Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 13:16, курсовая работа
Эмоции дают человеку пристрастность, без которой немыслим ни один активный его шаг. Они обнаруживают свое влияние на производстве и в семье, в познании и искусстве, в педагогике и клинике, в творчестве и душевных кризисах человека. Научение через переживание (как в личностном, так и в социальном плане) не менее, а быть может и более важно, чем накопление информации.
Изучать эмоции сложно в силу динамики эмоциональной сферы и ее непрерывной включенности в регуляцию процессов жизнедеятельности, ее обусловленности, как потребностями человека, так и особенностями культуры, общества и тех реальных ситуаций в которых оказываются люди.
Введение ……………………………………………………………………4
Глава 1. Начальный этап становления теорий эмоций ……………5
1.1. Интеллектуалистическая позиция И.Ф. Гербарта и сенсуалистической позиция Ф. Дюфура
1.2. «Ассоциативная» теория В.Вунда
1.3. Эволюционная теория Ч.Дарвина
Глава 2. Физиологические теории эмоций ………………………7
2.1. Периферическая концепция Джемса-Ланге
2.2. Таламическая концепция Кэннона - Барда
2.2. Сосудистая теория выражения эмоций И.Уэйенбаума
2.4. Активационная теория Д. Линдсли
Глава 3. Когнитивные теории эмоций ………………………………15
3.1. Двухфакторная концепция Шехтера - Сингера
3.2. Когнитивно-мотивационная концепция Лазаруса
3.3. Концепция когнитивного диссонанса Фестингера
Глава 4. Функциональные теории эмоций …………………………22
4.1. Комплексная концепция эмоций Крюгера
4.2. Активационная концепция эмоций Даффи
4.3. Мотивационные концепции эмоций Бартлетта, Янга и Липера
Глава 5. Дифференциальные теории базовых эмоций …………27
5.1. Дифференциальная концепция Вудвортста - Шлоссберга
5.2. Дифференциальная концепция Мак-Дугалла
5.3. Дифференциальная концепция Плутчика
5.4. Дифференциальная концепция Томкинса
5.5. Дифференциальная концепция Изарда
Глава 6. Развитие теории эмоций в трудах отечественных ученых 39
6.1. Н.Я. Грот об эмоциях
6.2. Биологическая теория П.К. Анохина
6.3. Потребностно-нформационная теория П.В. Симонова
6.4. Концепция Б.И. Додонова
6.5. Дифференциально-психологическая концепция структуры эмоциональной сферы человека Е.П.Ильина
6.6. Уровни эмоционального реагирования по С.Л. Рубинштейну
6.7. Представления об эмоциях в трудах Н.А.Леонтьева
6.8. Разработка теории эмоций у В.К. Вилюнаса
Глава 7. Эклектические теории эмоций …………………52
7.1. Функционалистическая концепция Кампоса
7.2. Коммуникативная концепция Оутли - Джонсон-Лэрда
7.3. Контрольная концепция Карвера - Шайера
7.4. Нейрокультурная концепция Экмана
7.5. Кросс-культурная концепция Мацумото
Заключение …………………………………………………………63
Библиография ………………………………………………………65
В дальнейшем Джемс признал, что телесные изменения действительно возникают не как прямая реакция на внешний раздражитель, но как сложная двигательная реакция являющаяся результатом придания значимости произошедшему изменению. Такой процесс может происходить только при участии высших мозговых центров.
Теория Джемса-Ланге неоднократно подвергались критике. В первую очередь отмечалось, что ошибочно само исходное положение, в соответствии с которым каждой эмоции соответствует свой собственный набор физиологических изменений. Экспериментально было показано, что одни и те же физиологические сдвиги могут сопровождать разные эмоциональные переживания. Другими словами, физиологические сдвиги имеют слишком неспецифический характер и потому сами по себе не могут определять качественное своеобразие и специфику эмоциональных переживаний. Кроме того, вегетативные изменения в организме человека обладают определенной инертностью, т.е. могут протекать медленнее и не успевать следовать за той гаммой чувств, которые человек способен иногда переживать почти одномоментно (например, страх и гнев или страх и радость).
