят утешение в новом браке.

Как правило, в развод оказываются  вовлеченными не только супруги, но и  их дети, которые от расставания  родителей страдают больше всего. Ситуация развода в семье наносит большой  вред психическому здоровью ребенка, для  которого нет и не может быть развода  ни с отцом, ни с матерью. Родители не могут стать для него чужими, если сами не захотят этого. К сожалению, принимая решение о разводе, родители часто думают о судьбе ребенка  в последнюю очередь.46

Чешскими учеными был обнаружен  интересный факт, свидетельствующий  о неосознанности многими молодыми супругами своей родительской позиции и связанной с нею ответственности за судьбу ребенка. Так, например, абсолютное большинство молодых родителей убеждены, что дети-дошкольники еще слишком малы, чтобы развод их затронул. Видимо, по этой причине многие разводящиеся супруги ничего не говорят детям о предстоящем разводе. В этой ситуации ребенок вынужден сам объяснять происходящее. Известно, что некоторые дети-дошкольники обвиняют в разводе родителей себя: «Я не слушался, и поэтому папа уходит от нас». И разубедить их с помощью логических доводов не удается.

Еще более тяжелая ситуация складывается, если бывшим супругам не удается наладить родительское сотрудничество. В данном случае имеется в виду расхождение  мнений мужа и жены о формах и  способах участия в воспитании, в  контактах с детьми. Около половины отцов хотели бы встречаться с  ребенком раз в неделю и чаще. Однако лишь пятая часть матерей  считают это возможным, а вообще они чаще настаивают на полном отсутствии таких встреч.47 Что касается возможных форм участия в воспитании (контроль учебной деятельности и успеваемости детей в школе, забота о проведении ими свободного времени и т. п.), отцы предпочитают после развода такой «беспроигрышный вариант», как дарить детям подарки.

Согласно статистике, которой оперируют  специалисты по семейному праву, 80 % разведенных отцов ограничивают свои родительские обязанности уплатой алиментов; 10 % не готовы даже на такие скромные жертвы и скрываются от собственных детей. И только 10 % отцов выражают готовность заявить о своих родительских правах, и, согласны нести с матерями равную ответственность за судьбу ребенка, активно участвуя в его воспитании.48

В такой ситуации, когда мать не противится встречам ребенка с отцом, возможна следующая крайность. Со временем мать начинает замечать, что ребенок, особенно мальчик, больше привязывается  к отцу, ожидая каждой встречи с  ним как волнующего праздника. Это  вызывает в ней обиду и горечь одновременно: все будничные заботы о ребенке легли на ее плечи, а  детской любви больше достается  приходящему изредка отцу. И тогда  начинается процесс «перекупки»  любви ребенка при помощи подарков. Ребенок мечется между родителями, воюющими между собой за его внимание, а потом приспосабливается и начинает извлекать свою выгоду из этой вражды.

Подобное поведение родителей  может повлечь за собой серьезные  деформации в личности ребенка, которые  станут явными спустя годы, когда что-либо изменить уже нельзя. Но самые серьезные  последствия развода родителей  для ребенка – его воспитание в неполной семье. При всей жертвенности и героических усилиях матери неполная семья не может обеспечить полноценных условий социализации ребенка: процесс вхождения его  в социальную среду, приспособление к ней, освоение (в том числе  и творческое) социальных ролей и  функций.49

Уход из семьи отца как личности, представляющей для сына модель идентификации  мужской роли, а для дочери –  модель комплементарности (взаимного  соответствия на основе взаимодополнения), может неблагоприятно проявиться в  некоторых адаптационных затруднениях в подростковом возрасте. Позднее  – в собственном браке, а также  в психологическом и сексуальном  развитии.50

Мать стремится своим влиянием, любовью и заботой компенсировать то, что, по ее мнению, дети не получают из-за отсутствия отца. По отношению  к детям такая мать занимает опекающую, охранительную, контролирующую, сдерживающую инициативу ребенка позицию. Это  способствует формированию эмоционально ранимой, несамостоятельной, подверженной внешним влияниям, «извне управляемой» эгоистической личности. К тому же ребенок из неполной семьи чаще оказывается  объектом нравственно-психологического давления со стороны детей из благополучных  полных семей, что ведет к формированию чувства неуверенности, а нередко  и озлобленности, агрессивности.

