Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 13:16, курсовая работа
Эмоции дают человеку пристрастность, без которой немыслим ни один активный его шаг. Они обнаруживают свое влияние на производстве и в семье, в познании и искусстве, в педагогике и клинике, в творчестве и душевных кризисах человека. Научение через переживание (как в личностном, так и в социальном плане) не менее, а быть может и более важно, чем накопление информации.
Изучать эмоции сложно в силу динамики эмоциональной сферы и ее непрерывной включенности в регуляцию процессов жизнедеятельности, ее обусловленности, как потребностями человека, так и особенностями культуры, общества и тех реальных ситуаций в которых оказываются люди.
Введение ……………………………………………………………………4
Глава 1. Начальный этап становления теорий эмоций ……………5
1.1. Интеллектуалистическая позиция И.Ф. Гербарта и сенсуалистической позиция Ф. Дюфура
1.2. «Ассоциативная» теория В.Вунда
1.3. Эволюционная теория Ч.Дарвина
Глава 2. Физиологические теории эмоций ………………………7
2.1. Периферическая концепция Джемса-Ланге
2.2. Таламическая концепция Кэннона - Барда
2.2. Сосудистая теория выражения эмоций И.Уэйенбаума
2.4. Активационная теория Д. Линдсли
Глава 3. Когнитивные теории эмоций ………………………………15
3.1. Двухфакторная концепция Шехтера - Сингера
3.2. Когнитивно-мотивационная концепция Лазаруса
3.3. Концепция когнитивного диссонанса Фестингера
Глава 4. Функциональные теории эмоций …………………………22
4.1. Комплексная концепция эмоций Крюгера
4.2. Активационная концепция эмоций Даффи
4.3. Мотивационные концепции эмоций Бартлетта, Янга и Липера
Глава 5. Дифференциальные теории базовых эмоций …………27
5.1. Дифференциальная концепция Вудвортста - Шлоссберга
5.2. Дифференциальная концепция Мак-Дугалла
5.3. Дифференциальная концепция Плутчика
5.4. Дифференциальная концепция Томкинса
5.5. Дифференциальная концепция Изарда
Глава 6. Развитие теории эмоций в трудах отечественных ученых 39
6.1. Н.Я. Грот об эмоциях
6.2. Биологическая теория П.К. Анохина
6.3. Потребностно-нформационная теория П.В. Симонова
6.4. Концепция Б.И. Додонова
6.5. Дифференциально-психологическая концепция структуры эмоциональной сферы человека Е.П.Ильина
6.6. Уровни эмоционального реагирования по С.Л. Рубинштейну
6.7. Представления об эмоциях в трудах Н.А.Леонтьева
6.8. Разработка теории эмоций у В.К. Вилюнаса
Глава 7. Эклектические теории эмоций …………………52
7.1. Функционалистическая концепция Кампоса
7.2. Коммуникативная концепция Оутли - Джонсон-Лэрда
7.3. Контрольная концепция Карвера - Шайера
7.4. Нейрокультурная концепция Экмана
7.5. Кросс-культурная концепция Мацумото
Заключение …………………………………………………………63
Библиография ………………………………………………………65
№ п / п |
Адаптивное поведение (адаптивный комплекс) |
Первичная эмоция |
|
1 |
Объединение - поглощение пищи и воды |
Принятие |
|
2 |
Отвержение - реакция устранения, выделение, рвота |
Отвращение |
|
3 |
Разрушение - устранение препятствия на пути удовлетворения потребности |
Гнев |
|
4 |
Защита - ответ на боль или угрозу боли |
Страх |
|
5 |
Воспроизведение - ответы, связанные с сексуальным поведением |
Радость |
|
6 |
Депривация - потеря объекта, приносящего удовлетворение потребности |
Горе |
|
7 |
Ориентировка - ответ на контакт с новым незнакомым объектом |
Испуг |
|
8 |
Исследование - случайные действия в изучаемой окружающей среде |
Любопытство |
|
Соответственно, поведенческим полярным парам ставятся в соответствие пары базовых эмоций:
разрушение (гнев) защита (страх),
объединение (принятие, одобрение) отвержение (отвращение),
воспроизведение (радость) депривация (горе, уныние),
исследование (любопытство) ориентировка (испуг).