Ч. Шеррингтон, основываясь на экспериментальных данных физиологов, которые в конце XIX века изучали влияние разрушения структур, проводящих в мозг соматосенсорную и висцеросенсорную информацию, сделал вывод, что вегетативные составляющие эмоции вторичны, а психическое состояние, как продукт мозговой деятельности – первично.
У. Кеннону удалось в процессе эксперимента установить, что даже если все физиологические проявления эмоции исключаются путем рассечения нервных путей между внутренними органами и корой головного мозга, то переживание эмоции остается. Физиологические изменения присутствуют как компонент эмоции на столько, на сколько они необходимы в адаптивном смысле (например, для мобилизации возможностей организма при эмоции страха в опасной ситуации).
Эксперименты показали:
- при разных эмоциях возникают
похожие физиологические
- физиологические сдвиги
- искусственно вызванные
Л. С. Выготский [9] пишет об этом: «Тем самым один из основных аргументов Джемса – его знаменитый тезис об умственном вычитании симптомов эмоций был проверен экспериментально». Джемс утверждал, что если мысленно вычесть из эмоции ее органическую составляющую, то не останется и эмоции. Эксперименты показали, что это не верно.
У. Кеннон сделал из этого вывод, что эмоции являются результатом специфической реакции центральной нервной системы, а точнее – таламуса. Он выстроил следующую схему возникновения эмоции:
Раздражитель ---------> возбуждение таламуса ---------> эмоция ---------> физиологические изменения.
Фактически Кеннон смог доказать, что эмоции вовсе не отмирают, а умирают инстинктивные компоненты эмоций. Этот процесс Л.С. Выготский характеризует так: «У людей эмоция переносится в совершенно новую сферу психическую».
Позднее П. Бард показал в своих исследованиях, что эмоциональное переживание и соответствующие физиологические изменения, возникают почти одновременно. Получаем:
Эмоция
Раздражитель
Физиологические изменения
2.3. Сосудистая теория выражения эмоций И.Уэйнбаума и ее модификация
И. Уэйнбаум в начале ХХ века предположил, что лицевые мышцы регулируют мозговой кровоток, так как заметил их тесное взаимодействие. В свою очередь изменение кровотока мозга в сознании фиксируется, как смена переживаний.
В настоящее время Р. Заянц полагает, что лицевые мышцы регулируют венозный мозговой кровоток. Проводился эксперимент в ходе которого при вдувании теплого воздуха в ноздри возникали приятные ощущения, а при вдувании холодного- неприятные. Причиной этого названо изменение температуры мозга, в том числе гипоталамуса, из-за изменения температуры притекающей в мозг крови.
Существующую связь знака эмоций с температурой лба и зависимость между изменением температуры тела и эмоционального тона ощущений в зависимости от произносимых фонем, Аделмен и Заянц объясняют тем, что при произношении разных фонем активируются различные лицевые мышцы, что влияет на степень охлаждения венозной крови.
Заянц утверждает, что эфферентные сигналы от лицевых мышц могут быть толчком для возникновения эмоциональных переживаний, что согласуется с теорией Джемса-Ланге.
2.4. Активационная теория Д. Линдсли.
Центральную роль в обеспечении эмоций в этой теории играет активирующая ретикулярная формация ствола мозга. Активация, возникающая в результате возбуждение нейронов ретикулярной формации, выполняет главную эмоциогенную функцию. Согласно этой теории, эмоциогенный стимул возбуждает нейроны ствола мозга, которые посылают импульсы к таламусу, гипоталамусу и коре. Таким образом, выраженная эмоциональная реакция возникает при диффузной активации коры с одновременным включением гипоталамических центров промежуточного мозга. Основное условие появления эмоциональных реакций — наличие активирующих влияний из ретикулярной формации при ослаблении коркового контроля за лимбической системой. Предполагаемый активирующий механизм преобразует эти импульсы в поведение, сопровождающееся эмоциональным возбуждением.
Эта теория не объясняет всех механизмов физиологического обеспечения эмоций, но она позволяет связать понятия активации и эмоционального возбуждения с некоторыми характерными изменениями в биоэлектрической активности мозга.