1.3. Психологические проблемы первых лет супружеской жизни

 

 

Семья как  устойчивая социальная общность людей  существует уже в течение многих столетий. Она является необходимым  элементом социальной структуры  человеческого общества, выполняя чрезвычайно  важную задачу воспроизводства населения.51 Изучением семьи до недавнего времени занималась почти исключительно социология; были созданы теоретические концепции семьи с точки зрения социальных функций и связей семьи с другими общественными институтами. Однако в последние десятилетия наблюдается большой интерес к проблемам семейного функционирования со стороны различных областей знания — психиатрии, психологии, этнографии, педагогики и т.д. Это явление объясняется тем; что, как показывают социологические исследования, традиционный институт семьи переживает сейчас некоторый кризис, связанный с изменением содержания брачно-семейных отношений.

Важное  место в структуре трудностей молодой семьи занимают психологические  проблемы, при этом не всегда супруги  способны их осознать и самостоятельно с ними справиться.52

Структурируя  супружеские проблемы, Ю.Е. Алешина  приводит список проблем, являющихся наиболее частыми поводами для обращения  в консультацию: различного рода конфликты, взаимное недовольство, связанные с распределением супружеских ролей и обязанностей; конфликты, проблемы, недовольство супругов, связанные с различиями во взглядах на семейную жизнь и межличностные отношения; сексуальные проблемы, недовольство одного супруга другим в этой сфере, их взаимное неумение наладить нормальные сексуальные отношения; сложности и конфликты во взаимоотношениях супружеской пары с родителями одного или обоих супругов; проблемы власти и влияния в супружеских взаимоотношениях; отсутствие тепла в отношениях супругов, дефицит близости и доверительности, проблемы общения; болезнь одного из супругов, проблемы и трудности, вызванные необходимостью адаптации семьи к заболеванию, негативным отношением к себе и окружающим самого больного или членов семьи.53

М. Стуколова предлагает классификацию семейных конфликтов в зависимости от причин, их породивших. Важнейшими из них являются: ограничение свободы активности, действий, самовыражения членов семьи; отклоняющееся поведение одного или нескольких членов семьи; наличие противоположных интересов, устремлений, ограниченность возможностей для удовлетворения потребностей одного из членов семьи; авторитарный, жесткий тип в отношениях, сложившихся в семье в целом; наличие трудноразделимых материальных проблем; авторитарное вмешательство родственников в супружеских отношениях; сексуальная дисгармония в браке и другие. Большая часть из этих причин – психологического плана.54

Е.С. Калмыкова, рассматривая межличностные отношения  в семье, особое внимание уделяет  психологическим проблемам первых лет супружеской жизни.  Первые год-два совместной жизни – это первая стадия жизненного цикла семьи, стадия формирования индивидуальных стереотипов общения, согласования систем ценностей и выработки общей мировоззренческой позиции. На этой стадии происходит взаимное приспособление  супругов, поиск такого типа отношений, который удовлетворял бы обоих. При этом перед супругами стоят задачи формирования  структуры семьи, распределения функций между мужем и женой и выработки общих семейных ценностей.55 «Под структурой семьи понимается способ обеспечения единства ее членов; распределение ролей проявляется в том, какие виды семейной деятельности каждый супруг  берет под свою ответственность  и какие адресует партнеру; семейные ценности представляют собой  установки супругов по поводу того, для чего  существует семья. Для благополучного осуществления взаимной адаптации брачных партнеров необходимо достижение совместимости их представлений по трем указанным параметрам».