В свою очередь каждое из этих измерений включает целый спектр сходных эмоций. Так, отвержение включает скуку, нежелание, антипатию, отвращение, омерзение и ненависть, а депривация - задумчивость, меланхолию, печаль и скорбь. Все эти измерения представляют полярные пары: объединение - отвержение, воспроизведение - депривация, защита - разрушение, исследование - ориентировка. Такие представления позволяют Плутчику строить трехмерную структурную модель эмоциональной сферы [3].
Каждая долька перевернутого конуса (показанного вверху) представляет базовую эмоцию, а вертикальная ось - параметр интенсивности.
Поперечный разрез этого конуса (показанного внизу) и дает восемь базовых эмоций образованных 4-мя противоположными парами (секторы круга, противоположные друг другу), в то время как соседние по кругу эмоции образуют чувства [3].
Любовь.
Угрызение совести
Путем соединения первичных эмоций могут формироваться более сложные (вторичные) эмоции: 8 первичных эмоций дают 28 парных комбинаций и 56 тройных комбинаций. Следовательно, Плутчик предлагает следующие формулы:
гордость = гнев + радость;
любовь = радость + принятие;
любопытство = удивление + принятие;
скромность = страх + принятие;
ненависть = гнев + удивление;
вина = страх + радость или удовольствие;
сентиментальность = принятие + горе.
По мнению Плутчика каждой первичной и каждой вторичной эмоции, под которой подразумевается комбинация двух или нескольких первичных эмоций, соответствует определенный физиологический и экспрессивно-поведенческий комплекс.
В другом исследование эмоций Роберта Плутчика на макаках с применением электростимуляции мозга с помощью микроэлектродов показало, что можно перевести язык эмоции на более простой язык поведения и приспособительных функций.
В результате он построил таблицу из трех языков для описания эмоциональных состояний [3].
Таблица "Языки описания эмоций по Плутчику"
Субъективный язык |
Язык поведения |
Язык функций |
|
Страх, ужас |
Избегание |
Защита |
|
Гнев, ярость |
Атака |
Разрушение |
|
Радость, экстаз |
Спаривание, владение |
Воспроизведение |
|
Печаль, скорбь |
Потеря контакта |
Депривация |
|
Принятие, жадность |
Еда |
Объединение |
|
Отвращение |
Рвота, дефекация |
Отрицание |
|
Ожидание |
Поиск ощущений |
Исследование |
|
Удивление |
Остановка |
Ориентация |
|
По представлению Плутчика, его теория эмоций может оказаться полезной в сфере изучения личности и в психотерапии, т.к при ряде его исследований им было установлено, что при постоянной блокировки адекватных моторных реакций в конфликтных или фрустрирующих ситуациях вызывает хроническое напряжение в мышцах, которое может служить показателем плохой адаптации. А также на основании модели Плутчика была разработана методика EPI (Emotions Profile Index) для оценки относительной силы каждой из 8 базовых эмоций у любого индивида на основе выраженности соответствующего поведения. Следовательно, теория Плутчика может быть использована, как мотивационно-поведенческая концепция эмоций .
6. Развитие теории эмоций в трудах отечественных ученых
6.1. Н.Я. Грот об эмоциях
Одним из первых в России тему эмоций, как необходимую составляющую изучения психической жизни человека, в конце XIX века поднял русский философ-идеалист и психолог Н.Я. Грот [11]. В качестве основной единицы анализа психической жизни он рассматривал так называемый «психический оборот», который состоит из: ощущения, чувствования (эмоции), умственной переработки и волевого решения, переходящего в действие. По поводу эмоциональных процессов Грот Н.Я. писал: «Термин чувствований, по нашему мнению, должен обнимать собою только, но зато и всю совокупность явлений удовольствия и страдания, т.е. те пассивные психические состояния, которые можно рассматривать как продукт субъективной оценки действующих на нервную систему раздражений, какой бы источник они не имели - внешний или внутренний.» [11, с. 63] По утверждению Н.Я. Грота, в отличие от ощущений, которые не способны регулировать процессы организма, эмоции, как продукт субъективной оценки ощущений, служат также оценке внутренних и внешних отношений организма. Гармония и дисгармония внешних и внутренних отношений становятся источниками удовольствия и страдания. Сложные чувства образуются сочетанием простых эмоций между собой и чувствований с ощущениями или идеями. При этом Грот Н.Я. полагал, что первичным чувствам и волнениям соответствуют конкретные представления из области познания; вторичным - конкретные понятия; более сложным чувствам - отвлеченные понятия.