В повседневной жизни молодой пары не всё происходит гладко. Это связано с тем, что  молодые не всегда умеют разрешать  конфликты, но при этом менее других склонны обращаться за помощью к  специалистам.

Другой  ученый - В.П. Меньшутин - считает, что  адаптационный процесс значительно  усложняется вследствие того, что каждый из супругов приносит опыт родительской семьи, супружеских отношений родителей: довольно часто в  молодой семье сталкиваются и переплетаются между собой  две «психологии»: «психология» семьи, где вырос муж, и  «психология» родительской семьи жены.56    

Т.А. Гурко, рассматривая проблему стабильности молодой  семьи, полагает, что сложности во взаимоотношениях  молодых супругов обусловлены, прежде всего, тем, что  в современной семье образцы поведения мужа и жены   становятся все менее жесткими.57 В настоящее время в результате массового вовлечения  женщин в производственную деятельность, роста уровня их образования, широкого распространения идей равноправия муж и жена нередко имеют примерно одинаковый социальный статус и заработок, на равных участвуют в принятии семейных решений. 

Психологический климат в молодой семье может  существенно осложняться в том  случае, если молодая пара вынуждена  жить вместе с родителями. Решение жить совместно с родителями одного из супругов может быть продиктовано не только отсутствием материальной возможности купить квартиру или хотя бы ее снимать, но и другими соображениями. В любом случае, если есть возможность жить отдельно от родителей, а молодожены не стремятся к этому есть более или менее осознаваемый отказ от принятия на себя ответственности за собственную семью.

Если  молодые люди, создавая семью, полностью  зависят от родителей, не имея собственного бюджета, по мнению некоторых исследователей, вряд ли есть смысл говорить о создании новой семьи как таковой. Такое  сожительство – всего лишь санкционированные  законом и потому не осуждаемые обществом  сексуальные отношения между  молодыми людьми. В этом случае пара полностью принимает семейные правила, традиции родительской семьи, на территории которой она проживает.58

Если  молодая пара в большей или  меньшей степени материально  зависима от старших, то возможность  контроля или наказания находится  в прямой зависимости от «длины материального  поводка», на котором держат молодую  пару. Такое положение приводит к  нарушению границ молодой семьи, их полной прозрачности, к изменению  или даже полному исчезновению правил функционирования молодой семьи. Происходит нарушение эмоционального взаимодействия, возникают напряженность, чувство  общей неудовлетворенности браком, иногда происходит нарушение сексуальных  отношений на фоне невысказанных  обид и нерешенных проблем.

Таким образом, для формирования собственной семьи человеку необходимо психологически отделиться от своих родителей, достичь определенного уровня психологической зрелости. В противном случае имеет место психологическая неготовность к браку, незрелость супругов, которая и определяет их чрезмерную привязанность к своим родителям.

Существуют  в молодых семьях и социально-психологические  сложности с умением распределять бюджет. Психологическая проблема состоит  также в неумении отказаться от чего-либо, необходимого одному из супругов, для  удовлетворения общей потребности.59 Кроме того, причиной конфликтов становится простое неумение договариваться, искать компромиссные варианты решения общей проблемы.

Создает серьезные психологические проблемы и процесс физиологической, сексуальной  адаптации молодых партнеров. Молодых  волнует недостаток «доверия и любви», «сексуальная безграмотность»; меньше – «привычка и скука» и «усталость от работы».

Отдельную психологическую проблему представляет собой несовпадение представлений мужа и жены относительно профессиональной карьеры женщины. Как правило, если женщина активно участвует в профессиональной деятельности, она пользуется и большими правами в решении основных семейных проблем.60 Вопрос о том, в какой степени женщина должна посвятить себя семье или же работе, часто является предметом споров между супругами. Сегодня в молодых семьях распространено мнение, что замужняя женщина должна работать, но не в ущерб интересам семьи.

Информация о работе Психологические причины разводов в первые годы брака